Долг платежом красен

Владимир Сальников
-Ты знаешь, что на самом деле заставляет человека курить?
-Я об этом много чего знаю…
Пропустив мимо ушей мою реплику, товарищ принялся объяснять, на свой лад, не вполне научно, при этом понятно и, в общем, правильно. Был он старше…Настолько, что годился мне в отцы, что не мешало нам при этом общаться, как на равных, разумеется с достаточной долей взаимного уважения и возрастной субординации.
-Так вот, в человеческом организме есть специальная железа, которая выделяет никотин. Если куришь, эта железа расслабляется, может атрофироваться, поэтому курильщик так плохо чувствует себя без табака. Есть также железа, которая алкоголь выделяет…
-А Вы то почем знаете, что чувствует курильщик, ведь не курите…
-Я курил раньше, давно бросил. Сразу, как война закончилась…

Пашка брел по улицам оккупированного города в поисках табачной поживы. Совсем еще малыш, он уже привык курить, к чему приложили усилия старшие дворовые друзья, отпетые хулиганы.
- Смотри!.. Видишь ,немец идет, прикуривает?- шептал Пашке в ухо дылда, по прозвищу Капитан Флинт,- давай за ним…Как окурок бросит, нам принесешь…
После, привыкшему к табаку мальчику уже не хватало тех нескольких затяжек от немецкого «бычка», выкуриваемого совместно с друзьями, но добываемого в одиночку. В этот раз немцы если и попадались на улице, то некурящие. И мальчик долго бродил, стараясь не ходить далеко от дома. Наконец, долгожданная добыча! В конце улицы показалась пыхающая дымом фигура немца, тут же скрылась за углом. Поспешив за ним, Пашка не заметил, как оказался в незнакомой части города. Начинало темнеть, людей не видно, куда идти, непонятно. В городе оккупанты, комендантский час.
Накурившись, он шел по темным улицам и плакал. Маленький человечек, беззащитный перед лицом неисчислимых опасностей военного времени.
-Ты чего, сынок?!-  женщина средних лет, поставив сумки, присела рядом, обняла плачущего ребенка за плечи.
-Я…Я хочу домой!- Пашка вновь принялся голосить на всю безмолвную улицу.
-Тише,- успокаивала женщина,- не шуми. Лучше не шуметь. Так будет лучше, для всех…
Пашка замолчал, продолжал плакать молча.
-А где ты живешь?- женщина гладила мальчика по голове, он постепенно успокаивался.
- Не знаю,- ответил Пашка, уставившись взглядом в пустоту, которая скрывала ответ на вопрос.
-Ну, пойдем…
Женщина одной рукой взяла сумки, другой руку мальчика. Они шли по ночному городу, болтали обо всем понемногу…
-Если не вспомнишь дорогу домой, пойдешь ко мне?.. До утра переночуешь, а там что то придумаем…А хочешь, живи у меня. Еды, вон, полные сумки, видишь?.. А я одна…Все соседским ребятишкам раздаю. Такие хорошенькие! Вроде тебя…Мой славный.

Палпалыч, как его многие называли, замолчал, глядя в пустоту, скрывающую то далекое, страшное время…
-Да, так мы в конце концов нашли!- продолжил он свою повесть,- после войны я и ее искал, но не нашел…В наш двор как то заходил, через много лет…Всех хулиганов разбросала жизнь, кого куда. Остался только Капитан Флинт, да и он на тот момент сидел в тюрьме. Веселый был у нас дворик…
Некоторое время мы молчали. Сигарета моя давно потухла и можно было различить доносимый ветром запах моря. Встреча наша с Палпалычем на курорте была не то, чтобы совсем случайной, но для него достаточно неожиданной.

-Поехали в Крым, мою семью заберем,- предложил как то в разгар лета сотрудник, мой близкий друг,- заодно Палпалыча попугаем…Просто так,в шутку.
Палпалыч встретился нам на набережной, загорелый, цветущий и довольный жизнью, под ручку с любимой женой.
-Вы тут прохлаждаетесь, а там без Вас все пропало,- со свойственной молодежи безцеремонностью, практически вместо «здрасте» выпалили мы старшему товарищу и сотруднику. Накануне директор действительно просил передать привет Палпалычу и просьбу связаться с ним по телефону. Но вопрос был несущественный  совершенно не стоящий переживаний.
Поначалу несколько шокированный новостью, Палпалыч, видимо, раскусил наш нехитрый, подогретый молодым крымским вином, замысел. Тут же глянул грозно на нас, уже отошедших в сторону и наблюдающих за его реакцией. Мне стало не по себе под этим взглядом  крепкого старика…
Теперь, сидя на набережной, поддерживая беседу словоохотливого старшего товарища, я старался как то загладить свою, как мне казалось, вину.
Мой напарник о чем то беседовал с женой Палпалыча.
-Ладно, молодежь…Пора нам спать. Пойдем, родная,- пожилая пара приветливо улыбалась нам на прощанье.
-Мы тоже пойдем. Меня жена ждет, а у него завтра вообще трудный день,- кивая на меня, отвечал напарник.
-Завтра день Нептуна!- напомнил Палпалыч,- много не пейте!..

Одиночество подняло меня ранним утром. Сюда, в райский южный поселок, привело также одиночество, но и в раю бывает ад, как я уже успел убедиться не раз…Теперь же надо было закончить то, зачем сюда приехал, поэтому стою на трассе, голосую...Рядом расположился рослый морской пехотинец, немолодой сержант, с головы до ног закованный в черную форму этим жарким летним днем.
-Пить хочется,- наконец нарушил он молчание.
-И мне,- говорю,- особенно после вчерашнего. Приезд отмечали…
-Погоди, я сейчас,- после этих слов он сразу принялся карабкаться в горы, заткнув берет за пояс.
-На, будешь?- предложил он по возвращении, протягивая мне берет, полный незнакомых ягод.
-А можно?..
          Тот в ответ кивнул, не очень уверенно, при этом как то совершенно безразлично. Было видно, что этот человек давно уже не цепляется за свою земную жизнь,однако умеет ее сохранить в экстремальных условиях.
Ягоды  и правда оказались не ядовитыми, утолили жажду и вернули силы.Ай да "морпех"...В армии их этому учат, что ли…Я невольно проникся уважением к сержанту. Мы разговорились.
- Приходи к нам вечером, я проведу,- приглашал он меня,- у нас праздник, посмотришь выступление, как мои подопечные будут голыми руками кирпичи ломать...
В подобравшей нас машине играла музыка, на удивление точно озвучивающая вид из окна…Незнакомый девичий голос пел : «Небо!.. Мой любимый цвет».Справа горы. Там среди них уютно пристроилась, как будто прямо на вертикальной поверхности скалы, небольшая церковь…Слева внизу поселок, за ним море…Я достиг своего места назначения. Еще раз поздравив всех на прощание с праздником, я стал спускаться вниз, навстречу синему морю, голубому небу, ясному солнцу, крылатым мечтам, которым сегодня не суждено было сбыться.

- Что?!. Уехала…Так ведь…Смена еще не закончилась…
- Она нам не докладывала. Вообще была какая то…Сама по себе…Вы что, так хотите ее найти?- девушка сказала это так, что было почти слышно : «Что Вы в ней нашли?»
Шокированный новостью, я принялся, не разбирая дороги, карабкаться в горы…Где то там, рано или поздно, должен был встретится «серпантин»…

Совершенно не запомнив обратного пути, по приезду я первым делом поспешил в магазин. Вкус пива не только вернул меня к чувствам,но и дал намек на "продолжение банкета". Там, где жила семья моего друга, я никого из своих не нашел и поспешил на хозяйскую половину, в надежде, что может они знают…
- Ага!.. Пришел? Ты то нам и нужен!- радушно встретил меня хозяин, он же редкий гость в собственном доме, капитан дальнего плавания.Здесь же, на летней кухне сидел и «управляющий гостиничного комплекса»,попросту сторож и друг хозяина, смуглый дедушка, которому мы по приезду непонятно как и за что прилепили странное прозвище Брат Кондрат.
- Хозяин?.. Вы здесь каким ветром?
- Специально на праздник поспешил!..
- И зачем же я вам понадобился,- пиво уже начало действовать и широкая улыбка сама собой растянулась на моем лице. Ответ был известен заранее…
- Третьим будешь,- не спросил, а скорее приказал капитан.
Мы выпили начатую бутылку портвейна, которая оказалась далеко не последней. Был у капитана в погребе припасен целый ящик этого чудного на вкус, выдержанного, настоящего крымского вина…Брат Кондрат пил по восточному, сам себе наливая водки из персональной «чекушки».Вроде бы и сколько душе угодно, при этом заранее ограничив суммарную дозу.
К возвращению моих друзей в погребе еще оставалось изрядное количество заветных бутылок. Вновь прибывшие подсели к нам. Мы усугубили…
- Как ты себя чувствуешь?- голос жены друга, как и все звуки, слышался приглушенно, как будто в воде…
- Великолепно!- ответил вместо меня зеленый змей.
- Так!.. Ребята, предлагаю срочно выдвинуться к морю, продышаться.
Мы взяли детей и пошли к морю.

- Ну и как ты дошел до такой жизни?- товарищ мой принялся в красках описывать якобы творимые вчера мною неисчислимые ужасы. Мне было стыдно некоторое время, пока не стало ясно, что друг преувеличивает. Как писал классик : «и даже для него это было чересчур»…То есть, для меня "это было даже очень чересчур". Мы стали говорить серьезно.
- Ты куда пропал вчера, с пляжа?!.
- Не знаю,- сказал я после длительной паузы, глядя в пустоту, скрывающую ответ на вопрос.
- Просто чудеса какие то!.. Только что вроде был и нету!.. Мы весь поселок обыскали, нигде нет!
- А как я сюда попал?
- А это тебя надо спросить!- было видно, что мой друг еще не простил меня за вчерашнее…
- Тебя Палпалыч привел, его благодари,- наконец сжалился он надо мной.
- А он где меня взял?
- Ты сам пришел…Ошивался возле его гостиницы. Чего тебя туда понесло?!.
Я не знал, что меня привело вчерашним вечером к гостинице, где жил Палпалыч…Может, чувство вины перед стариком, которого мы столь легкомысленно разыграли…Вспомнилась вчерашняя обида на девушку, нарушившую мои планы…Последовавшее за этим пьянство…В результате, разлучил меня с друзьями коварный зеленый змей, порой лишающий человека разума, ведущий к гибели. Хорошо, хоть Палпалыч подобрал, отвел, добрая душа…Мой славный. Я вспомнил женщину, спасшую его во время войны и которую он после не смог отыскать…Теперь, возможно, Палпалыч спас меня. Выплатил долг за свое спасение. Быть может, послало меня ему само Провидение…Во всяком случае, так мне было легче думать. Это слегка унимало угрызения совести за вчерашнее. Говорят, такие угрызения являются симптомом определенной стадии алкоголизма, и вообще много чего говорят…
Мы вышли в сад, где в лучах утреннего солнца мирно спал на лавочке Брат Кондрат. День выдался славный, как и вчера, погода нас баловала. Не желая упускать последнюю перед отъездом возможность, мы собрались и шумной компанией пошли на море.
- Ты только не убегай, нам сегодня уезжать,- продолжал подтрунивать надо мной друг.
На пляже было людно, шумно, весело. В большом количестве размалеванные, ряженые в пиратов и еще Бог знает кого…Был там и очередной капитан Флинт…Народ не мог остановиться, продолжали праздновать вчерашний день Нептуна, от которого меня отвлекли столь загадочные, неведомые, неотложные дела…Тут же сновали продавцы вареных креветок. Последних дети сразу окрестили «приветками».Мы пили пиво, купались, смеялись, вспоминая мое вчерашнее исчезновение.
- Человек тебе за столом хороший попался…Наливает и наливает,- подвел черту под вчерашним праздником мой напарник.
Капитан и правда был хороший человек, как большинство моряков, которых профессия по качеству отбирает, качества которых она шлифует, как морская волна прибрежные камни…Но я сейчас думал о другом хорошем человеке…

Возле автобуса нам встретился улыбающийся мой недавний спаситель, Палпалыч.
- Живой?- спросил он меня еще издалека.
Живой я, спасибо Вам и низкий поклон. Не только живой, а и поумневший.Будет мне наука, а Палпалычу зачтется где то на Небесах…И что могло произойти, если бы он меня не проводил?.. Да,все что угодно!..Хорошо то, что хорошо кончается. Высшие силы обычно действуют так, чтобы одним движением достигнуть сразу нескольких целей. Я об этом и раньше догадывался. Теперь имел возможность еще раз удостоверится. Но закончена ли эта история? Или,  быть может и мне суждено когда то воздать долг за мое столь замечательное спасение?..