Бофилл - каталонский архитектор

Юрий Прокуратов
Бофилл, Рикардо (1939), каталонский архитектор и теоретик искусства.

* * *

Архитектура для нас дело семейное: мой отец был архитектором, мой брат тоже. И мой сын – архитектор.

Архитектура не может быть модной, это же не костюм, который ты поносил и выбросил. Архитектура – это как литература. У каждого писателя своя манера: кто-то пишет ¬длинными предложениями, а кто-то без знаков препинания.

Проектирование похоже на роман. В проект нужно быть влюбленным, как в красивую женщину. Роман с ней нужно прожить и дождаться, пока она тебя бросит.

В зависимости от того, как построены здания, улицы, площади, можно сделать вывод об экономическом, социальном и культурном уровне того или иного места, сообщества. Я не верю в глобальную архитектуру.

Есть некоторые архитекторы с мировым именем, они — мои друзья и вообще очень хорошие люди, но они делают одно и то же во всех городах.

Я сейчас нахожусь в таком периоде жизни, когда у меня полнейшая независимость и полнейшая свобода. Поэтому я смотрю на проект и говорю, нравится мне он или нет. Я выбираю…

Ricardo Bofill — это имя, это как марка… это имя дает гарантии.

Зарабатывать деньги за хорошую работу — это не так плохо.

Я делаю жилье для очень бедных в Африке и самое дорогое в мире жилье в Нью-Йорке. Это две крайности, в границах которых я работаю. И то, и другое — архитектура.

Архитектор, который незнаком с финансовым планом, — это нонсенс.

Не походить на других - значит получить заказ, сделать себе имя, развить бренд.

Свой стиль я сравниваю с манерой письма писателя. Это особый почерк заполнения пространства. Но дело в том, что я хотел бы писать в любой манере.

Мы решили немножко развлечь жителей спальных районов, чтобы они не стали жертвами индустриализации.

Город - это символ социальных болячек, несовместимых явлений. Экономические изменения оставили везде открытые язвы, которые приводят в отчаяние. Город перестал быть местом встреч, превратившись просто в транспортно-коммуникационый узел.

Хеппи-энда не будет, если не найдем ответа на вопрос, почему же современные города нельзя построить с тем же вкусом, с той же чувственностью, с таким же шармом, как это делали в древние времена.