Человек и его понимание

Николай Мурашев
               
   Определение человека имеет многовековую историю.
   Аристотель (384-322  до н. э.), древнегреческий философ и ученый, полагал, что человек - это живое существо, наделенное духом, разумом и способностью к общественной жизни. Бенджамин Франклин (1706 – 1790 гг.), американский мыслитель, полагал, что человек – это животное, производящее орудия труда. Иммануил Кант (1724 – 1804 гг.), немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, рассматривал вопрос « Что такое человек?» как  основной вопрос философии. По Канту человек – это существо, принадлежащее двум мирам: природной необходимости и нравственной свободе. В первом случае – это то, что сотворила природа; во втором – это то,  что человек сделал из себя сам. Карл Маркс (1818 – 1883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895 гг.), основоположники марксистской философии, определяли человека как живую систему, представляющую собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. «Советский энциклопедический словарь», изд. Москва, 1983 г. определяет человека как высшую ступень живых организмов  на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, отличительной особенностью которого является способность производить орудия труда и использовать их для воздействия на окружающий мир. «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, изд. Москва, 1983 г. определяет человека как живое существо, обладающее даром мышления и речи, способное создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного труда. «Новый энциклопедический словарь», изд. Москва, 2002 г. определяет человека как общественное существо, обладающее сознанием, разумом, как субъект исторической деятельности и культуры, выступивший в этом процессе своего самоосуществления как личность. «Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный » Т.Ф. Ефремовой, изд. «Русский язык», Москва, 2002 г. человеку дает следующее определение – это живое существо, обладающее, в отличие от животного, даром речи, мысли, способностью производить орудия труда и пользоваться ими. Ну и, конечно же, нельзя не упомянуть широко известное определение человека как биологического вида – человек разумный.
Итак, мы дошли до наших дней. Мы рассмотрели много разных определений. Теперь попробуем разобраться: а однозначно ли они выделяют человека из среды иных живых существ?
   Всякое определение объекта или явления верно только тогда, когда оно  позволяет однозначно выделить их в реальности. Это аксиома. Соответствуют ли приведенные определения этой аксиоме?
   Ключевыми словами в определениях были разум, сознание, мысль, мышление, речь, изготовление и применение орудий труда,  социальность. В чём их смысл?
   Разум.  Это может быть элемент или функция мозга, которая осуществляет определенную работу. Под этим термином, довольно-таки часто, люди понимают и качество отражения объективной реальности, выраженное в действии живого организма, т.е. ум.
  Сознание. Туманности этого термина посвящена статья на авторской странице.    
  Мышление. Это процесс деятельности мозга, где мысль – продукт этой деятельности, в то же время эти термины в русском языке толкуются как способность к рассуждению, построению умозаключений (выводов).
  Речь. Это может быть обмен сигналами или способность воспроизведения сигналов, которые бы могли восприниматься как средство коммуникации, взаимодействия, где под системой признаков сигналов можно понимать язык.
  Социальный (общественный), т.е. находящийся во взаимосвязи и взаимозависимости от  членов общества.
   Давай, уважаемый читатель, сразу исключим из рассмотрения возможность трактовки слова «разум» как «ум». Это не соответствует заявленной аксиоме и не позволяет нам выделить человека из среды живых существ: мы ведь с Тобой часто употребляем этот термин по отношению к животным. Восхищаясь их действиями, мы говорим: «Умная собака, умная лошадь, умные дельфины, умные вороны», а значит, мы не готовы этот признак рассматривать как ключевой в выделении человека из среды животного мира. Остается под разумом понимать элемент или функцию мозга. Но этот элемент и эта функция проявляется у всех живых организмов, имеющих мозг. Собака видит человека  и реагирует на него  по-разному. Если это хозяин – ласково, а если чужой – настороженно или агрессивно. Ее разум воспринял внешнюю информацию, должным образом ее обработал и отразил в поведении. На основании этого можно сделать заключение, что ключевое слово «разум» в определении человека не обеспечивает его однозначной идентификации в среде живых организмов. В отношении сознания надо сказать то же самое. Как состояние дееспособности мозга оно характерно также для всех живых существ, имеющих мозг. Мышление и мысль, тоже надо признать достоянием мозгов живых существ, ими располагающих. Кто-то, может быть, захочет и вспомнит опыты советского физиолога академика И.П. Павлова и скажет, что рефлексы нельзя принимать за мышление. С этим можно согласиться, но можно и поспорить. Элемент мозга, воспринимающий внешнюю информацию, сравнивающий ее с образом, записанным в генетическом отделе памяти, принимающий на подсознательном уровне решение и отражающий это решение, может быть ничто иное, как специфический элемент все того же разума. А может быть это вполне самостоятельный элемент мозга, назовем его «рефлексор», информационно связанный с разумом. Рефлексы есть и у человека, так что и по этому признаку чёткой идентификации человека в среде живых существ не происходит. Речь. Не знаю, нужно ли приводить читателю примеры звуковой коммуникации птиц, рыб и других существ? Надеюсь, он слышал соловья, кукушку, знаком по телевизионным фильмам со звуками, издаваемыми косяками рыб, китами, дельфинами. Да, конечно, звуковые коды (слова) животных, птиц, рыб отличаются от слов человеческой речи, но это непринципиальная деталь, которая бы запрещала наш  код (речь) применять по отношению к тем звукам, которыми обмениваются животные. Изготовление и применение орудий труда. В отношении этого признака примеров немного, но они есть и известны. Морская выдра достает  со дна камень и раскалывает им панцирь моллюска, обезьяна находит палку, с помощью которой  добывает с дерева плод. Социальность, она  также  известна в живой природе, ее демонстрируют, как могут, животные,  живущие  стаями,  стадами, семьями.
   Таким образом, можно выразить некоторую досаду по поводу того, что определения человека, ставшие общим достоянием со времен Аристотеля  и до наших дней, не позволяют расправить плечи и громогласно объявить всему животному миру: "Я человек! Я отличаюсь от вас всех такими-то признаками, которыми вы не обладаете».
   Конечно, различия человека и животного можно установить на основании сравнения внешних данных, функций внутренних органов, способов передвижения, особенностей издаваемых звуков, но эти отличия будут свидетельствовать о том, чем одно животное отличается от другого. Например, у оленя есть рога, а у белки их нет. Мы же, надеюсь, решаем другую задачу: ищем те признаки, которые выделяют человека из мира живой природы и не позволяют считать его животным.
   Представляется полезным, для достижения поставленной цели начать поиск с анализа биологической сущности человека.
   Крайне обобщенно представим его состоящим из двух блоков: один блок – это голова, другой – туловище с манипуляторами (под ними понимаются руки и ноги). Блок под названием голова обобщенно представляет собой комплекс датчиков восприятия внешних данных и мозг. Комплекс датчиков образуют глаза, уши, нос, язык и кожный покров. Глаза воспринимают кванты света, имеющие волновую  и электромагнитную составляющие, в диапазоне  длин волн от 390 до 760 нм. Уши тоже волновые датчики, они воспринимают  звуковые волны с частотами  от 16 до 20000 Гц. Нос как орган обоняния воспринимает качество молекул газовой среды. Язык как орган вкуса воспринимает качество молекул твердых и жидких веществ. Жизненно важным элементом этого блока является мозг. Блок под названием туловище объединяет в себе комплекс жизнеобеспечения мозга и комплекс репродукции человека как биологического вида. Более детально получить информацию об этих  блоках можно в публикациях по физиологии человека. В биологическую систему эти блоки и их комплексы связывают нервная, кровеносная, лимфатическая, эндокринная  и другие системы. Основным же признаком биологической системы является ее информационная сущность, и правильнее было бы ее называть биоинформационной.
   Французский физиолог Клод Бернар (1813 – 1878 гг.), один из основоположников экспериментальной медицины и эндокринологии, сформулировал положение,  что постоянство внутренней среды является необходимым условием свободной жизни организма. В современной лексике это понятие имеет термин гомеостаз. Это условие в живом организме реализуется кибернетической функцией мозга, то есть на основе создания и обработки информационных данных. В современной науке рассматривается пять уровней  нейроэндокринной регуляции в организме. Первый уровень внутриклеточный, второй – периферических эндокринных  желез,  третий – гипофизарный  уровень,  четвертый – гипоталамический и пятый – уровень центральной нервной системы, включающий в себя и кору головного мозга. Все эти уровни имеют как прямую связь, так и  петли обратной информационной связи.
   В.М. Дильман, учёный в области эндокринологии, так рассматривает информационное взаимодействие элементов биоинформационной системы. На первом уровне в соответствии с сигналами, поступающими с рецепторов мембраны, клетка меняет свою активность и скорость процесса деления. Благодаря мембране  клетка отвечает только на нужный ей сигнал,  и согласовывает свой уровень регуляции с требованиями, предъявляемыми клетке организмом. На втором уровне регуляция осуществляется  гормонами – специальными веществами, вырабатываемыми в эндокринных железах и выбрасываемыми из них  в кровь. Гормоны воспринимаются только чувствительными к ним клетками. Интеграция эндокринных желез, то есть их объединение и  подчинение одному центру  управления, осуществляется гипофизом (расположен  он в хорошо защищенном костными образованьями «турецком седле», непосредственно под корой головного мозга в самой центральной точке черепной полости). Каждой периферической эндокринной железе соответствует в гипофизе специальный гормон-регулятор. Гипофиз представляет третий уровень регуляции. Но гипофиз слеп в отношении внешнего мира. Мудрая природа создала гипоталамус и четвертый уровень регуляции в организме. Внешне это типичная нервная ткань, состоящая из клеток нервной системы – нейронов. Эти клетки посредством многочисленных нервных волокон связаны со всеми отделами нервной системы и все, на что реагирует нервная система, становится известно гипоталамусу. Гипоталамус – конкретное место стыка двух миров: внутреннего и внешнего. Регулирующее влияние на гипоталамус оказывает особая эндокринная железа, также находящаяся в мозге, – это эпифиз  (он изменяет чувствительность гипоталамуса к гормонам), а также некоторые другие отделы нервной системы, хотя гипоталамус во многом функционирует автоматически, без контроля  со стороны центральной нервной системы. Сигналы из различных отделов мозга, прежде всего, поступают в гипоталамус, классифицируются в нем  и он вырабатывает необходимую «управляющую» информацию в виде гипоталамических сигналов. Гипоталамус – главный регулятор вегетативных (протекающих подсознательно) функций. Он управляет репродуктивной системой, через гипофиз регулирует рост тела, деятельность щитовидной железы, надпочечников, функцию молочной железы.   В гипоталамусе и прилегающих к нему отделах мозга находится центр сна, центр эмоций, предположительно  центр удовольствия, центр регуляции сердечной деятельности, тонуса сосудов, иммунитета, водного и солевого балансов. По существу, нет ни одной функции организма, в которой бы не было участия гипоталамуса. Пятый уровень регуляции представляют центральная нервная система, включающая кору головного мозга.
   Таким образом, человек – это  биоинформационная система, в которой главную кибернетическую функцию выполняют элементы мозга.
   Но! То, что было представлено в качестве биоинформационной системы человека, свойственно не только ему, но и другим биологическим видам, имеющим сложную организацию. Биоинформационная система человека, безусловно, имеет отличия от биоинформационных систем животных. Но, опять-таки, эти различия являются видовыми: они позволяют только определить место животного в последовательности той или иной классификации (теплокровные, стайные, стадные и т.д.). Нам же нужны такие признаки, по которым бы видовая классификация состояла из одного вида живого существа – человека.
   В продолжение поиска особенностей рассмотрим его как информационно-интеллектуальную систему.
   Информационными называются такие системы, которые осуществляют прием, накопление, хранение, обработку и отражение информации. Поскольку человек все перечисленные операции с информацией выполняет, а, кроме того, еще характеризуется мыслительной способностью и объемом познания окружающей действительности, представление его в качестве информационно-интеллектуальной системы не должно вызывать возражения. Но, найдя признаки мыслительной деятельности и познания, мы все еще не можем выделить человека из среды живых существ, так как мыслительная деятельность, как процесс обработки мозгом данных об окружающей среде, и запоминание ее образов, свойственна также и информационным системам животных.
Это обстоятельство заставляет искать иные признаки, которые бы позволили выделиться человеку из среды животного мира. Я надеюсь, что и читателю этого тоже хочется.
   Возьмем стакан с водой и положим в него кусочек сахара. Через какое-то время сахар перестает быть видимым. Куда делся сахар? Мышление животного с этой задачей не справляется. Его разум такой вопрос не генерирует. Мышление человеческого детеныша также с начала не ставит перед собой и не отвечает на такой вопрос, пока родители не обратят его внимание на этот вопрос и не объяснят ему, что сахар растворился в воде, что его невидимые глазу молекулы распределились между также невидимыми молекулами воды. При повторном решении этой задачи ребенок уже будет привлекать обретенные знания.
   То, что вещества состоят из молекул, молекулы – из атомов, атомы – из протонов, нейтронов и электронов, которые существуют в атоме на определенных орбиталях, мышление животного не способно познать. Мышление человека способно на основе ранее приобретенных знаний синтезировать новые знания, например, придумать таблицу умножения, открыть периодическую систему химических элементов, обосновать гелиоцентрическую модель строения Солнечной системы и многое, многое другое. Именно в особенности свойств человеческого мышления и находятся те признаки, которые позволяют ему выделиться в среде живых существ. Прежде всего, это возможность синтеза новых, а в особенности синтетических (искусственных) знаний. Синтез - это метод исследования, обобщения, сведения в единое целое данных, добытых анализом («Словарь русского языка» С.И.Ожегова, изд. Москва, 1983 г.). И хотя синтез и анализ в своих простейших формах наблюдаются и в поведении животных, обладающих высокой организацией мозга, именно здесь начинаются те различия, которые выделяют человека в среде животного мира.
   Почему идет дождь? Почему течет вода? Почему день и ночь чередуются? Почему образуются молекулы веществ? Почему, если потереть стеклянную палочку тканью, к ней прилипают бумажки? Почему, почему, почему? Наверное, человечество должно началом своего существования считать тот день, когда в голове человека появился этот вопрос. Именно он стал побуждать искать  на него ответы. Синтетическое или искусственное знание создается тогда, когда мы познаем явления природы и используем синтезированные знания об объектах, образованные нашим мышлением на основе данных, предоставленных нашими ощущениями. Примерами их могут быть: явление электромагнитной индукции, магнитного поля, силы тяготения или взаимодействующих масс тел, суждение о строении удаленных космических тел по спектральному анализу, идущего от них излучения. К искусственному знанию также относятся знания вымышленные: сказки, фантазии, гипотезы, музыкальные, литературные произведения, произведения скульптуры и живописи и т.д.
   Так какое же определение необходимо дать термину ЧЕЛОВЕК, чтобы оно однозначно выделяло его в мире живой природы?
   
   ЧЕЛОВЕК – это живое существо, обладающее рассудком, разумом и мышлением, которое, в отличие от остальных живых существ, способно создавать, накапливать и применять синтезированное и новое синтетическое знание о действительности, предполагать и прогнозировать её процессы, а также придумывать небывалое.
   
   Человек – это не просто живое существо, это макросистема, состоящая из биологической информационной и информационно-интеллектуальной систем.
      
   Основными задачами биоинформационной системы являются: сохранение стабильности состояния внутренней среды; обеспечение функций информационно-интеллектуальной системы; рождение потомства и сохранение человека как вида на Земле.
   Информационно-интеллектуальная система человека состоит из рассудка, разума, памяти, психической подсистемы и решает следующие задачи:
Рассудок:
   Формирует ощущения образов и признаков объектов и явлений реальности.
Разум:
   бережет биоинформационную систему;
   кодирует информацию, поступающую от рассудка, и размещает её в памяти;
   управляет памятью;
   осуществляет функции: мышления, формирования мысли и отражения её в речи;
   взаимодействует с биоинформационной системой, передавая ей в требуемом формате 
   для динамичного отражения сформированные мышлением информационные блоки;
   отвечает за физическое и духовное здоровье детей;
   познает действительность и, прежде всего, среду обитания;
   находит средства обеспечения биоинформационной системы;
   осуществляет информационное взаимодействие с другими людьми;
   определяет отношение к природе и обществу и свое место в среде обитания;
   ставит цели и задачи бытия и определяет приоритеты их решения;
   решает творческие задачи;
   прогнозирует ситуации и события;
   формирует душу;
   создает орудия труда, средства коммуникации и защиты биоинформационной 
   системы и т.д.
   взаимодействует с психической подсистемой.
Психическая подсистема:
     формирует чувства;
     взаимодействует с биоинформационной системой, демонстрирующей эмоции,   
     как   аналог её чувств;
     взаимодействует с разумом.
Память:
      принимает, накапливает, выдаёт информацию по командам разума.
 
   Состояние информационно-интеллектуальной системы, при котором в ней протекают процессы, обеспечивающие решение задач, называется СОЗНАНИЕМ.

   Управление информационно-интеллектуальной системой осуществляет РАЗУМ.

   Говоря о разуме, нельзя не учитывать одно очень важное его свойство. Он – настраиваемый инструмент. Но только не каждый человек его настраивает. Это доказывают разбросанные по  «Словарю русского языка» следующие хорошо знакомые нам термины, свидетельствующие о низком качестве мышления человека: балбес – бестолковый, грубый бездельник; балда – тяжелый  в общении человек; бестолочь – демонстрирующий беспорядочность и неразбериху в мышлении; вертопрах – легкомысленный человек; дурак – совершающий поступки, ему же вредящие; глупец – не обнаруживающий ума (интеллекта), несообразительный; недотепа – неуклюжий, неловкий; тупица – отупелый, безропотный, безответный, лишенный острого восприятия; олух – непонятливый; тугодум – с трудом формирующий и отражающий мыслительные категории.
   Если разум здоров, его надо настраивать на самосовершенствование и нагружать информацией.
   С учётом выше изложенного следует, что
ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА – это единство процессов, протекающих одновременно в его биоинформационной и информационно-интеллектуальной системах.
ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА БИОЛОГИЧЕСКАЯ – это совокупность процессов, протекающих как в одном из элементов системы, так и в системе в целом и  обеспечивающих стабильное состояние внутренней среды,  деятельные функции мозга, динамику тела и воспроизводство человека как вида.
ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ – это совокупность процессов, протекающих в информационно-интеллектуальной системе и решение разумом задач, которые мышление определяет как необходимые.
   
   В этом случае период от рождения человека  до его смерти  следует называть временем жизни человека.