Однажды промозглым вечером

Валерий Берзин
Валерий Берзин.

Однажды промозглым вечером…

Волошин.
Лена.
Галя.
Ванда Марьяновна.


Действие первое.

Сцена первая

Пустынный вечерний парк. Сиротливо поскрипывает фонарь. Завывает ветер. На скамье ссутулившаяся женская фигурка. Появляется Волошин. Останавливается поодаль. Закуривает. Нерешительно подходит к женщине.

ВОЛОШИН. Вам плохо? Я могу вам чем-нибудь помочь?

ЛЕНА. (Отворачиваясь) Спасибо ничего не нужно!

ВОЛОШИН. Давайте я помогу вам добраться домой. Холодно! Вы попросту простынете.

ЛЕНА. (раздражённо) Я же ясно сказала! Не нужно мне помогать!

ВОЛОШИН. Воля ваша, но сейчас не май месяц. Да и не дело одной сидеть в ночном парке.
Мали ли что может случиться!

ЛЕНА. Всё что могло случиться, уже случилось! Отстаньте от меня!

ВОЛОШИН. Простите, но я просто подошёл к вам из лучших побуждений.

Волошин отходит, садится на другую скамью, снова закуривает. Женщина несколько раз искоса поглядывает на него.

ЛЕНА. Послушайте, что вам нужно? Шли бы вы к себе домой!

ВОЛОШИН. Я к вам даже не приближаюсь! Просто смотрю на реку!

ЛЕНА. В ней нет ничего хорошего!

ВОЛОШИН. Согласен. Что может быть хорошего в холодной ноябрьской реке.

ЛЕНА. Не вам судить!

ВОЛОШИН. Возможно! Только представьте! По холодной, грязной, в разводах мазута, плывут размокшие окурки, обрывки бумаги, всяческий мусор. Бр-р-р-р! (Волошин передёрнул плечами).

ЛЕНА. (поднимает голову и с некоторым интересом смотрит на него. Оказывается, она довольно молода, но лицо её искажено болью и страданием).

С чего вы взяли, что меня интересует экология?

ВОЛОШИН. Просто я никогда раньше не видел женщину, так напряжённо изучающую реку в ноябре. В особенности ночью. В безлюдном парке.

ЛЕНА. Да бросьте вы! Всё вы уже давно поняли!

ВОЛОШИН. Потому и не ухожу!

ЛЕНА, (уже без злости в голосе) Очень интересно посмотреть, как тонут люди?

ВОЛОШИН. Я надеюсь, до этого не дойдёт! Можно я присяду рядом с вами? Неудобно, знаете ли, перекрикиваться через аллею.

ЛЕНА. (пожимая плечами) Садитесь!

Волошин подходит к ней, некоторое время стоит рядом.

ВОЛОШИН. Если я отойду на минуту, вы не наделаете глупостей?

ЛЕНА. Что вы имеете ввиду?

ВОЛОШИН. Ну, скажем, не сбежите. Или того хуже!

ЛЕНА. (Вяло улыбается) Нет, я не сбегу и не брошусь в воду. Она, в самом деле, не слишком аппетитная.

Волошин быстро уходит. Женщина остаётся одна. Она встаёт, поёживаясь, смотрит на реку.

ЛЕНА. А ведь и впрямь вода не купания. Странно, но после его слов, я представила, как она ворвётся в грудь, как я стану отплёвываться от грязной жижи, плавающей на поверхности и какой-нибудь особо настырный вонючий бычок, станет упрямо тыкаться мне в лицо. Какая гадость! А ведь после всего я всплыву. Разбухшая, отвратительно бледная. Да не дай Бог ещё и раками объеденная…

Появляется Волошин. Подходит к женщине, набрасывает ей на плечи клетчатый плед.

ЛЕНА. Боже! Откуда?

ВОЛОШИН. У меня машина рядом. А плед всегда на заднем сидении. Вы простите, он возможно не слишком чист, но я думаю это лучше чем мёрзнуть.

ЛЕНА. Ясно! И машина рядом и плед на всякий случай, чтобы жена не узнала об очередной интрижке.

ВОЛОШИН. Нет! Что вы! Во-первых, я не женат, во-вторых, уже давно вышел из кобелиного возраста.

ЛЕНА. ( внимательно смотрит в лицо Волошину) Знаете, почему-то хочется вам верить. Вы что всегда играете в ангела-хранителя?

ВОЛОШИН. Да, какой из меня ангел! Скорее уж наоборот!

ЛЕНА. Так вы – демон?

ВОЛОШИН. Ну что вы! Просто обычный грешный человек!

ЛЕНА. Именно по этой причине вы подошли ко мне и поставили перед собой цель…

ВОЛОШИН. Простите, но цели у меня никакой не было. Просто вышел покурить, увидел вас. Здесь, в самом деле, не место для одинокой женщины. Тем более, ночью.

ЛЕНА. (с раздражением) Кто вам сказал, что я одинока?

ВОЛОШИН. Разве это не очевидно? Одна в парке, у реки, продрогшая и наверняка голодная.

ЛЕНА. Так! Начинается! Сейчас вы предложите и стол и дом? А затем…

ВОЛОШИН. Успокойтесь! Я ничего вам не предлагаю! И не собирался! Единственное что я сказал, что готов вас отвезти домой!

ЛЕНА. (срываясь в истерику) А если у меня уже нет дома?! Что тогда? К вам? И в постели отблагодарить за заботу? Так что ли?

ВОЛОШИН. Да успокойтесь же вы, наконец! Ничего подобного у меня не было даже в мыслях!

ЛЕНА. Так какого чёрта вы ко мне пристали? Шли своей дорогой и  идите дальше!

ВОЛОШИН. Вообще-то я ехал. Просто вышел покурить. Я не курю в машине.

ЛЕНА. Вот и курите!

ВОЛОШИН. (сдерживая улыбку) Я уже покурил! Больше не хочу!

ЛЕНА. (презрительно фыркнув) Что вы за народ такой мужики! Как увидите женщину, так сразу хвосты распускаете словно павлины! Сразу всё! И машина рядом и плед! Кстати, не забудьте вашу подстилку!

ВОЛОШИН. (обиженно) Не так уж и плох плед! Да, я действительно, когда выбираюсь на природу, использую его как подстилку, но он выстиран, и запах может быть только от машины!

ЛЕНА. Вот так всегда! Это уж точно по-мужски! Вывалять дорогую вещь в грязи, а жена отстирывай!

ВОЛОШИН. Да сколько вам говорить! Не женат я!

ЛЕНА. Всё вы так говорите! А если и женаты, то обязательно с женой уже три года как в разных постелях спите!

ВОЛОШИН. (раздражённо) Знаете что, дамочка, отправляйтесь-ка вы домой и не дурите мне голову!  Не время и не место! Я устал! У меня был трудный день, Завтра с утра на работу, а тут вы выкаблучиваетесь!

ЛЕНА. (упавшим голосом) Мне некуда идти.

ВОЛОШИН. Вы что приезжая? Так ступайте в гостиницу!

ЛЕНА. Нет, не приезжая. И дом у меня был, и муж. Всё было. Ничего не осталось. Вы не знаете, где можно переночевать? Я готова заплатить! У меня есть деньги!

ВОЛОШИН. У меня знакомая сдаёт квартиру. Могу позвонить, узнать.

ЛЕНА. (с мольбой в голосе) Сделайте милость! Позвоните!

Волошин достаёт телефон. Набирает номер. Ждёт ответа.

ВОЛОШИН. (в трубку) Галя!? Доброй ночи! Прости, что побеспокоил в столь неурочное время.
 Это Александр. Скажи мне, у тебя квартира свободна? Хорошо! И сколько за сутки? Ясно! Да! Нет! Просто человеку нужно перекантоваться. Женщина. Одна. Хорошо. Еду.

ВОЛОШИН. (женщине) Вот и вся проблема! Есть квартира, на сутки, всего тридцать долларов. Устраивает?

ЛЕНА. Вполне! Вы можете меня туда отвезти?

ВОЛОШИН. Разумеется! Идёмте.

Уходят. Занавес.

Сцена вторая.

На освещённой половине сцены комната. Галя что-то переставляет, перекладывает. Раздаётся звонок в дверь.

ГАЛЯ. Входите! Открыто!

Входят Волошин и женщина. Теперь, когда лицо её хорошо освещено, видны и заплаканные глаза и подтёки туши и трагическая маска сковавшая милые черты.

ВОЛОШИН. Привет Галочка. Вот принимай гостью!

Галя подходит к Волошину, на ходу целует его в щёку.

ГАЛЯ. Добрый вечер!  (с некоторым удивлением рассматривает и дорогую шубку и заплаканное лицо женщины)  Значит, это вам нужна квартира?

ЛЕНА. Да, если можно! Я заплачу!

ГАЛЯ. Ну, это понятно! Документы у вас есть?

Лена копается в сумочке, достаёт паспорт протягивает его Гале.

ЛЕНА. Вот, пожалуйста!

ГАЛЯ. Да, вы присядьте! Что стоять, в ногах правды нет! (задумчиво просматривает паспорт) Как, впрочем, нет её и выше!

ЛЕНА. Что-то не так?

ГАЛЯ. Нет, всё в порядке. Деньги, пожалуйста, вперёд. Ключи отдадите мне, когда будете съезжать. Хорошо вам отдохнуть. Если какие-нибудь вопросы, в соседней квартире живёт Саша. Можете обращаться к нему. Мой телефон на визитке. До свидания! Волошин, можно тебя на минутку.

Волошин вместе с Галей отходит в сторону.

ГАЛЯ. Послушай Саша, ты бы присмотрел за ней!

ВОЛОШИН. В смысле?

ГАЛЯ. Ты видел? Я ей сдачу с сотки даю, а она не реагирует! И вещей у неё никаких! Глаза пустые как пуговицы. С ней что-то не так!

ВОЛОШИН. В депрессии.

ГАЛЯ. Не только! Как бы она с собой чего не сотворила!

ВОЛОШИН. Ладно, раз привёл, присмотрю.

ГАЛЯ. Пожалуйста, мне ведь неприятности не нужны. Как впрочем и тебе!

ВОЛОШИН. Договорились.

Галя уходит. Волошин возвращается к Лене.

ВОЛОШИН. Устаивайтесь. Отдыхайте. Если что, просто постучите в стену.

Лена устало опускается на диван. Расстегивает шубку. Оглядывает комнату.

ЛЕНА. Спасибо вам. Вы вели себя как рыцарь.

ВОЛОШИН. Бросьте! Так если вам ничего не нужно, я пойду? Ночь уже!

ЛЕНА. Да, конечно! Ещё раз спасибо!

Волошин уходит. Лена остаётся одна. Не снимая шубки, встаёт, прохаживается по комнате, зябко кутается. Садится за стол, снимает трубку телефона, набирает номер, но, не дожидаясь пока ей ответят, бросает её на рычаг.

ЛЕНА. Я так больше не могу! Он даже не извинился! Не попросил прощения! Просто рассмеялся мне в лицо! Боже! Я не хочу жить! Зачем я здесь? Что мне делать? Почему я не решилась броситься в реку? Испугалась? Но для чего мне жить? После того как он растоптал меня! Разве можно так поступить с человеком, который тебя любит? (Женщина вскакивает, натыкается на стул, со злостью отшвыривает его.) Лучше бы он сам убил меня, я не хочу больше жить!

В комнату вбегает Волошин.

ВОЛОШИН. Что случилось?

Он подбегает к женщине, едва ли не силой усаживает на диван.

ВОЛОШИН. Ну что с вами, дорогая? Снова истерика?

ЛЕНА. (пытаясь вырваться)  Я вам не дорогая! Меня Леной зовут!

ВОЛОШИН. Вот и замечательно! А меня Александр! Значит познакомились!

ЛЕНА. Да идите вы!

ВОЛОШИН. Куда? Скажите куда и я пойду! Только пообещайте мне, что ничего с собой не сотворите! Вот, поглядите! Руку поранили! Посидите минутку, я принесу йод и бинт. Только ради Бога, не бросайтесь на стены!

Волошин едва не бегом выскочил из комнаты. Лена тем временем уныло раскачивалась сидя на диване. По-прежнему зябко кутаясь в шубку. Вернувшийся Волошин принёс не только бинты и йод, но и начатую бутылку коньяка.

ВОЛОШИН. Дайте руку! (быстро и умело обрабатывает ссадину, перебинтовывает) Вот, так оно лучше! (Встаёт, приносит два бокала, наливает понемногу.) Выпейте! Вам станет легче!

ЛЕНА. (неуверенно) Я не хочу!

ВОЛОШИН. Так надо!

Лена залпом выпивает коньяк, морщится.

ЛЕНА. Гадость!

ВОЛОШИН. Если так употреблять, то действительно невозможно почувствовать ни вкуса ни букета. (наливает ей ещё немного) Вы не торопитесь. По чуть-чуть.

ЛЕНА. Ой! У меня голова побежала!

ВОЛОШИН. Не страшно! Вернётся!

ЛЕНА. (рассматривает повязку и говорит слегка заплетающимся голосом) Ловко! Можно подумать, что вы врач.

ВОЛОШИН. Нет, не врач, но раны перевязывать пришлось научиться.

ЛЕНА. Это где же вас так угораздило?

ВОЛОШИН. (неохотно) Сначала в Афгане. Потом в Чечне.

ЛЕНА. (с удивлением) Вы военный?

ВОЛОШИН. Бывший. Вертолётчик.

ЛЕНА. А сейчас?

ВОЛОШИН. В отставке.

ЛЕНА. Вы же сказали что вам с утра на работу!

ВОЛОШИН. Всё верно! У меня свой бизнес. Нужно определить людей. Отправить на маршрут. Всё проверить. Работы и забот хватает.

Лена понемногу опустошила свой бокал. Распахнула шубку. Волошин, поглядывая на неё сел напротив, покрутил бокал в руках, глотнул.

ВОЛОШИН. Может вам лучше снять шубу? Здесь достаточно тепло!

ЛЕНА. (встрепенувшись) Что? Шубу? Ах, да! Конечно! (вскакивает, сбрасывает на диван шубку и садиться).

ВОЛОШИН. Вам лучше? В таком случае я, пожалуй, пойду.

ЛЕНА. Нет! Постойте! Не оставляйте меня одну, пожалуйста!  Посидите со мной ещё немного! Прошу вас! Расскажите, а почему вы оставили армию? Надоело воевать?

ВОЛОШИН. И это тоже. Вообще-то из-за ранения.

ЛЕНА. Вы были ранены? Серьёзно?

ВОЛОШИН. Как сказать, но летать уже нельзя. А на штабную работу я сам не захотел переходить.

ЛЕНА. А как случилось, что вы получили ранение?

ВОЛОШИН. Последнее? По глупости. Вылетели на маршрут, попали под обстрел. Второй пилот погиб сразу. Машина загорелась. Мне удалось посадить. Выбрался. Чудом добрался до федералов. После госпиталь. Комиссия. И я на гражданке.

ЛЕНА. Вы не любите вспоминать о войне?

ВОЛОШИН. Дорогая Лена, если вам кто-то скажет, что ему нравится воевать, перед вами маньяк. Нормальному человеку не может быть хорошо на войне. Там грязь, кровь и смерть.

ЛЕНА. Но вы ведь сами выбрали такую профессию!

ВОЛОШИН. Армия нужна, именно для того, чтобы войны не было. Когда она началась рассуждать поздно! Нужно действовать!

ЛЕНА. Простите меня, я лезу не в своё дело.

ВОЛОШИН. Ничего страшного. Только мой вам совет, не выходите замуж за офицера. Ничего путного из этого не получится!

ЛЕНА. А вы были женаты?

ВОЛОШИН. Был. Только развелись мы давным-давно! Слава Богу, без скандалов и делёжки посуды. Хотя в то время нам и делить то нечего было.

ЛЕНА. А почему? Почему вы развелись?

ВОЛОШИН. Вы думаете легко женщине мотаться по гарнизонам и военным городкам? Не все понимают, чтобы стать госпожой генеральшей нужно очень долго хлебать из лейтенантского котелка. А там, поверьте, не всегда мёд. Чаще дёготь!

ЛЕНА. Выходи ваша жена испугалась трудностей и сбежала?

ВОЛОШИН. Нет. Трудностей она не боялась, но для неё не было работы в гарнизоне. Мы несколько лет виделись урывками. В общем, сами понимаете.

ЛЕНА. Вы ей начали изменять!

ВОЛОШИН. Нет, с чего вы взяли?! Просто когда я в очередной отпуск приехал к ней, вдруг стало ясно, что мы совершенно чужие люди.

ЛЕНА. А дети?

ВОЛОШИН. У нас не было детей.

ЛЕНА. Извините, я вижу мои расспросы, становятся неуместными. Спасибо вам. Я, наверное, прилягу.

ВОЛОШИН (вставая) Спокойной ночи, Лена. Мне уже явно пора к себе!

ЛЕНА. И вам того же!

Волошин уходит. Гаснет свет. Занавес.



Сцена третья.

Всё тот же парк. Вечер. Одинокий фонарь. Скамья. На скамье Лена. Подходит Волошин.

ВОЛОШИН. Вот так встреча! Добрый вечер прекрасная незнакомка! Наши пересечения в этом мире, кажется, начинают обретать некоторую закономерность!

ЛЕНА. Здравствуйте, Александр. Я уже не надеялась, что вы появитесь на этом месте. Единственная надежда была, что вы снова остановитесь здесь покурить.

ВОЛОШИН (улыбаясь) Я, в самом деле, люблю здесь останавливаться по пути домой.

ЛЕНА. Это замечательно! Я не просто рада вас видеть. Вы мой спаситель!

ВОЛОШИН. Вот так сразу и спаситель! Вы что снова решили провести ночь вне дома?

ЛЕНА. (сконфуженно и с определённой долей обиды) Если вам неприятно моё общество, я могу уйти!

ВОЛОШИН. Нет, напротив! Я действительно рад вас видеть!

ЛЕНА. Понимаете Александр, я нуждаюсь в вашей помощи!

ВОЛОШИН. Что на этот раз?

ЛЕНА. Всё тоже! Просто я не думала, что мне снова понадобится квартира, а телефон Гали не записала.

ВОЛОШИН. Это не беда! Сейчас позвоним. А может, сразу поедем? Я вижу, вы уже продрогли. Идёмте в машину!

ЛЕНА. Нет. Подождите. Я хочу с вам поговорить.

ВОЛОШИН. В таком случае я вас слушаю. Рассказывайте, что у вас случилось.

ЛЕНА. Вернее не поговорить, посоветоваться. Скажите, Александр. Можно ли простить измену?

ВОЛОШИН. Вот как? Боюсь, вы задаёте вопрос не по адресу. Я никогда не сталкивался с такой проблемой. Вам изменил друг?

ЛЕНА. Дело не во мне! Просто, скажите, можно ли простить?

ВОЛОШИН. Лена, я вас не понимаю! Как можно простить измену?! Тот, кто изменяет, совершает предательство! За что его прощать?

ЛЕНА. Значит нельзя? А как же любовь?

ВОЛОШИН. Вы говорите загадками. Когда любят изменам просто не может быть места!  Невозможно любить одновременно двух женщин!

ЛЕНА. Если бы все так считали как вы!

ВОЛОШИН. Разве я не прав?

ЛЕНА. (пожимает плечами) Не знаю. Вот представьте, человек несколько лет уверяет, что любит, а сам спит с подругой любимой женщины. Как это возможно? Кого же он любит?

ВОЛОШИН (срываясь) Себя! Себя он только и любит! А что подруга? Она как смогла забраться в постель чужого мужчины?

ЛЕНА. (отворачиваясь) Вот так и смогла.

ВОЛОШИН. Вы знаете Лена, может быть у меня старомодный взгляд на такое, но с моей точки зрения это совершенно неприемлемо!

ЛЕНА. Я согласна, но делать то что?

ВОЛОШИН. Гнать этого многостаночника в шею!

ЛЕНА. (вздыхает) Легко сказать!

ВОЛОШИН. Я так понимаю, ваш возлюбленный решил, что значительно интересней проводить время сразу с двумя девушками, чем с одной. На мой взгляд, удерживать его не стоит. Горбатого только могила исправит. Вы что хотите всю жизнь вылавливать его по чужим постелям? Взгляните на себя со стороны! Вы молоды, красивы! Что ещё нужно? Найдёте себе другого, лучшего, верного, преданного! Разве это так сложно?

ЛЕНА. Не хочу я никого искать! Вы не поверите, вчера вот на этом самом месте, я мечтало только об одном – умереть. Но прошла ночь, прошёл день и теперь я не знаю, как быть дальше. Домой я вернуться не могу. Но и умирать уже не хочу.

ВОЛОШИН. Всё ясно, поехали к Гале. Отдохнёте, соберётесь с мыслями. Такие вопросы лучше не решать ночью.

ЛЕНА. Хорошо, я согласна. Только на ужин нужно что-то купить, я сразу после работы отправилась бродить по городу. А в обед вообще не до еды было.

ВОЛОШИН. Не волнуйтесь по пути заедем в магазин, закупите всё что нужно.

Уходят. Занавес.


Сцена четвёртая.

Квартира Волошина. Входят Александр и Лена.

ВОЛОШИН. Вот ведь как неловко получилось! Но не переживайте. Найду я для вас место! Кто мог подумать, что Галя сегодня уедет за город?

ЛЕНА. Может всё же лучше попытаться в гостиницу?

ВОЛОШИН. Вы явно опасаетесь, что я начну к вам приставать! Обещаю, ничего подобного даже в мыслях не держу. Давайте я вас для начала накормлю. Кашевар я, конечно, не ахти какой, но ради такой гостьи…

ЛЕНА. Ничего не нужно! Переживу!

ВОЛОШИН. Вы хотите и меня оставить без ужина?

ЛЕНА. Ну что вы! Позвольте в таком случае я сама!

ВОЛОШИН. Вы моя гостья, поэтому устраивайтесь, слушайте музыку, читайте, смотрите телевизор, а я займусь кухней!

Лена прохаживается по комнате, рассматривает книги, фотографии. С кухни доносится стук, шум, негромкие чертыхания Волошина. Он явно нервничает и потому всё валится из рук. Лена замечает, что в комнате не обнаруживается присутствие женщины. Ни цветов, ни каких-то милых мелочей. Обстановка спартанская, почти казарменная. Входит Волошин с подносом.

ВОЛОШИН. Простите Лена, я не слишком хороший хозяин и не умею встречать гостей.

ЛЕНА. Ничего, я сама виновата. Мало того что стесняю вас, так ещё и вынуждаю возиться на кухне!

ВОЛОШИН. Нужно же когда-то восстанавливать былую сноровку! Я привык обходиться малым. Всю жизнь сам себя обслуживаю.

ЛЕНА. Трудно, наверное, без жены?

ВОЛОШИН. Привык. Кое-что приготовить могу. Убраться, постираться тоже не проблема.

ЛЕНА. Я вижу, вы быту не придаёте особого значения. Машина дорогая, а в квартире ничего лишнего.

ВОЛОШИН. Так в машине я практически живу. Там и офис, и место для релаксации, а тут я только сплю.

ЛЕНА. Всё же странно, такой представительный мужчина и один! На вас же женщины наверняка заглядываются?

ВОЛОШИН (смущённо) Что вы право! Кому нужен не первой свежести мужчина! Мне уже почти сорок пять! Скоро о душе придёт пора думать!

ЛЕНА. А мне двадцать семь и что?

ВОЛОШИН. Серьёзно? Я думал чуть больше двадцати! Вы удивительно молодо выглядите!

ЛЕНА. Льстите, Александр.

ВОЛОШИН. Ничуть! Как вы насчёт коньяка?

ЛЕНА. Вы решили повторить тоже, что и вчера? Напоить бедную женщину?

ВОЛОШИН. Не слишком-то вы и напились! Просто вечер, просто конец рабочего дня. Просто не лишне снять усталость. Только не подумайте, будто я алкоголик!

ЛЕНА. Даже и в мыслях не было! Давайте ваш коньяк! И тоже не думайте, что я каждый вечер расслабляюсь подобным образом!

Волошин достал вчерашнюю бутылку, бокалы.

ВОЛОШИН. Присаживайтесь! За что будем пить?

ЛЕНА. За то чтобы всё невзгоды прошли.

ВОЛОШИН. Расскажите мне о себе.

ЛЕНА. Нечего рассказывать. Окончила финансово-экономический, работаю в солидной компании. Вот, пожалуй, и всё.

ВОЛОШИН. Не густо.

ЛЕНА. А больше ничего и не было!


ВОЛОШИН. Тогда что вас толкнуло к реке?

ЛЕНА. Не обращайте внимания. Просто женская беспричинная истерика. Слишком близко приняла к сердцу ничего незначащее событие.

ВОЛОШИН. То есть это не вам изменил любимый человек?

ЛЕНА. Давай забудем об этом! Ой, простите!

ВОЛОШИН. Почему? Ко мне вполне можно обращаться на ты.

ЛЕНА. Тогда за это нужно выпить!

ВОЛОШИН (улыбаясь) Неужто на брудершафт?

ЛЕНА. А ты против?

ВОЛОШИН. Наоборот, полностью поддерживаю!

Поцелуй у них получается неловкий, скомканный, отчего Лена вдруг теряет былую удаль и смущённо отворачивается.

ЛЕНА. Зря мы!

ВОЛОШИН. Прости меня! Я не думал, что обижу тебя этим.

ЛЕНА. ( с неожиданным вызовом) Не смей извиняться! Я тебе неприятна как женщина? Во мне что-то не так? В чём дело?

ВОЛОШИН. Не говори глупости! Ты восхитительна, просто я не имею права…

ЛЕНА. На что? На что ты не имеешь права? Ты сам понимаешь что говоришь?

ВОЛОШИН. С трудом. Я не должен был тебя целовать.

ЛЕНА. Отвези меня в гостиницу!

ВОЛОШИН. Прости это невозможно. После коньяка я за руль не сяду. Если ты устала, то ложись здесь, я устроюсь на кухне.

ЛЕНА. Я тебе противна?

ВОЛОШИН. Успокойся! Я тебе в отцы гожусь!

ЛЕНА. Это только в том случае если бы ты зачал меня в десятом классе! Как ты не можешь понять, что мне плохо!

ВОЛОШИН. Не боишься, что после будешь сожалеть?

ЛЕНА. Лучше сожалеть о том, что было, чем о том, что не случилось!

Она шагнула навстречу Волошину, и крепко поцеловала. Дотянувшись до выключателя, погасила свет.

ВОЛОШИН. (из темноты)  Нет! Так нельзя!

Он выходит на авансцену. Растрёпанный, расстроенный. Нервно закуривает. Говорит, обращаясь в темноту.

ВОЛОШИН. Прости, но я не могу с тобой так поступить. Ты чудесная девушка, но я не машина, а живой человек. Я не хочу, чтобы всё закончилось примитивным сексом.
В темноте сцены угадывается сжавшаяся на диване фигура Лены. Волошин садится на стул и молча курит.

Занавес.


Действие второе.

Сцена пятая.

Квартира Волошина. Лена моет окно. Входит Волошин.

ВОЛОШИН. Привет! Решила навести красоту?

ЛЕНА. Так уж давно пора, скоро май, а у нас окна заросли грязью так, что света белого не видно.

ВОЛОШИН. А я хотел тебя завтра отвести за город. Да и родителей заодно проведать.

ЛЕНА. За город это здорово, но к родителям может в другой раз?

ВОЛОШИН. Ну почему? Лена, я уже давно им обещал тебя представить. Только ты упорно сопротивляешься.

ЛЕНА. Давай как-нибудь попозже!

ВОЛОШИН. Послушай, зачем тянуть? Вообще, нам с тобой давно пришла пора узаконить отношения.

ЛЕНА. Тебя что-то не устраивает?

ВОЛОШИН. Да! То что мы уже скоро полгода как живём вместе, а ты так и не дала положительного ответа на моё предложение!

ЛЕНА. Ты снова по поводу замужества?

ВОЛОШИН. Разумеется! Не понимаю, почему ты отказываешься.

ЛЕНА. Мне кажется разговор немного неуместным.

ВОЛОШИН. Леночка, милая, но зачем откладывать? Всякий раз, когда я предлагаю выйти за меня замуж, ты упорно уходишь от ответа! Это твоё принципиальное решение?

ЛЕНА. Видишь ли, Саша! В принципе я не против замужества, но есть одно но!

ВОЛОШИН. Тебя смущает разница в возрасте?

ЛЕНА. Нет, конечно! О чём ты говоришь! Да ты фору дашь любому моему сверстнику, просто…

ВОЛОШИН. Так в чём же дело?

ЛЕНА. (не глядя в глаза Волошину) Мне необходимо утрясти некоторые личные дела.

ВОЛОШИН. (напряжённо) У тебя кто-то есть?

ЛЕНА (с испугом) Нет! Что ты! Разумеется, никто у меня нет! (выдерживает паузу) Сейчас нет. Но был… давно… в другой жизни.

ВОЛОШИН. Хотя ты и говоришь загадками, но мне глубоко плевать на то, что было до меня!

ЛЕНА. Это ты сейчас так говоришь!

ВОЛОШИН. Скажу и завтра!

ЛЕНА. Я была замужем!

ВОЛОШИН. И что это меняет?

ЛЕНА. Только то, что я до сих пор не разведена! Ты понимаешь, я как это … двоемужница!

ВОЛОШИН. Так разводись и выходи за меня замуж!

ЛЕНА. Это не так просто сделать! Моего мужа нет в городе. Он далеко!

ВОЛОШИН. Не смей при мне говорить о каком-то ещё муже. Твой муж я!

ЛЕНА. Да, конечно, но по закону…

ВОЛОШИН. Где он? Почему ты до сего дня числишься в браке?

ЛЕНА. (окончательно теряясь) Он далеко… на севере… развестись можно будет только, когда он вернётся.

ВОЛОШИН. Что за глупость! Напиши ему письмо, получи согласие и дело с концом! Суд разведет вас без проблем!

ЛЕНА. Я боюсь!

ВОЛОШИН. Прости, не понимаю! Чего ты боишься?

ЛЕНА. Он может не дать согласия!

ВОЛОШИН. Но почему? Ведь вы и так не живёте вместе!

ЛЕНА. Он очень сложный человек. И упрямый к тому же.

ВОЛОШИН. Всё равно не понимаю!

ЛЕНА. Давай оставим этот разговор. Мне не хочется вспоминать об этом!

ВОЛОШИН. Прятать голову в песок не самое лучшее занятие! Нам в любом случае предстоит разобраться во всём!

ЛЕНА. Ну, если ты настаиваешь…

ВОЛОШИН. Именно настаиваю. Рассказывай всё по порядку!

ЛЕНА. Ты помнишь, как мы познакомились? Так вот та история имеет своё начало. Он был в отпуске, когда мы с ним познакомились. Это было прямо перед выпускным. В общем, я влюбилась в него, что называется, с первого взгляда. Вот так спонтанно и вышла замуж. После он уехал к месту службы. Когда лодка становилась на ремонт, он находил возможность приехать ко мне. Я была счастлива. Ты должен меня понять. Молодой красивый морской офицер!

ВОЛОШИН. Это ясно! Но только причём здесь ревность и всё остальное?

ЛЕНА. У меня была подруга, Анфиса. Мы выросли вместе, учились в одной школе. Знаешь, такая настоящая подруга. У нас никогда не было друг от друга секретов. Но когда в моей жизни появился муж, на какое-то время дружба вроде затихла, но вскоре всё стало на свои места. Если бы я тогда знала!

ВОЛОШИН. Что? Что у вас произошло?

ЛЕНА. Я очень хотела ребёнка. Но всё как-то не получалось, да и муж не горел желанием.
ВОЛОШИН. Я просил тебя не называть его мужем!

ЛЕНА. Прости. Так вот. В тот день, я зашла к Анфисе. Случайно. Я забыла тебе сказать, что год назад Анфиса родила очаровательного мальчика. Кто его отец подруга упорно скрывала, Всё отмахивалась. Впрочем, у каждого есть свои секреты.

ВОЛОШИН. Полностью с тобой согласен. Я, кажется, начинаю понимать, кто на самом деле отец этого мальчонки.

ЛЕНА. Да! Ты всё верно понял. Владик, оказывается, уделял внимание не только мне. Анфиса стала его любовницей буквально через несколько дней после свадьбы. Я никогда ей этого не прощу!

ВОЛОШИН. Ладно тебе, дело прошлое.

ЛЕНА. Нет! Такое не прощают!

ВОЛОШИН. Помнится, когда-то ты спрашивала совета, как поступить не с подругой, а этим… этим человеком.

ЛЕНА. Верно. Было такое, но сейчас могу сказать, что прошлое меня уже отпустило. Благодаря тебе. Ты спас мне не только жизнь, ты возродил меня, как личность, как женщину. Я никогда не могла себе представить, что так может быть! Что я могу стать такой!
ВОЛОШИН. Это какой же?

ЛЕНА. Сильной, уверенной и … и настолько распущенной!
Лена решительно обняла Волошина и что-то шепча, увлекла за собой со сцены.


Сцена шестая.

Квартира Волошина. Входит Лена. Включает телевизор. Уходи на кухню. Входит Волошин.
Бросает на стол пачку бумаг. Выходит.

ГОЛОС ЛЕНЫ. Сань, ты ужинать будешь?

ГОЛОС ВОЛОШИНА. И не только! Я пиво купил, ребята рыбкой угостили!

ГОЛОС ЛЕНЫ. Здорово! Хорошие у тебя ребята!

Входит Волошин. Выкладывает на стол ворох сушёной рыбы. Достаёт высокие стаканы, открывает две бутылки пива.

ВОЛОШИН. Как же, хорошие они. Хорошие они только когда спят – зубами к стенке!

Входит Лена, на подносе тарелки.

ЛЕНА. Что ты бормочешь?

ВОЛОШИН. Да так, ничего! Как у тебя на работе? Отпуск не переносят?

ЛЕНА. Нет, что ты! Всё в порядке! Так ты всё же решил ехать на машине?

ВОЛОШИН. Почему нет? Удобнее. Где захотели - остановились, куда захотели - свернули. Да и Галя с подругой опять же.

ЛЕНА. Что она от тебя хочет?

ВОЛОШИН. Кто, Галя? Ничего она не хочет! Просто удобнее ехать на двух машинах.

ЛЕНА. Может, просто купим путёвки и отправимся отдыхать как все люди?

ВОЛОШИН. Ленка, да ты меня ревнуешь!

ЛЕНА. Да! Ревную! Что тут удивительного? Я знаю, как это бывает!

ВОЛОШИН. Да не покуситься на меня никто! Кому нужен мужчина предпенсионного возраста?
ЛЕНА. Мне! А значит и ещё кому-то!

ВОЛОШИН. Брось! Женщины любят молодых, кучерявых и что б на балалайке играл!

ЛЕНА. Ничего ты в жизни не понимаешь! Я даже никому не рассказываю какой ты! Боюсь, что уведут!

ВОЛОШИН. (ворчит) Выдумаешь тоже!

ЛЕНА. Ничего я не выдумываю, просто… Стой, что это?

По телевизору идут новости. Голос диктора…

Внештатная ситуация … в результате аварии пострадали люди. Атомная подводная лодка находится на плаву, но из-за повреждений потеряла ход. Штормовая погода в районе аварии не позволяет в полной мере проводить спасательную операцию. В штабе флота пока не подтвердили информацию о погибших.  Наша телекомпания продолжает следить за развитием событий. Смотрите в следующем выпуске. А сейчас переходим к новостям культуры…

ЛЕНА. (с побелевшим лицом) Боже! Это он! Это его лодка? Неужели он погиб!

ВОЛОШИН. Успокойся! Ничего ещё не известно!

ЛЕНА. Они утонут? Саша, скажи! Они утонут!

ВОЛОШИН. По ящику ясно сказали. Лодка на плаву!

ЛЕНА. Когда погиб «Курск»  тоже много чего передавали, а их как выяснилось, даже никто не пытался спасти!

ВОЛОШИН. Возьми себя в руки! С чего ты взяла, что он пострадал? В лодке много отсеков! Если она всплыла, то значит, не потеряла управления. Это сейчас главное!

ЛЕНА. Нужно что-то делать! Саша, скажи, что мне предпринять?

ВОЛОШИН. Для начала выпей валерьянки. Через полчаса по другому каналу выпуск новостей. Там вполне могут дать более развёрнутую информацию.

ЛЕНА. Я должна позвонить!

ВОЛОШИН. Куда? Куда ты собираешься звонить?

ЛЕНА. Туда. На базу! Они должны знать!

ВОЛОШИН. Даже если ты дозвонишься до дежурного, то он тебе ничего не ответит. Есть такое понятие как присяга и военная тайна!

ЛЕНА. Какая к чёрту военная тайна, если и так уже передали в новостях!

ВОЛОШИН. (старательно скрывая раздражение) Ты не понимаешь! Никакой информации ты сейчас не получишь. Даже если ты вылетишь туда самолётом, то всё равно нужно дожидаться прибытия лодки на базу.

ЛЕНА. Я чувствую - ему плохо! Как ты не можешь понять!

ВОЛОШИН. В любом случае не стоит принимать скоропалительных решений!
Звонит телефон. Лена выхватывает из сумочки мобильник.

ЛЕНА (в трубку) Да! Я слушаю!

ЖЕНСКИЙ ГОЛОС В ТРУБКЕ. Лена, мне только что сообщили, Владик ранен. Он в госпитале.

ЛЕНА. Я смотрела новости! Там сказали…

ЖЕНСКИЙ ГОЛОС В ТРУБКЕ. Его и ещё двоих успели эвакуировать вертолётом. Я толком не знаю что с ним, но нам нужно немедленно выезжать!

ЛЕНА. Что мне делать?

ЖЕНСКИЙ ГОЛОС В ТРУБКЕ. Приезжай ко мне, вместе обсудим.
ЛЕНА. Но как же…

ЖЕНСКИЙ ГОЛОС В ТРУБКЕ. Ты его жена! Если у тебя с Владиком и были некоторые разногласия, сейчас не время для выяснения отношений. Каждый имеет право на ошибку. Приезжай, я жду!

ЛЕНА. Хорошо, я сейчас приеду.

Лена кладёт трубку на стол и растерянно смотрит прямо перед собой.

ВОЛОШИН. Что это значит? Кто звонил?

ЛЕНА. (потухшим голосом) Свекровь. Она ждёт меня.

ВОЛОШИН. В таком состоянии я тебя никуда не пущу. Рассказывай, что она тебе наговорила.
ЛЕНА. Владик в госпитале. С двумя другими моряками. Их вывезли вертолётом. Все в тяжёлом состоянии. Мы должны ехать.

ВОЛОШИН. (с оттенком злости) Прости. Но ты ведь собиралась разводиться с ним!

ЛЕНА. Теперь это уже не важно.

ВОЛОШИН. (растерянно) А как же… Хотя да, конечно!

ЛЕНА. Прости! Я не могу поступить иначе. Он мой муж!

ВОЛОШИН.  (уже взяв себя в руки, старательно изображает полное спокойствие)  Разумеется. Он … твой муж! Ты должна вернуться к нему! Всё так просто и естественно! А лично ты разве не заслужила личное счастье? Разве он не …

ЛЕНА. (перебивает Волошина) Замолчи! Как ты не можешь понять, что недопустимо даже думать сейчас о нём плохо! Он ранен! Страдает! Как мы можем теперь рассуждать о чём-то!

ВОЛОШИН. (устало и обречённо) Хорошо. Я съезжу на вокзал за билетами. Самолётом вы можете просто застрять из-за шторма. Поездом даже будет быстрее!

ЛЕНА. Спасибо тебе! Я всегда в тебя верила!

ВОЛОШИН. Теперь ничего другого не остаётся!

Волошин выходит. Лена берёт со стола трубку. Набирает номер.

ЛЕНА. Алло, Анна Максимовна! Нам возьмут билеты на поезд, так будет быстрее и надёжнее. Всё равно на побережье шторм.

Гаснет свет. Занавес.


Сцена седьмая.

Парк. Фонарь. Скамья. Появляется Волошин. Он растрёпан, измучен. Садится на ту же скамью, где когда-то повстречал Лену. Некоторое время сидит неподвижно.

ВОЛОШИН. Она уехала неделю назад. Даже толком не попрощавшись. Только ткнулась неловко в щёку, пока сидела в машине. Теперь ещё это письмо.

Достаёт из кармана мятый листок бумаги. Читает.

ГОЛОС ЛЕНЫ. «Здравствуй Саша! Я понимаю, что жестоко обидела тебя. Единственного человека пришедшего мне на помощь, когда я оказалась в безвыходной ситуации. Но сейчас, здесь, моё присутствие необходимо. Я знаю, ты очень сильный мужчина, и сможешь справиться с тем горем, что я тебе причинила. Молю тебя о прощении. Понимаю, что это трудно, но всё же, постарайся меня понять. Муж получил большую дозу облучения. Сейчас он в госпитале и врачи делают всё возможноё, чтобы спасти его жизнь. Я понимаю, что бросить его в таком положении – хуже, чем предательство. Я простила его, простила за то, что он изменял мне. Сейчас он уже совсем другой человек. Ему очень и очень плохо, он нуждается в поддержке, и некому подставить ему плечо, кроме меня. Я сделаю всё, чтобы он жил. Останусь рядом с ним до самого конца, хотя прекрасно понимаю, что к нормальной жизни мы уже никогда не вернёмся. Ставя крест на собственной жизни, я навсегда сохраню воспоминания о том времени, что мы провели вместе. Ещё раз прости меня. Я никогда не думала, что с нами может произойти такое. Мне остается заботиться о муже  - инвалиде и посвятить жизнь ему одному. Нежно целую тебя, ты останешься в моей памяти как единственный, настоящий мужчина. Любимая тобою, Лена».

ВОЛОШИН. Вот так! Всё кончено! Не думал я, что так случится. Делал всё что мог, а в результате, оказался снова один. В чём моя ошибка? Разве я не боготворил Лену? Разве не достаточно сильно любил? Так почему же? Я как последний дурак строил планы. Мечтал, что у нас будут замечательные дети. Будет прекрасный дом с видом на пруд. Качели в саду. Большая лохматая собака  станет играть с нашими малютками. Она станет встречать меня после работы, мы вместе станем упиваться счастьем и … всё так нелепо кончилось! Почему она решила остаться с ним? Чем он лучше? Разве она не понимает, что погубила сразу две жизни, и свою и мою? Зачем я вообще привёл её в свой дом? Что заставило меня, что подтолкнуло? Сочувствие? Жалость? Любовь? Теперь уже нет ничего. Всё сгорело! Пепел! Седой, невесомый пепел, что исчезнет при первом же порыве ветра. В этом пепле вся моя душа, что сгорела без остатка!

Появляется пожилая женщина. Оглядывается и опускается на скамью рядом с Волошиным. Он в задумчивости не замечает этого. Несмотря на весьма преклонный возраст, она по-своему очень хороша, а уж в молодости, наверное, ей не было равных по красоте. А ещё в ней нечто такое, что принято называть породой. И гордая посадка головы, и шляпка с крохотной вуалью, и руки в тонких шелковых перчатках лежащие на рукоятке зонта- трости. И в том, как она сидела, в её по-молодому прямой спине.

ВАНДА МАРЬЯНОВНА. Простите молодой человек, но мне показалось, что вас постигло какое-то горе, иначе бы я не осмелилась заговорить с вами, но быть может я смогу вам чем-то помочь?

ВОЛОШИН. Покорнейше благодарю вас …

ВАНДА МАРЬЯНОВНА. (подсказывает) Ванда Марьяновна.

ВОЛОШИН (он повторил, словно пробуя на вкус)  Ванда Марьяновна!   К сожалению, вы не сможете мне ничем помочь. У меня просто не слишком хорошее настроение сегодня, Ванда Марьяновна.  Александр Волошин, – привстав, отрекомендовался он, невольно втягиваясь в беседу.

ВАНДА МАРЬЯНОВНА.  Александр, можно я вас так буду называть? – Вы чем-то похожи на моего сына, он тоже офицер, хотя уже в отставке. Вы ведь служили, и совсем недавно?
ВОЛОШИН. Совершенно верно, три года назад меня комиссовали из армии.

ВАНДА МАРЬЯНОВНА.  Я не ошиблась в своём мнении о вас. Военная косточка в вас видна, весьма отчётливо. Я сама из семьи потомственных военных. У вас я вижу, случилось большое горе? Вы потеряли кого-то из близких, либо вас оставила любимая женщина?

ВОЛОШИН.  Вы правы, я потерял женщину. Любимую женщину.

ВАНДА МАРЬЯНОВНА.  Вы зря отчаиваетесь, Александр. То, что прошло, уже далеко позади, вы молоды, у вас впереди ещё долгая жизнь. Мой муж погиб в первые месяцы войны, я осталась одна, с двумя детьми и, тем не менее, смогла их вырастить. У меня прекрасные и дети, и внуки. Есть даже два правнука. Только не говорите, избитых комплиментов. Я сама знаю, что очень не молода. Выйти замуж вторично, я позволила себе только тогда, когда дети уже стали вполне самостоятельными. Теперь я живу с мужем, которого люблю так, словно встретила его только вчера. Когда он себя более или менее нормально чувствует, мы гуляем здесь, на берегу. Вспоминаем, как тут было в прежние времена. И не поверите – мы оба счастливы! Невзирая на преклонный возраст, на неизбежные болезни и прочие мелкие неприятности. Вы ещё молоды и сильны. Вы не можете позволить себе отчаиваться. Если так случилось, что женщина вас оставила, значит, так было угодно судьбе. Богу если хотите. Подумайте, ведь что может быть хорошего в неволе. Люди должны жить вместе, ровно столько, сколько притягивает к друг другу. Непозволительно лишать любимого счастья полёта. Я уже давно поняла, что любовь не вечна, хотя и такое встречается. Но существует ещё привязанность, нежная дружба. Мне оба раза несказанно повезло. Так случилось, что я безумно любила своего первого мужа, не менее сильно люблю нынешнего. У вас не сложилось с этой женщиной, ну и пусть! Потому как вы расстроены. Видно, что вы успели её полюбить, но она оказалась не вашей половинкой. А может это и не было любовью! Вы прониклись к ней, как это часто бывает сочувствием. Пожалели как бездомную собачку. Поверьте, я знаю, как это бывает. Мы, женщины существа непредсказуемые.  Для нас любой пустяк порою превращается в трагедию. Мужчина может неверно растолковать такое поведение и тогда… случается по-всякому. Кто-то воспользуется минутной слабостью, кто-то возьмёт на себя ответственность за женщину. Не отчаивайтесь, верьте, что ваша женщина где-то вас ждёт. Кто знает, быть может, вы её повстречаете сегодня, а может чуть позже. Но, увидев её, вы сразу поймёте, это она ваша судьба! Тогда не упустите свой единственный шанс!

ВОЛОШИН. Вы так уверенно об этом говорите, Ванда Марьяновна, что невольно хочется в это поверить.

ВАНДА МАРЬЯНОВНА.  Так верьте! Эта вера не позволит вам ошибиться. Эта женщина ждёт вас! Может у неё тоже, не сложилась жизнь, может, она страдала, и всё ждала вас. Кто знает? Я прожила очень долгую жизнь, и научилась многое понимать в человеческих отношениях. Потому-то с такой уверенностью, я говорю вам, держитесь. Всё у вас будет хорошо!
Женщина тихо встаёт и уходит. Волошин сидит, уронив голову, думая о чём-то. Когда он поднимает голову, то с удивлением замечает, что женщины рядом нет.

Занавес.