Дневник Самуила

Саша Шатров
ДНЕВНИК САМУИЛА
Рассказ
Декабрь 2010


Каждое утро, на рассвете солнца я прихожу в храм, надеваю льняной ефод, который сшила мне моя мать. И становлюсь пред Богом отцов моих, и читаю священные книги, так же как и мой наставник – священник Илия. Местные мальчишки, мои сверстники, в это время еще спят, а после восхода солнца будут помогать своим родителям в их ремесле. Если, например, твой отец рыбак, то и ты пойдешь по его стопам и станешь опытным рыбаком, а потом передашь секреты этого ремесла своим сыновьям, и они тоже станут рыбаками. Но моя жизнь слагается иначе: мой отец – рыбак, но я никогда не закидывал сети в море и не поймал в своей жизни, ни единой рыбы.
В раннем детстве, родители мои, отдали меня в храм на попечение священника Илии, который стал для меня духовным отцом. С Елканой и Анной, так зовут моих отца и мать, я вижусь лишь единожды в году, когда они приходят в храм для принесения положенной жертвы. Это очень редко, но так повелел мой наставник, а значит так нужно, и я смирился с этим. И в этот раз, когда мы виделись, мать, как и прежде, принесла мне новый ефод, сшитый своими руками, а значит, тепло ее рук вновь будет со мною каждое утро. А руки отца моего пахнут рыбой, очень люблю этот запах… Знаю, что они скучают о мне, глаза матери говорят об этом. В минувшую встречу с ними, мой наставник благословил их и сказал, что Господь даст им утешение.
Родители посвятили меня Богу, а значит теперь я Божий и только Его. И я стою пред Ним, пред Великим Богом, о котором знаю из священных книг и из рас-сказов Илии. Пророк рассказывал мне, что Бог говорит с ним, но последнее время все реже. Обычно это происходило на рассвете, когда он стоял пред Ним и ожидал Его. Я тоже всем сердцем моим желал бы услышать голос Великого Бога. И так же как мой духовный отец – прихожу в храм на рассвете и встаю пред Богом, и ожидаю услышать тот самый голос, который слышит Илия, но не слышу я.
Наставник говорит, что хоть я и не слышу Бога, но я уже верно и в постоян-стве служу Ему, и уже одно это большое благословение для меня и оно уж точно ценнее, чем утренний сон.

Но вот однажды, когда уже было за полночь, я лежал в храме Господнем, где находился ковчег Божий. И услышал я голос тихий зовущий меня по имени, тут же вскочил на ноги свои и побежал к наставнику моему, который тоже лежал в храме на своем обычном месте и, как мне тогда показалось, призывал меня. Со словами «Вот я! Ты звал меня» подбежал к нему и было удивление мое, когда увидел, что возгласом своим разбудил его, и он отвечал что не звал меня. «Быть может, это он во сне говорил», – подумалось мне, поскольку я искал причину случившемуся.
Но вскоре, не погас и светильник Божий, как все повторилось, и вновь Илия сказал, что не звал меня. И в третий раз услышал я голос, звавший меня и подошел я к Илию и сказал как в первый раз: «Вот я! Ты звал меня».  Пророк же, словно предузнав причину происходящего, просил меня уверенным и пробудившимся ото сна голосом, пойти назад и лечь, и когда вновь услышу зовущего меня – ответить: «говори, Господи, ибо слышит раб твой». И вот я снова лежу и с замиранием сердца ожидаю неведомого. И вдруг, когда уже разум мой перестал вслушиваться во тьму ночи – услышал я вновь этот дивный голос, взывавший ко мне: «Самуил, Самуил». И открыл я глаза свои и преклонил колена свои, и, слыша стук сердца своего, с великим трепетом ответил Звавшему меня, как научил Илия: «говори, Господи, ибо слышит раб твой».
Так я впервые услышал голос Бога моих отцов, который отныне стал и моим Господом. И произошло это вопреки всем моим представлениям и ожиданиям. Я ожидал Его на рассвете, а он пришел в тишине ночи, я ожидал Его стоя, надев ефод, а услышал лежа в постели, предвкушая ночной сон. Дивен наш непостижимый Гос-подь, пути Которого нам не дано предначертать, а лишь уготовано подчинить свою волю Его Святому благоволению.


Первая книга Царств (ветхий завет)