Типы онейротопов в прозе А. П. Чехова - конспект

Аманда Глумская 2
ИЗОТОВА Н.В. Типы онейротопов в прозе А.П. Чехова (статья) - http://www.russian.slavica.org/article13685.html

Ключевые слова: cон, онейротоп, типы, реальность, ирреальность

В  настоящее  время  филологи  используют термины  «онейротоп»  и  «онейротопика»,  обозначающие  более  широкое  понятие, чем  сновидение.  Онейротоп охватывает  весь  художественный  контекст,  связанный  с изображением  сновидения,  весь  комплекс  используемых  средств [Теперик Т.Ф.].

В прозе А. П. Чехова насчитывается около ста онейротопов,  которые  условно  можно  разделить  на  онейротопы-события,  онейротопы-объекты  и  онейротопы-«жизнь-сон».

В  некоторых рассказах ОНЕЙРОТОПЫ-СОБЫТИЯ занимают большое или основное пространство текста и выполняют сюжетообразующую  функцию  («Спать  хочется»,  «Сон»,  «Сон репортера», «Сонная  одурь», «Зеркало»,  «Умный дворник»,  «Козел  или негодяй»).  Сновидения представлены здесь фрагментами текста,  содержащими  описания  ирреальной  действительности,  в  которой  разворачиваются  события.  Их  участниками  могут  быть  персонажи,  которые видят  сон, а  также другие  персонажи,  существующие,  как и  спящий  персонаж, в  художественном пространстве  произведения  до  сна  или  же  появляющиеся  только  в сновидении персонажа. 

В рассказах А. П. Чехова «Спать хочется», «Сонная одурь» сновидения  представляют  часть  прошлой  реальной  жизни персонажа. В этих рассказах в онейротопах воспроизводятся  моменты,  имеющие  отношение  к  развитию  сюжетной линии рассказа.

Сновидение  может представлять не только реальное  прошлое,  но  и  возможное  будущее  персонажа (рассказ «Зеркало» построен на существовании персонажа в разных  пространствах:  существующем  действительно  и  в сновидении,  которое  представлено  в  рассказе  диалогическим общением).

Сон может выдаваться персонажем за реальность (рассказ «Сон репортера»). Ирреальное явление —  сон — представлено  другому  персонажу  как  факт  реальности. 

В  рассказе «Сон» наоборот. Здесь реальное выдается за сон, несуществующее, нереальное явление, описание сна и описание действий  и  реплик других людей  и  субстанций (вещи  и ветер включены  в  сновидение  как говорящие  явления)  не разделены  в  пространстве  рассказа,  и  читателем  также  воспринимаются как сон.

На противопоставлении быть искренним во  сне  и  неискренним  в  реальности  построен  шуточный рассказ  «Козел или негодяй».

В рассказах «Спать хочется», «Умный  дворник»  в  несуществующую  действительность, находящую отражение во сне, проникает реальная действительность, описанная автором до начала сна. Мысли персонажа,  возникающие у  него в связи с  реальностью,  находят отражение в воссоздаваемой во сне действительности в виде реплик диалога. Диалог как форма существования человека в  реальной действительности, в  том числе  и  в речевой как составной  ее  части,  проникает  в  воссоздаваемое  сновидение, в котором он не контролируется сознанием говорящего.  Мысли  персонажа,  возникающие  у  него  в  реальности, могут  быть  во  сне переданы  другому  персонажу, что  подтверждает нереальность возникающего диалога, который по своему  содержанию становится абсурдным  с  точки  зрения реальной действительности.

ОНЕЙРОТОПЫ-ОБЪЕКТЫ  входят  во  фрагменты текста, в которых сновидения не разворачиваются как следующие друг за  другом  различные  действия  персонажей,  а  представляются  только  в  виде  обозначений  того,  что  снилось.  Перечень  объектов  сна  может  содержать  как  обозначение  конкретных  лиц,  предметов,  субстанций,  так  и  название процессов и встречается в  авторском  и персонажном речевых  планах.  Эти  сны  могут  быть  связаны  с  различными эмоциональными  отношениями  спящего  с  другими  персонажами  («Цветы  запоздалые»,  «Ариадна»,  «Дама  с  собачкой», «Вор» и др.).

Сны  персонажей  прозы  А. П. Чехова  часто  пересказываются самими персонажами в сжатом виде. Они могут сообщать только о предметах сна, которые связаны с их нынешней  жизнью  или имеют  к  ней  отношение. В  пересказе  сна иногда также обозначаются происходившие  во  сне  процессы  без описания их во временном движении, без представления  их  развертывания  («Черный  монах»,  «Палата  №  6», «Степь», «Пари»,  «Попрыгунья»,  «Аптекарша»,  «Моя  жизнь», «В сарае» и др.).

Персонажам в прозе А. П. Чехова  иногда снятся  предметы, которые предсказывают  будущие события, речь  идет  о так называемых  «вещих снах». Такие сны видят  персонажи трех  рассказов: «Нахлебники»,  «Последняя  могиканша», «Perpetum  mobile».  Все  вещие  сны  тут  же  сбываются  по версии самих персонажей, или их можно объяснить исходя из развития сюжета. 

Объектные онейротопы, представляя содержание сна или его  возможное  содержание  в  статичном,  как  правило,  состоянии, связаны с реальностью,  в них представлены предметы,  сопровождающие  жизнь  персонажа  и  не во  сне, ситуации,  в  которых  персонажи были  до  сна  или же эти ситуации похожи на нынешнее существование персонажа, что делает  представление читателя  о  реальной  жизни  персонажей более объемным.

ОНЕЙРОТОПЫ- «ЖИЗНЬ-СОН» - фрагменты  текста,  в  которых  жизнь  сравнивается  со  сном,  не  содержат  событий,  объектов,  ситуаций,  явлений,  приснившихся  персонажам.  Наоборот,  в  них  описываются события и явления реальной жизни, но в них эти события и явления  сравниваются  со  сном как  с  чем-то  виртуальным, несуществующим и ирреальным. Эти «сны  о жизни» могут быть  счастливыми  («Цветы  запоздалые»,  «Рассказ  неизвестного  человека»),  смутными  («Красавицы»),  тревожными («Человек в футляре»), тяжелыми («Убийство», «Пустой случай!»), фантастическими  («Пустой случай!»), длинными («На  подводе»),  страшными  («В  ссылке»,  «Нахлебники»),  странными («На подводе»), хорошими («В ссылке», «Поцелуй»,  «Архиерей»,  «Дом  с  мезонином»),  сказочными  («По делам службы»), прекрасными («Страх») и относятся к разным  временным  периодам  жизни  персонажей.  Прошлое обычно  воспринимается  и оценивается  как  что-то  положительное,  настоящее  как  сложное  и  тяжелое,  будущее  как желанное, но невозможное.

Сновидения в прозе А. П. Чехова представляют читателю развернутые события, ситуации, предметы, связанные  с реальной жизнью персонажей или имеющие к ней отношение. В снах субъектами действий, состояний, ситуаций, как правило, являются сами персонажи. Сны необходимы для формирования целостного впечатления устройства реальной жизни, ее модели, внутреннего и внешнего мировидения персонажей,  создания их характеров, понимания различных жизненных ситуаций.

Ирреальность в прозе А. П. Чехова в форме сна включается в реальность, она дополняет, расширяет, раздвигает  реальность и  является одним  из  способов представления достоверности жизни.