Ч. 5 Назначение на фрегат Диана

Владимир Врубель
               
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2011/03/28/36

В 1853 году внезапно улыбнулось счастье. Нужно заметить, что счастье, беда и любовь всегда приходят как-то неожиданно.

 Отправляли к восточным берегам Сибири несколько судов. Молодёжь всеми правдами и неправдами стремилась на них попасть. Но вот только не всем из тех судов суждено было дойти до места назначения. Александру повезло попасть на такое, которое дошло. Так мало того, его младший братишка, Тимофей,  уже мичман, попал вместе с ним на тот же фрегат «Диана». Большое дело в нашей жизни – везенье.

Братья не могли нарадоваться, что они вместе пойдут в такое интересное плавание. К тому же подобралось прекрасное общество офицеров, а Степан Степанович Лесовский, командир фрегата, считался одним из лучших командиров русского флота, любимцем знаменитых черноморских адмиралов. С таким командиром, хоть к чёрту на рога.

Именно туда они и попали.

Фрегат был новенький. Ему предстояло идти на восток, чтобы сменить почтенную бабушку «Палладу», на которой отправился в Японию и Китай с дипломатической миссией вице-адмирал Ефимий Путятин.

Если офицеров на фрегат подобрали очень тщательно, то о матросах этого не скажешь. Значительная часть их поступила из других экипажей. А какой командир за здорово живёшь отдаст своих лучших людей?

Вот и оказались на «Диане» совершенно необученные матросы и такие, от которых с радостью избавились, как только появилась такая возможность.

Экипаж фрегата – несколько сот человек. Всем этим людям ещё только предстояло запомнить, как кого зовут, притереться во время работы и отдыха, научиться выполнять свои обязанности, чтобы создалась настоящая спаянная команда, понимающая командиров с полуслова. А времени на это не было.

Обучение личного состава проходило традиционно, с мордобоем и поркой линьками. Лесовский нервничал: война с Англией и Францией на носу, ему предстояло прорваться в океан, минуя берега двух враждебных государств, а матросы не понимали даже простых команд.

Время поджимало, а большое начальство не собиралось вникать в проблемы обучения и подготовки людей.

Фрегат укомплектовали личным составом? Укомплектовали. Всё, вперёд! Остальное – ваши проблемы. Естественно, ни к чему хорошему такая обстановка не могла привести.

В команде, которой щедро раздавали затрещины и порку линьками, зрела вполне понятная ненависть к командирам. В пятидесятые годы прошлого века в этом месте обязательно требовалось написать, что все офицеры били матросов, и только Можайский – нет.

Но мы этого делать не будем, потому что истины не знаем, и даже более того, думаем, что и Александр Фёдорович тоже этим грешил.

Продолжение http://www.proza.ru/2011/03/28/44