Свист в тумане

Валерий Журенко
Плотный туман лег на поверхность воды.Разглядеть  что -либо ,даже в метре от себя, было трудно. Слышались  частые звуки корабельных сирен.Северная Атлантика,траверз Нью-Йорка.Суда огромной тоннажности проходят один за одним в Восточные ворота Америки.
Всего лишь 12 миль отделяют наш траулер от самого большого города С.Ш.А.Это ,так называемый, район промысла.Постоянно в этом районе ведут промысел до 200 судов только из С.С.С.Р,не говоря уже о судах других стран.В туман океан,как обычно,спокойный.Только работать экипажу при тумане очень сложно.Судно, с натянутым тралом, не имеет возможности быстрого маневра.Возможно отклонение от курса только на пару градусов.Огромные контейнеровозы и танкеры проходят этот район не сбавляя скорости.При плотном тумане только локатор является глазами штурманов.Оторваться от локатора нет возможности из- за движущимися один за другим судами.Судоводители  стараются как можно дальше держатся от этих монстров,что бы избежать столкновения.Но не всегда это получается.Нет-нет  да и прозвучит в эфире SOS.Рыбаки помогают себе сами,спеша на помощь тонущему другу в независимости к какому флагу он принадлежит.Зачастую, спасают только тех кто находится на шлюпках или плотиках.Холодная вода  не дает шансов на спасение,попавшим в нее.Вот и вылавливают ребят в жилетах но,увы,уже мертвых.В туман это делать особенно сложно.Одно дело,нет видимости,другое, судно не имеет возможности быстрого маневра ,не подняв на борт трал.А значит упущено время на спасение.Но есть одно преимущество при работе в тумане,это тралы всегда полны рыбы.Порой трал забивается полностью до такой степени ,что лебедка не способна вытянуть его на борт.Приходится часть рыбы спускать  в океан,пока лебедка сможет потянуть.Это время, когда весь экипаж напряженно работает,что бы как можно больше рыбы переработать и упакованную отправить в трюм.В один из таких напряженных дней,в сплошном тумане и нас не обошла не предвиденная ситуация.Матрос траловой команды,находясь на корме разворачивал "доску"растяжки трала не успел зацепить ее за крюк и она крутанувшись ,сбросила его за борт.Он был крепким парнем.Небольшого роста ,но плотный и физически сильным.Забортная вода 7-8 градусов.Одежда ,обычная для матроса палубной команды,шторм роба и под ней теплая одежда.Кто то из матросов,первым увидевший исчезнувшего товарища,прокричал:"Человек за бортом".На какой то период,всех кто услышал этот крик охватил ужас.Глубокая осень.Ночь.Сплошной туман.Холодная вода.Одежда,моментально тяжелевшая в воде,трал за бортом и океанское течение, движущееся по своим законам,не давало шансов матросу на спасение.Прозвучала команда по судну:"Человек за бортом".Ст.помошник с  боцманом и матросами были готовы к спуску моторной шлюпки на воду.Боцман,по команде капитана ,спустил шлюпку.Специальный ручной фонарь у ст.пома.светил очень ярко,но луч света пробиваясь сквозь туман,только превращал его в сплошную молочную пелену.Прожектор с судна,шаривший по периметру вокруг судна, по той же причине не мог обнаружить матроса.Пока трал тянули на борт,шлюпка исчезла в тумане и можно было слышать только шум мотора и видеть луч света фонаря,шарившего в тумане.Течение отнесло матроса от судна настолько быстро,что  неизвестно в какой стороне его искать.Шлюпка в тумане все дальше отдалялась от судна,пытаясь каким-то образом обнаружить матроса.Капитан понимал-время ,в таком случае,решающий фактор.Положение обязывало его сообщить всем ,находящимся в районе судам,о случившемся.Он уже хотел дать команду радисту,выйти на связь с судами.Но сообщив о происшествии,он ,как капитан допустивший нарушение техники безопасности, повлекшей за собой гибель человека, в полной мере будет нести сам ответственность ,но и экипаж лишат премии за выполнение плана рейса.А это пол года тяжелой океанской работы.Что то удержало его .Принял решение. Ждать 20 минут, затем дать сообщение на суда.Трал уже на палубе.Двигатели остановлены,что бы стояла полная тишина. Стало слышно как трещит движок моторки то приближаясь,то снова удаляясь от судна.Весь экипаж понимал,что исход борьбы за жизнь  зависит от двух факторов, насколько долго в воде продержится матрос и как быстро шлюпка сможет найти его.Учитывалось,что матрос воспользуется свистком ,имеющимся на спас.жилете и лампочкой, загорающейся при попадании в воду.Но беда не приходит одна.Матрос ,в нарушение правил работы на открытой палубе,не надел спас жилет,его обнаружили его друзья сложенным у борта .Капитан,узнав об этом,с такой злостью стукнул по двери рубки,что стекло треснуло. Посмотрел на часы.Осталось 10минут до момента истины.Не сможет за это время ст.пом. найти матроса Ч.П.не избежать.Смотреть в туман бесполезно,ночь делала его непроглядным.Весь экипаж ждал только одного,сигнала от матроса т.е.крика о помощи.Казалось время бежит с бешеной скоростью.Вдруг откуда-то издалека послышался свист.Такой, всем знакомый с детства, свит.Он то удалялся, то становился слышнее.Это течение относило матроса в сторону от судна.Появилась надежда и весь экипаж мысленно просил Всевышнего ,дать силы матросу дождаться шлюпку.Из тумана послышался голос ст.пома.,кричавшего в рупор матросу, что он его слышит и что бы он не прекращал свистеть. Теперь напряжение на судне достигло высшей точки.Свист становился слабым и плохо слышался.Через несколько минут воцарилась полная тишина, так как не стало слышно движка шлюпки.Капитан зашел в радиорубку и радист понял-время вышло.Вдруг послышалась приближающаяся трескотня моторки.Прожектор направили в сторону приближающейся шлюпки,что бы ст.пом. мог быстрее определить по лучу света, расположение судна.Луч, внезапно,  зацепил в тумане шлюпку и уже не отпускал до самого подхода ее к борту.Доктор уже ждал с теплым одеялом и сумкой со всем необходимым.Только шлюпка ткнулась о борт ,как ст.пом.с матросами зацепили ее и лебедка потянула шлюпку с людьми на борт.Опустив шлюпку на киль блоки матросы выпрыгивали с нее удивленные,но довольные.Весь экипаж собрался у шлюпки посмотреть в каком состоянии парень,пробывший почти пол часа в ледянной воде.Не было конца удивлению всех,когда увидели в шлюпке Сашу в нижнем белье,но укрытого курткой и улыбающегося еле заметной улыбкой,насколько хватало сил.Было понятно,что одежду он вынужден был сбрость,избавляясь от её тяжести.Доктор, еще в шлюпке, обернул его одеялом и дал выпить половину стакана спирта.Затем попросил помочь доставить Сашу в лазарет.Прошло более часа,прежде чем доктор вышел из лазарета вместе с капитаном.После двухчасового сна Саша проснулся.Доктор "колдовал" над ним еще сутки,делая все что необходимо по его части.Саша, на вторые сутки, вышел сам из лазарета.Посмотрел на своих друзей,на их радостные лица,ждавших его,засмущался.Первое что сказал:"Еще бы полежать,да спирта выпить".Хохот пронёсся по судну.Экипаж радовался и  восхищался  мужеству человека,не потерявшего сомообладания в тяжелейшей ситуации.Судно делало разворот на курс для постановки трала.Капитан и ст. пом.о чем то говорили в рубке, как обычно.И только в душах людей что то изменилось за этот промежуток времени.Они поняли ,как они здесь на судне стали роднее друг другу.И как это важно сражаться за жизнь в любой ситуации до конца.