Ч. 15 Командир покидает корабль последн

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2011/03/28/68            

Японцы, собравшиеся на берегу, помогли удержать канат и благополучно выгрузиться из катера. Затем приступили к перевозу команды на баркасе партиями по шестьдесят человек.

 Лесовский боясь, чтобы битком набитый людьми баркас не разбило, приказал остановиться на некотором расстоянии от берега и, удерживаясь за канат, протянутый с берега на фрегат, перетаскивать грузы.

 Людей переводили на берег с помощью тонких концов (снастей небольшой длины). Командиром баркаса он назначил Александра Можайского, а его помощником –  мичмана Павла Зеленого.

Обычно моряки были невысокого роста. Рослых отбирали в те войска, где требовалась большая физическая сила. Можайский являлся исключением из правил. Он был высокого роста и атлетического телосложения. Выдержка и спокойствие этого богатыря благотворно действовали на окружающих.

 К четырём часам дня перевозку людей и самых  необходимых вещей, содержимого денежного сундука, хранившегося в каюте капитана, завершили. Секретные сигнальные книги утопили, сбросив в железном ящике за борт.

 Спасли также часть ружей и абордажного оружия. Надеясь, что, может быть, появится возможность перевезти личные вещи матросов и офицеров, всё вынесли на верхнюю палубу.

Последними, как и положено, с фрегата спустились по штормтрапу на баркас старший офицер и командир. Перед ними на шестёрке отправили Тимофея Можайского с кредитивом, денежным документом, по которому можно было получать деньги в определённых банках за рубежом.

 Адмирал, морской артиллерист Пантелеймон Лосев и лейтенант Николай Шиллинг высадились на берег на капитанском катере. Никто не пострадал.

 В официозных биографических книгах описывается, как Можайский, бредя по пояс в воде, последним сходит с фрегата, прижимая к груди свои драгоценные рисунки. Эта чушь придумана людьми, незнакомыми с морской службой и не утруждавшими себя работой в архивах.
 
 Продолжение http://www.proza.ru/2011/03/28/70