Гагарин и мы

Вячеслав Чехут
Утро началось с неприятности. На ветхом Славкином пиджачке, повыше кармашка, ничего не было. Он вгляделся повнимательней. Чуть заметные дырочки и всё. "Вот чёрт,-выругался он,-Александра Алексеевна обязательно заметит".

Так оно и вышло. Как ни прикрывал он пустое место рукой, как не поворачивался боком, минут через пять после начала урока Александра Алексеевна резко повысила голос:
-Сапожников.
Славка нехотя поднялся и посмотрел на доску.
-Ты опять пришёл без октябрятского значка?
-Чё опять-то? Первый раз же.
-Правила октябрят знаешь?
Славка еле слышно пробубнил правила.
-Вот!- удовлетворённо сказала Александра Алексеевна.-А ты значок забыл. Дневник на стол и иди за значком, и смотри, чтоб к арифметике был в классе.

Славка побрёл на улицу. Идти домой бесполезно. Мать на работе, а денег дома никогда не было. "Без значка Александра Алексеевна, на урок не пустит",- думал Славка,-"а ещё дневник. -Вот влетит-то."

Смотря себе под ноги, он побрёл на вокзал. Когда-то, гуляя там с ребятами, он нашёл целых десять копеек.

Вдоль дороги тянулись чёрные полусгнившие заборы. Они обросли травой, в которой что-то могло заваляться. Скоро он нашёл грязный тёмный пятак и долго тёр его о штаны, чтобы немного отчистить, а потом уже у поворота к вокзалу- копейку, наоборот, чистую и блестящую. "Чтоб тебя, блестишь как гривенник."

На площади у старого бревенчатого вокзала было многолюдно. Люди толпились у касс, бежали на электричку, стояли группами, размахивая руками, что-то обсуждали. Опытный Славка пошёл вдоль заборов и киосков с едой. У "Союзпечати" он нашёл ещё копейку. Хмурая тётка в окошке стала за ним наблюдать.

- Тёть, октябрятский значок сколько стоит?-спросил он её.
-Четырнадцать копеек- там написано.
-Спасибо,- сказал Славка.- вот чёрт, семь копеек ещё. Он посмотрел на вокзальные часы. До арифметики оставалось полчаса "Мать убьёт. если на арифметику не пойду,"- думал он.

Он стал смотреть у касс. Здесь было неудобно, толкали со всех сторон. Казалось бы, уж тут-то должны быть залежи потерянных монеток. Потолкавшись ещё немного, он отошёл на середину площади." Ну всё , опоздал",-думал Славка,- "двадцать минут всего. Ну и ладно, буду здесь жить. Домой не пойду". К нему подошла какая-то бабушка с жёлтой авоськой и тронула за руку:
-Ты что мальчик, потерялся?
-Не-а, значок посеял.- буркнул Славка.
-Это хорошо, а то бывает...- довольная бабка отошла.

Посреди площади стоял мужик лет сорока и ел мороженное. Он сочно хрустел обёрточной фольгой а откусив, облизывал губы. Славка старался не смотреть на мороженное , опустил глаза в землю, и тут же обомлел- из-под коричневого дядькиного чемодана торчал уголок старого грязного бумажного рубля. "Вот чёрт, как достать-то."

Он обошёл пару раз вокруг жующего дядьки, потом поднял камень и незаметно бросил в зелёную жестяную урну, стоявшую прямо за ним. "Уж-ж"- пропела урна. Дядька оглянулся. Славка метнулся к чемодану, нагнулся, как бы завязывая шнурок, и что есть силы дернул уголок рубля. Тот даже не порвался.

В восторге Славка кинулся к киоску. У киоска он нашёл ещё десять копеек, но тётке дал рубль и получил от неё значок и ещё целую горсть блестящей мелочи.

В школу он вернулся за десять минут до урока и купил в буфете два пирожка с мясом, два с повидлом и один с рисом. хотя не любил- чтоб были разные. Обычно в буфете продавались только с повидлом, но сегодня ему везло!

Арифметику он знал- вчера мать часа два орала на него. Он готов был поднять руку и отбарабанить всё домашнее задание наизусть, лишь бы Александра Алексеевна не писала замечание в дневник. Значок он приколол на кармашек пиджака и тот изумительно блестел, бросаясь в глаза.

Открылась скрипнув, дверь и в класс влетела вся сияя Александра Алексеевна.
- Дети, у нас большая радость- человек полетел в космос! Наш советский человек- Юрий Алексеевич Гагарин. Первый человек в космосе наш, дети! Это же здорово. Сейчас вы все идите по домам, потому что объявлен праздник.

Славка подошёл к радостной учительнице. -Я сегодня всё выучил, спросите, что хотите.
-Сапожников, иди домой.
-А дневник.
-Там, на столе возьми.
-Александра Алексеевна, а куда он полетел?
-В космос, туда,- она махнула рукой куда-то вверх в сторону форточки.
-А-а, -сказал Славка,- понятно. Он взял свой дневник- замечания не было. Видно Александра Алексеевна на радостях забыла о нём.

Он шёл по улице и с удивлением наблюдал, как взрослые люди обнимались, а некоторые и танцевали под невесть откуда доносившуюся музыку. Изрядно пьяный парень потрепал его по голове и заплетающимся голосом прокричал: Так-то вот, знай наших!

Дома мать возилась у раскалённой печи.
- Чего так рано?- спросила она, вытирая локтем пот со лба.
- Гарагарин в космос полетел.
- Что полетело?
- Кто! Драгарин в космос, туда. где спутники, Славка показал на потолок. Училка сказала- первый наш в космосе.
- Фамилию чтоль не могли подобрать попроще, чтобы выговорить можно было,- проворчала мать,- Она села рядом за стол и стала чистить картошку.
- Дневник давай. Двойки есть?
- Не-а. Не спрашивали. И замечаний нету.
- Прям мир перевернулся. Что там у вас школа сгорела?
- Так говорю же Балганин полетел.

Мать включила маленький репродуктор, висевший на стене у окна. Раздалась громкая музыка. Бравурный марш наполнил убогую комнатку. Солнце заиграло на старых обоях, а в душе у Славки появилось радостное чувство причастности к чему-то хорошему и героическому.
- ..впервые в мире...воспитанный партией Ленина...продолжатель героических подвигов советских людей...-голос Левитана гремел в ушах-...лётчик Юрий Алексеевич Гагарин...

- Гагарин, а не Далгарин, чем слушал-то. Простая фамилия. Суп на столе. Поешь и гулять иди, раз уж повезло вам. Не торчи здесь. Дел по горло. Не развернуться у нас, а стирать надо.
   Она сделала два шага через маленькую комнатку, сняла со стены оцинкованное корыто, поставила на стол и стала наливать горячую воду из нагретого в печке ведра.