Этнографические данные о руси

Башмак
               
ГЛАВА 2.ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
                О РУСИ.
В византийских источниках термин «Русь»употреблялся очень редко.Он трижды встречается у Никиты Хониата,однажды у Феодора Продрома и несколько раз в эпиграммах и письмах.В официальных и полуофициальных документах,как правило, упот-реблялось именно это название.При определении народностей ко-чевых племён,изучаемых в связи с русской историей,необходимо помнить,что в византийских источниках наблюдаются многочис-ленные различия в толковании этнонимов.Этим страдают все ви-зантийские источники,так как они в основном,ориентировались на так называемых «античных» авторов.
Как известно,турки-сельджуки в текстах оказываются «пер-сами»,венгры называются не только уграми,но и «пеонцами», »ге-пидами»,»паннонцами»,»гуннами»,»миссийцами» и «скифами». Жи-тели Адриатического побережья—далматами, иллирийцами, гета-ми,даками,а население нижнего Дуная—гетами,даками и скифа-ми.Наблюдается и другая особенность в наименовании наро-дов:»северный» может означать русских,а «западный»—тюрских кочевников.
Иоанн Цец даёт такую картину расположения населения в северном Причерноморье.У Тавра и Азовского моря живут кимме-рийцы,где находится озеро Сиваш.К северу от Чёрного моря и к востоку от Каспийского живёт одна из ветвей скифов—меотские скифы.Другая часть—кавказские скифы—граничит с Каспийским морем и гуннами и узами.Третья группа—оксианские скифы—жи-вут среди «индийских» гор.Среди северных народов называются агафирсы,гелоны,меоты,иссидоны.
Данная глава не случайно начинается с обзора византийско-го источника.Византийские хроники Иоанна Малалы,Георгия Син-келла,Георгия Амартола,патриарха Никифора и других использо-валась составителями «Повести временных лет» и другими рус-скими летописями и хронографами в качестве источника сведений по древнейшим периодам всемирной истории,раннему христиан-ству,расселению и обычаям народов,населявших территорию Ру-си.
Лишь в конце 17-го века было создано первое произведе-ние,непосредственной целью которого стало собирание древней-ших свидетельств по истории юга России.Это была написанная в 1682 году и изданная позже «Скифская история» А.Лызлова.В ней впервые непосредственным объектом исследования становится начальный,первый период освоения византийских источников с целью изучения истории России.Начиная с этого времени появля-ются работы, в которых главной темой стала попытка достоверно разобраться в истории своей страны и её взаимосвязи с мировой историей.
«К настоящему изменился взгляд на средневековый текст в целом.Фактологическое,»потребительское»отношение к источнику уступило место восприятию культуры прошлого в категориях, аде-кватных представлениям изучаемого времени.Перед специалистом встала проблема не выборки из источника нужных ему отдельных фактов,а критического постижения сложности,многоплановаости самого факта,самого средневекового слова,передающего сообще-ние о событии.
При таком подходе возможным становится выявление субъ-ективной позиции информатора,его оценки,т.е. встаёт задача по-стижения мировидения создателя памятника прошлого  в целом, определяющего частные суждения.С этим связаны попытки вос-создать систему воззрений автора на политические, этниче-ские,географические и другие вопросы, представляющие обычно первостепенный интерес в плане рассматриваемой проблемати-ки».(40.стр.62-63).
С этой целью,чтобы понять всю сложность поднятой те-мы,рассмотрим исследования авторов занимающихся данной проблематикой.Благодаря сложности в наименовании племён, на-селявших Степь и Алаутскую(Русскую) равнину различные авторы одно и то же племя именуют по-разному. В.П.Буданова(62.стр.199-238),провела анализ византийских,римских и русских источников и приводит имена,которыми различные авторы называли наро-ды,населявшие территорию Древней Руси.
  Аварины—племя,населяющее истоки Вислы у разных авто-ров называются и абаренами,и абаринами,и аваренами,и аварна-ми.
Аламанны—алабаны,аламанои, аламбанны, аламбаны, Батавы—бавы,бактавы,бастаи,батавины, батаи,баталы, бата ны,батвы,батины,баттавы,бетавы,патавы.
Бургундионы--буругундионы, бугунты,бурбундионы, бур-бунды,бургодионы,бургозоны, бургонзионы,бургондионы, бур-гундионы,бургундеи,бургунзионы,бургунзоны и ещё 11 наимено-ваний.
Вандалы—бандалы,бардулы,бландалы, бландулы,валанды, Готы—гонты,готии,готоны,гунты.
Херуски—эруски,херусхи,херусики,херуки, херкики,хайруски, хайрусики.
Кимвры—кебры,кембры,кибры,кимберы,кинпоры,кипры, кон бры.
Лангобарды--лангиобарды,ланкобарды, лонгибарды, лонго-барзианы.
Саксоны—сабоны,саксы,санксоны,сантоны,сассоны.
Франки—фра-ки,франги,фанки,франты,франхи,францисканы.
Свевы—свабиты,свавы,свебы,свеи, све-ны,сверы,сви,свовы, севбы,севы,сингамбры,соэбы,суэбы.
Даже из этого короткого перечня ясно,что имена племенам давались произвольно.Рассмотрим племя,которое послужило ос-новой будущих многочисленных народов: славян.Древние писа-тели описывали их движение по Европе по разному,но их путь, в основном,не претерпел существенных изменений в их расска-зах.Они двигались из Сарматии и направлялись к Немецкому мо-рю,к Дунаю и к центру Алаутской равнины.Элий Спарти-ан,Капитолин и Флавий Вописк называли их роксоланами,Плиний называл их троксоланами,Страбон—расналы и роксаны,Рафаэль Волатеранский—рутенами.Сейчас же их принято называть рус-скими,так как и по-русски и по-славянски Россея означает не что иное,как рассеяние:так сообщает Прокопий Кесарийский.Более поздние «античные» писатели называли их рассеянный народ.
Среди земель,принадлежащих славянам упоминалась также и Югария,из которой,по мнению византийских историков,вышли гунны и заняв Паннонию,под предводительством Аттилы разгро-мили многие страны Европы.Руссы,по мнению Герберштей-на,гордятся тем,что их подданные в прежние времена подчинили себе великие страны в Европе.Как пишет Герберштейн,славяне потому достигли такого могущества,что все иные народы,жившие среди них,они либо изгнали,либо заставили принять их образ жиз-ни.
По византийским источникам интересно проследить за воз-никновением слова «славяне» или «словины» и его значением.Все источники говорят,что это слово не является древним.Конечно,не совсем понятно,что имели ввиду авторы говоря «не древним». Впервые славяне были упомянуты Прокопием Кесарийским, кото-рый описал войну Юстиниана с готами.Почти одновремённо с ним Иордан Аланский употребляет имя славян,ясно показывая,что то-гда это имя было новым.Упоминает славян в своей «Истории» Блонд,описавший события за сто лет до падения Римской Импе-рии.
Другие «античные» источники(Меланхтон,Абрам Ортелий, Пётр Марцелл)считают,что первым упомянул о славянах Птолемей Александрийский,который в своих таблицах помещает славян, на-зывая их ошибочно суланами,в Европейской Сарматии рядом с финнами,которые также являются славянами.Эти источники назы-вают славян также и силанами,утверждая,что теперь(т.е.в во вре-мена описываемые)их называют склавонами.Единственное,что не вызывает сомнения,что название славян часто писалось по-разному и несомненно искажалось.
Считается,что греки,не понимая значения слова «славяне» превратили его в склавины,а итальянцы—в склавы.Эта ошибка,как считают византисты произошла от Прокопия Кесарийско-го,который так обозначил их в своих трудах.Мартин Кромер счита-ет,что этот термин ввели итальянцы,которые стремились сгладить произношение и произносили i вместо l.Вместо slauo произносили siauo. Из-за почти одинакового произношения слов siauo  и sciauo итальянцы,не зная славянского языка,при переводе на латынь стали вместо slavo писать sklavo.Возможно,и неприязнь итальян-цев, живущих на Адриатическом побережье к славя-нам,объясняется почти полным их истреблением в прошлом сла-вянами.
                Мавро Орбини.
Мавро Орбини(321) приводит мнение Иоанна Дубравия,что славяне или славины получили свое имя от «slouo»,что у сарматов означало «слово»,так как все сарматские народы,рассеянные по земному шару,говорят на одном языке.Из-за единобразия в произ-ношении их и стали называть словины.Это согласуется с утвер-ждением Мартина Кромера о том,что словины получили своё имя от слова,поскольку отличались правдивостью,были тверды и верны данному ими слову.И сегодня(т.е. тогда,когда писал свою книгу Орбини) у поляков и богемцев весьма порицаются те,кто не держит данного обещания и им мстят не только пощёчиной ,но и оружием.
Славяне назывались разными именами:вандалы, бургун-дионы,готы,остроготы,визиготы,гепиды,аланы,верлы или герулы, ава ры, скиры,гиры,меланхлены,бастарны, певкины,даки, шведы, норманы,фенны или финны,укры или ункраны,маркоманы,квады, фракийцы и иллирийцы.Все они были славянами считает Орбини и говорили на одном языке.Вышли они со своей общей родины Скандинавии(кроме иллирийцев и фракийцев) и назывались од-ним именем—готы.Франческо Иренико говорит о том,что и анты, которые по показаниям Прокопия были настоящими славяна-ми,были готами.Он пишет,что от готов происходят славяне, анты, авары, скиры,аланы и другие народы.С этим утверждением согла-суются также свидетельства Аблавия,Иордана Аланского и Павла Барнефрида.Прокопий в 1-й книге «Войны с вандалами» при опи-сании деяний варваров,вторгшихся в Римскую империю при Гоно-рии,говорит,что в прежнее время готских племён было мно-го,много их и теперь,но самыми большими и могущественными из них были готы,вандалы,визиготы,гепиды,прежде называвшиеся сарматами.Некоторые авторы называли их гетами.Все они разли-чались по названию,но сходились во всём остальном.Все они имели светлую кожу,доходящие до плеч длинные русые волосы, крупное телосложение и приятную внешность.У них были одни за-коны,все они исповедовали арианство(первоначальное иудейст-во),имели один язык,называемый готским.Вышли они из одного племени,приняв впоследствии различные названия по именам своих полководцев.
Это мнение разделяют Никифор Каллист,Ф.Мартин и Луций Фавн.И коль скоро вандалы настоящие готы,нельзя отрицать и то-го,что славяне также являются готами.Многие известные писатели подтверждают,что вандалы и славяне были одним народом. Блонд,к примеру,говорит,что вандалы,названные так по имени ре-ки Вандал,впоследствии стали называться славянами.Иоанн Ве-ликий Готский пишет,что вандалы и славяне одной нации и отли-чаются только по названию.М.Адам говорит,что славяне—это те,кто прежде назывались вандалы.Джамбулари пишет,что по мно-гочисленным свидетельствам в своём древнейшем корне вандалы были готами,даже если впоследствии и стали им крайне враждеб-ны.Подобных примеров история знает немало.
Они проживали в той части Германии,где сейчас находится Моравия,Силезия,Богемия,Польша и Руссия,от Германского океана на севере до Истрии и Славонии на юге.В подтверждение этого Джамбулари приводит то красноречивое обстоятельство,что во всех этих провинциях говорят на одном языке.Это же утверждает Альберт Кранций и Пётр Суфрид,причём последний пишет,что древние племиена были изгнаны маркоманами,т.е. вандалами, ко-торые до настоящего времени удерживают Богемию.Таким обра-зом, богемцы—это вандалы,получившие своё имя от древнего на-звания провинции.Ранее они были маркоманами или,говоря более широко,вандалами.Далее он говорит,что весфалы и остфалы бы-ли вандалами и назывались валами,поскольку вандалы имели не одно,а несколько различных названий:вандалы,венеды, венды, генеты,венеты,виниты,славяне и валы.Из всего сказанного явст-вует,что ни один из народов Германии не был так велик,как ванда-лы,которые выводили свои колонии в Азию,Африку и Европу.В Европе они обосновались на всём протяжении от севера до юга,от Германского моря до Средиземного.Поэтому московиты, руссы, поляки,богемцы,черкасы,далматинцы,истрийцы,боснийские хор-ваты,болгары,рассияне и многие другие народы,хотя и различа-ются по названию,тем не менее одной вандальской нации.
Альберт Кранций,желая показать единство славян и ванда-лов,называет славян не иначе как вандалами.Яркое подтвержде-ние тому даёт и Сигизмунд Герберштейн,сообщая,ссылаясь на русские летописи,что не сумев достигнуть между собой согла-сия,русские для выбора нового князя призвали правителей из Вагрии, знаменитой в прошлом вандальской провинции, располо-женной рядом с Любеком и Голштинским герцогством. Вандалы, которые в то время были очень могущественны и имели то же на-речие,обычаи и веру,что и русские,послали к ним трёх братьев из числа самых именитых и влиятельных среди них.Ими были Рю-рик,Синав и Трувор.Рюрик получил Новгородское княжест-во,Синав сел на Белом озере,а Трувор получил княжество Псков-ское и имел престол в городе Изборске.Пётр Атропий Померанский также не разделяет вандалов и русских.Он пишет,что на всём про-тяжении морского пути от Голштинии до Ливонии жили только вандалы,или славяне. Поэтому можно утверждать,что го-ты,визиготы,вандалы и геты были одной и той же славянской на-ции.
Прокопий Кесарийский,находившийся в войсках Велизария во время его походов против готов и лично посетивший все эти народы,также признаёт,что все они одной нации,имеют одно имя и говорят на одном языке,готском.О происхождении аланов писал Пётр Крусбер в своём труде о северных народах.Он утвержда-ет,что они были венедами,т.е. славянами.Это подтверждает также Еремей Русский и Матвей Меховский,причём ,последний пишет,что аланы,вандалы,свевы,бургунды жили в царстве Польском и гово-рили на польском,т.е. славянском языке.Крусбер причисляет к сла-вянам и верлов.Гельмольд устраняет все сомнения,помещая вер-лов среди славян,живущих на Венедском море.Некоторые писате-ли ошибочно называют их герулами,но настоящим именем их было верлы,что на славянском языке означает гор-дый,жестокий,надменный народ.Автор,описавший жизнь королей Франции Пипина,Карла Великого и Людовика,открыто говорит о том,что авары были одной крови со славянами.Своего короля они,как и славяне булгары,называли Каган или Коган.
По общему мнению многих писателей,в прошлом славяне жили в Дакии и назывались даками,причём перед вторжением гун-нов жили в этих местах вместе с римлянами.Память об этом и сей-час сохранилась в Дакии,поскольку в Молдавии и Валахии, кото-рые являются древней Дакией,в общественных надписях и рели-гиозных службах используется славянский язык и пись-мо.Молдаване по наречию близки к руссам или московитам,валахи больше схожи с рассианами.
Как утверждают Крусбер и Иренико шведы или свевы, нор-маны и булгары суть славяне.По свидетельству Вольфганга Ла-ция,норманы являются потомками маркоманов.Сигиберт и Эйнгард к норманам относят и руссов.Об ункранах Эйнгард упоминает в жизнеописании Карла Великого и причисляет их к славянам. Абрам Ортелий одних называет украми,других ункрани.
Кроме перечисленных выше свидетельств учёных мужей и знаменитых писателей,с помощью которых  было показано един-ство происхождения  перечисленных народов со славяна-ми,можно доказать это и по личным именам,упоминаемым разны-ми авторами,описывавших историю готов и других северных на-родов.Вот эти имена: Видимир,Валамир,Сигимир, Теодо-мир,Фригимир, и Об рад.Эти имена собственно славянские.
Трибеллий Поллион говорит,что выйдя со своей прародины Скандинавии при царе Берихе готы вначале напали на ульмеру-гов,изгнав которых,заняли всю их страну.После этого под предво-дительством царя Филимира готы двинулись на Скифию, назы-вавшуюся Овин.Это не значит,что готы были скифами ,как думают итальянские авторы,потому что изгнав скифов готы завладели их царством.Только часть скифов была готами.
                Л.Н.Гумилёв.
Лев Гумилёв(140,141,142,145) все проблемы с возникновени-ем и продвижением племён сводит к пассионарности. »Пассионар ность--это признак,возникающий вследствие мутации (пассионар ного толчка) и образующий внутри популяции некоторое количе-ство людей,обладающих повышенной тягой к дейст-вию.Пассионарии стремятся изменить окружающее и способны на это.Это они организуют далёкие походы,из которых возвращаются немногие.Это они борются за покорение народов,окружающих их собственный этнос,или,наоборот,сражаются против захватчи-ков.»(145.стр.13).
Древние славяне зародились в верховьях Вислы,на берегах Тиссы и на склонах Карпат.Во время Великого переселения наро-дов славяне продвинулись к западу,северу и югу до берегов Бал-тийского,Адриатического и Эгейского морей.На северо-востоке со славянами соприкасались литовцы,латыши,пруссы,ятвиги.Они заняли почти пустые места и распространились довольно широ-ко.На северо-востоке с ними соседствовали финские племе-на.Великое переселение началось вследствие пассионарного толчка от берегов южной Швеции,которая называлась тогда Готи-ей.
Готы вышли к Чёрному морю и начали совершать набеги на Грецию.Великолепная римская пехота,хорошо обученная, воору-жённая короткими мечами,более удобными в бою,потерпела пора-жение от диких кочевников.(Такую несуразицу мог придумать толь ко Л.Гумилёв.Как могли дикие кочевники объединиться для совме-стных действий.Однако,про это  поговорим немного дальше).Готы подчинили себе почти всю Восточную Европу,степи Крыма и сам Крым.Могучее государство(!!!) погибло из-за измены.Германариха покинул один из подвластных готам вождей племени росомонов.
А из Китая стали наседать гунны.Гумилёв рассказывает сказ-ку о зарождении государства хуннов их вождём Модэ.Затем Рим и Китай погибли из-за того,что правители и богатые люди тратили деньги на покупку шёлковых тканей и у них не осталось денег на выплату зарплаты солдатам(!!!!!!).Хунны,видя что Китай погиб, от-правились к берегам Волги(!).Они разгромили аланов,породнились с вогулами и заняли пространство от Урала до Дона.
Готы были обессилены войнами со славянами(!!),поэтому гунны легко их победили,а славяне участвовали естественно(!!),на стороне гуннов в этой войне.Готы,которые исповедовали перво-начальное иудейство(арианство) пытались укрыться в Визан-тии,но римляне исповедовали православие(это в четвёртом-то ве-ке!) и союз не получился.Тогда готы осадили Константинополь и могли его взять,но римлянам помог случай(!).Арабский(!) всадник догнал гота,перерезал ему горло и напился крови.Готы испугались и бросились бежать(это варвары-то!).
Славяне в 4-м веке заняли Волынь и южные степи до Чёрно-го моря.Заняли также бассейн реки Припяти и южную Белорус-сию.В северной части Белоруссии поселились венеды.В 7-м веке западнославянские племена—радимичи и вятичи—распространи лись на юг и восток до Сожа,притока Днепра и до Оки,притока Вол-ги.Для славян было бедствием соседство с древними русса-ми,которые сделали своим промыслом набеги на соседей.В своё время руссы,побеждённые готами,бежали частично на восток, час-тично на юг,откуда они пришли в Австрию.Часть руссов,ушедшая на восток,заняла три города Киев,Арзанию и Старую Русу.
Неравная борьба длилась долго и закончилась победой рус-сов,когда к власти у них пришёл Рюрик.Рюрик ездил в Данию,где встречался с французким королём Карлом Лысым.Потом вернулся в Новгород и захватил власть при помощи Гостомысла.После его смерти власть перешла к Олегу,который добрался до Киева,где жили славяне и убил их предводителя Аскольда.В 9-м веке про-изошёл раскол славянского единства и привёл к образованию но-вых,ранее не существовавших народов.В результате смешения славян с иллирийцами появились сербы и хорваты(!!!),а во Фракии смешение с пришлыми кочевниками положило начало болгарско-му народу(!!).Растущая пассионарность славян разбросала их по всей Европе.
               
               

                Д.Иловайский.(191,192,193,198).

В степях Причерноморья господствовал многочисленный кочевой народ Скифы.Памятником этого народа служат курга-ны,которыми усеяна вся южная полоса России.К северу от Скифов и так называемых Сармат,по тёмным известиям древних писате-лей,жили:Невры,Андрофаги или Людоеды,Меланхелены или Чёр-ные плащи,Гелоны,Будины.О них ходили баснословные рассказы между Греками и Римлянами(!).
Некоторые из этих народов,по всей вероятности,были фин-ские племена,которые мы там встречаем ,но под иными названия-ми.В Андрофагах думают видеть Самоедов,а в Меленхленах фин-ское племя эстов.Под именем Скифов и Сармат надобно разуметь народы Арийской семьи,а не Монгольской.Часть Скифов, вероят-но,принадлежала к Германскому племени,Готской его ветви,а Сар-маты главным образом к Славяно-Литовскому.
После Рождества Христова между Балтийским и Черным мо-рями некоторое время господствовало германское племя Готы. Потом в стране Скифов появляются новые кочевые народы, при-шедшие из-за Дона и Волги.Они недолго оставались там и вскоре ушли далее на запад—это Гунны,Авары и Угры.
Славяне составляли восточную ветвь великого Славянского племени,которое с незапамятных времён расселилось на огром-ном пространстве от верхней Волги до Адриатического мо-ря.Русские славяне(!!) занимали широкую полосу земли от озера Ильменя до низовьев Днепра и Днестра.Они  расселились отдель-ными группами,из которых более значительными были Поляне или собственно Русь,Древляне,Кривичи,Северяне,Радимичи,Вятичи,Волыняне или Бужане,Угличи и Тиверцы.
Поселения славян было рассеяны по обширным простран-ствам,преимущественно по берегам рек и озёр.Их племена распа-дались на отдельные роды,во главе которых стояли старейшины. Издревле у славян встречалось и княжеское достоинство.Так как в те времена между славянами проходили частые войны,то в такой равнинной стране как Восточная Европа,надо было строить укре-плённые города.
Славяне отличались высоким ростом,русым цветом во-лос,румяным лицом и серыми глазами.Характер их представлял смесь хороших и дурных качеств.Вооружение их состояло из де-ревянного щита,коротких копий и стрел,намазанных иногда ядом.Для ограждения личной безопасности существовал свойст-венный необразованным(курсив мой) народам обычай кровавой мести.Главным средством пропитания служили скотоводство и охота(курсив мой).Киевские славяне,т.е Поляне,были образован-нее (курсив мой) других соплеменников и находились уже в 9-м ве-ке в торговых отношениях с соседними народами.
Весь север России от Балтийского моря до Уральских гор занимало Финское или Чудское поколение.Некогда Финны обитали гораздо южнее,но славянскими и другими народами они отодвину-ты были далее на север.Главными финскими племенами были: Чудь,Весь,Меря,Мурома,Мордва,Черемисы,Пермь или Зыряне. Язык Финнов указывает на их общее происхождение с народами Тюркского племени,родиной которого считаются Алтайские го-ры.Финны с трудом добывали себе средства пропитания.
Юго-Восток России занимали народы частью Тюркского племени,частью других племён.Из них особенно примечательны Хазары и Болгары.Болгары были смесью славян с финскими пле-менами.Хазары также были смешанным народом и вели кочевую жизнь.Кроме того здесь обитали турецкие(!)кочевые орды,которые теснили друг друга и впоследствие переселились в Южную Рос-сию:Половцы,Торки и Печенеги.
В Причерноморье обитала также и Русь,племя не только ту-земное,но и Славянское.Они поклонялись славянскому божеству Перуну и говорили на славянском(!) языке.Обитали они издревле между Днепром и Азовским морем и упоминались в греческих ис-точниках как Роксоланы или Россо-Аланы.
К западу от Кривичей в области Западной Двины,Немана и нижней Вислы жило племя Литовское.Язык этого племени свиде-тельствует,что оно было родственно Славянам.Литва распадалась на племена:Жмудь,Пруссы,Корсь,Зимгола и Летгола.К Пруссам примыкали Голядь и Ятвяги,которые были истреблены Поляками и Руссами.Племена жили в непроходимых лесах и сумели развить свою языческую религию больше,нежели Славяне(!!!).
               
                А.Рамбо(518).

Великое переселение народов в 4-м веке н.э.составляет для Восточной Европы эпоху страшных переворотов.Готы основы-вают громадное государство в древней Скифии,оно разрушается гуннами,по следам которых пришли несметные финские наро-ды:авары, болгары,маджары и хазары.Из этой смеси народов вы-двигаются славяне,которые получили название славяно-русов.Славяне жили по бассейну Ильменя и по западному берегу озера Пейпус;у них были города Новгород,Псков,Изборск.Кривичи жили по истокам Западной Двины и Днепра,вокруг Смолен-ска;полочане с городом Полоцком по западному течению Западной Двины;дреговичи—на восток от Западной Двины и верховья Днепра,имели город Туров;радимичи-—на Соже,притоке Днеп-ра;вятичи—по верхнему течению Оки;древляне жили по бассейну Припяти и владели городами Овручем и Коростелем;северяне—между Десной и Днепром с городами Любечем,Черниговом и Переяс-лавлем;поляне—напротив северян,по правому берегу Днепра с го-родом Киев;белые хорваты—между Днестром и Карпата-ми;тиверцы и уличи жили по нижнему течению Днестра и Пру-та;волыняне и бужане—по Бугу и притоку Вислы.
Это перечисление славяно-русских племён показывает,что в 9-м веке в эпоху начала истории этих племён,они занимали только небольшую часть нынешней России.Они были скучены исключи-тельно в областях Западной Двины,верхнего течения Днепра, Ильменя и Днестра.В громадном Каспийском бассейне они занима-ли только истоки Волги и Оки.На западе и на севере славяно-русы граничили с прочими славянскими племенами,которые приняли различные названия:рассеяные по верхнему течению Эльбы и по обоим берегам Вислы,после вторжения чехов и ляхов образовали государства Богемию и Польшу;другие,жившие по Мораве, соеди-нились в Моравское королевство;рассеяные по низовьям Дуная образовали,после вторжения болгар Болгарское царство;сербские и хорватские племена составили Сербское,Далматское и Хорват-ское государства;у Балтийского моря славяне были поглощены германскими племенами.
Прежде чем славяно-русы заняли назначенную им историей местность,они должны были вынести на севере и на востоке борьбу с нациями,которые принадлежали к трём главным племе-нам: летто-литвою,финнами,турками,более или менее восприняв-шими финские и татарские элементы.Финны и турки принадлежат к той ветви рода человеческого,которая по имени Урала и Ал-тая,своей двойной колыбели,называется Урало-Алтайскою.
Первое из этих племён принадлежит к арийскому семейст-ву,однако отличается от германского и славянского племени.Его диалекты остались более близкими с санскриту,чем все европей-ские языки.По Неману обитали собственно жмудь и литва;на Нар-ве жили ятвяги;на западном берегу Рижского залива и у Балтий-ского моря жили корсы,которые дали имя Курляндии;на левом бе-регу Западной Двины поселились семигалы,а на правом—латга-лы,от которых вследствие смешения с финнами произошли латы-ши Южной Ливонии.
К финскому племени относились:у Лифляндского и Фин-ляндского заливов—ливы,чудь эстонская,давшая своё имя озеру Пейпус—Чудское озеро;три остзейские провинции населены на юге латышами,на севере—водь,между Волховом и морем,в стране, которую новгородцы называли Водской пятиной-—ингры или ижорцы.В Финляндии или Суомен-маа жили ещё саа-мы,разделившиеся на три нации:емь или тавасты,квены или каия-ны и карелы.Север Финляндии был занят лопью или лопарями.По берегу Ледовитого океана,от Мезени до Енисея жили самоеды.
Весь жила на Шексне и Белом озере;мурома поселилась по Оке и по её притокам Москве и Клязьме;меря—по верховьям Вол-ги.Эти племена совершенно исчезли,поглощённые русской коло-низацией.Чудь заволоченская жила по нижнему течению Северной Двины;ерзайи или зыряне занимали бассейн Печоры;пермяки жи-ли у истоков Северной Двины и Камы;вотяки или ари—по реке Вятке.Скандинавы называли эту страну Биармией,а московитяне дали ей название Великой Перми.
Угорская часть состоит главным образом из остяков и вогу-лов.Они живут на востоке Урала и только соприкасаются с Евро-пой.Прежде они жили южнее.Один из народов этой ветви, маджа-ры,заставили трепетать Европу в 10-м веке и основали королевст-во Венгрию.Между Камой и Уралом жили баш-курты,народ без со-мнения угорский,но отатарившийся и соединившийся с мещеряка-ми.На среднем течении Волги жили черемисы,чуваши и мордва.Всё странно у этих древних народов:тип,как будто стёршийся и недо-конченный;одежда,точно заимствованная у допотопной моды; нравы и суеверие,хранящие следы первобытных религий; язык, иногда столь первобытный,что у чувашей, например,нет и тысячи коренных,незаимствованных слов.
Ещё два финских народа,которые исчезли,но оставили бо-лее громкую славу,чем все предыдущие.Хазары,хотя и усвоившие турецкие черты,были главным образом финны.Отличаясь способ-ностью к цивилизации они основали обширное государст-во.Болгары и буртасы—представляли смесь финских,турецких и славянских элементов.Потомки их смешались с татарами.
Истинными коренными жителями России могут называться финские народы,а не славяне.Всюду в этой обширной области встречаются несомненные следы их пребывания.Они несколько раз занимали пространство от Ливонского залива до Урала и Ле-довитого океана и Черного моря.Они меняли место в различные эпохи в 4-9вв,уступая место вторжениям других народов.В 9-м веке они вместе с хазарами занимают уже берега Азовского и Каспий-ского морей,тогда как эстонские финны сдерживали литовские нашествия.Турецкие племена явились в России гораздо позже.В 9-м веке низовья Волги и Урала становятся добычей печенегов, ко-торые по трупам хазар пройдут к Нижнему Днепру.За ними высту-пают половцы или куманы и узы или горки.Так называемое татар-ское нашествие может считаться скорее турецким,нежели мон-гольским.

                Е.Классен(227)

Древние народы Европы,ведя кочующую жизнь,переходили с одного места на другое,и если встречали к тому препятствие,то употребляли насилие к достижению своей цели.Подвижная жизнь эта и воинственные действия должны были произвести,с одной стороны,деление народов на племена,с другой,соединение их по-рабощением одних другими или доброй волей.Почти каждое такое событие вносило новое имя в страницы истории.От этого древняя история европейских народов составляет сеть из прозвищ,так разнообразно перепутанных между собой,что трудно восстано-вить теперь порядок развития племён от первобытных народов.
Затруднение это становится ещё более оттого,что вместе с собственными именами племён вкрались в историю и прозвища их,данные им соседями,да и самие собственные имена значитель-но изуродованы в устах греков,первых историков Европы(!). Со-вершенно разграничить все эти прозвания по племенам народов есть дело невероятно сложное,ибо от продолжительного небре-жения этого предмета истина и ложь скипелись в какой-то истори-ческий конгломерат,в котором хотя и ясно различаются гетероген-ные части,но отделение их довольно трудно.В этом хаосе заплыли и имена праотцов славянских.Чтобы получить свет в истории сла-вян,надлежит сперва вывести наружу и уничтожить все прозвища их,которыми они себя никогда не называли.Сделав это,мы раскро-ем нить истории между древнейших предков—славян и их обиль-ных потомков;мы укажем,где была первобытная колыбель вели-кого Славянского племени.
Мы знаем из истории,что вся почти северо-восточная часть Европы,часть Азии между Аральским и Каспийским морями и большая часть Малой Азии заняты были некогда народом, играв-шим великую роль во всемирной истории.Действия этого народа далеко простирались на юг,север и запад.Греки называли этот на-род Скифами и делили его на несколько племён.
Так называли греки народ,которого они не знали.Сведения их о нём основывались только на показаниях караванных путеше-ственников и торговцев.Что Скифы не есть родовое имя этого на-рода,в том сознаётся и Геродот.Он говорит,что Скифы сами себя называют Сколотами.Греки,по сделанной однажды привычке на-зывать народ произвольно придуманным именем—Скифы, про-должали употреблять это название и тогда,когда им уже был из-вестен он под именем сперва арматов,а затем под грозным для Ви-зантии именем Руссов.
Скифами их прозвали понтийские греки,а по древней гео-графии страна и народ Рось,расположенные по Араксу,названы были Скифами от других народов.В истории были два царства Скифов,занимавших значительную часть Азии и половину Евро-пы. Часть этих скифов называла себя сколотами;персы называли их саками.Плиний говорит,что их называли и хазарами.Народы Скифии,ведущие кочевую жизнь,признаны всеми позднейшими историками за алан;около них сидели земледельческие ски-фы;древние кимры,подданные Скифов и алан;далее земледель-ческие скифы-борисоениты;далее кочующие Скифы;королевские Скифы жили от Герроса до Тавра.Кроме того,Скифы сидели у Аральского моря—это массагеты,в битве с которыми пал Кир.А на восток от Скифов сидели исседоны(азы-даны).
Множество Скифов перешло опять в Азию,они покорили Ми-дию,Ассирию и доходили до Египта,соорудя по пути туда город Скифополь(Симферополь).В трёх верстах от него находилась в старину скифская крепость Неаполь.Там,где нынешний Акерман, сидели Скифы под именем тирагетов.Сармато-скифский народ аорси сидел на северо-западной стороне Каспийского мо-ря.Арихи—скифское племя,сидевшее между Азовским морем и Кавказом.Далмация причислялась в старину к Фракии,а вместе с нею к Скифии,следовательно,и в Далмации сидели Скифы.
Дамна—город в Азии,жители его Дамняне-Скифы.Кельты—это скифы.Адам Бременский называет Винету скифским горо-дом.Нестор пишет,что греки называли Великой Скифией по-лян,древлян,радимичей,вятичей,хорватов,дулебов,оуличей и ти-верцов.
Сарматы были скифским племенем,потому что говорили скифским языком,но другим наречием и скифы считали,что они го-ворят испорченным скифским.Каждое племя считало свое наречие чистым,а прочие—испорченные.Очень естественно,что наречие мидийское могло разниться с наречием придонским.У Птолемая местами сливается Скифия с Сарматией.Он говорит,что границы европейской Сарматии были:на север—Северный Океан и Венед-ский залив,на западе Висла до истока своего,а на юге Сарматские горы,далее Тирас и от него до устья Борисфена,оттуда до Пере-копского залива,на восток по Меотийскому(Азовскому) заливу до устья Танаиса(Дона) и вверх по этой реке до её истока и до земли неизвестной.
Из этого явствует,что ни Геродот,ни Птолемай,ни даже позд-нейшие историки не знали настоящих границ этих царств на севе-ре;ибо ни у кого из них эти границы не смыкаются и ни один исто-рик не мог совершенно отделить Скифии от Сарматии;то тут захо-дит углом Скифия в Сарматию,то там Сарматия в Скифию,а в иных случаях они совершенно совпадают в одном месте и даже у одного и того же писателя.Не ясно ли из этого,что разговор идёт в обоих случаях об одном и том же народе.Следовательно,либо Сарматов тут не было,либо один и тот же народ назван двумя именами.
Но мы ещё более убедимся,что одному и тому же народу да-но два имени,если сообразим всё то,что говорят историки о них.Геродот говорит,что Сарматы—скифский народ,ибо они гово-рят скифским языком.Следовательно из Мидии переселены были не Мидяне,а Скифы,названные почему-то Сарматами.Птолемай го-ворит,что Алане—скифский народ.Он же говорит,что внутри Сар-матии живут алаунские Скифы,они составляют ветвь сильных Сарматов и называются Алаутянами.Маркиан говорит,что Алане и Алано-Рси—сарматский народ.Некоторые историки говорят,что Аорси—Сармато-Скифский народ и что сербы—народ в азиатской Сарматии,за Волгой.Плиний говорит,что Алане соплеменны рок-соланам,а роксолан признают большая часть историков за Сарма-тов.Он же пишет,что в Кавказском крае жили под именем Сарматов меоты,валы,сербы,аррихи,цинги и псессии.Река Серпа или Сар-па,текущая между Доном и Волгой,и река Морава,у греков Морави-ос,по Птолемаю,боковая река Дона,свидетельствуют,что тут дей-ствительно жили сербы и моравы.А сербы и моравы свидетельст-вуют об их славянстве.
Мы находим также в истории,что во времена Августа Сарма-ты были на Волге.Также,что Сарматы на Дону делились на роксо-лан и яцигов.Страбон называет всех Скифов Сарматами.Маркиан называет аланросов Сарматами.Тацит называет роксолан Сарма-тами.Шафарик говорит,что Сарматы были известны в Европе под именем яксаматов,роксолан,яцигов и алан.Маркиан Гераклейский говорит то же о Сарматии,что и Птолемай,прибавляя только,что Рудон(Двина) и Борисфен(Днепр)вытекают из Аланских гор.
Этим свидетельствуется,что Аланские и Алаунские горы оз-начают одно и то же,и напрасно некоторые историки,роясь в гео-графии,хотят отыскать эти горы в отрогах Кавказа,а некоторые даже и нашли их там,но только в своём игривом воображении.Все эти объяснения нисколько не кидают нам света на историю наро-да,занимавшего некогда Россию,но ещё более путают дело.Чтобы обзор был полнее,рассмотрим сказания о Сарматах отдельно от Скифов.
Птолемай,описывая Европейскую Сарматию,говорит:в ней живут большие народы:венеды,певкины и бастарны за Дакией,а по всему прибрежью Азовского моря яциги и аланорси.За ни-ми,далее во внутренность,амаксобы и алауны-скифы.При Чёрном море—анты.Далее,мелкие народы:на Висле,между вене-дов,гитоны,потом фенни,потом булане,между ними фругундио-ны,далее аварины,у истоков Вислы;между ними омброны,потом анартофракты,бургионы,арсиеты,сабоки,пенгиты и бяссы—у Кав-каза. Восточнее этих сидят между венетами галинды,судины и славяне до алан;между этими игилионы,чустобоки.Остаток Венед-ского залива занимают венеты,над ними оссияне,осси,а совер-шенно на севере чарвоны.Восточнее этих живут кареоты и са-лы,между ними агатирсы,аорси,пагириты;между ними савари и порусы до Рифейских гор,потом акивы и наски,между ними ивио-ны и идрийцы;между ивионами и аланами стурни.Между аланами и амаксобинами кариолы и сергачи;по изгибу Дона офло-ны,танаиты,между этими осилийцы до самых роксолан,ракалане и эксобигиты.Между поднестрян и роксолан,у самых гор,амадоки и навары.У озера Викес торрекады,а у пролива Ахиллесова тавро-скифы.Между поднестрян живут,возле Дакии,тагры,а между ними тирагеты.Вот все народы в Сарматии европейской у Птолемая.
Сказания Птолемая о народах суть пустая номенклатура,из которой ничего нельзя вывести,ибо названия все изуродованы как нельзя более,размещение племён всё перебито и перепутано, со-седями поставлены племена,сидевшие одно от другого тысячи на три верст,с севера отнесено несколько племён на юг,с юга на се-вер,с запада на восток,из середины на край.Одним словом,нет ни-какой возможности проследить все племена в том порядке,в каком они расположены у автора.
По всему видно,что при этом описании Птолемай черпал из всех возможных источников и ставил все собранные им сведе-ния,не соображая ни правильности,ни порядка,ни отношений ме-стности.Племена,поставленные восточным писателем на западе,и он ставил также на западе,тогда как они с его собственной точки воззрения сидят на востоке.Точно такая же путаница и в других от-ношениях,например,Геродотов север доходил только до Харькова и Галиции и оканчивался чарвонами;Птолемаев же север идёт поч-ти до Белого моря,а чарвонов он всё-таки ставит на самом севе-ре,ибо по недостатку географических и этнографических сведений он не мог даже и исправить неверности.То же самое вы найдёте у него и об алаунах-Скифах.Он говорит,что эти алауны-Скифы,также ветвь сильных Сарматов,в неведомые времена оставили свои места на Дону,Волге и Кавказе и отправились в дальний север—тут сейчас думается,что к Белому морю,а на деле только к источни-кам Волги и Днепра.
Кроме того,некоторые названия,по-видимому,выдержали двойной переклад:на монгольский и греческий манеры.В монголь-ском языке мы можем отыскать значение только некоторых назва-ний,явно оттуда почерпнутых,как, например,уннов,антов, бургун-дионов,кицигов,язей,якасиров или ясиров.Ун-—значит у монголов правый,добрый;ант—присяжный,клятвенный;бургундай—расколь ник;кициги—младшие; якисиры—полоненные;ути,уди,удии—зажи-га тели.При этом неизлишним будет заметить,что у монголов Сак-лаб значило «осторожный».Не у них ли заимствовали арабы слово «секлаб»,которым они именуют славян?
Итак,мнимая Сарматия европейская включала в себя всю восточную Пруссию,часть Польши,всю нынешнюю европейскую Россию и придунайские земли.Одним словом:она покрывала со-бою всю европейскую Скифию,и все славянские племена,вне Скифии жившие.Представьте себе огромное племя,всю Сарматию занявшее;оно должно быть гораздо более скифского племе-ни,которое Фукидид называет огромнейшим в мире.Но,что же ещё говорят о Сарматах.
Первое племя славянское,выплывшее из общего сарматско-го моря под собственным именем—были даки.За даками следова-ли яциги и паннонцы.За яцигами и паннонцами следовали очи-стившиеся от названий Сарматов сербы,хорваты и булгары.С того времени,когда римляне узнали настоящие племенные названия Сарматов,имя Сарматов и Сарматии исчезло в истории почти по-всеместно,и они уже являются под разными славянскими наиме-нованиями и под более общим именем славян.Со времени войн германцев со славянами исчезло имя венедских Сарматов и самих венедов. Последнее племя,с которого сняли историки общее имя сарматов,были Руссы.Это случилось уже в конце 15-го столетия нашего летоисчисления,ибо Халкокондила,в 1453 году называет ещё Россию Сарматией,но уже делит её на Великую,Белую и Чер-ную,почти подобно тогдашнему её действительному делению,и упоминает уже в ней города Москву,Новгород и Тверь.Далее мы находим,что у римлян,народ внутри европейской Сарматии,у ис-точников Днепра,племени сарматского.Это алаунская Русь на реке Порусье.
Что Сарматы говорили венедским языком,который есть на-речие славянского,явствует из следующего:папа(!)Сильвестр 2 го-ворит о походе Оттона 1 против славян.Германцы пишут,что Ови-дий изучал в Томи языки гетский и сарматский,которые принадле-жали к славянским наречиям.Апендини доказывал,что древние фракий-цы,македонцы,иллирийцы,скифы,геты,сарматы,кельтоскифы го-ворили одним славянским языком.Клуверий считает Сарматов предками венедов и слованцев.Иордан доказывает,что сарматами и меотидами называли славян,живших на Дону и Волге и после у Черного моря и Дуная.Антон выводит от волжских Сарматов буди-нов,роксолан и сербов.Гримм принимает древних иллирийцев и Сарматов за славян.Шафарик говорит,что Сарматы были известны в Европе под именами яксаматов и роксолан.Приводя сарматские слова в русском языке,как, например,бугор, курган,дей, бога-тырь,стряпчий,хорош,амбар,буза,чертог,топор—он говорит,что они заимствованы из персидского.Этим он желает доказать,что Русы не Сарматы,ибо это слова не сарматские,а только перенесе-ны Сарматами в Россию.
В этом мы нисколько не сомневаемся,ибо Сарматы пересе-лены на Дон из Мидии,следовательно,могли занести оттуда и мно-го персидских слов в Россию.Но потом он говорит,что у Сарматов было много славянских слов:князь,рача и пр.Что же доказал этим Шафарик?Что Руссы не Сарматы?А по-нашему выходит наобо-рот.Если Сарматы заимствовали у Персов те же слова,какие заим-ствовали и Руссы у тех же Персов или же у Сарматов,а прочие слова сарматские,равно как и русские,принадлежат славянскому языку,то,следовательно,и Сарматы и Руссы говорили одним и тем же языком.Значит в обоих языках был недостаток одних и тех же слов.Сверх того заметим,что каждый народ,заимствуя у другого народа какое-либо слово,перелаживает его всегда по конструкции своего языка.И почему же тогда все персидские слова конструиро-ваны совершенно одинаково?Не даёт ли это новый повод заклю-чить,что те Сарматы,которые занесли персидские слова в Евро-пу,говорили чистым русским языком?
Историки говорят,что главные племена Сарматов составля-ли яциги,алане и роксолане.О яцигах говорится очень мало,но при-знают их Сарматами и делят на три касты:королевские яци-ги,сидевших у Чёрного моря и потом у Дуная;хлебопашествующих яцигов у Азовского моря и яцигов-меченосцев.Это название пере-шло к ним от Скифов,когда они ещё назывались Скифами.Эти яци-ги находились в постоянных войнах с римлянами,византийцами и готами и потому прозвание их меченосцами,а под именем Ски-фов—воинственными,что весьма соответствовало их образу жиз-ни.
Азовские яциги двигались постоянно с роксоланами вме-сте.Часть их,оставшаяся в Венгрии и до сего времени существует под именами Ящагов и русняков.Это окончательно убеждает,что яциги были Славяне,ибо и слово «жупан» принадлежит славянам и соответствует князю или гетману.Сербия была разделена на жу-пы,что соответствует русским наделам,а великий жупан соответ-ствует великому князю.Последнее место,где появлялись яци-ги,было в соседстве с Литвой.
Роксолане,двигавшиеся вместе с яцигами,сидели в нынеш-ней Померании,под тем же своим именем,но потом они являются уже под именем Новоруссов.
У Птолемая Алане названы Скифами,у Маркиана—Сармата-ми,а в грузинской истории—Россями.Аммиан описывает их как Руссов.Но в дополнение заметим,что река,называемая ныне Сом-ме,орошавшая некогда поля древней Алании,там существовав-шей,называлась в то время Самарою,а город,построенный на обо-их берегах реки носил имя Самаробреги.Этих двух названий доста-точно,чтобы утвердительно сказать,что Алане были Славяне.
Хотя эти частные выводы и близко объясняют то,что мы до-казать намерены,а именно,что названия: Скифы,Сарматы,Яцыги, Роксолане,Алане-—относятся все к одному и тому же народу.Но если делать этот вывод из суммы общих сказаний,то нет никакого средства исполнить это,не приведя наперёд все эти племена и на-роды к одному знаменателю.Без этого не представляется возмож-ности определить,которому из пяти имен:Скифам,Сарматам, Ала-нам,Руссам или Славянам-- следует отдать право на коренное на-звание народа,жившего в стране,составляющей ныне Рос-сию.Если считать все эти пять народных прозваний за принадле-жавшие и отдельным народам,то должно допустить,что истории есть выражения,свидетельствующие о совершенном отсуствии логики, как,например,Скифский народ в Европейской Сарматии, славянского племени;Скифы сарматского племени;Сарматы скиф-ского племени;Аланы-Скифы и Аланы-Сарматы.
Единственное средство для соображения всего этого родст-ва и сватовства народов состоит в приведении их в общие табли-цы и составлении их генеалогического чертежа по родству их.
Скифами называют:
Сарматов Геродот,Страбон.
Гуннов Почти все историки
Массагетов Почти все греческие историки
Тирагетов --«—«--«—«--«—«--«—«--«—«--«
Роксолан --«—«--«—«--«—«--«—«--«—«--«
Хазар Плиний
Радимичей  >
Вятичей       >
Хорватов     >
Дулебов       > Птолемай,Византийцы,греки
Оуличей       >
Тиверцев     >
Славян         >
Алан               >
Аорсов           > Птолемай
Руссов             Свидас,древняя география,
Константин Багрянородный,
Анна Комнена,Лев Диакон,
Киннам и другие.

         

               
                Аланами называют:
Русь-Алан Тацит,Плиний,Страбон
Антов Прокопий
Славян Прокопий
Пору-сей,Порусичей Птолемай
Руссов,Россов Грузинская история
               
Сарматами называют:
Скифов Геродот
Гуннов Многие
Алан-Руссов Скимн Хиос,Птолемай и другие
Тавроскифов                --«--
Ахтырцев                --«--
Алан Скифов                --«--
Аорсов                --«--
Антов                --«--
Алан Маркиан,Геракл,Птолемай,Шафарик и др.
Роксолан Тацит,Антон и др.
Яксаматов Шафарик и др.
Яцигов Марцелиан,Св.Иероним,Шафарик и др.
Венедов Пеутин,Прокопий,Папа Сильвестр 2, Клу-верий
Славян Птоле-май,Марцелиан,блаж.Иероним,Иордан,Антон и мн.др.
Сербов Плиний ,Прокопий,Антон
Руссов Халкокондила

Римляне называли сербов Рассияне,некоторые называли Руссы,сами они зовут себя Рассане и Рашане;у них есть город Ра-са;жупан сербский носил титул Расский.Иллирийские сербы даже и вышли из галицкой или чарвоной Руси.Одноплемённость сербов с Руссами свидетельствуется и тем,что сербский язык ближе всех к древнему русскому.Также и названия:Белосербия,Белохорватия и Белоруссия или Великая Хорватия и Великоруссия, свидетельст-вуют о ближнем сродстве этих народов.
Из этого сокращённый вывод,заключающий в себе все сильнейшие племена Скифов,Сарматов и Алан выразится сле-дующей таблицей:
Скифами назывались:
Алане
Руссы Галицкие
Руссы Киевские
Славяне
Роксоланы
Массагеты
Сарматы
               
Сарматами назывались:
Славяне
Паннонцы
Яциги
Яксаматы
Роксолане
Будины
Слованцы
Венеды
Алано-Рси
Сербы
Руссы
Алане

Аланами назывались:
Анты
Славяне
Сербы
Роксолане
Руссы

Руссами назывались также сербы,они же Славяне.Кроме этого вывода о тождестве Руссов с Сербами мы видим,что боль-шая часть Алан были Славяне,следовательно,и меньшая часть должна быть такая же.Здесь остаются недоказанными пока одни Роксолане.Из всего этого делается вывод:
1)Руссов называли Скифами.
2)Руссов называли Сарматами.
3)Руссов называли Аланами.
4)Руссов называли Сербами.
Но Сербов называли Сербы—составляют синонимы и принадлежат одному народу и эти народы соплемённы между собой.Можно сделать и другой вы-вод на основании аксиомы,что когда два народа соплемённы третьему,то они соплемённы также между собой:
1)Руссов называли Скифами.
2)Славян называли Скифами.
3)Руссов называли Сарматами.
4)Славян называли Сарматами.
5)Руссов называли Аланами.
6)Славян называли Аланами.
Следовательно Руссы соплемённы Славянам.Поэтому нет никакого сомнения,что Руссы—это Славяне.Но пополним эти вы-воды ещё следующими двумя:
1)Первые Сарматы,или Сарматы Геродота,говорили скиф-ским языком.Попытаемся доискаться,какой же это был скифский язык.Историки говорят,что Сарматы,переселённые Скифами, впо-следствие избили Скифов и расселились по всему пространст-ву,называвшемуся уже потом их именем—Сарматией, следова-тельно,все Сарматы продолжали говорить тем же скифским язы-ком,но другим наречием,которое Скифы сами называли испорчен-ным,т.е. нечистым.Посмотрим какой же это был скифский язык,которым говорили Сарматы:
1)Скифы Анны Комненой,Льва Диакона и Киннама говорили русским языком;
2)Тавроскифы Константина Багрянородного говорили рус-ским языком;
3)Велико-Скифы греческих писателей говорили русским языком;
4)Сарматы(Руссы) Халкокондилы говорили русским языком;
5)Алане(Россы) в грузинской истории—разумеется,русским;
6)Сарматы Сильвестра 2 говорили венедским языком,а ве-недский есть наречие славянского;
7)Сарматы(Яцыги и Паннонцы) Марцелиана и блаж.Иеронима говорили славянским языком;
8)Сарматы(Анты),признанные всеми за славян,говорили славянским языком;
9)Сарматы(Сербы) Плиния и Антона говорили и говорят сла-вянским языком;
10)Сарматы(Венеды) Прокопия и Птолемая,как занимавшие одно и то же место с Сарматами Сильвестра,говорили славянским языком;
11)Сарматы(Славяне) разных историков—славянским язы-ком;
12)Все вообще Сарматы Апендини—славянским языком;
13)Алане(анты)—славянским;
14)Алане(Славяне)—славянским;
15)Алане в северной Франции—славянским.
Следовательно,все приведенные здесь Скифы,Сарматы и Алане говорили если и различными наречиями,то всё-таки славян-скими.
По мифологическому признаку:по Геродоту Скифы поклоня-лись мечу в виде бога войны;по Клементию Александрийскому Сарматы поклонялись мечу в виде бога войны;по Нестору Руссы поклонялись мечу в виде бога войны;по Аммиану Алане поклоня-лись мечу в виде бога войны;по Гельмольду Славяне поклонялись мечу в виде бога войны.Конечно,мы находим у них некоторую раз-ность в прочих кумирах,но когда есть раскол между христиан в од-ной общей истине,данной нам по откровению Божию,то как не быть им у идолопоклонников,созидавших себе идолов по своему произволению и дававших им имена и приписывавших им дейст-вия по своему соображению.Нужно ли говорить,что и по этому выводу все вышеназванные народы одноплемённы.
Мы пропускаем здесь нравы,обычаи,оружие,пищу, одежду, образ ведения войны и прочие внутрение и внешние сходствен-ные отношения.Но прибавим,что Геродот говорит о Скифах то же,что Тацит о Венедах,Прокопий об Аланах,Аммиан Марцелин описывает Алан как Руссов.Но попробуем теперь ещё и по другим выводам доказать то же самое.
Нет сомнения,что в доисторические времена России греки могли иметь только некоторые и то неясные сведения о севере Европы,искажённые разного рода мифами.Это подтверждается неясностью всех византийских сказаний о мнимой Скифии. Так,несомненно одноглазые аримаспы греков означали никого другого как кривичей.Вероятно греки воображали,что это племя потому только и зовут кривичами,что они одноглазые и на этом основании снабдили их именем аримапсов с одним глазом.Так их гиперборейцы живут долго и потом,наскучив жизнью,кидаются в море.В числе восточных племён скифских мы находим у греков и аридов,имя которых сохранилось только в летописях,а долговеч-ность их в пословице,принадлежащей единственно одному рус-скому народу:»живёт аридовы веки»,т.е.,очень долго.
Очень естественно,что такие сведения дошли до греков по путям торговли,проходившим,без сомнения,в эти и чрез эти стра-ны.Стоит только вспомнить торговлю янтарём при Эридане, не-смотря на то,будет ли это Висла,как некоторые толкуют,или Ра-дунь,близ Данцига,или,наконец,Рудяная позднейших историков, т.е.Западная Двина.Все эти три реки находятся в пределах евро-пейской Сарматии,называвшейся также и Скифией,и близки от ян-тарных промыслов.Кроме того,уже при Геродоте торговля шла из Ольвии вверх по Днепру,внутрь России,тогдашней Скифии.
Общее имя Скифов за 150 лет до Р.Х. сошло тихо и мирно с лица земли,без тревог народных.После того времени только кое-где мелькает это имя у историков и остановилось на время на од-них Руссах.Куда же девался этот народ,занимавший половину Ев-ропы?Как он исчез,или сошёл со своего места,не произведя вол-нений своим массивным движением?Какие тайные причины могли побудить его к такому движению?Ибо явных причин история не знает.
Соображая всё вышесказанное,мы должны заключить,что народа—Скифов не бывало.Оно и действительно так,ибо сам Ге-родот говорит,что народ,прозванный Скифами,сам себя называл сколотами,следовательно,Скифы было только прозвище этого народа.Сколоты—слово русское.В великорусском наречии сколо-ты,значит,хлопоты,сколотин-—лопотун.Впрочем,есть речка Сколот ка в Харьковской губернии,Шкловка или Школовка в Могилёвской губернии,Колота в Варшавской губернии,река Колоча в Смолен-ской,Колокша в Ярославской и Владимирской губерниях,Колоча славянский городок в Венгрии и местечко Шклов в Могилёвской губернии.
Какой же это народ Скифы?К какому племени принадле-жал?Из одного имени сколоты нельзя ещё определить,что это бы-ли Руссы,ибо имя «Сколоты» могло принадлежать одному только какому-либо мнимоскифскому племени,следовательно,это не ро-довое,а только видовое имя Скифов,да Геродот и получил это сведение от одного только скифского племени,с правителем кото-рого лично беседовал,следовательно,и правитель говорил ему только об одном своём племени.Соберем здесь несколько фак-тов,объясняющих нам родовое имя скифского народа.
1)Геродот пишет,что Скифы не есть собственное имя наро-да;
2)Эратостен пишет,что Скифы получили это название от понтийских греков;
3)По древней географии значит,что страна и народ Рос-сы,расположенные по Араксу,прозваны были Скифами от других народов;
4)Свидас и некоторые другие пишут:скифы или Русь,подтверждая то,что сказано в древней географии.
Из этого явствует,что народа Скифов не было,а что прозва-ны этим именем были Росси.И действительно,греки продолжали употреблять для них имя скифов даже и тогда,когда народ Росси был уже известен в Европе под своим собственным именем.Это мы видим из следующего:
1)Анна Комнена называет Руссов с 1092 по 1120 год Скифа-ми;
2)Лев Диакон называет их также Скифами;
3)Константин Багрянородный называет их Тавроскифами;
4)Киннам называет Галицких Руссов Тавроскифами.
Хотя Скифами называли греки и многие славянские племе-на,но первых они прозвали так Россей и последние были Рос-си,которых они называли по старой привычке ещё тем же именем Скифов.С Россей началось имя Скифов,ими и кончилось. Следо-вательно,Скифы были Руссы.Лучше поверить этим немногим ис-точникам,нежели верить хаосу,втиснутому в историю компилято-рами и к стыду 19-го столетия остававшемуся по сие время непри-косновенным,подобно фактическим сказаниям.Уничтожив имя Скифов в истории,уничтожится и много имён мнимых народов, ка-ковы,например,как кажется,конюхи и опальные,помещённые у гре-ков под именами Heniochi и Apala.Что действительно конюхи со-чтены за особый народ,явствует из следующего:в истории сказа-но, что Heniochi есть скифский народ,в Колхиде,между Чёрным мо-рем и Кавказом,которых греки называют также вожаками,т.е. управляющими колесницами Тиндерид.Heniochos значит у них уз-додержатель или вожак колесницы.По нашему мне-нию,уздодержатель или вожак колесницы есть конюх.Неужели же греки называли конюхов особым народом?А более никакого заня-тия,ни дела,ни следа этого народа не видно.Этих гениохов следо-вало бы и прежде Скифов вычеркнуть из истории,несмотря на то,останутся ли они греческими гениохами и вместе с тем уздодер-жателями или будут славянскими конюхами.Но вообще должно за-метить,что между словами Heniochi и конюхи есть много созвучно-сти,а в занятиях тех и других совершенное тождество.
Под Apala мы подразумеваем опальных на следующем осно-вании:опальные русские геты,опальные сабины и из разных ок-рестностей тати основали Рим;опальные мнимые Скифы образо-вали половцев;опальные Руссы образовали Запорожскую Сечь.Очень естественно думать,что греки получили сведение об своих Apala от Скифов,а Скифы подразумевали под ними своих опальных. Вероятно,что половцы не принимали ещё в своё сооб-щество татар и потому не могли составить совместного наро-да,какой они представляли впоследствии,а были чистые Скифы.
Попытаемся теперь разыскать:отчего Скифы могли полу-чить такое название.Из Геродота видно,что Скифами греки назы-вали ещё до него народ,признанный нами за Рус-сов;следовательно,в то время они ещё менее были знакомы со Скифами и могли называть его произвольно,как мы называем по сиё время американских индейцев огненными.Первое замечатель-ное для них,часто повторявшееся у Скифов слово могло служить тому основанием.Славяне же имели всегдашнее обыкновение на-зываться не родовым,а видовым именем,почему грекам и трудно было затвердить все эти названия.Но торговый народ в России имел и имеет по сие время обыкновение употреблять при каждом торговом деле слово «почёт»;он употребляет его при требовании уступки и при делании таковой,он говорит:почтите меня,что значит уступите;или я вам делаю почёт,т.е.,уступаю.А как мнимые скифы знакомились с греками на путях торговли,то нет сомнения,что древнеобычный привет Русских:чтите,а по другому великорус-скому наречию «цтите»—дал повод римлянам называть их сцита-ми,а греками—скифами.
Что честь была характеристической чертой славянских пле-мён,явствует из народных песен,где воины ищут себе чести,а кня-зю славы.Из этого становится ясным,откуда произошло и назва-ние славян как эпитетного имени Руссов и других племён.Не цар-ственные ли скифы назвались прежде всего славянами,а воинст-венные чтимыми?На вопрос:куда же девались Скифы?Мы указы-ваем сперва на историю.История отвечает нам на этот вопрос обычной эпитафией:со 150 года до Р.Х.,имя скифов исчезло из ис-тории.Но каким образом оно исчезло?Истребились ли все Скифы или переселились куда в Азию?Видно,что этот вопрос кидался и прежде каждому в глаза,а потому возникли толковники:одни гово-рили,что Сарматы,переселённые за Дон,истребили Скифов,а дру-гие, заметив,что это невозможное дело,объявили,что Скифы вы-селились.
Рассмотрим оба эти предположения:
1)Скифы истреблены Сарматами.Скифы—это по Фукиди-ду,многочисленнейшее племя в мире,и при том воинствен-ное,никак не могло быть уничтожено их же,не более как придон-ской, колонией;смешно даже и подумать что-нибудь подобное.Эта колония могла сделать то же,что сделали Сарматы-лимиганты;допустим даже,что она могла истребить скифов при-донских,ей соседних;но чтоб она могла сделать невозможное—ис-требить всех Скифов на пространстве 16 000 000 квадратных ста-дий,или 640 000 квадратных вёрст,в том мы не только сомневаем-ся,но объявляем это мнение ничтожным.Один только недостаток соображения обнаруживается в этом предположении.
2)Скифы выселились в Азию.Но народ не может исчезать как туман,ни двигаться,как шашки.Могли ли бы два огромных скиф-ских царства двинуться всей своей массой,не оставя следов за со-бой,на изглажение которых нужна жизнь целой генерации.При движении такой массы путь не мог быть тропинкой или ездовой дорогой,для их пути нужно было в ширину целое царство,а такому громадному действию надлежало отозваться у всех соседних на-родов.Но ни греки,ни персы,ни арабы ничего не говорят о таком исполинском движении,которого в сущности и быть не могло.
По какой же причине Скифов вдруг не стало и на их местах очутились одни Сарматы?Всё это произошло оттого,что народ ос-тался на том же месте,но явился под другим именем—новое его имя Сарматы.Всё дело объясняется тем,что колония Сармато-Скифов была ближайшим скифским поселением к грекам,а гре-ки,начав по какой-то неведомой причине называть ближайших Скифов Сарматами,распространили впоследствии это же назва-ние и на всех Скифов.Римляне последовали грекам.Что Скифов назвали Сарматами,явствует и из того,что не могла же небольшая придонская колония разродится в такое огромное племя,какое на-звано было греками этим именем.Теория расположения народного весьма известна и народы не грибы,для которых достаточно од-ной ночи,чтобы появиться во множестве даже там,где их прежде не бывало.
Но перейдём теперь к Сарматам.Сарматия занимала ещё большее пространство,нежели Скифия.Мы видим по истории только одно сарматское племя—Алан,вышедших частью из преде-лов обширнейшей Сарматии и образовавших особое государст-во—Аланию—на пределах Франции,в нынешнем Соммском депар-таменте,на реке Сомм,древней Самаре.Прочие Сарматы преобра-зились в славян.Но здесь уже гораздо заметнее причина перехода имени Сарматов в разные племенные славянские названия.Со времени войн римлян с Сарматами и побед первых над последни-ми постепенно начали выказываться настоящие племенные на-звания народов,слывших,только по неведению греков и рим-лян,под общим названием Сарматов.Таким образом дошёл черёд и до остальных,или самых дальних,т.е. до Руссов и последняя пе-чать сарматизма наложена была Халкокондилой на них.Это было тогда,когда вся прочая Европа давно называла их Руссами.А как народы не могут,как снег,таять от солнца,то мы должны заклю-чить,что народа—Сарматов также не было,как не было Скифов.
Доказав,что одни и те же славяне назывались обоими этими именами,мы получаем в истории большой простор,вся неразъяс-нимая путаница отпадает,как нарост от здорового тела.Нет никаких неестественных истреблений и переселений народов;нет бесчис-ленных вторжений,на бумаге одним росчерком пера совершаю-щихся,и огромнейшее племя в мире Скифы,а по показаниям Пто-лемая племя Сарматов,и великое племя славян,число которых сравнивают историки с числом звёзд на небе,остаются нетрево-жими,сливаясь в один и тот же народ.Нет надобности ни пересе-лять одних,ни вторгаться другим.Здесь ясно,что имя Скифов отно-сится к одному племени Руссов,а имя Сарматов—к разным племе-нам.Одним словом всё идёт своим чередом,и всё,что сказано о Скифах,Сарматах и Славянах,составляет одно целое, неразделён-ное ,из которого нужно только исключить всё то,что относится к истории монголов и также по неведению греков смешано с исто-рией славян.Особенно же полезно то,что история очистится от тя-готеющей в ней тучи племенных названий,не составлявших пле-мён,и до 40 народов и народцев вычеркнуться из летописей.
Но откуда же могло возникнуть имя Сарматов?Диодор гово-рит,что Сарматы выселены из Мидии,следовательно,были они Мидийцы.Почему же греки назвали их Сарматы?Венелин искал корни этого слова в греческом языке и потому производил Сарма-тов от ящероглазых.Нам кажется это мнение ошибочным,во-первых,потому,что нельзя назвать славян ящероглазыми,во-вторых,не у всех племён славянских одинаковые глаза,в-третьих,сарматами названы были некоторые племена и неславян-ские,как например,Финны и,наконец,оказывавшееся Сарматам предпочтение пред другими племенами,вероятно,основано было не на ящеричных глазах.
А что Сарматам оказывалось предпочтение,явствует из то-го,что их переселяли скифы к себе,кельты к себе,римляне к себе и византийцы к себе,тогда как прочих,как,например,гетов побеждён-ных,они продавали в рабство и часто истребляли мечём.Если бы Сарматы были мирный народ,то,может быть,они и могли бы за-служить такое предпочтение,но,наоборот,они более всего и беспо-коили римлян.Вероятно Сарматы пользовались этим предпочте-нием по какому-либо особенному искусству или ремеслу.
Мне кажется,что корень этого слова надобно искать в сла-вянском языке,как и корень имени скифов.Известно,что у греков со славянами(скифами)были сношения только на путях торгов-ли.Известно также и то,что на ярмарках спрашивают купцов по то-вару,а не по стране,в которой они живут,так, например,говорят: приехали железники или кожевенники.Или рыбники. Естествен-но,что и на тогдашних торжищах греки называли людей по това-ру,как,например,торговавших лунтаями—Lantani, курпами--Carpi, зипунами--Zipani,Sipani,какатами--Zacati,малахаями--Malachita, хара паями—Carpagi,чепанами--Cepini,бродцами—Brodnizi.На этом же пути и сыромятники могли получить название Sarmatae или Sau-romatae.Во многих местах Малороссии и теперь называют сыро-мятников сырмате,а мастеров дублёных кож—кожемате.
Известно,что приготовление сыромятных кож принадлежало преимущественно славянам и товар этот шёл во все страны,когда ещё делали из него и конскую сбрую и воинские щиты.Всеобщая потребность этого товара действительно могла быть побудитель-ной причиной всюду переселять сарматов при первой к тому воз-можности.Этим положением объясняется,что сыромятный товар составлял одну из главнейших ветвей торговли славян.Этим же положением определяется и скорое распространение имени сар-матов на местах скифов и прочих славян,никогда не трогавшихся с места.
Этим объясняется,почему переселённые скифами сарматы были скифского племени.Этим объясняется,почему в Птолемаевой Сарматии сидят ещё скифы,славяне и ахтырцы не сарматы. Объ-ясняется почему его Скифия совпадает с Сарматией.Становится ясно,что Птолемай в своём описании Сарматии смешал два описа-ния,а именно показание размещения племён и показание размеще-ния торговых производств,где он на том же основании принял и названия Carpi,Strusi и др.,за особые племена.В дополнении ска-жем,что и фракийцы имели сыромятников,а фракийцы были сла-вяне.
Переселение Кимров как совпадающее с переходами торгов-ли также легко бы могло объясниться этим.Сначала сосредоточе-ние торговли было у устьев Днепра и Буга,когда ещё существова-ла Гелонь,по Геродоту,а по нашему Волынская торговая об-ласть.Но когда Винета проложила по Волге прямой путь на вос-ток,тогда упала торговля при берегах Чёрного моря,направив путь свой уже по Риону и Куре в Каспийское море,а Кимры из Херсонеса Киммерийского переселились ближе к Винете,в нынешнем Шлез-виге и Ютландии,а потом,при падении Винеты,они перешли вглубь России,где и по сие время осталось торговое село,сохранившее их имя—это Кимры—во Владимирской губернии.

                Краткие выводы:
Не случайно были приведены полные тексты глав,  содер-жащих описание племён и народов различными авторами,как «древними»,так и более современными.Из прочитанного читатель поймёт какой хаос царил в этом исследовании.Кроме того заметно всякое отсуствие логики в исследовании данного вопроса.
1)Самое главное состоит в том,что все авторы опираются на античных и классических историков и скалигеровскую хроноло-гию.Современные историки уже давно доказали,что эти «древ ние»авторы были апокрифами эпохи Возрождения или,как назвал её Н.А.Морозов,эпохи Зарождения,что более справедливо.
Прогрессивные историки провели титаническую работу и доказали,что Тацит—это Поджо Браччолини,Валерий Флакк—это Браччолини,Квинт Энний—итальянец Мерул,баснописец Федр—итальянец Перотти,Овидий—Сабинус,Турнос—это Бальзак,а фирма Браччолини кроме названных авторов выпустила также сочинения Квинтилиана,Аскония Марцелла, Проба,Петрония, Кальпурия, Валерия Максимума.Псевдодревнеримская газета «Akta Diurna» написана итальянцем Ригизио в 1615 году.Вергилий был библиотекарем Карла Великого,а весь Аристотель был выработан в Кордовском университете мавританскими и иудейскими учёными.Не было также и классических греческих писателей и учёных,так как ещё классического греческого языка в то время не существовало.
Всем,кто хочет более подробно ознакомится с исследова-ниями о «древних» писателях и историках рекомендуется обра-титься к работам(78,276,296,296,300, 315,316,317,318, 476,477,516, 519,520,521),где последовательно,логично и опираясь на докумен-тальные источники развенчивается древность «геродотов, фуки-дидов, страбонов, платонов» и других авторитетов.
2)Вторым главным вопросом,который повлиял на невер-ныеисследования историков средневековья,был вопрос хроноло-гии.Этот вопрос настолько важен,что ему будет посвящена сле-дующая глава.
3)Странным выглядит метод применения математики для оп-ределения названия народа.Если математика действительно необ-ходима в определении правильной хронологии,то для определе-ния того или иного названия народа она совершенно не корректна.
4)Классен в своём исследовании наиболее не логичен из всех авторов,описывающих племена древности.У него вроде бы и не существовало никогда Скифов и Сарматов и в то же время он описывает их нравы,общественный строй и торговые отношения с другими народами.
5)Странным выглядит и обоснование принадлежности к тому или иному племени по роду занятий.Как будто кроме славян никто не занимался выделываниями кожи.Если это было таким при-быльным делом,то народ немедленно освоил бы это занятие,тем более,что образцы всегда были под рукой при торговых отноше-ниях.
6)Отрицание переселения народов не соответствует дейст-вительности,т.к.этот факт зафиксирован во всех достоверных ис-точниках и кроме того кочующие племена не могли оставаться на одном месте из-за того,что скот требовал новых пастбищ. Инте-ресно,что сам Классен понимал абсурдность своих выводов,иначе не написал бы следующих строк:»Если нам принимать историю Скифов и Сарматов так,как она написана,то мы найдём в ней толь-ко хаос,прочитавши который,невольно скажешь:это непонятная путаница.Тут нужны не цитаты,а критический разбор по законам логики.Только на этом пути можно разложить этот исторический конгломерат на составные его части.»(227.стр.139)
7)Несмотря на перечисленные недостатки в работах некото-рых авторов содержатся сведения,проливающие истинный свет на вопросы исторического развития народов,в частности,славян и русских,а ,особенно по вопросу нормандского и ненормандского происхождения славян и руссов.