Ч. 4 Будни флотской службы

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2011/03/28/34
 
Александр Фёдорович Можайский родился в семье морского офицера в местечке Роченсальме Выборгской губернии, где служил в ту пору его отец. Мать была немкой.

Кстати, на последнем обстоятельстве биографы нашего героя старались не акцентировать внимание, но из песни слова не выкинешь. Докопались ведь те же самые историки, крупные специалисты по поиску масонов, кем на самом деле был наш Владимир Ильич.

 Кроме трёх сестёр, у Александра были два младших брата, Николай и Тимофей. Все трое поступили в Морской кадетский корпус и стали моряками, а сёстры, во всяком случае, Варвара уж точно, связали свои жизни с моряками.

 У отца в Гдовском уезде Санкт-Петербургской губернии имелась деревенька и 77 душ крестьян, исправно поддерживавших благосостояние своего барина, тянувшего лямку государевой службы.

Александр Можайский был старшим из братьев, поэтому его раньше всех и произвели в гардемарины. Событие это случилось в январе 1841 года. Служить довелось на фрегатах в Балтийском море.

 Через год ему присвоили долгожданное офицерское звание мичмана. Первый нелёгкий поход он совершил на корабле «Ингермланд» из Архангельска в Кронштадт в 1844 году.

 На корабле находилось высшее начальство – шестнадцатилетний генерал-адмирал российского флота великий князь Константин и, как говорят в таких случаях, сопровождавшие его лица.

 Великий князь был в прекрасном настроении. Он успел много чего увидеть, узнать и вёз необычный подарок своему папе, императору Николаю I, –  сто крупных речных жемчужин необыкновенной красоты, уложенных на чёрном бархате в дивной работы шкатулке.

Расстарались сделать такой подарок местные отцы-командиры. Конечно, Архангельская губерния по климату – не Таврическая, а Белое море похолоднее Чёрного. Но всё равно, в те времена и в Архангельске за места держались цепко.

«Ингермланд» в русском флоте был пятым по счёту кораблём с таким названием. Предшественнику, вошедшему в строй в 1842 году, крупно не повезло. Его построили тоже на Сломбальской верфи.

 Во время перехода в Кронштадт штурман ошибся в счислении и корабль в штормовую погоду выскочил на камни и разбился в проливе Скагеррак. Погибли 389 человек. На этот раз такого не случилось, да и не могло случиться. За безопасность перехода отвечал воспитатель царского сына вице-адмирал Ф. Литке, опытный мореход, побывавший во всех морях и океанах.

Последующая служба Можайского ничем особенным не была примечательна. Разве что довелось ещё раз обогнуть Скандинавский полуостров на маленькой шхуне «Радуга», на которой он плавал на Белом море.

 Большую часть года он проводил на берегу, потому что на Белом море круглый год не плавали. Одно утешение, что был с родными: отец занимал тогда должность капитана Архангельского порта.
 
 Но не всё же мёрзнуть на Севере. Перевели его для разнообразия помокнуть на Балтике. Там Александр плавал на разных судах по Финскому заливу и Балтийскому морю. Пришёл срок – получил звание лейтенанта. Служба шла неплохо. Все командиры давали ему хорошую аттестацию.

Продолжение http://www.proza.ru/2011/03/28/39