В ожидании чуда - 29

Клуб Слава Фонда
"Взрослые плачут слезами,
Взрослые плачут глазами,
Маленькие плачу сердцем,
Маленькие плачут жизнью,
но если плачет взрослый,
Значит он правда плачет..."
Марк.4 класс.   
Из подборки детских стихов кинодраматурга Михаила Дымова, г.Рига.


  Андрика везли первый раз в школу.На машине. Мама была очень нарядная. Такой её Андрик видел только, когда они ходили в гости к их многочисленным родственникам и  друзьям родителей... Мальчик тоже был в новом черном костюмчике. С новым портфелем-рюкзачком. В котором лежали совершенно новые школьные принадлежности... Цветы покупали почти у самой школы, когда папа  высадил их у киоска с  цветами. Дома родители много спорили, в какую школу отвести сына. И после долгих и шумных препирательств решили повести в эту, очень престижную, в их городе. Андриан (дома его часто называли Андрик) ещё не запомнил названия. Какая-то Гимназия. Там ещё учат играть на музыкальных инструментах. Но Андрик не хотел сейчас  учиться музыке. Может быть, потом... Хотя папа часто  говорил, что Андриан....Впрочем, сейчас мальчик не хотел думать о том, ЧТО про него говорит папа. Он шёл и...боялся.  В последний год мама с ним  много  старалась заниматься дома. И он совсем забыл, что значит ходить в садик. А школа казалась ему вообще чем-то  огромным и непонятным. И страшным... Потому что там не будет мамы...
 
   На удивление, школа оказалась не такой уж и огромной. Всего один верхний этаж двухэтажного старого кирпичного здания. С большой столовой и  актовым залом. В ней было много детей разного возраста и красивых учителей. Все друг другу улыбались, дети дарили учителям цветы и всех  сразу пригласили в актовый зал на концерт к  первому сетября. Концерт сделали сами ученики со своими учителями. И даже первыши, которые ходили в подготовительный класс до этого, в эту же школу, спели песенку и прочитали по короткому стихотворению.

  Учительница Андрику сразу понравилась. Она была такая красивая! Мама, конечно, красивее. Но и учительница тоже ничего! В общем, первый день оказался  не таким и страшным, как малышу показалось вначале. Неприятности начались потом. Когда мама стала оставлять Андриана в школе и  уходить по своим делам.

  Семья у малыша была обычная. Папа  занимал какой-то высокий пост. Мама большую часть времени проводила дома, но и у неё была работа. Андрик этого толком ещё не понимал. Дедушка тоже жил с ними. Одно время всё было хорошо. Но потом мама с папой стали часто ругаться. Сначала Андрик не понимал, почему. А потом... А потом он вдруг стал понимать, что  и у мамы, и у папы кто-то есть. Не дома. Они по очереди, а иногда и вместе, куда-то уходили. После таких отлучек они страшно ссорились, кричали, что больше не могут жить вместе, и если бы не этот балбес, которого надо вырастить, то давно бы уже разбежались в разные стороны... Андрианка начинал плакать. И уговаривать маму с папой не ссориться. Тогда родительский гнев переключался на него. И они в один голос начинали кричать, что  Андрику вообще  нужно молчать, когда старшие разговаривают, и это не его дело, о чём они говорят, и.... В общем, родители  не стеснялись в выражениях. И в конце таких ссор они чаще всего обзывали его балбесом, придурком, козлом... Потому что Андрик  родился в год Козла. Ну он же не выбирал себе, когда родиться. И что это за год Козла?
 
  После таких встрясок Андрик приходил  в школу в дурном настроении. Учиться ему совершенно не хотелось. И он старался прикинуться больным. Учительница тогда разрешала ему полежать на диванчике или кроватке в конце их большого и светлого класса. Андрик откровенно скучал. Писать, считать и читать он учился кое-как. За что дома получал ещё бОльшие взбучки. Страшно признаться, но его даже частенько били. Папа. Ремнём. Но и это не помогало, а только ещё сильнее  вынуждало Андрика замыкаться в себе. Вскоре он начал  в школе по любому поводу плакать. Особенно у него не складывались отношения с учителями языков. Ну тех языков, которые были дополнительными к русскому, на котором велось всё преподавание в их школе. Учителя только  махали руками от бессилия и постоянно жаловались  классному руководителю. А учительница, Елена Викторовна, терпеливо разговаривала с Андрианом и старалась хоть как то уговорить его заниматься на  этих уроках. Но мальчик упрямо ничего не хотел слушать. И продолжал поступать по своему... В школе тогда никто не знал, что происходит у него дома. И учителя в один голос удивлялись, что это творится с ребёнком?

  Прошла первая четверть. Наступили осенние каникулы. Андрик, как и все дети в его школе, проводил время дома. Среди постоянных скандалов и криков. Он даже начал скучать по  школе. Где на него  почти никто не кричал, кормили два раза в день и можно было тихонько полежать в конце класса. А Елена Викторовна всегда разговаривала с ним очень спокойно и доверительно. Малыш понемногу начал ей верить и ему нравилось, когда она прижимала его к своему большому и тёплому животу и гладила по головке... Поэтому он  очень обрадовался, когда, наконец, пришло время снова идти в школу. Началась вторая четверть. Мама дома теперь ругалась не только с папой, но и с дедушкой. Андрика всё время прогоняли и затыкали ему рот грубыми словами...

  Вторая четверть началась с новых,  для Андриана, неприятностей. Мальчики в его классе стали цепляться к нему. Он ещё немно картавил и шепелявил, а, бывало, говорил в нос. И один, самый шустрый мальчик в из классе, Рамиль, стал  из под тишка приставать к Андрику и подначивать его. Мол, ты ленивый! У тебя ничего не получается! А вот я.... Ну, Рамиль никогда не отличался скромностью и спокойным характером. Он был очень бойким и болтливым. Его в школу привозил личный шофёр и, приводил и забирал личный охранник. Чем Рамиль всегда искренне гордился и хвастался перед другими детьми! А сколько разного он знал! Того, чего дети узнают постепенно, взрослея. А Рама уже это знал. И рассказывал страшные истории про сигареты, шампанское и вино. И ещё всякие разности. Детям было интересно его слушать. Ведь дома им про эти взрослые штучки никто  не рассказывал. Потому что они были ещё маленькие, ходили всего только в первый класс!

   Чтобы мальчишки к нему не приставали, Андрик стал прятаться под парту. А когда сильно сердился, хватал  всё, что попадало под руки и начинал швырять на пол. Карандаши, ручки, учебники. И не важно, его это были вещи или кого-то из ребят. Главное, в тот момент ему надо было что-то швырнуть. Так всегда дома делала  мама. А потом она успокаивалась. Андриан попробовал один раз. И ему показалось, что это помогает. Только дети стали на него ещё больше сердиться. И даже перестали принимать его в свои  детские игры на переменках. Отчего малыш опять начинал плакать. Драться он пока ещё не любил. Вообше мальчик  становился каким-то вялым, вечно ворчал гнусавым баском и ходил  по классу во время урока от парты к парте... У Елены Викторовны иногда кончалось терпение и она ходила жаловаться завучу по учебно-воспитатеьной части. На что всегда получала почти один и тот же ответ - нам каждый ребёнок в школе дорог. Мы не можем его отчислить. Потому что родители исправно  вносят каждый месяц за него оплату. Так что, терпите, воспитывайте, вы хороший педагог и детский психолог, ну и т.д и т.п... И приходилось  ей возвращаться в класс, и решать все проблемы с Андриком своими силами. Хорошо, хоть в школе Елена работала много лет и похожие случаи, может, не так явно выраженные, но уже встречались...

  Несколько раз  мальчика пытались водить к школьному психологу. Это был пожилой мужчина, не понятной национальности, но не кореец. Как Андрик. У него, кончно, были добрые и внимательные глаза. Разговаривал он мягко и доверительно. Но Андриан вообще дяденькам не доверял. Он просто всё время видел перед глазами папин ремень. И думал, что все дяденьки такие же, как его папа. Хотя папу он очень любил....

  Перед Новым годом мама с папой решили разойтись. Папа ушел куда-то из дома. С сыном он встречался редко. Когда забирал из школы и подвозил домой или по воскресеньям. Тогда они вдвоём ходили в кино или детское кафе... И тогда мальчику было позволено желать  всякие вкусности и даже игрушки. Папа всё ему покупал. Про маму они старались не говорить. Только один раз папа завёл разговор о том, что они с мамой может быть, никогда не будут жить одной семьёй. И Андрик не выдержал и заплакал. Плакать он стал горько, по стариковски. Тихо, закрывая ладошками всё лицо, пряча глаза и закрывая рот, чтобы не кричать. От боли и обиды. Он ведь так любил их обоих. И маму, и папу. И не мог себе представить, что больше никогда-никогда они не будут вместе, в одном доме, за одним столом, в одной машине... И папа, а он был умным дяденькой, и тоже любил своего единственного сына, сразу прекратил этот разговор. И больше потом никогда с сыном его не заводил.

  На Новогодний концерт-ёлку мама с папой вместе пришли в школу. Они улыбались, шутили и громко хлопали в ладоши, когда Андриан с другими ребятами выступал на сцене и пел песенки. Малыш был счастлив. Он даже подумал, что теперь, наконец-то, всё наладится. И они опять будут жить вместе, одной семьёй! Но после концерта и праздничного угощения  папа высадил их у  дома и опять куда-то уехал. Правда, мама сказала, что наверное, весною всё изменится. Только будет лучше или хуже - Андрик пока не понял. А мама толком не сказала. Она сама, наверное, ещё не знала. И Мальчик стал с надеждою ждать  наступление весны...

  Весна пришла  как-то незаметно. Андриан очень медленно, но начал заниматься. Больше всего ему нравились уроки пения и физкультуры. И учителя там  его никогда не ругали. Даже если он на пении забывал слова, а на физкультуре бегал не туда и не так быстро, как надо... Несколько раз он успел подраться с мальчишками из класса и чуть не выткнул кому-то глаз карандашом. И его вызывали в учительскую для разговара с завучем... Андрик опускал глаза и молчал, а когда ему по-настоящему становилось стыдно, то по старой привычке начинал плакать. Он успел заметить, что  его слёзы каким-то образом влияют на учителей и его перестают ругать, а начинают успокаивать и даже жалеть. К тому времени уже почти все учителя знали, что у Андрианчика, как его ласково называла классная руководитель, дома не всё в порядке.

В общем, первый класс наш герой закончил с переменным успехом. И думал, что во второй класс его поведут в другую школу. Потому что он видел, что многие учителя от него стали  несколько отворачиваться. Ну он же сам ничего не хотел делать, а заставлять чужие тётеньки его не имели права! Так дедушка однажды сказал...

  Пришло лето. И Андрик с папой уехали к родственникам куда-то в Россию. Вдвоём! Это были самые замечательные дни в его маленькой, беспокойной и  даже несчастной жизни. Никто не ругался, папа  был с ним добрым. Тёти и дяди, папины родственники, относились к Андрику внимательно и тоже по доброму... Но всё хорошее когда-нибудь кончается. Вдобавок, в последние дни он набегался  по улице без панамки и его везли домой с большой температурой и солнечным ударом. Мама опять поругалась с папой. Но они как то быстро и странно помирились. Папа никуда не уехал, а остался дома... И вот, наступило снова первое сентября и Андрика повели опять в ту же школу, но уже во второй класс.

  И опять начались молчаливо-плаксивые забастовки,  мелкие стычки с  одноклассниками, непонимние, как думалось мальчику, учителей. Но самое главное, мама с папой опять начали между собой ругаться. И с дедушкой тоже. Владик приходил в школу и заявлял теперь, что он бездарность и бестолочь. А иногда говорил, что он дурак или тупой... Елена Викторовна понимала, что этих слов малыш  сам не мог придумать. Значит - дома. И что означают эти слова Андрик толком объяснить не мог... А говорить с родителями  учителям на  такие темы в их школе было запрещено. Потому что большинство родителей занимали видные посты в правительстве страны или были крупными бизнесменами. Поэтому учительнице приходилось мягко и настойчива доказывать малышу, что он не такой уж и плохой, как ему кто-то говорит, а умный и у него всё-всё получается и получится....

  Однажды Андрик  сильно заболел, и целую четверть не  приходил на занятия. Потом появился. Но какой-то совсем другой. Как буд-то из него что-то вынули. Стержень какой-то. Все чаше  сетовал, что он совсм не способный к учению. И его надо переводить в другую школу, где с ним будут построже. А однажды, когда все детки пошли в столовую на обед, он попросил остаться в классе. Сказал, что поест там, один. Мама положила ему обед в контейнер. Опять завредничал. Учительница настаивать не стала. У Андрика теперь каждый день новые фокусы... Дети постепенно  ели, убирали за собою со столов и уходили в класс. Елена Викторовна тоже решила пообедать. Вдруг прибегает стайка детворы и  зовёт учительницу. Возбужденно затараторили, что там Андриан взял ножницы и хочет себе сделать "хара-кири"....

  Мальчик сидел на своём месте, за первой партой. С серьёзным личиком, с текущими из глаз слезами и держал перед собой ножницы. Девочки суетились около него и пытались отобрать ножницы, а он только  резко говорил им :"Отойдите. Не дам, идите отсюда!" Елена Викторовна испугалась. Такого в её практике ещё не было... Надо было быстро принимать решение. Она выпроводила всех детей из класса и присела рядом с Андриком на корточки. Стала тихонько шептать ему на ухо слова-уговоры, чтобы он отдал ей ножнички. Ими можно порезаться и будет больно. А мальчик как буд-то только этого и ждал. Он положил ножницы на  парту и заплакал. Учительница спокойно взяла ножницы, убрала их подальше, притянула его головку к своему плечу и стал  шептать, что всё будет хорошо, все пройдет.... Но Андрик вдруг стал говорить:

-Вы не понимаете. ТЕПЕРЬ ничего хорошего не будет....

-Что, Андрик? Ты о чём говоришь?

  Андриан отдовинулся от учительницы, опять сжал ладошками лицо и, сквозь слёзы, стал говорить:

- Я жить не хочу....Я хочу умереть и снова родиться....- и снова слёзы.

- Андричек, не плач! Что ты такое говоришь! Что случилось?

- Папа с мамой больше не хотят жить вместе... Поэтому я хочу умереть и снова родиться... Чтобы мама с папой были со мною вместе...

- Ты, наверное что-то не понял! Успокойся,малыш!!! - Елена Викторовна знала уже о его домашних проблемах. Но не вмешивалась. Права такого не имела...
Андрик убрал ладошки  с лица и серьёзно сказал, как-то очень по взрослому:

- Я знаю, у папы уже давно кто-то есть. И у мамы тоже. Другие. Поэтому они и  расходятся....

   Елене прошлось приложить немало усилий, чтобы успокоить ребёнка и собрать всех ребят в класс, чтобы продолжать занятия. Про свой обед она, конечно, забыла...

  Вскоре последовало продолжение. В один из учебных дней Андрик попросил остаться в классе, когда все ребята отправились на физкультуру. Мол, головка разболелась. Понемногу мальчик опять начинал манипулировать хорошим отношением учительницы к себе...Он попросился выйти в туалет, взял с собою сотку и там, закрывшись на щеколду, стал звонить отцу. И жаловаться, что ему очень хочется кушать. А в школе его не кормят. Отец был, конечно, на работе. И сорваться мог по первому сигналу только если  что-то случится... Андрик не мог успокоиться. Он настойчиво звонил отцу. Но  вскоре пришло время обеда. Все дети, и Андриан в из числе, поели. Тут появился папа мальчика. И с ходу налетел на учительницу:

- Где мой сын? Что с ним?

- Всё нормально!-услышал в ответ -Он уже поел и сидит в классе.

  Отец вызвал Андрика из класса и как следует его отругал. Что зря от работы отрывает, папа ведь  не просто  штаны просиживает на работе, а зарабатывает деньги... Ругал он его при всех детях, сидящих в столовой. Потом поднял глаза, немного смутился, сунул Андрику в руки купленный в магазине сэндвич с кетчупом и умчался на работу. Андрик зашёл в класс с какой-то мстительной улыбкой и заявил во всеуслышанье, что лучше бы маме позвонил. Толку было бы больше...

  На следующий день после этого  Елена Викторовна задержалась на перемене с учителем по рисованию. Они были подруги и делились происходящим в школе. И стала рассказывать про новые выходки Андрика. А тот достал из под парты надкушенный сэндвич и стал его разварачивать. Обе учительницы в один голос стали уговаривать его не есть этот, прокисший за ночь, бутерброд. Но Андрик опять расплакался. Этот сэндвич ему  привёз папа! Кое-как отобрали. И тут произошло из ряда вон выходящее. Андрик схватил с парты черный, с рисунком , пакет, в котором лежал до этого сэндвич, и быстро натянул его себе на голову. И стал стягивать его сзади, чтобы не пропускал воздух. Решил задушиться?...На секунду учительницы и дети опешили. Потом одна из них схватила ножницы и быстро обрезала  верхнюю часть пакета, сорвала его с лица малыша. Он продолжал плакать. Молча. Сморщившись, как старичок... Опять начались уговоры-разговоры.

   Прозвенил звонок. Дети расселись  на свои места. Елена Викторовна перешла в соседний класс заниматься с подготовишками, оставив Андрика на попечительство учительницы по рисованию. Дети получили задание изготавливать поделки из картонных коробок-призм. Учитель  одним глазом наблюдала за Андриком, другим-за детьми и помогала, если её просили. А её всё время просили помочь... Андрик незаметно, как он думал, сполз по сиденью под парту. На его, освободившееся место,  за первой партой, тут же взграмоздились  бойкие одноклассники.

- Ребята, вы там ногами сильно не болтайте. Андрик -под партой!-спокойно заметила учительница.Для ребят ситуация была знакомой, на залёгшего под партой одноклассника никто  внимания не обращал. И ногами его не топтали...

  Вскоре Андрику надоело лежать в одиночестве и он выполз в проход между партами и окном и пополз по нему, по пластунски, в конец класса. Там мальчики вдохновенно мастерили из цветной бумаги "Крутого Чувака"! Андрик полз и оглядывался. Что там скажет учительница? А учительница, спокойно, не отрываясь от  очередной помощи в поделках, сказала:

- Андрик, ты чего там пол обтираешь? У нас у дверей тряпка есть и уборщица приходит полы мыть. Так что вставай и присоединяйся к нам. Нечего грязь на себя собирать...

  Ребёнок встал с пола и, оглядываясь на учительницу, стал тихонько перебираться от одной кучки детей к другой... Так прошел урок...
В обед  - опять происшествие. Андрик  забежал  в класс и увидел открытае окно. Оставили проветриваться на время обеда. И уселся на подоконник. На улице играли ребята из младшей школы. Разболтался и перевесился через подоконник, вот-вот выпадет. Хорошо, что Елена Викторовна вовремя зашла в кабинет, успела его с окна снять....

  Вскоре, на переменах, Андрик стал носиться по корридорам и заваливать на пол одноклассников. Учитель по рисованию однажды его приподняла за шкирку с пола, отнесла к охраннику и поставила в угол. Зашла поговорить с завучем. Та ей ответила так же, как много раз отвечала Елене Викторовне, что, мол, своими силами давайте.(Ага, а нам жить на "пороховой бочке"?)....

  В общем, Андрик теперь становился неуправляемый... Школьный психолог  отказался с ним работать, говорит, тут нужен псхиатр.

  Но опять приближалась весна. И однажды Андрик заметил, что папа совсем никуда из дома не уезжает, а всё время приходит домой... И с мамой они почти не ругаются... Правда, он не знал, что Елена Викторовна, на свой страх и риск поговорила с родителями о малыше. И попросила не ругаться - на  него, при нём, и, главное, не бить. Папа у Андрика был умным дяденькой. Он долго разговаривал с учительницей и слушал её. И пообещал, что теперь  они изменят свое отношение к сыну. А мама Андрика по-секрету сказала, что скоро....у Андрика будет братик или сестрёнка... Андрик это тоже узнал от мамы и стал приходить в школу  с радостными глазами и даже начал заниматься по основным предметам...
 
  Мы не знаем, ЧТО будет дальше. Каждый месяц, и даже день , приносят нам новые фокусы детей... Но одно  я знаю точно. Если дома родители ругаются и обижают ребёнка- никакие учителя не смогут помочь ему... Ведь каждый малыш, особенно в детстве, очень любит своих маму и папу и берет с них пример. И его поступки и разговоры в школе многое могут рассказать о его семье. А бороться с влиянием семьи, согласитесь,почти невозможно.....И ещё. Дети долго верят в чудеса. Мы то с вами знаем, что все чудеса - это дело наших с вами рук...Но дети очень верят! И мы можем, насколько возможно, помагать им не утратить эту веру, веру в лучшее, через маленькие чудеса. Каждый день! Но постепенно объяснять, что все чудеса мы создаём сами. И для себя и для других....

(История записана с реальных событий. Все имена полностью изменены. )