Вместо предисловия

Голиб Саидов
    

         На протяжении всей истории эволюции человечества, можно проследить, что обряды являлись неотъемлемым элементом, сопровождающими повседневную жизнь любого народа. Со временем, по мере накопления опыта, а также в результате общего развития, связанного с различного рода открытиями в области географии, медицины, химии, физики и прочих наук, человечество естественным образом расставалась с некоторыми из них. Однако, многое из наследия наших предков бережно хранится и передается из поколение в поколение и по сей день. И дело тут вовсе не в суеверии или в бездумном копировании. Здесь, вероятно, следует исходить из совершенно иных критериев.
         Этнография народов, включающая в себя изустное творчество, обряды, орнаменталистику, сказки, частушки и еще многое-многое другое, наиболее рельефно отображает сущность того или иного народа, его философскую концепцию устройства вселенной, его мироощущение, словом - его взгляд на окружающий мир.
         Все это, должно быть, представляет интерес для здоровой части населения планеты и не оставляет её равнодушной когда возникает угроза забвению каким-либо народом своего исторического прошлого, своих корней, своих традиций. Поскольку именно в этих традициях, в этой обрядности и кроется то самое первоначальное зерно, которое отображает сущность того или иного этноса, его самобытность и исключительную прелесть данной культуры.
         Учитывая вышесказанное, я попробовал осуществить робкую попытку: раскрыть, показать и описать неискушенному читателю некоторые из обрядов, которые по сию пору живут и здравствуют, поддерживая многовековые традиции, в одном из самых замечательных мест Средней Азии, а именно - в бухарском регионе.
         Излишне говорить о том, насколько богато историческое наследие данного региона, имеющего почти трех тысячелетнюю историю. За столь огромный период времени, сменилось немалое количество завоевателей и кочевых народов, которые, смешавшись с коренным населением, оказали значительное влияние не только на культуру, но также и на внешний вид бухарцев, на их мировосприятие, наложив особый отпечаток, выражающийся, прежде всего, в терпимости к иной культуре, иной народности, иному образу мысли.
         Изучение данного этнографического материала позволяет не только насладиться зрительно и эстетически, но также, более близко, вплотную познакомиться с непосредственной жизнью простого бухарца, представить для себя - чем он "дышит" и живёт в этом сложном и противоречивом мире.
         Кроме того, данный материал, по мнению автора, способствует сближению культур и устраняет различного рода стереотипы, которые имеют место быть и ложно ассоциируются в сознании обычного обывателя с "Востоком" и "восточным менталитетом", неверно трактуя те или иные особенности и поступки в жизни коренного населения.
         Представляя на суд зрителя свою работу, автор счёл необходимым подчеркнуть, что данный материал ни в коей мере не претендует на серьезную научную монографию, поскольку главной целью является её научно-популяризаторский аспект, позволяющий раскрыть перед русско-язычной аудиторией богатое этнографического наследие прошлого данного региона, народ которого, пройдя сквозь многочисленные тернии, сумел пронести и сохранить свою культуру, являющейся, в свою очередь, частью всеобщей мировой культуры.