У вас вся спина белая

Алиса Айсберг
Стою недавно вечерком у стеночки здания, курю, жду подружку. И идет по тротуару дама с собачкой, то есть, с таксой. Крошечная шоколадного цвета такса, похожая по длине на трамвай.

- У-х! – радостно говорю я таксе, и улыбаюсь.

- У-ух! – тут же отвечает мне такса, тянет хозяйку за поводок в мою сторону, и весело лает.

Не так, чтобы сильно лает, но – глухо бухает и с бешеной скоростью виляет хвостом.

Хозяйка оказалась мощнее маленькой таксы, а потому оттащила ее от меня и повела выгуливать дальше. Иначе, мы бы еще долго разговаривали словом «у-ух!» и наверняка подружились.

Почему-то на свете очень мало мрачных собак. Да, бывают, предположим «Острожно, злые!» собаки. Но это же они не нарочно, они просто при исполнении своих служебных обязанностей. Бывают собаки грустные, голодные и замерзшие. С наступлением ноябрьских снегов с дождями количество бездомно-грустных собак в городе стремительно растет. И их можно понять. Но я никогда не видела мрачных собак и собак в депрессии.
Разговариваю с женщиной, которая живет в однокомнатной «хрущевке» с семьей и громадной овчаркой.

- А ей места хватает? – наивно спрашиваю я.

- Конечно, хватает! – уверенно и быстро отвечает дама. – Это только человеку всегда и всего мало. А собаке – хватает!

И действительно: что нужно собаке? Две вещи – любви и косточку. А человеку – много и разного. Натурального и искусственного. Дорогого и не слишком. Но у любого человека есть потребность в эмоциях. Причем, в равной степени – плохих и хороших. Иначе жить – скучно.

И вот уже в чьем-то причудливо воспаленном мозгу возникла идея – 1 апреля! Типа: всем
должно быть весело и давайте все дружно смеяться. И еще это, стародавнее: у вас вся спина белая….

Но кажется мне, что самая большая пошлость на свете – это производство смеха поточным методом. А по-настоящему смешного в нашей действительности не так уж и много. И мне совершенно не кажется анекдотом классический случай про человека в депрессии, пришедшего к психиатру. Доктор рекомендует ему сходить в цирк и посмотреть на потрясающего смешного клоуна, который там сейчас гастролирует.

- И всю вашу хандру как рукой снимет, - обещает он пациенту.

- Это хорошо, - говорит пациент, - но проблема в том, что этот клоун – я.

Однажды весной в течение вечера при мне и водке отчаянно ругались два клоуна: старый и молодой, учитель и ученик. И ровным счетом ничего смешного в их диалоге не было. Каждый остервенело доказывал свою точку зрения на то, будет смешной эта «корючка», или нет.

Победила азартная профессиональная старость. В конце спора учитель сказал ученику: «Да ты вообще, в принципе, не смешной! Почему? Внешность у тебя НЕ смешная!»

Украинский парнишка и в самом деле даже отдаленно не походил  на Олега Попова, зато сильно напоминал кинозвезду Тимоти Далтона.

Меня как-то озадачили эти многочасовые рассуждения о потенциальном «зрительском» смехе, который рождался в таких страшных мучениях на московской кухне. А еще недавно кто-то дотошный рассказал по телевизору, по сколько раз заставлял Аркадий Райкин переписывать и править монологи милейшего Михаила Жванецкого. И не потому ли зачастую и смешные клоуны в цирке – редкость, и юмористические программы по ТВ смотреть стало уже просто невозможно? У меня, вообще, есть большие сомнения относительно правдивости того, что нам показывают. Кажется, что публика рассмеялась всего один раз, а нам показали этот истерический смех – раз десять, только с разных ракурсов. Про тех же зрителей, кто на самом деле платит деньги и ходит  на эти концерты, я просто ничего сказать не могу. Я таких людей не знаю. Смешно им там или нет? Или они сидят и ржут согласно цене купленного билета. На полную катушку! Чтобы насмеяться полностью, до последнего потраченного цента!

И все-таки хочется надеяться, что человек – индивидуален, и чувство юмора тоже у каждого свое. И кривизна очередного выпуска «зеркала», которое нам выдают за эталон, это действительно кривизна и убогость. А весеннее настроение, улыбка, счастье, которое бурлит внутри, как пузыречки от шампанского, создается не телевизором, и не датой на календаре «1 апреля», а чем-то совершенно другим. Чем именно? А черт его знает….

….Тогда тоже была весна, и солнце лупило в землю изо всех сил. Уже были лужи. У стены торгового центра стоял парнишка и разговаривал по телефону. Не по мобильному, а из будки. Разговор был напряженным и длительным. А на поводке парень держал собаку породы бассет-хаунд: с грустным лицом, кривыми лапами и большими ушами. Он разговаривал, он что-то выяснял, он отвернулся от своей собаки, ему было не до нее. Меланхоличный бассет стоял неподвижно, опустив голову и положив свои длинные уши в весеннюю лужу. Что может быть печальнее на свете, нежели эта брутальная картина?

 Сначала я смеялась одна. Потом ко мне стали присоединяться входящие и выходящие из
магазина. Пес, разложивший свои уши по воде, не обращал на нас никакого внимания. Хозяин собаки, наконец, почуял неладное и обернулся на радостный гогот за своей спиной. Он  выронил из рук телефонную трубку, и тяжелый для него разговор закончился, таким образом, сам собой, а напряжение сразу ушло с его лица, и он потянул своего дружбана из лужи за поводок.   И вдруг все стало как-то добрее вокруг. И даже солнце – ярче.