Есть женщины в русских селеньях

Тони Джи
В конце пятого курса-распределение.Я ткнул пальцем в самый близкий от Москвы населенный пункт и попал в Ардатов.Покапавшись в памяти ничего похожего не нашел.

Зашел в библиотеку Сонечка,библиотекарша, была девушкой эрудированной и большой театралкой.Узнав,что я на распределение выбрал Ардатов,она задумалась.
-Вы знаете встречала название такого населенного пункта в старом водевиле
"Свадьба Кречинского".Там герои рассуждают об Ардатове Симбирской или Нижегородской губернии.

Из этого я понял очень не много куда еду,а приехав увидел захолустный городок в двух часах езды от Ульяновска и в шести от Саранска.

И как молодому специалисту мне предстояло отработать в нем три года.
Первым делом представился главврачу.Больница была районная-23 врача.

Несколько дней прожил в гостинице,а потом мне посоветовали снять жилье у одной уже немолодой женщины.

Дом находился совсем рядом с больницей.
Женщину звали Настей,ей было за шестьдесят,а дом совсем новый.Сын ее Володя построил его совсем недавно, когда женился.Только жена не поладила со свекровью и уехали они в стольный Саранск.

Дом же стоял крепкий,высокий и просторный.Снаружи веранда и кухня.Внутри дом делился на две половины.В центре передней комнаты печь.Печь в России и согреет,и накормит,и спать уложит,и вылечит.
Вкуснее пирогов из этой печи я нигде никогда не едал!

Кроме меня снимал жильё молодой преподаватель муз.училища,вечно занятый и погруженый в свою работу.Видел я его не часто,хотя казалось жили под одной крышей.

Любила тетя Настя по вечерам чаевничать,а я всегда покупал что-то к чаю то конфеты,то халву.Вот так за чаем она рассказывала о своей жизни.

Родилась она совсем в другом месте.Вниз по Волге в Самарской губернии,в крестьянской семье.Отец,Пётр твердо стоял на ногах.Был трудягой,работал от зари до темна,да и вся семья помогала.А было их душ пять.Нанимал и батраков,крепкий был хозяин.Кони ,коровы,овцы и птицы полно всякой.За хороший труд земля всегда вознаграждала.

Октябрьский переворот аукнулся и на Волге.В середине 20-х пришли в село большевики и началась коллективизация.Отец никак не мог понять,что происходит?
Работал он всю свою жизнь, а теперь надо отдать тому,кто не работает.Ужас коллективизации добрался до их села.Не смог отец смириться с этим
И вот, нагрузил Пётр две телеги, запряг коней и уехали в ночь.Всем встречным объясняли,что они погорельцы.Подозреваю, что так оно и случилось.Не оставил Пётр своё хозяйство ненавистной власти, а просто сжёг его Правда тетя Настя об этом не говорила открыто
Две недели они скитались пока не остановились в городке Ардатов.Там Пётр купил домик с большим участком земли,который мог прокормить семью.А кроме того приторговывал на рынке всем,что ему свозили из окрестных сел.

Настя выросла черноглазой,чернобровой казачкой с Дона.На ее необычную красоту заглядывались парни.Скоро и жених сосватал.Работал механиком, по армейской специальности-танкист.Родили двух мальчиков,Борю и Вовку.Жили в своем доме не плохо.Да тут война пришла.В 41-ом ушёл муж на фронт,а через полгода получила похоронку.

В годы войны Ардатов стал тылом и в госпитале проходили лечение раненные бойцы там и работала тетя Настя санитаркой в больнице,прачкой.Работала тяжело, но никогда не жаловалась.
Была тетя Настя женщиной большой,сильной ,красивой и работящей.Сама огороды копала у себя и у родителей.И по хозяйству все спорилось у нее в руках.Но самое главное ее доброта,она ею просто искрилась.Из глаз ,улыбки.

Зимой ко мне приехал отец.Проведать где я ,с кем,поучить уму-разуму.Тетя Настя и отцу понравилась.И сидели они по вечерами и вспоминали истории из своей жизни.
Перед отъездом отца мы купили тете Насте подарок,её любимую картину Карла Брюлова "Девушка собирающая виноград".В картину она была влюблена и долгими вечерами глядела на нее, мечтая о чем-то своём.В эти минуты она сама была похожа на портрет.Через год я уехал.

Первое время она изредка нам писала,а в конце 70-х мы подали документы на ПМЖ и вскоре уехали в Америку.

Прошло сорок лет,а я часто вспоминаю тетю Настю и думаю, если в русской земле родятся такие женщины,то она будет вечна,пока существует жизнь на Земле!