Один день из жизни судебно-медицинского эксперта0

Владимир Цыкалов
ЭКСПЕРТ(от лат.expertus – опытный, англ. expert – 1. знаток; 2. искусный) -
специалист в области науки, техники и т.д., приглашаемый для   э к с п е р т и з ы, т.е. для исследования и разрешения вопросов, требующих специальных знаний.
(из словарей)

П Р О Л О Г

      Это утро начиналось обычными, можно сказать, традиционными процедурами: под  звуки последних песенных хитов на волне "Европа плюс" удалялся с лица лишний волосяной покров, щетка с профилактической пастой воз вращала изысканный блеск зубной формулы ротовой полости, возрождая свежее дыхание, "облегчающее понимание" (если верить рекламной назойливости), мягкий шампунь восстанавливал утраченный на ночной подушке здоровый вид местами сохранившейся прически. В конце всех этих "священнодействий" зеркало констатировало воскрещение привычного облика "Homo sapiens" ("человека разумного").
    Чуть позже чайник, пополнив свое чрево новым запасом очищенной фильтром воды,  надежно уселся над газовой горелкой в ожидании итогов повышенной термической обработки.
    Было, как обычно, очень рано - до пяти часов оставалось несколько минут: все вокруг еще спало, посапывая и чуть вздрагивая  во сне, добирая отпущенное время ночного отдыха перед  будничным  стартом дневной карусели.
    Властантиныч (ему очень нравился этот субстрат-сплав необычно причудливых сокращений имени и отчества) любил это время. Жаворонковый тип жизни его вполне устраивал.В эти ранние часы все было в его распоряжении - и творческие поиски, и плановые перспективы дня грядущего, и результивная часть вечерних (и даже ночных) размышлений, и еще многое другое,  ежедневно (вернее сказать - ежеутренне) меняющееся в зависимости от жизненной сутолоки. Любовь к утреннему бдению пропитывалось тем, что действительно "вечернее мудрело утром".
    После выпитого чая с бутербродами и с непременным одновременным решением сканвордов и кроссвордов очередного "Фаворита-альфа" (желание по лучить приз прочно оседлало мозговые извилины вместе с мыслью "интеллект должен иметь свой денежный эквивалент",  хотя достижения в этой сфере имели место в виде единичных  "малопродуктивных" дивидендов) наступало  время  конкретных сборов,  которые "были недолги".  Справедливости ради стоит отметить, что до этих сборов совершались и будничные подвиги  семейной жизни, иными словами, выполнялось то, что было обещано (порой в полудреме предтелевизионного бдения)  накануне  вечером  и  не могло сопровождаться резкими звуковыми эффектами (ему нравилось выражение жены "тихо-тихо, как мышка").
    И вот уже  "с чувством выполненного долга" и исполненных обещаний Властантиныч выставлял свою персону из квартиры на лестничную площадку. Металлический щелчок ключа был одновременно и финишем "домашних телодвижений",  и стартом для решения очередной дилеммы - "пешком или транспортом". Ненастная  погода  закономерно  подталкивала только ко второму исходу. Но когда улица встречала "вёдром", побеждало первое решение и всегда радовало: сорок минут, наполненных  свежим "экологически чистым" воздухом,  несколько  ленивым  пробуждением улиц и переулков, а также мышечно-дыхательно-двигательно-умственной гимнастикой. Сорок минут, в течение которых рифмовались строки, определялись собственные задачи и задания для подчиненных на день текущий, приходили внезапные озарения и масса прочего, абсолютно нужного и ненужного на данный момент, но необходимого на перспективу. Кроме того, порой посещали и воспоминания. Сегодня почему-то припомнился разговор с одним из коллег, который предложил стать личным биографом Властантиныча, при этом попросил изложить основные вехи его жизни. Затея, конечно, понравилась, но не хотелось писать ее обычным, официальным языком, как это бывает при поступлении на работу.Хотелось что-то проакцентировать, высветить или оттенить (впрочем, охотников тенить биографию всегда хватало во все времена. Но это просто к слову). А рассказать Властантинычу было что…
В о с п о м и н а н и е   п е р в о е
(биографическое)
      "Так приключилось у меня по жизни, что где-то я всегда  оказывался в числе "первопроходцев". В пять лет, услышав звуки пианино в квартире соседей, мне захотелось играть на музыкальном инструменте, неважно на каком,  но играть.Тем более, что это совпадало с желанием родителей. Отец довольно активно выступал за освоение баяна или же гармони. Однако так получилось, что ни того, ни другого инструмента у нас не было. А дирижер военного оркестра, которого попросили (естественно, за определенную плату) об учить меня этой премудрости, мог играть только на аккордеоне. Трофейный  "Hess",  привезенный отцом с войны, оказался весьма кстати. Его клавиатуру, схожую с клавиатурой пианино, я освоил довольно быстро и за короткий срок познал характер этого музыкального "тяни-толкая". Причем были приложены все старания,  дабы  не пасть лицом перед соседкой-одногодкой,  которая никак не могла понять логический строй  До-мажорной гаммы.
    Грянул год следующий - и к великой радости моей и родителей в воркутинском поселке открылась музыкальная школа. После прослушивания меня зачислили  во второй класс по баяну, хотя для этого пришлось переучивать правую клавиатуру инструмента. Прилежания в то время мне было не занимать, поэтому я уже в начале занятий был в ряду лидеров. Правда, по классу  "обязательного" инструмента. За неимением "чистого и светлого" голоса у меня возникли проблемы с весьма назойливым  предметом,  как "сольфеджио". (Спустя годы я понял, что тому был препон в лице моего старшего брата, который не отвечал взаимностью на тщетные домогания преподавателя этого "крайне необходимого для жизни" предмета. Это и повлекло за собой конфликтные ситуации в школе, а потом и в семейной обстановке, о которых прекрасно помнит моя мама).  Хоровое и оркестровое  освоение  музыки  шло прекрасным образом. Но стала хромать "История музыки", которую преподавала та же самая учительница. Это, конечно же,  портило мое реноме преуспевающего ученика. Мой учитель по инструменту (с забавной фамилией – Гузь) восторгался моей работой с баяном,  но ничего не мог поделать с  "историчкой-сольфеджисткой" - маленькой (по росту) и въедливой (не по возрасту) женщиной.
    Вспоминая этапы освоения  инструмента, я вижу себя на сцене Дома культуры шахтеров с высоко поднятыми параллельно полу ногами (чтобы не упал баян), играющим вальс со словами "Знову цветуть каштаны, хвиля Днiпровьска  бье" ("Киевский вальс"). Зал (как выяснилось впоследствии) был  покорен маленьким шестилетним исполнителем (говорят,  что я играл даже на "бис"). Это было мое первое выступление на большой сцене.
    Начало шестидесятых годов с переездом семьи в Казахстан прекратило мои упомянутые мучения: зазвучал голос на "сольфеджио", музыкальные диктанты перестали быть проблемой. А "Историю музыки" я также полюбил, как, видимо, и она меня. Общее "фоно" для баянистов мне было по плечу. Я играл,  заимствуя выражение,  "как бог или полубог",  что вызывало зависть  у моих одногодков. Мои родители были этому несказанно рады.
    В южном азиатском городе "первопроходные"  моменты нашли свое продолжение. Так, проучившись всего один год в довольно длительно существовавшей школе,  я перешел в новопостроенную школу  N  31, что была  недале ко от дома. И вот постепенно изо дня в день я прошел все оставшие годы до самого ее окончания. За это же время успел с отличием покорить "Эверест" музыкальной школы, применить на деле полученное образование на подмост ках школьной художественной самодеятельности, принять активнейшее участие в создании ШТМ (Школьного Театра Миниатюр), попробовать себя в поэтическом творчестве. Не оправдав надежды моих музыкальных учителей, прочивших блестательную карьеру виртуоза-исполнителя или же композитора (скромные пробы на этом поприще имели место быть), не оправдал я и надежды школьных учителей, которые предрекали поступление в какой-нибудь Литературный институт. Робким предположениям об актерской стезе выпускника школы также не суждено было сбыться.
    Спрыгнув со школьного крыльца, я выбрал тернистую дорогу, ведущую в Царство-государство врачебного искусства. По счастливой случайности я стал обладателем таинственной новости об открытии в МГУ (тогда еще не имени Н.П.Огарева и тем более не Ордена Дружбы народов) медицинского факультета. Прихватив приличный чемодан полученных знаний, с помощью железно-дорожного транспорта коми-казахский паренек русского происхож-дения оказался в стольном граде Мордовии. Арсенала полученных знаний вполне хватило новоиспеченному абитуриенту для набора всех проходных баллов во впервые открывшимся факультете.
      Вот тут-то и пошла карта на то, что называется "первопроходство": исходя из данных скучно изложенной биографии, декан поручил организовать факультетскую художественную самодеятельность, ибо университет в то время не мыслил без этого досуг студентов. Первый концерт агитбригады (почему-то все ансамбли именно так назывались) "Эскулап" (впоследствии пере именованной в "Доминанту") состоялся на Новогоднем празднике, затем по следовал первый концерт на Смотре художественной самодеятельности университета (предтече нынешних "Студенческих весен") – шестое место из десяти  факультетов было солидной заявкой для факультета, состоявшего из все го одного курса. В это же время была освоена гитара – своеобразный символ 60-х годов, впервые появились собственные песни под струнные аккорды. Третий курс учебы принес весьма желаемое первое место на вышеуказанном смотре, ставшее постоянным в течение последующих лет. Участие в качестве танцора-любителя на Всесоюзной Универсиаде в городе Харькове увенчалось присвоением почетного звания "Дипломант".
    Студенческая жизнь принесла и другие победы. Первые роли в Народном театре при Доме Союзов (сразу три, но эпизодические – матрос, раненый русский офицер и немецкий офицер в "Оптимической трагедии" В.Вишневского) определили дальнейшие возможности актерской деятельности: в сле дующем спектакле по пьесе В.Шекспира "Ромео и Джульетта" – роль Меркуцио. Поступление на открывшееся при МГУ театральное отделение Факультета общественных профессий (ФОП), кроме ролей Виктора в "Иркутской истории" А.Арбузова и принца Гвидо Барди в спектакле по пьесе О.Уайльда "Флорентийская трагедия", гарантировало получение второго образования и специальности "режиссер самостоятельного театрального коллектива". На студенческих подмостках была сыграна еще одна роль – доктора Астрова в чеховском "Дяде Ване" (это был единственный спектакль театральной студии  медицинского факультета, впоследствии названного участниками этого действа – Театром Одной Пьесы). Ввод на одну из главных ролей в пьесе С.Алешина "Одна" принес на Первом Всероссийском фестивале самодеятельного творчества трудящихся звание Лауреата за исполнение мужской роли.
    Но самая большая творческая победа этого периода – это написание и постановка первого сценария ежегодного посвящения студентов медицинского факультета – "День Гиппократа" (речи Богини Медицины и "Отца всей Медицины" Гиппократа до сего дня остались неизменны).
    Окончание учебы на медицинском факультете было ознаменовано двумя вехами: первое - направлением (по настоятельному собственному желанию) в Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы; второе – началом семейной жизни.
    Освоение профессии происходило на фоне продолжающейся творческой активности в стенах Дворца культуры профсоюзов (ДКП): член Правления первого городского"Клуба творческой молодежи", ведущий многочисленных тематических вечеров"А ну-ка,девушки","А ну-ка,парни", "Что?Где?Когда?", "Брейн-ринг", кино- и музыкальных вечеров и посвящений в профессию, ведущий первого городского Конкурса красоты "Саранская красавица", диско-программ, первых аукционов, член жюри КВН-ов и конкурсов и т.д., и т.п. И среди всего прочего – два своеобразных перла, два бриллианта – аншлаговые спектакли:
  1 – авторский  моноспектакль  "Владимир Высоцкий – актер, поэт, певец", в котором впервые были объединены способности режиссера-постановщика и актера-исполнителя;               
  2 – постановка спектакля по сказке Леонида Филатова"Про Федота-стрельца удалого молодца" в исполнении Студии Юмора и Сатиры "Эксперимент" при ДКП, где я был в качестве руководителя-режиссера-постановщика.
    Профессиональное поприще позволило освоить не только специальность судебно-медицинского эксперта, но и эксперта-гистолога, эксперта медико-криминалистического отделения, а также самостоятельно освоить и проводить графические реконструкции внешнего облика по черепу по методу М.М.Герасимова. На счету уже более шестидесяти научных статей и разрабо ток, а также выпуск в качестве составителя первых трех сборников "Современные научные и практические разработки судебных медиков Мордовии".
    Конец ХХ века ознаменован выходом авторского сборника стихов "Регистры римфоцентра",куда вошла лучшая часть"творений" за последние 35 лет.
    Но на этом  поиски в профессиональной и творческой деятельности не завершены."

    Сегодняшний маршрут был пролонгирован хорошей июньской погодой и пролегал через Парк отдыха. Каждый раз проходя по его аллеям, Властантиныч вспоминал анекдот из разряда "кстати".
    Перед памятником А.С.Пушкина в Москве стоит провинциальный зевака и, обращаясь к прохожему, спрашивает: "Это памятник Тургеневу?"  - "Нет, это памятник Пушкину", - следует ответ. – "А кто "Му-му" написал?" – "Тургенев". – "Странно, - говорит зевака, - "Му-му" Тургенев написал, а памятник Пушкину поставили".
    Дело в том, что официальное название зеленого городского оазиса звучало следующим образом – "Парк отдыха имени А.С.Пушкина", но при входе через центральную арку горожан встречал памятник В.И.Ленина с кепочкой в руке. Анекдот с точностью "до наоборот". А бюст А.С.Пушкина был где-то "затерян" среди деревьев в конце центральной аллеи парка. Кто-то из отдыхающих в этом парке придумал оригинальное название этому курьезу – "Парк имени Александра Сергеевича Ленина и Владимира Ильича Пушкина".
    Но это не единственный прикол города, в котором есть, к примеру, две примечательные улицы: одна из них с названием "Коммунистическая" прямехонько идет через центр города к конечному своему пункту – кладбищу (на этот факт обратил внимание во время своих гастролей популярный певец Игорь Тальков), а вторая – "Большевистская", плавно теряющаяся в старом овраге.
    За биографическими воспоминаниями совсем незаметно был пройден утренний маршрут. Дверь во "Дворец судебной медицины" сегодня открыл "ночной начальник бюро" – Николаваныч (почти недремлющее око дежурной службы морга). В традиционном приветствии "Здражелаю, товарищ командир" и солидной фактуре постоянно чувствовались укоренившиеся манеры "старого служаки". Это действительно бывший военный (ныне в отстав ке), видавший виды и с удовольствием повествующий об этом ежегодно накануне Дня Победы в неизменном кителе и форменной фуражке при медалях. "Фельдмаршалам – пламенный привет!" – ответил Властантиныч по привычке, выслушав преподробнейший отчет за ночь и очередные сетования по поводу несовершенства условий содержания дежурного состава.
    И вот уже звучит металлический щелчок другого ключа -  своеобразный гонг перед началом второго раунда утреннего, сугубо личного времени. Час-полтора до всеобщей рабочей кутерьмы, зажатой в рамки "трудового распорядка". Но это впереди, а сейчас стоит обозрить "ограниченного рабочего пространства" Властантиныча.
    Зодиакальный знак Близнецов нашел свое скромное воплощение  в убранстве (как высоко сказано!) кабинета, который невелик, но весьма оригинален. Одна часть его - офис и по оборудованию, и по исполнению: стол, кресло,  на стольная лампа-"журавлик", библиотека специальной литературы, стул для посетителя подле стола, столик собственной конструкции для компьютерной  техники  (производственный дизайн далеко не чужд Властантинычу). Вторая часть обустроена для душевной беседы с приходящими,  более светлая за счет стены,  обклеенной обоями,  два мягких кресла и небольшой журнальный столик с оригинальной пепельницей и электрочайником завершали уют не официальной половины помещения. Значительное пространство стены было занято достаточным количеством картин и поделок друзей, а также графических композиций, созданных самим хозяином кабинета.
    В отличии от всех начальников, "чистящих себя  под  Лениным, чтобы плыть в революцию дальше" (в бюро был такой переходящий портрет времен "сплошного застоя"), никто и никогда не виде в кабинетах Властантиныча политических символов и идолов ("врач должен быть вне политики").  С первых  дней  работы одна стена была предоставлена  карандашному  портрету  А.П.Чехова (который был нарисован еще в девятом классе школы самим  хозяином кабинета) со знакомой до боли в сердце специально незавершенной фразой:"В человеке должно быть все прекрасно...". Позже появился гипсовый
барельеф В.С.Высоцкого с подругой-гитарой  на  правом плече(произведение неизвестного самодеятельного автора, созданный по просьбе и по случаю,  с почти достоверной похожестью. Вот он-то и был эмблемой задушевности  двойственного кабинета). А если говорить вообще, то эти изображения в своей совокупности частично олицетворяли широту и глубину интересов Властантиныча, а, может быть,  даже являлись визитными карточками его  характера  и целеустремленности.
О т с т у п л е н и е   п е р в о е
(почти фантастическое)
      В ответ на вопрос о взаимосвязи двух (на первый взгляд,  диаметрально противоположных) портретов в одном кабинете, идя на поводу своего дедуктивного метода,  знаменитый Шерлок Холмс выстроил бы перед доктором Ватсоном примерно такую логическую цепочку:
    - Полученное высшее образование естественным образом объединяет через
десятилетия Антона Павловича и Властантиныча. Глубокий анализ, дорогой Ватсон,  указывает на общие для двух профессий (земский врач и судебно-медицинский эксперт) характерные черты.
    Земский врач был уникален в своей многоплановости:  он  должен быть и хирургом, и терапевтом, и стоматологом, и акушером, и дерматологом... Все го и не перечислишь! Судебно-медицинский эксперт обязан знать, как дол жен поступать каждый из перечисленных врачей в той или иной ситуации, то есть мысленно стать на его место и попробовать принять единственно верное решение. Кроме того, эксперт обязан уметь разговаривать  с  любым специалистом в области медицины хотя бы на уровне  справочника. Таким образом,  Ватсон, эти две профессии объединяет умение установить правильный диагноз и предопределить соответствующее лечение.  К тому же, земский врач владел и основами судебной медицины, так как ему приходилось и вскрывать трупы людей, погибших в результате различных травм,  и освидетельствовать пострадавших вследствие совершения преступлений против личности.. Обе эти профессии сопряжены со  скрупулезным  описанием  всего того, что видит врачебное око. Отсюда следует, что человек, овладевший врачебным делом,  должен уметь излагать свои мысли на чистом листе.
    Жизнь человеческая наполнена и комизмом, и драматизмом.  Общение с пациентами и их родней дает пытливому уму богатую пищу. А каждый "чело-век разумный" по сути своей персонаж великого действа. Не потому ли чеховские наблюдения  произросли в писательство и драматургию. Познавший многое способен разделить свой опыт со многими. И еще, Ватсон, напомню Вами же сказанную фразу: "Наблюдавший смерть - прекрасный жизнелюб". И если даже малый талант дарован человеку от рождения, он обязательно произрастет и даст свои плоды.  Хозяин кабинета, Ватсон, имеет подобные способности к этому, ибо у него, как вы убедились, есть литературные изыски.
    Теперь о том, что единит Высоцкого и Властантиныча (конечно же,Ватсон, кроме их имен.) Знакомство с биографией последнего достаточно обозначило его актерские способности, что помогает ему в профессиональной деятельности. Впрочем, не мне вам говорить, уважаемый Ватсон, ибо вы, как истинный врач, знаете, что такое общение с людьми. Ведь так? По сути, это те же подмостки. "Весь мир – театр, и все люди в нем актеры" – и здесь трудно не согласиться с нашим великим земляком Шекспиром. Основная профессия Высоцкого, я осмелюсь напомнить, актер Театра-на-Таганке. Отметьте себе, Ватсон, это первое сходство. Причем в прямом и переносном смысле. А если говорить высокопарно, то их объединяет большая любовь к драматургии.
    Второе сходство – это присутствие в обоих писательского начала, особенно поэтического, в чем легко можно убедиться, обозрив творчество Высоцкого и прочитав авторский сборник стихов Властантиныча. Я уже не говорю об их душах, наполненных романтизмом.
    В-третьих, их роднит отношение к музыке и в большей степени - к музыкальному инструменту с именем "гитара", причем акцентирую для вас, Ватсон, именно "семиструнная гитара".
    Кстати говоря, уважаемый Ватсон, осмелюсь заметить, что Властантиныч является, что называется, истинным поклонником творчества популярного актера, поэта и певца. В своем моноспектакле, посвященном этому уникальному человеку, Властантиныч подобно оракулу высказал мысль, что пройдет некоторое время и его творчество станет объектом тщательного изучения, основной научных изысканий и появятся многочисленные "высоковеды". Жизнь подтвердила это предсказание – кроме бессметного количества газет ных публикаций и жизнеописаний, появились довольно солидные труды, положенные в основу диссертаций. Ну а самого хозяина кабинета можно на звать тоже "высоковедом".
    Итак, подведем черту, милый Ватсон.Этих трех персонажей Жизни объединяет Любовь - Любовь к своей профессии, Любовь к литературе и работе над словом, Любовь к театру, Любовь к музыке  и, конечно же, Любовь к Жизни.
      А тем временем Властантиныч, облачившись в белый халат, привычно за-нял свое место в удобно-уютном кресле и решил воспользоваться личным (до производственной кутерьмы) временем. Бумаг на столе было, мягко сказать, немало (борьба с их количеством происходила систематически). Спустя не-сколько секунд искомая оказалась в руках. Бюро с недавних пор стало издавать сборники трудов своих сотрудников, и поэтому все эксперты старались поделиться интересными случаями из практики и своими "околонаучными" изысканиями. И вот сейчас наступало время для ознакомления с еще один претендентом очередного сборника. Властантиныч терпеливо погрузился в лабиринты мысли, изложенной в статье районного эксперта.
О т с т у п л е н и е   в т о р о е
(профессиональное)
    "В нашей практике встретился такой случай  комбинированного самоубийства. Объектом осмотра места обнаружения трупа явился дом, где проживали старик со старухой. В спальне на кровати лежал труп хозяйки с глубоко всаженным в голову топором, лезвие которого уходило вглубь черепа до обуха, повреждая шейный отдел позвоночника. Во всех комнатах было много крови. На кухне стояло ведро, забрызганное кровью, где было около 200 мл полу-свернувшейся крови.  Около ведра валялась в раскрытом  виде  опасная бритва в луже крови. В углу гостиной через крюк на потолке висел обрывок веревки.  Из кухни в гостиную комнату (зал) по полу тянулся след пятен крови  к сундуку с открытой крышкой,  внутренняя  сторона которой и содержимое в сундуке опачкано кровью.  Около сундука  небольшая лужица крови.В сундуке были найдены также несколько таблеток нафталина, запачканных кровью. В стенной закопченной электророзетке торчала  оплавленная стальная проволока. В доме не было света, а пробки электросчетчика были перегоревшие.
    В сенях обнаружен труп мужчины, висевший в петле из аллюминиевой проволоки. На шее найдена типичная для самоповешения двойная странгуляционная борозда. На  левом предплечья были видны неглубокие, поперечно расположенные линейной формы раны с поврежденными венами. Вокруг ран обнаружены свежие надрезы кожи в виде насечек. На левой ладони слабо выраженные электрометки.
    При последующем исследовании трупа хозяина дома были выявлены признаки  повешения,  от чего собственно и  наступила его смерть, а также при-знаки незначительного острого малокровия организма. В желудке обнаружены части неполностью  растворенных белых таблеток с резким запахом нафталина и этилового спирта.
    Наблюдаемый  случай комбинированного самоубийсва интересен  не только сочетанием четырех способов, но и тем спешным хаотичным стремлением уйти из жизни еще до прихода милиции: совершив убийство своей жены,  хозяин сознательно решил наложить  на себя руки. Первое, что приходит ему на ум, это - повеситься, но рвется веревка под тяжестью собственного тела. Оставшись живым, он лихорадочно ищет другой способ и находит его, желая перерезать себе вены на руке, тем самым погибнуть от от кровотечения. На-неся опасной бритвой себе несколько резаных ран, он стоит некоторое время над ведром, опустив в него раненую руку.  Однако кровь из ран  быстро свертывается  и кровотечение почти останавливается,- эффект не достигнут, он  опять жив, идет время,  скоро сюда могут прийти люди,  милиция.  Что делать? Вспомнив о больших таблетках нафталина в сундуке своей жены, он бежит в комнату, открывает сундук, находит таблетки и быстро употребляет несколько таблеток, ждет несколько минут, однако смерть не наступает. Хаотично работает мысль реактивно настроенного человека, решившего быстро уйти из жизни, и он вспоминает еще один способ самоубийства.  Это  -  убить  себя электрическим током. Находит проволоку, бежит в комнату,  вставляет ее в розетку и - яркая вспышка огня,  секундная боль в руке. Он жив, перегорели пробки в счётчике от короткого замыкания в электрической цепи.  Обезумевший от страха убийца своей жены решает вернуться  к первому способу самоубийства,  с которого начинал неудачно - к повешению. Выбрав толстый аллюминиевый провод, он наконец (с 5-й попытки) достигает своей цели.
      Властантиныч отложил статью в папку "В сборник", достал сигарету, но, услышав шум за дверью, прикуривать не спешил. 
    - Ну, жулики, - с этой давно знакомой фразой всегда открывалась дверь кабинета перед уходом домой "ночного начальника бюро", "фельдмаршала" Николаваныча, - что творят? Что делают?
    - Опять чего-то не сделали? – Властантиныч встал с кресла.
    - Сколько раз я говорил этим жуликам, чтобы в дежурке убирали за собой.  А воз и ныне там! Вот и приходится старому служаке драить полы и выбрасывать мусор. И потом – командир распорядитесь, чтобы дворник выбрасывал в мусорку бутылки из-под "антигрустинчика", которые оставляют за собой больные из больницы, что по вечерам возле бюро сидят.
    - Бу-сделано, товарищ фельдмаршал!
    - Рапортую: смену сдал, бумаги отдал и поехал я восвояси, к своей бабушке. Не болейте!
    - И вам, как говорится: "тем же самым по тому же самому месту". Счастья, здравья и удачи!
    Традиционное рукопожатие завершило встречу-прощание с "ночным начальником". Время побежало привычной извилистой тропой. Но надо успеть просмотреть статью, подготовленную специально для газеты. Дело было но-вое – целая колонка "Беседы врача" должна стать систематической. Темы для бесед? Сказали: "На ваше усмотрение. Только неказенным языком". Это было что-то доселе неизведанное – и потому сразу же увлекло…
О т с т у п л е н и е    т р е т ь е
(газетно-статейное)
"Добрый день (или вечер), дорогой уважаемый читатель!
Сегодня я пришел к тебе в гости, чтобы побеседовать на самые насущные те-мы. Как, впрочем, надеюсь буду приходить в последующих выпусках этой газеты. А какие же темы сейчас насущные? – спросишь ты. Политика? Экономика? Социология? Или еще что-нибудь этакое?
    Нет, ни то, ни другое, ни пятое. Насущнее темы для разговора, чем здоровье, не было, нет и не будет. При полном здравии можно говорить обо всём, решать все проблемы и мечтать о будущем. Нет здоровья – и все по боку. Только в себе, только в своих болячках, только об одном. И ничего более не интересует. Помнишь, как это было с тобой в подобные дни? И радости нет, и песни не поются, и не естся, и не пьется, когда что-то внутри свербит.
    Да собственно говоря, мне ближе эта тема (тема здоровья и болезни), потому что я – врач по образованию. Вот уже более чем четверть века я каждое утро надеваю свой белый халат и окунаюсь  с головой в мою любимую профессию. И чем дольше я живу, тем больше убеждаюсь в том, что у нашего на рода есть два самых любимых занятия: первое – лечиться, второе – лечить.
Давай припомним популярные слова из одной киношной песни:
                "Ах, в румяном яблочке
                Червячёчик точится.
                До чего же, до чего
                Нам лечиться хочется!"
Вот здесь-то мы все поднаторели. Да простит меня В.Маяковский за такое самоуправство, но не могу удержаться, чтобы не перефразировать его строки:
      "Лечить себя,  лечить людей до дней последних донца!
        Лечить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой!..."
И этому "лозунгу" следуют все – и те, кто имеет специальное образование, и те, кто его не имеет. Сколько их? Имя им – легион: знахари-всеведы, шаманы, "народные целители", экстрасенсы. Однажды я услышал интересное опре деление  этой когорты лекарей – "босоногие врачи". И они в настоящее время весьма популярны. Да и как не быть популярности, когда лекарства не выкупишь-не укупишь. "Есть желание, но нет возможности…" Отсюда и поиски, и трепыхания.
    С одной стороны – это правильно (кому хочется болеть), "но с другой стороны – при таких делах"…Врач, оказывая помощь, должен всегда помнить священное правило: "No nocet!" (что в переводе с латинского означает "Не навреди !"). И он лечит БОЛЬНОГО. Так учил один умный врач – Мудров М.Я., который говоривал: "Надо лечить больного, а не болезнь". Ну а тот, кто далек от медицины, пытается лечить БОЛЕЗНЬ, т.е. отдельные проявления этой болезни.
    Вспомни, читатель (если ты – не медицинский работник), свой опыт: болит голова или в каком-то боку, или еще где-то – и ты глотаешь одну таблетку, вторую, третью, а боль не проходит. Трепежу уже никакого! И нет бы в этот момент пойти в ЛПУ (лечебно-профилактическое учреждение, коими являют ся поликлиника, медсанчасть, больница). Так ведь – нет! Ты следуешь сове там бывалых: "Прими это! Выпейте то! Попробуй третье! У меня тоже такое было!" И ты поплыл по этой "реке доверия знатокам", активно работая вес лом отчаяния. А результаты?
    Так вот, чтобы результаты были правильными, как в народе сказывают – адекватными, мы с этого дня будем с тобой беседовать на все темы, которые касаются здоровья человека. Будем говорить о традиционной медицине и нетрадиционной, вспомним о траволечении, приоткроем занавес экстрасенсорики, научимся как оказывать первую доврачебную помощь, подискутируем о пользе и вреде лекарств, о правильности питания (что есть, что не есть, когда есть и т.п.), попробуем разобраться в том, что покрыто таинственной вуалью особенностей нашего организма, постараемся разобраться, что во благо нам и что вопреки здравому смыслу, будем учиться тому, от чего зависит долголетие. (Ведь ты же не против пожить подольше? Ведь тебе хочется самому посмотреть как оно будет выглядеть наше будущее? И быть при этом в здравом всеоружии?) Загадок в этой жизни очень много, а уж в человеческом организме их еще больше, уж поверь мне.
    Но и ты, дорогой читатель, не молчи. Задавай вопросы, которые волнуют тебя, подсказывай интересующие тебя темы, касающиеся здоровья. Одним словом, пиши письма.
    А я со своей стороны гарантирую, что на все вопросы будет найден ответ (или вместе попробуем найти верные ответы). И не потому что я такой умный и все знаю, а потому что я знаю, где можно об этом прочитать, и потому что я уверен, что мне помогут в этом не только мои друзья-советчики – книги, но и мои друзья-коллеги. А, как известно, друзья (настоящие друзья) всегда приходят в трудную минуту.
    Ну что же – договорились? В народу еще сказывают: "Уговор дороже денег!" Поэтому я не говорю тебе, дорогой мой читатель, "прощай", а говорю: "До свидания!"
      До нового свидания на страницах этой газеты, которая надеюсь тебе приглянулась."

Продолжение следует...