Охотничий трофей

Павел Старцев
                Заканчивался последний зимний месяц, а выбраться на природу , испытать, если повезёт, сладостный, ни с чем не сравнимый азарт самого древнего промысла -охоты,  не удавалось:то   
неотложные дела на работе, то, как назло, под выходные плохая погода . 
    И вот, наконец, предстоящее воскресенье обещало удачу: дела подождут (работа не волк -в лес не убежит!), погода по всем приметам и метеосводкам  будет ясной и морозной .
   Весь вечер накануне прошёл в подготовительной суете : старенькая шестнадцатого калибра  двустволка тщательно проверена, почищена,смазана.
 Заряды разной убойной силы  рассортированы в патронташе, испытаны на прочность крепления охотничьих лыж, валенки на ночь водружены на теплую печь. В рюкзаке разместились маскхалат, бинокль и продпаёк: хлеб в паре с ничем не заменимым в таком деле шматом сала с чесночным ароматом и аппетитной прослойкой розового мяса. Не забыть бы утром про термос с горячим чаем.
    Долго ворочался в постели, не мог заснуть: охотничий азарт закручивал нервы .Будильник был поставлен на нужное время, но ночью раза три вставал проверить часы. Поднялся задолго до звонка  будильника. Тихонько стал одеваться.
С твоей охотой и мне покоя нет,- услышал я голос жены .                Эта реплика мной  уже  воспринималось ничего не значащими звуками, мысли мои были уже вне дома. Собравшись, минуту постоял , обдумывая, не забыл ли чего.
 
Выключил свет, прикрыл за собой дверь.
    Старенький ГАЗ-69, незаменимый и безотказный до восхищения на подобных мероприятиях, завёлся сразу , несмотря на двадцатиградусный мороз.
  «Видно тоже наскучился по воле»,- с довольной усмешкой заметил я про себя.
 Александр Михайлович, мой товарищ, заядлый охотник, тонкий знаток охотничьих премудростей, ждал меня около своей ограды в полной экипировке.
  Выехали за село. На востоке по горизонту высветилась полоска рассвета. Небо было чистым, с фиолетово-голубым предрассветным оттенком  и в конопушках звёзд. Лунный рожок набычился у южного склона горы. Ехали по заранее намеченному маршруту. Километрах в пятнадцати свернули с тракта  на просёлочную, отутюженную тракторами, вывозившими с полей зароды ( так называются в нашей местности скирды сена ). Вскоре дорога вильнула в сторону соседней деревни, нам предстояло выбрать такой «сенный « путь, по которому смогли бы  как можно дальше проехать на газике в горы.
 Выбор оказался удачным. По тракторному следу мы ещё километра четыре петляли по логу, пока не доехали до остожья, - места, откуда был вывезен зарод. На этом пятачке сумели развернуться, что было совсем не просто: стоило чуть- чуть съехать с утрамбованного трактором следа и пришлось бы откапывать из глубокого снега машину. Всё на сей раз обошлось благополучно. Это благодаря достоинствам  ГАЗ-69 в сравнении с другими внедорожниками. Встали на лыжи. Снег в это время года уплотняется настолько, что на широких охотничьих лыжах редко, где проваливаешься.
 Взбодрённые предрассветным морозцем, прошли на подъём ещё несколько километров. Но вот и вершина горы, место, откуда открывался широкий обзор косогоров и логов. Взошедшее солнце уже сменило огненно - красную мантию на ослепительно -золотую. Идеально белый снег ослеплял миллионами искр, обволакивала завораживающая тишина, изредка нарушаемая далёким, еле слышным  лаем собак в деревушке. Зачарованные зимней сказкой, на время забыли о времени и цели приезда. А цель была не из простых: охота на лису. При том , что лиса -зверёк умный и хитрый, о чём повествуют многие сказки и байки бывалых охотников,повадки её зависят ещё и от мест обитания. На равнинах или в перелесках их поведение отличается от повадок промышляющих  в холмистой местности.На косогорах обзор лисы несравним с равниной, тем более если она закустарена , или перемежается берёзовыми колками. Но именно этим  преимуществом и пользуются охотники. Дело в том, что увидя человека вблизи , лиса убегает от него почти по идеальной прямой как можно дальше. В этом -то и заключается один из способов охоты на них. Достаточно охотникам выстроить такую прямую , где между ними оказывается зверёк, успех в большинстве случаев обеспечен. Но достичь этого ох как не просто. Надо увидеть лису , оставаясь самим незамеченными, для чего бинокль просто необходим. Одному, если охота впаре (лучше , когда втроём , или вчетвером),замаскироваться  на противоположном от лисы косогоре в засаде «номерным», другому предстоит обойти незамеченным (а это расстояние как правило в два — три, а то и более километра) до места «мышкования» лисы, по наводке »номерного» с противоположной  стороны  расположиться на этой самой прямой линии. По завершении  подготовительной операции, загонщик с громким  криком, а иногда стреляя в воздух , идёт прямо на лису. Зверь бежит в сторону засады. По мере приближения
загонщик криком предупреждает «номерного», с какой стороны ожидать бегущего зверька, а если расстояние слишком большое и крика не слышно,условленно производит выстрелы.Один -лиса слева, два выстрела -лиса бежит правее засады. В общем, премудрость, при всей её кажущейся простоте, довольно сложная, требующая большого опыта и сноровки.  Помню, когда впервые доверили мне засаду и поднятая  лиса побежала на мой «номер», нервы  не выдержали. Загонщик кричит  :
Идёт! Идёт! Прямо на тебя идет!
Мне бы спокойно, бесшумно чуть приподняться и ждать приближения  из за бугра зверька,  я же    от нервного возбуждения заметался. Когда лиса выскочила метрах в десяти от меня слева, моё внимание и соответственно ружьё были направлены в другую сторону. Результат оказался плачевным: два судорожно произведённых выстрела по  зверьку только напугали его и он , мелькнув роскошным хвостом,пронёсся мимо незадачливого стрелка. Потеряв голову, я кинулся  вдогонку за лисой, чем насмешил друзей .  Я и сам не могу сдержать улыбки , вспоминая этот случай .
  С вершины  горы,куда мы вышли, в бинокль просматривалась каждая торчащая из под снега былинка, каждый кустик.Увидели несколько мышкующих лис. На рассвете, после морозной ночи, самая большая активность лис на мышковании. Бывали случаи, опять же в ясные морозные дни, когда на восходе солнца до десятка зверьков одновременно по косогорам можно было увидеть. Обсудили ситуацию, выбрали наиболее подходящий вариант, наметили ориентиры, чётко оговорили обязанности. Оставили на месте наблюдения рюкзаки, я снял верхнюю одежду, на свитер одел маскхалат, Александр Михайлович одел его на тёплую куртку- ему сидеть на морозе в засаде. Пожелав удачи друг другу,  отправились выполнять намеченный план. Путь мой , как загонщика , был естественно намного длиннее , чем у Александра Михайловича. Помимо чисто специфических различий между «номерным» и загонщиком была ещё и такая особенность:один в конце операции был в поту и облаке пара, у другого же зуб на зуб не попадал от холода. Вот и на сей раз в логу я попал на рыхлый снег в мелком кустарнике, несмотря на широкие лыжи, брёл чуть ли не по пояс в нём. Отдыхать было некогда. В гору «поддал» на втором дыхании. На верщине  я , как говорится , плавал в поту. Но вот и условленный ориентир- куча соломы, с облупленным ветром золотистым боком. Отдышался, вытер с лица пот, приложил к глазам бинокль. Стёкла его моментально заиндевели, пришлось протирать. Наконец отрегулировал резкость, увидел замаскированного напарника,  дал понять о готовности.В ответ увидел направленное в правую сторону его ружьё. Это означало, что мне надо переместиться влево. Потихоньку , со всеми предосторожностями, продвинулся  на сотню метров. Снова навёл бинокль. Пришлось ещё на десятка два метров  отойти. Наконец увидел вертикально поднятое ружьё. Началась завершающая стадия операции. Сердце нервно запрыгало в груди. Какой бы опытный охотник ни был , в нём срабатывает пружинка волнения в самый ответственный момент. Не может быть человек роботом бездушным.Это как артист перед выходом к зрителю. Всё равно где-то ёкнет.
   Взвёл курки, вдохнул побольше воздуха и с криком побежал по намеченной прямой. Лиса , взметнув огненной красотой, устремилась от меня в нужном направлении. Когда она была уже в самом логу я для верности выстрелил дуплетом в воздух. И напрасно. Лиса шарахнулась от испуга чуть в сторону. Выскочила через кусты на противоположную сторону косогора с отклонением от предполагаемой прямой. Кричу что есть мочи:
  -Жди левей, левей!
 Заряжаю ружьё , делаю одиночный выстрел- означает : жди слева. Лиса почти на вершине противоположного косогора, теряю её из вида. Через пару минут слышу подряд два выстрела. Операция закончена. Хотя результата не знаю, спешить не к чему. Ружьё за спину, не спеша поднимаюсь в гору. Вот и Александр Михайлович. Размахивает руками , топчется на месте-греется. По широкой его улыбке издалека понял-пустой номер. Обменялись мнениями о причине неудачи. Первые мои два выстрела были запоздалыми, из -за них лиса сменила направление. По последнему одиночному выстрелу Александр Михайлович сделал перебежку влево, видимо лиса услышала это, слух-то у них отменный, почуяв опасность, метнулась в сторону,  и  выстрелы  с большого расстояния не причинили ей никакого вреда.  Выводы выводами , а результат -каков есть!
  Солнце уже докатилось до полуденной высоты. Пора обедать, тем более рано утром убегали из дома не позавтракав. Подошли к оставленным вещам. Обед начали с чая: у меня после пробежки пересохло во рту, а Александр Михайлович продрог до чёртиков. После чая раскинули снедь: хлеб, варёный картофель, завернутый тщательно в полотенце и газеты, чтобы не остыли на морозе, несколько луковиц и.... сало. Охотники знают, что такое на обед шматок добротно посоленного сала. Есть два способа приготовления этого изыска: сухой посол и в рассоле. Здесь вкусы разделяются и нередко порождают жаркие споры, какой способ даёт лучшие вкусовые качества. Но по- любому,затвердевшее на морозе сало , мелко нарезанное, с хлебом, да в прикуску с луковицей, это , я вам скажу, умопомрачительно вкусно. Сало с хлебом  на свежем морозном воздухе, после хорошей разминки- это как песня под гармошку.
   Наш обед закончился повторным чаепитием. Я взял бинокль, протёр тщательно окуляры , стал осматривать окрестности в надежде увидеть лису, после полудня это было намного сложнее:  их активность снижалась до вечера. На близлежащих косогорах ничего живого не заметил. Перенёс внимание на дальние. И тут на западной стороне предстала моим глазам совершенно неожиданная , ошеломившая меня картина. Я оторвал глаза от бинокля, пригляделся. Но и невооружённым глазом на горизонте, на расстоянии по прямой  примерно в пятидесяти километрах ясно были видны высокие зубчатые стены и башни средневекового замка, огромного по занимаемой площади и своим размерам. Снова приложился к окулярам бинокля, навёл по максимуму резкость.  Чётко вижу каждый выступ на стенах, даже угадывается каменная кладка. На высоких башнях видны квадратные и треугольные стяги. Затаив дыхание наблюдаю за проёмами в башнях, вдруг появятся  люди, населяющие замок. Подошёл Александр Михайлович:
   -Ты чего так внимательно рассматриваешь? Лису увидел что ли?
 -Внимательно посмотри на горизонт. Видишь что -нибудь?- спросил я.
Александр Михайлович, взглянув в указанном направлении, удивлённо произнёс:
-Что за чертовщина?  Не то город , не то  крепость. Дай ка посмотрю.
Долго - долго смотрел в бинокль на замок.
  -Похоже по всему , это мираж. Но миражи в пустынях только бывают, -рассуждал он.
 Я снова прилип к биноклю. Насчитал двенадцать башен.   Местность в округе на сотню километров мы знали хорошо, во всяком случае территорию соседнего с нашим района, где   сейчас возвышался миражный замок.   Я в тех местах  не раз проезжал  на машине. Там ещё , мне запомнилось, есть холмы, похожие на огромные курганы.
 «Уж не на их ли месте это», -мелькнула мысль.
Но такое предположение  из области мистики.  Никакого передвижения ни внутри , ни около за всё время нашего наблюдения не было. Мёртвый город .Или мёртвый замок из таинственного прошлого. Больше двух часов любовались мы этим явлением природы. Отходили от места наблюдения  за сотню метров, ничего не менялось,стены и башни сохраняли  свою конфигурацию.
Про лис мы забыли. Какая охота!                Пршло с того события много лет , а я до сих пор сожалею , что прервали наблюдение- надо было возвращаться домой. Собрали вещи, пошли к газику.   Пока  завели и разогрели, пока выехали на дорогу, начали сгущаться сумерки, домой вернулись впотьмах.
    Рассказов и разговоров об увиденном на охоте было много.Конечно же это был мираж. В чём я убедился, полистав и перечитав соответствующую литературу. Журнал «Вокруг Света» так обьясняет природу этого явления:
  «О миражах известно всё и ничего! Мираж , это оптическое явление в атмосфере».
      Много позже узнал , что их можно наблюдать не только в жаркой пустыне. Оказывается на Аляске давно уже организованы туристические поездки для наблюдения за подобными явлениями.
      И всё-таки какой необычный трофей мы получили на той охоте, какое потрясающее  впечатление,- незабываемая картина. До сих пор , а с того дня прошло ни мало ни много больше двадцати лет, стоит перед глазами прекрасный средневековый замок, мощные с зубчатыми проёмами стены, величественные сторожевые башни. Невольно думаешь
    «Сколько же атак вражеских они отразили, сколько мирных жителей спаслось за этими стенами от неминуемой гибели».
 Он же , этот Замок , где-то и сейчас стоит, существует за тысячи километров.   Не в России , это точно. Предположительно в самых западных странах Европы. И, наверное, в тот момент были в нем, или поблизости от него люди , мы их просто не заметили .Не могут быть такие места безлюдными.Даже если миражные.
   А может быть всё-таки не мираж...
     Между прочим так сложились обстоятельства, что на следующий год после того события я переехал на новое место. Проживаю совсем рядом с  той местностью, где по моим предположениям возвышался Замок-призрак.
 И она мне пришлась по душе. Всё у меня здесь ладится. Жизнью своей я доволен. Может виденный Замок предсказание судьбы моей ? Ни опровергнуть,  ни подтвердить  невозможно. А в душе своей я верю в это. Вот и судите, какой я атеист.