Заготовка на Золотом...

Владимир Усанов
    Я как-то сказал, что у нас на ГУ-2 заимка была. И погреб, и бочки для рыбы, и две коптильни: горячего и холодного копчения. Целое хозяйство. И командовал всем этим хозяйством(не в ущерб работе) конечно Фаррахыч...
    Закончилось паршивое лето 1979 года. Меня даже в отпуск не отпустили из-за погодных условий, хотя я был тогда молодым спецом. Были частые отключения элетроэнергии и каждая рука и нога были на счету, да и спали мы тогда на нефтепромысле поочереди - ситуация была очень серьёзная. Отношение к работе было иное, а партия рулила, как сегодняшние беспредельщики...
 Ну да ладно... Лето мокрое закончилось, осень прошуршала листвой да кедровыми шишками, отсвистела бурундуками полосатыми, да кедровками носатыми, отблагоухала винной брусникой... Лёд на озёрах стал крепчать, а болотина коварная, припорошенная снегом, таила в себе большие опасности... Но рыбку-то на зиму готовить надо: и наморозить, и насолить, наколотить бочки... А где её, рыбку-то брать, карасиков? Фаррахыч знал, хитро улыбался: с последнего лова прошло три года, поголовье рыбное, карасиное восстановилось и достигло промыслового значение, да и вес-размер соответствовали. Где, где? - я всё его докучал...
 На Золотом, на Золотом - ответствовал мне Фаррахыч. А как брать-то будем?,- недоумевал  я. Не суйся, всё увидишь, - обрезал меня всемогущий Фаррахыч.
  И вот, однажды в среду, он мне и говорит: готовь замену братьям Гордеевым, или сам иди дежурить машинистом на ДНС(дожимная насосная станция), а Гордеевых на субботу и воскресенье на заготовку рыбы отправлять надо. Я тогда уже мастером работал, начальником участка. Конечно я замену нашёл, а самому никак нельзя эту рыбалку пропустить. Рыбу мы готовили на весь цех-нефтепромысел. Щука уже солилась, язь также нежился в соли...
  На "Газушке" забросили верёвки, неводы, пешни и прочие рыбацкие снасти. В субботу с утра, затемно выехали на Золотое Озеро. А озеро это очень длинное и узкое. Ширина его достигала максимально метров двадцать пять-тридцать, а длинной метров двести пятьдесят-тристо. Глубина около двух метров, но с ямами. В эти ямы карась и залегал на зимнюю спячку.
Хитрость была в том, чтобы карась собрался в стаи и гулял у дна, но ещё не залёг. Этот момент и надо было засечь. Карась - рыба хитрая, а наш Фаррахыч помудрее карасей-пескарей будет...
  Приехали мы на Золотое Озеро, затихла "Газушка". Повылезали мы из-под брезента и зажмурились: солнце чуть приподнялось над горизонтом розовым и слепит нам глаза.
Тишь стоит, только слышен сорочий мат, да потрескивание льда и снежного наста. Упал я на снег, впёр глаза в небо, и забыл зачем я здесь оказался. Небо высокое, а я и маленький такой во всём мире, и такой огромный, одновременно... А вокруг всё моё: и болота под снегом, и Золотое Озеро с золотыми карасями, и чахлые сосны-берёзки на болоте, и кедрачи на гривках дальних... Всё это моё, моё, родное... Ладно вовремя очнулся, а то ребята бы засмеяли...
  Фаррахыч с братьями Гордеевыми колдуют-размечают где лунки сверлить, где полыньи долбить под невод и верёвки: надо невод-то подо льдом протащить на верёвках, чтобы карася добыть из озера Золотого. Надолбились, насверлились, подготовили всё это хозяйство. Заправили в лунки-полыньи и невод и верёвки. Наметили протаскивание на воскресенье с подъёмом солнца.
   Распечатали пару пузырей водовки, разлили, выпили за нефть, за работу нашу, за нас нефтяников. Закусили всухомятку, а Фаррахыч тут и говорит: последний раз, ребята, берём здесь карася, последний раз, поверьте мне. Тут разведка будет бурить скважину на Юру(Юрские отложения), загубят они озеро, засранцы...
 Собрались мы тихие и грустные и поехали спать на ГУ-2, даже и хохмочек никаких в этот вечер не было. Кто телек смотрел, кто в карты играл, а мне Фаррахыч долго рассказывал про свою жизнь...
 Утром поднялись, попили чайку, поели, вяло чего-то поклевали и поехали на Золотое Озеро. Приехали, разгрузились. Подновили лунки-полыньи: их за ночь приморозило, несмотря на то, что мы сено туда клали на ночь. Вот и солнце уже нормально над горизонтом приподнялось: ПОРА!!! ВПЕРЁД! - машет рукой Фаррахыч, а братья Гордеевы руководят у лунок, верёки-канаты поправляют и направляют что и как, и куда надобно... Труд этот, скажу я вам, не из лёгких!!! До вечера мы протащили невод два раза по сто-сто двадцать метров. Нас было восемь взрослых мужиков. Устали мы в лом. Просто падали с ног... А рыба, рыба где???  Рыбы, отборного красного, золотистого карася, мы подняли тогда более тонны... Вывозили на снегоходах в прицепах-корытах несколько дней. Ели этих карасей всю зиму. И солёных и копчёных, и жареных и варёных...
  Прошло два года. Осенью 1981 года буровики-разведчики, геологи хреновы, упустили в Золотое Озеро буровой раствор из шламового амбара. Золотое Озеро стало мёртвым...
  ... Прошло более тридцати лет, а тот кайф, тот восторг, который я испытал тогда на Золотом до сих пор мне дорог и помогает жить, мне так думается. И летняя моя всреча с ним и зимняя. Дороги мне мои воспоминания о тех мужиках, с которыми я дружил и работал в то тяжёлое и непростое  для нефтяников время...