Легендарный Севастополь

Рая Легкая
 Легендарный Севастополь! Вот и побывала я там нынешним летом.
   Как – будто и закрыла для себя Крым, но все равно влечет туда его природа: воздух, наполненный зноем, запахом сосны и свежестью морского прибоя.
    Первое, что поразило в Севастополе - это чистота железнодорожного вокзала. Нигде не видела, чтобы мыли асфальт перед зданием вокзала, а тут увидела, как уборщица вымывает его водой с моющими средствами.
Мы должны были попасть в район Голубой бухты, а это от вокзала сорок пять – пятьдесят минут. Не зная, как часто ездят маршрутки, мы с  внуком тормознулись, не сели в переполненную маршрутку, простояли на остановке минут сорок. Приехала вновь переполненная маршрутка, в которую мы уже сели.
Второе, что поразило – это бешеная скорость, с какой мчатся маршрутки, как по трассе, так и по городу. Просто « Шумахеры».
      Мы ехали в сторону тридцать пятой батареи (там строится музей под открытым небом) Созвонившись с хозяйкой, мы договорились встретиться на остановке. Нас встретила миловидная женщина лет сорока. Отобрав у нас, измученных длинной дорогой, сумки она повела нас к себе. Окружающая местность не поразила нас особенной красотой: Выжженное солнцем поле, новые постройки дач и коттеджей.
Комната на втором этаже нас вполне устроила. Там были минимально удобные условия для отдыха: две кровати, тумбочка, стулья и вид из окна на море.
Побросав вещи, мы расспросили, как добраться до моря и побежали искупаться, захватив зонт от солнца. Мы не заметили надвигающейся грозы. Поплавали и «О, Боже!» - черная туча уже висит над головами. Молнии засверкали, гром огромной силы и ливень обрушились на наши головы. Похватав вещи, мы устремились к месту нашего пребывания. Молнии разрезали небо, гром пугал и завораживал. Внук закричал:
- Бабушка, забери зонт, он металлический, я боюсь!
- Бабушка сзади тебя ушла молния прямо в землю!
Я бежала и читала молитву. Излишняя скромность не позволила попроситься к людям под навес. Мы выбежали на открытое поле. Юбка вся вымокла, сняв ее, я бежала уже в купальнике. Благо, что это Крым и за «ненормальную» меня не приняли.
Прибежав благополучно в дом, мы тотчас же приняли горячий душ, выпили чаю.
И, что поразительно, после такого купания никто не заболел, не было даже легкого «чиха».
    Солнце вновь засияло,  и мы решили осмотреться, где магазины, столовые и прочее.
Хозяева посоветовали пообедать в «Обжоре», так называлась бывшая офицерская столовая, находящаяся в Казачьей бухте, а это одна остановка от нашей. Кто у кого украл название столовой: Макс Фрай или хозяева кафе?
Мы спустились вдоль залива в Казачью бухту, и нашли это кафе. Покормили  нас отменно за умеренную плату, и мы прихватили еще с собой котлеты  на утро. Потом мы походили по этому небольшому поселку. Возвращались на квартиру, полные решимости, обедать каждый день в «Обжоре».
Первый день пребывания на  море заканчивался, мы посидели  в дворике, очень красиво обустроенным хозяевами. Там и терраски, и небольшие декоративные бассейны, и фонарики, работающие на солнечных батареях.
Во дворе находились, еще так называемые «бункеры»,  одноэтажные строения из двух – трех комнат и всех удобств (это подходило для людей, приезжающих большой компанией).
Одна из таких компаний, биологи из Киева – поселились в первом домике. Вечером они жарили шашлыки, пили вино и очень долго болтали. Постоянно раздавался громкий смех, из-за которого невозможно было заснуть.
    Утром мы, позавтракав, отправились на пляж. Шли мы мимо тридцать пятой батареи, увидели там и подземные ходы, доты, строительные площадки.
Спустились к морю – пляж не оборудован, но довольно чист. Галька больших размеров, ближе к морю - более мелкая. Стараемся устроиться на  мелкой гальке.
Море чистое, без водорослей. Окунаемся в чистую, прохладную воду. Очень приятное ощущение. Выйти по гальке тяжело.
Непривычно не бегают продавцы сладостей, мороженого и кукурузы.
Долго не засиживаемся  под палящим солнцем, отправляемся домой.
    С этого дня начинаем  осмотр Севастополя. И начинаем его с посещения панорамы  «Оборона Севастополя» – памятника героизма защитников города в Крымскую войну.
Панорама отображает один из героических дней обороны Севастополя. Когда мы поднялись на смотровую площадку, то от величия происходящего захватило дух, мы почувствовали себя участниками происходящего. Как удачно совмещены с картиной, размещенные на переднем плане в натуральную величину пушки, ядра, макеты сооружений, фигуры людей!
Потом мы побродили по парку, где тоже немало красивейших мест.
Зашли в террариум. Познакомились с множеством представителей природы. Это и попугаи (ару, какаду, жако и др.), филины, совы,  и, конечно же, земноводные. Поразил крик попугаев, от которого попрятали головы совы, а филин вообще свалился с ветки.
    Возвращались домой, нагруженные продуктами, заехали на рынок «Чайка».
Подъезжая к Казачьей бухте, водитель спросил: - «Кто выходит  на Казачье бухте?»
Никто на этот вопрос не ответил, т.е. все ехали дальше.
Я крикнула, чтобы он остановился на тридцать пятой батарее. На  что он мне грубо ответил:
- Я не спрашиваю про тридцать пятую батарею, далась Вам эта тридцать пятая батарея!
Эту остановку ненавидели водители маршруток, потому что им приходилось возить «кирпичей», так  называли они отдыхающих в районе Голубой бухты. Невыгодность этого маршрута была в том, что ехали одни и те же пассажиры  от начала и практически до конца, все направлялись либо в центр города, либо назад.
А потом водитель продолжил:
- До трубы или после трубы?
Я не знала, что это за труба, и крикнула:
- На остановке!
- Ясно, на главной,-  хмуро ответил он.
 И тут я вижу, что мы проезжаем мимо нашей остановки и тихо шепчу:
- На этой….
Потом, я начала просить, чтобы он остановился, но он никак не отреагировал на мою просьбу.
Когда он остановился, я уплатила за проезд, и высказалась, что об этом всем думаю.
На что он мне ответил:
- Нормально…
- Нормально! – закричала я, уже не владея собой.
Мои сумки запутались в дверях, я еле вышла.
Подняв кулак, я воскликнула:
- Идиот!
Внук просил меня успокоиться, объясняя, что не так уж далеко он нас провез, но я была во  власти эмоций:
- Еще  один маленький идиотик!
Оглядевшись по сторонам, я поняла, что мой внук прав. Попросила у него прощение за свою несдержанность.
И еще долго мы смеялись над этим эпизодом. Когда кто-то говорит: - «Ясно», то мы хором продолжаем: «На главной!» и смеемся до коликов.
   Как-то не погодилось, и мы поехали в Херсонес.
В Севастополь нужно съездить даже в том случае, если Вам скажут, что там самое грязное море и экология плохая от скопления кораблей.
Даже, не увидев всех исторических мест Севастополя, посещение одного Херсонеса оставляет незабываемое впечатление.
Приближаясь к Херсонесу, мы  издали почувствовали его благодатное дыхание. Увидели средневековые руины. Мы бродили по древнему городу, вдыхали запах старины. Незаметно подошли к величайшему храму Св. Владимира. Здесь, в Херсонесе, киевский князь Владимир Святославович и его дружина  крестились. На месте крещения воздвигнут храм Св. Владимира. Храм расположен недалеко от открытого моря. О море, что плещется недалеко от собора, можно много говорить. Более величественной картины, чем открытое море в Херсонесе, я не видела. Огромные волны разбиваются о камни и булыжники, создавая неповторимый шум. И чайки, низко летающие, тревожно кричащие и купающиеся, создают особенное настроение.
Поражаешься величию природы и господству над нами простыми смертными. И ты вдыхаешь  полной грудью этот пропитанный морской солью воздух, наполненный  легендами средневековья.
А чего стоят остатки базилики, сохранившиеся над обрывом у самого моря!
Пораженные величием и красотой Херсонеса, заходим в храм, наполняемся верой и благословенностью.
Потом попадаем в итальянский дворик, где по средам дают концерты. Сегодня здесь звучат итальянские песни, романсы в исполнении Анжелики и Рональда.
Внук меня тянет в музей, где собрано огромное количество исторических ценностей древнего мира.
До сих пор сохранился в Херсонесе полуразрушенный амфитеатр, в котором идут постановки местных актеров.
   Возвращаемся на квартиру счастливые оттого, что прикоснулись к мировой истории, окунулись в одно из чудес мировой культуры и с намерением еще хотя бы раз  туда попасть.
   За время нашего пребывания в Херсонесе, появились новые отдыхающие: большая семья из Запорожья и двое врачей из Киева – Света и Игорь.
Сразу шумно стало во дворе. Компания из Запорожья отрывалась по полной. Особенно шумел их предводитель Саша, низкорослый, приземистый парень. Его смех, по поводу и без, раздавался во всех уголках сада. Это был  гогот, который невозможно повторить. Саша смеялся так, что его смех удивлял и настораживал. Вся компания его  поддерживала.
На второй день запорожцы решили отметить день рождения самому меньшему, мальчику лет девяти. Велась подготовка, жарились окорочки на мангале. И где-то в восемь вечера началась оргия. Они произносили тосты, орали песни, играли в карты. Их ор наверно раздавался по всей тридцать пятой батарее.
Мы с внуком улеглись. Внук заснул, а я слушала  эти вопли еще долго, пока не выдержала, и, выглянув в окно, крикнула:
- Запорожцы, орите тише!
Но мой голос утонул в их воплях, и никакой реакции с их стороны не последовало.
Я продолжала слушать эти вопли еще долго, но потом все стихло.
Оказывается, хозяйка сделала им замечание.
Утром они опять шумели, меньший прыгал в бассейн, а потом к нему присоединились взрослые. Миша, наш хозяин сделал им замечание, на что Саша возразил, что своим купанием они никакого вреда не делают.
     В этот же день, во второй половине дня, мы направились на  Набережную. Мы ждали маршрутку и тут увидели, что к остановке приближается бурная компания наших соседей- запорожцев. Они вели себя так, как - будто этот мир принадлежал только им. Они перекрикивали друг друга. Саша, как всегда был с литровой бутылкой пива.
- О, Боже! Я не хочу с ними ехать, - прошептала я внуку.
И тут подошла другая маршрутка, которая ехала в сторону города, и они шумной толпой сели в нее.
Подошла нужная нам маршрутка. Однако радость наша была преждевременной, через пару остановок, мы увидели, что  в нашу маршрутку  усаживается вся компания запорожцев. Они опять бурно себя вели, орали. Пассажиры от них шарахались, и начали потихоньку выходить.
Одна из молодых женщин этой компании обратилась к Саше:
- Гони бабулеты на проезд!
Они говорили на невыносимом жаргоне.
Мы ехали на Приморский бульвар и, слава Богу, запорожцы вышли намного раньше.
Набережная нас встретила множеством киосков с сувенирами и кафе. Мы хотели посетить дельфинарий и аквариум, но нам это не удалось, т.к. там был выходной.
Постояли в очереди в Пиццерию, но так много было желающих отведать пиццу, что нам ее не хватило, и мы взяли пасту. Хотя, на мой взгляд, это были обычные макароны с потертым сверху сыром и безумно горячие.
Возвращались опять через базар. Удивила одна женщина, продающая овощи и фрукты. Я ее спросила:
- Почем агрус?
А она мне грубо:
- А, что это такое?
- Да вот эти ягоды!- сказала я.
В этот момент я забыла, что по-русски эти ягоды называются крыжовником.
Я ей пояснила, что я назвала эти ягоды по-украински. На это она мне грубо ответила:
- Я не хочу в свои шестьдесят лет знать, что эти ягоды в Украине называются агрусом!
Ягоды мы купили в другом месте, посмеялись с женщинами, они прекрасно знали,  что такое «агрус»
Еще мы купили жидкий мед из акации,  в Крыму он чрезвычайно вкусен, хотя очень дорогой. Об этом я сказала продавцу. На что он мне ответил:
- У Вас Чернобыльский мед тоже особенный, поэтому дешевый!
   Потом мы  отправились на маршрутке домой, дух захватывало от быстрой езды.
Хозяева нам сообщили, что выгнали компанию запорожцев. Миша так и сказал:
- . Я много потерял материально, но деньги не главное. Мне дороже здоровье   свое и отдыхающих. А хамства в своем доме не потерплю!
Таков был интеллигентный Миша, разглядывающий в телескоп луну, звезды и другие светила. Он и нам показывал Луну с ее кратерами.
В этот же вечер Игорь со Светой угощали нас шашлыками и огромным арбузом. Мы из города привезли вино.
Игорь- хирург. Он очень добрый, жизнерадостный человек. Гордится своей профессией.
Он рассказал нам о своей первой серьезной операции, на что его спутница резко отреагировала:
- Ты, не на работе, а на отдыхе.
И Игорь больше не распространялся по поводу своей работы.
    В «Обжору» мы ходили редко, стояла жара. И, если в Казачью бухту  мы спускались вдоль залива, то назад нужно было подниматься.  Пообедав,  мы шли по магазинам, нагружались дыней, арбузом, другими фруктами и овощами, и тащили все в руках, это было  совсем не комфортно. Мы шли и возмущались, и уже ничему не радовались.
    За пять дней до отъезда, нам показали еще один пляж. Он находился в минутах пяти от дома. К морю вел очень крутой спуск. На пляже разбросаны огромные валуны, на которых загорали отдыхающие. В море заходили по большому плоскому камню. Стараемся сразу   плыть, потому что дно колючее, сплошные булыжники. И еще там был пирс, насыпанный человеческими руками, где можно было увидеть много маленьких крабов.
Внук прыгает с пирса и чувствует себя, как рыба в воде. Постоянно ныряет, долго плавает под водой. А я боюсь за него, особенно когда штормит. Я с берега кричу ему:
- Возвращайся!
А ему хоть бы что.
Если бы мы с первых дней ходили на этот пляж, то отдых был бы куда приятнее, чем каждодневное хождение по жаре в сторону Голубой бухты.
   Внук показывал свои кулинарные способности.  Он готовил «суши», хотя он меня поправил, что это не «суши», а «онигири». Для этого  блюда мы покупали горбушу в собственном соку, рис, уксус, горчицу, соевый соус, сахар. Я варила рис, а внук делал круглые шарики из риса, заправляя его особенно, и наполняя их кусочками горбуши. «Онигири» поливали соевым соусом с горчицей. Мы угощали хозяев, Игоря со Светой и других отдыхающих. Всем очень понравилось угощение, и внук гордо принимал комплименты.
    В один из пасмурных дней, мы поехали на Приморский бульвар, сходили в дельфинарий. Мы сидел в центре трибуны, слушали дрессировщиков, смотрели, как они ловко общаются со своими питомцами   -  котиками и дельфинами.
Не знаю, что на меня нашло, но я от восторга плакала, незаметно вытирая от внука и окружающих, слезы.
Дети визжали от восторга.
Дрессировщики завлекали сфотографироваться с дельфинами, а то и поплавать. Но, поплавать с дельфинами было настолько дорого, что мы сразу отбросили эту идею. А сфотографироваться было столько желающих, что и это нам не удалось.
    Вышли из дельфинария. На набережной масса небольших моторок и столько же местных гидов, приглашающих на морскую прогулку. Мы сели в одну из таких лодок и помчались вдоль бухт, огромных кораблей и под достаточно грамотное сопровождение местного гида. Замирало сердце, когда налетал ветер, и наша моторка качалась на волнах.
    Аквариум с его множеством рыб и обитателей моря очень хорош.
За поведением подводного мира можно наблюдать часами. Но все,  когда – нибудь  заканчивается, и ты себя тешишь надеждой, что обязательно сюда вернешься и полюбуешься всеми чудесами и загадками природы.
    На набережной мы накупили массу сувениров, еще не зная кому какой подарить.
    Время нашего  отдыха на море закончилось.
Мы приехали на железнодорожный вокзал. Севастополь нас провожал раскатами грома и небольшим дождем.