Вырезать бугорок воображения, промыть мозги

Локсий Ганглери
                «Мифами не говорю...»
                Гераклит


Многим известен невеселый анекдот про Абрама и его запоздалое прозрение. Еврейским анекдотам свойственно глубокомыслие, иначе говоря, многоплановость. В данном случае, она видна еще и в том, что подразумевается, по крайне мере, один план. Например:

- Знаешь, Сара: то, что мы всю жизнь считали твоим оргазмом, оказалось астмой!

Уж не знаю, какой вариант печальнее (смешнее? – ведь речь, все-таки, идет об анекдоте). Если в случае визита к фтизиатру более оправдан первый, традиционный, вариант, то после визита к психоаналитику куда уместнее наш вариант; причем "астма" в данном случае может быть замаскирована под именем какого-нибудь античного героя, то есть увязана с соотвествующим мифологическим комплексом.

И надо же: когда-то такое воззрение было очень популярно! Люди верили, что все психические расстройства (включая и так называемое "душевное здоровье") коренятся в первобытном стремлении к матери и зависти к отцу, дамском кокетстве со стороны матери и мести со стороны отца, и тому подобном креативе. Но сейчас, на рубеже тысячелетий, бурное развитие различных наук с префиксом "нейро", и в целом, большой прогресс в области физиологии поставили под сомнение все эти идеалистические воззрения. Конечно, своей материалистической чудоюдофобией Фрейду удачно удавалось маскировать (даже от себя самого) этот идеализм... В этой связи, очень характерно удивление Фрейда при виде египетских пирамид: он был совершенно уверен в том, что первое чудо света есть некий договор, что пирамиды, как и все остальное, не созданы фараонами, а скорее сфабрикованы александрийскими переписчиками или кем-то еще.

Впрочем, различия между материализмом и не-материализмом, как его не называть, лежит гораздо глубже. А в данном случае, это все относится скорее к специфичной "душевности" материальной сферы, связанной с воображением и сознанием, к своеобразной идеальности этих материй вообще...

Теперь, когда открыт набор генов, ответственный за представление и чрезмерную работу воображения, когда выявлена область мозга, в которой коренятся цинизм или подозрительность по отношению ко всему нематериальному, прославленный talking cure Фрейда и Винникота можно оставить на долю поэтов или философов. На повестке дня – не ковыряние в старых новых (или новых старых?) комплексах, а коррекция человеческой психики средствами нейрохирургии и генной инженерии. «...и массовой информации,» - добавит верный читатель.

Но это к медицине не относится. Хотя, согласен: правильно построенная (т.е. играющая на злобе и т.н. вау-факторах) телепередача зачастую не менее эффективна и экономически более целесообразна, чем массовая нейрохирургическая обработка. Закрывая тему, можно сказать и так: для массового потребителя хороши и СМИ, в то время как в особых случаях следует применять оперативное вмешательство. И еще: когда реальный материализм биологов станет более античеловечным, чем идеализм венского модерниста, масс-медиа должна будет устранить это недопонимание.

И нам таки придется дожить до этих дней!..