Ч. 5 Баранов. Неприятную историю решили замять

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2011/03/31/1416               

17 июля 1878 года, в годовщину знаменитого боя, бывший артиллерист «Весты», капитан-лейтенант Зиновий Петрович Рожественский, мучимый угрызениями совести, опубликовал в газете «Биржевые ведомости» № 195 статью, которая называлась «Броненосцы и крейсера-купцы».

Статья произвела впечатление разорвавшейся бомбы.

В ней он признался, что никакого героического пятичасового боя с блестящим маневрированием «Весты» не было. Встретив турецкий броненосец, «Веста» пустилась в бегство, длившееся пять с лишним часов.

 Из котлов выжимали всё, что могли. Можно считать чудом, что они не взорвались. Уходили на максимально возможной скорости. Отстреливались от турок, но причинить броненосцу особого вреда, естественно, не удалось.

Турки же не могли догнать «Весту», потому что их четыре 9-дюймовых орудия располагались по углам каземата, и для того, чтобы стрелять по убегавшей «Весте» хотя бы одним носовым орудием, им приходилось всё время маневрировать, отклоняться в стороны. Но даже стрельбы из одного орудия Армстронга хватило, чтобы едва не потопить пароход.


Утверждения Рожественского подтверждались сведениями, полученными со стороны противника. В турецком флоте служили в качестве инструкторов английские офицеры. Один из них опубликовал в газете «Таймс» статью, в которой описал преследование турецким броненосным корветом русского парохода.

Он утверждал, что не было никакой ружейной перестрелки, не было пожара, и вообще, не было того, что так красочно расписал Баранов. Ответным огнём русские причинили броненосцу небольшие повреждения, самым крупным из которых было попадание в дымовую трубу.

Косвенным подтверждением, что в Морском министерстве знали истинную картину с самого начала, служит отсутствие всякой реакции со стороны морского руководства на статью капитан-лейтенанта. Неприятную историю решили замять.


Будь это клевета со стороны Рожественского, ему бы не поздоровилось, и он не стал впоследствии вице-адмиралом. Но ни один человек из сослуживцев Рожественского на «Весте» не выступил с опровержением. Всем было стыдно, и они молчали.

Откликнулся только Баранов, уже капитан 1 ранга. Этому чувство стыда было неведомо. Он подал жалобу на капитан-лейтенанта за нарушение субординации главному командиру Санкт-Петербургского порта вице-адмиралу Андрееву и в военно-морской суд. Адмирал написал резолюцию на жалобе: «Так как он не находится у Баранова в подчинении, дело прекратить», и поставил дату – 30 мая 1879 года.

Понятно, раз не находится в подчинении, значит и нет нарушения субординации. Дело должен разбирать обычный гражданский суд, как спор между двумя гражданами. А это означало, прежде всего, гласность, чего совершенно не хотелось Баранову.

 Продолжение http://www.proza.ru/2011/03/31/1434

На фотографии: Зиновий Петрович Рожественский