Солярис, 1972

Лев Агни
     Фантастический художественный фильм А. Тарковского, 1972г.

     Картину Андрея Тарковского рекомендую смотреть после "Космической Одиссеи" Стенли Кубрика. Получается своеобразный ответ Тарковского –Кубрику. Между картинами возникает диалог, перекличка тем, идей, мыслей, подходов к темам, их трактовка: человека и космоса, космос в человеке и человека в космосе. Разные темы, разные проблематики. Для Кубрика это - человек и техника, человек и космос; для Тарковского - человек и его внутренний мир, человек и творчество, ибо сам человек - это космос. И здесь может возникнуть целый океан размышлений, мыслей, сравнений, сопоставлений, вариаций разрешения конфликтных ситуаций…
     Удивительным образом понимаю главного героя, когда по пятам за тобою следует прошлое, и ты от него не можешь отделаться, несешь его в себе, просыпаясь каждое утро, чувствуя тоску и переполняющее опустошение. Воспоминания затягивают, поглощают, давят и разрывают на части слабое существо. Но, самое мучительное то, что нельзя убежать от прошлого, от самого себя, его хочется забыть, а не получается. Все оно, прошлое, живет внутри, на подсознательном уровне и всплывает непроизвольно, будь то внезапно нахлынувшее воспоминание с затаенным чувством вины, либо сновидения, приходящие в то время, когда человек расслаблен, не способен контролировать свои мысли, чувства, образы прошлого.

     Если в "Космической Одиссеи" Кубрика центральные мотивы: проблема человека и космоса, человека и его орудий, то у Тарковского проблема заключена в Человеке (с большой буквы) и человеке (с маленькой, существа), человека и его творений. Общую проблематику картины Кубрика можно выразить формулой: человек и рацио, проблематику Тарковского - человек и эмоцио. Не от того ли художественное полотно Кубрика выглядит холодновато-отстраненным для зрителя, в то время как картину второго отличает душевная теплота, граничащая с сентиментальностью? Все же, картины двух гениальных мастеров сближает одно – человек.

    Различные стороны человеческой жизнедеятельности уводят ход мысли режиссера (и с его помощью - зрителя) в разные плоскости: для одного – внешний мир (техника и орудия), для другого – внутренний мир (душевные переживания, воспоминания). В подобной разноплановости тематики и проблематики, на мой взгляд, заключается Диалог между рацио и эмоцио в картинах, образуется монолит-полнота единства из человека, человечности и человеческого.

     У Кубрика человек попадает в другое измерение ("зазеркалье"), где должен пережить старость и осмыслить пройденный путь, чтобы родить нечто новое. У Тарковского человек заглядывает в космос, как в зеркало (не зря несколько раз на зеркалах акцентируется внимание зрителя посредством камеры и работы оператора), видя отражение самого себя, а космос (океан Соляриса) только помогает материализовать мысли и чувства человека, сделать их более осязаемые. Можно сказать, человек, попадая в океан космоса, падает в океан самого себя.

     Примечательное обстоятельство: не один раз объектив кинокамеры в «Солярисе» выхватывает скульптурный бюст Эсхила, родоначальника драмы, автора "Прометея", в которой повествуется о несгибаемом титане, подарившем человечеству огонь творчества, огонь созидания, и не смотря на все происки Зевса и его приспешников, стойко переносил все страдания. По мысли режиссера, подспудно происходит драма не только внутри каждого героя фильма, но и как создателя, творца-художника со своими творениями. В этой связи, не случайна потребность Тарковского переснимать много раз уже отснятые материалы, быть не довольным уже проделанной работой, постоянно что-то править и вносить изменения. Так, например, в процессе работы над фильмом «Сталкер» братьям Стругацким пришлось на восемь или девять раз переписывать переписывать киносценарий, так как Тарковскому казалось, что «все не то и не так».

     В финале присутствует сцена встречи сына с отцом ("возвращение блудного сына"), а мучения главного героя заключаются в скрытой вине перед родственниками, перед родителями и женой… Судя по всему, Кельвин остался на Солярисе и создал свой мир: домик, где его ждет отец и любящие родственники.
               
 29 марта 2011