Школьная пора 70-75

Аликеева Лилия
Мне было 8, когда мы переехали в наш новый дом, собственный дом... он находился с самом центре Свердловска, на углу улиц Челюскинцев и Октябрьской революции, да, такие вот названия, паралельные улицы не отличаются оригинальностью - Январской, Февральской революции, Антона Валика, Сакка-и-Ванцетти, Вайнера, улица Свердлова.

Здесь прошло моё детство, я бы сказала сладкое время игр, но не очень-то оно было сладкое. Мама всё так же работала с утра до вечера, а я была предоставлена сама себе, один раз под Новый Год (во втором классе) одноклассница позвала меня пойти на площать 1905 года и посмотреть на Новогоднюю елку, покататься на горках, мне было интересно сходить, ведь мама никуда меня не водила еще, а так хотелось увидеть центр, тем более покататься на горках...

Сейчас -то я понимаю, что центральная площать в одном квартале от школы, а тогда попав в центр я моментально потеряла ориентир, мы покатались на горках, посмотрели на елочку, на аттракционы, бегали, смеялись, я так радовалась маленькому развлечению, но нужно было расходиться и мне надо было идти домой, а я не знала дорогу, ...тогда одноклассница предложила пойти к ней, сделать уроки, потом придет ее мама и проводит меня до дома... так и получилось, меня там даже накормили ужином, только её мама не проводила меня до самого дома и не передала из рук в руки, а довела до начала нашей улицы, помахала ручкой и ушла...

Что было, что было... мне навстречу бежала моя заплаканная мама, она начала меня трести, плакать... прижала к себе... а когда мы пришли домой, она дала мне такого ремня... что я запомнила на всю жизнь... это было в первый и последний раз, когда она подняла на меня руку, она не спросила почему я не пошла домой, не разобралась, что я потеряла дорогу, она не стала разбираться Почему... Я тогда решила, что я никогда не буду бить своих детей, сначала узнаю Почему они так поступили... но им тоже доставалось...

Нет, я вспомнила, что у мамы был еще один козырный номер, которым она умела на меня влиять, если не будешь слушаться, сейчас же собиру чемодан и отправлю тебя к бабушке в деревню... чтобы я не делала я сразу же становилась ласковым ягненком... почему-то я больше всего на свете боялась, что мама отправит меня обратно в деревню? даже не могла сообразить ведь там мой папа, нет, мама пугала меня мачехой... Я не обвиняю мамочку, я понимаю как ей, бедной, было тяжело одной растить дочку, да еще тянуть дом, ведь там требовалась мужская рука - нарубить дрова, натаскать воду, топить печь, зимой чистить снег вдоль дома, а так как дом был угловой, то чистить приходилось много, летом копать огород, сажать картошку, всякие там овощи, а потом это все поливать, из за дня в день...

Наш дом был маленький-маленький, там было две комнаты, одна была длинная как коридор, там можно было вдоль стенки поставить две кровати и оставался может метровый проход, туда еле-еле вошел узкий стол и стул, но в комнате было два окна, и было довольно светло.
Эту комнату мама сдавала одной молодой паре.

Другая комната была побольше, туда вошел диван, кресло, шифонер, тумбочка с книжками и моими драгоценными рисунками из художественной школы. Еще была кухонка, в самом центре стояла большая русская печь, там можно было даже печь пироги, или шанешки, что мама иногда и делала. Эта печка обогревала обе комнаты и кухню. На кужне стояло два стола, один чтобы готовить, там была однокомфорочная плитка, и чайник, который мама грела или на этой плитке или на печи... и еще один столик для еды.

В углу стоял умывальник-мойдодыр, в который заливалась вода сверху, у него был язычок, нажимая на который текла вода, мама всегда наливала туда теплую воду, чтобы не было холодно умываться утром... вся вода стекала в таз с дыркой, потом всё это выливалось в ведро, которое мама ходила выливала во двор... в общем 18 век...

Двор и сад были большие, в глазах ребенка очень большие, посередине двора стоял дровяник-сарай, доверху полный дров, мама не разрешила мне заходить туда, потому что сарай был старый, покосившийсяи мама боялась, чтобы меня там не завалило дровами...

Возле дома во дворе росли два больших куста сирени, когда они цвели ...аромат заходил в дом. Вдоль кустов сирени мама разбила длинную цветочную грядку, на которой неизменно цвели астры, разноцветные, рассаду мама сама выращивала дома, вероятно астры были мамины любимые цветы, а может потому что они цвели долго и каждый год первого сентября мама нарезала мне большой букет астр, чтобы я могла подарить своей учительнице...

Возле ворот рос еще один очень раскидистый куст - ирга, когда созревали ягоды мама развешивала на этот куст алюминивые крышечки от кефира и молока, чтобы воробьи не клевали ягоды, да и я охраняла куст, потому что очень любила иргу. С одной стороны от сарайки с дровами были так сказать удобства - деревянный туалет, а с другой стороны мама сделала оранжерею, накрывала грядку пленкой, там у нас росли огурцы, и помидоры. Рядом было несколько рядов с клубникой и садовой земляникой, в саду было семь яблонь, все разных сортов, несколько кустов со смородиной, белой, черной, красной, был кружовник, несколько кустов с вишней, вдоль внешних заборов росла малина, все остальное пространство мама засаживала картошкой.

В общем огород нас кормил круглый год, такая помощь для мамы, но всё это и труда требовало большого. Мама варила варенье, закатывала овощи, а картошка хранилась в подполье, которое было на кухне.

Не знаю как маме на всё хватало времени... Иногда приходили мои тетя и дядя и помогали маме, но чаще всего она делала всё сама, да плюс работала на двух работах. На мое счастье тетя жила на той же улице и я с двоюродным братом Димкой была очень дружна, он мне был как родной братик, по возрасту он был младше меня на два года, у Димы был еще братик, но он был совсем маленький. Так вот я и росла, или у тети или сама... каждое лето мама отправляла меня в пионерский лагерь, постоянно один и тот же, там я проводила все лето, мама приезжала несколько раз за лето (по воскресеньям), чтобы привезти мне что-нибуль вкусненькое и чистую одежду.

Однажды я вернулась из лагеря, а у нас дома был какой-то дядька... Он мне как-то не пришелся по душе, гораздо больше мне нравился дядя Гриша, который был завхозом в той старой школе где мы жили. Он мне не просто нравился, я его даже любила, иногда он брал нас в выходные к себе на дачу, где я ела очень вкусную садовую землянику, маленькие вытянутые ягоды которой пахли как райский сад... Но после того как мы переехали в новый дом дядя Гриша больше не появлялся, только однажды он приехал и привез молодую овчарку, которую подобрал на улице, мы назвали её Чарка, она была моим другом и охранником дома, пока через несколько лет не умерла от чумки...

Нового дядьку звали Яша, он приходил часто и в скорости мама расписалась с ним... Я помню свадьбу, у нас не было много гостей, только тетя с дядей, пару подруг мамы, она из которых познакомила маму с этим...

Мама была рада, её глаза светились, я помню они затащили меня в угол возле печки и сказали, что это мой новый папа... я не помню что я сказала, надеюсь что меня не вырвала прямо на них... Это случилось когда мне исполнилось 9 лет... Я не любила отчима, а он никогда не старался расположить к себе, мы просто жили рядом, хотя мне мама часто говорила, что она вышла замуж, чтобы у меня был отец, а я уперто повторяла и повторяла: - У меня есть папа, ТЫ увезла меня от него.

Наверно маме было больно, ведь ничего не исправить... а жить-то надо. Следущие три года я не очень запомнила, помню только что вдруг наши родственники вспомнили о нас и наезжали в гости из Персмкой области. У мамы была большая семья. У моей мамы было 6 братьев и сестер и моя мамочка была младшей в семье. Сима, Алексей, Василий, Мария, Роман и Римма. Да, мою мамочку звали Римма. Тетя Маруся жила рядом с нами, все остальные в Пермской области. Все женаты, у всех дети, так что у меня было много-много кузенов и только 2 кузины. Мне нравилось ездить в гости к дяде Леше в Березняки, и к дяде Роме в Пермь. Дядя Вася жил в деревне Лысьва и я наверно ни разу не видела его, но его два сына наезжали к нам в гости. Но самыми частыми гостями были Саша, Алеша, Сережа - старшие дети тети Симы. Она рано умерла, оставив мужу 5-х детей, младшей Розе было 5 лет... Еще удивительный факт, что среди всех моих кузенов было только две кузины, все остальные одинадцать были мальчики.

Я с удовольствием могу вспомнить эти годы от 9 до 12 лет.... Мне очень нравились встречи с родственниками, и мы могли себе это позволить. Но отчима я всё равно не любила, просто терпела, и конечно я называла его НИКАК.... он был местоимением и чаще "он", "его".

В школе я училась слабо, у меня не было стимула, мне было не интересно, гораздо интереснее было заниматься рукоделием. У нас во дворе в дальнем углу была небольшая полянка, может 3 на 3 метра. Рядом росла яблонька "Золотой Налив". Очень интересные яблоки, когда они созревали внутри яблоки были как будто медовые, золотисто-прозрачные, но когда они перезревали, превращались в бесвкусную картошку. Поэтому я старалась не упустить тот момент, и наесться Золотого налива пока они не перезрели.

Вообще мне очень повезло с садом-огородом. Летом я практически не ела приготовленную пищу, только всё из сада, самое главное условие было мыть фрукты, ягоды, овощи перед едой, но я часто не слушала маму и получала проблемы из-за немытых фруктов...

Вернемся на полянку, там стояла панцерная сетка, рядом маменький стол, пару стульев, это было моё царство-государство (весной, летом, осенью), здесь я читала, делала уроки, разглядывала рисунки, мечтала, а еще рукодельничала, у меня был пупсик, которого я обшивала, (мне повезло что соседка работал на швейной фабрике и приносила мне много разных ласкутков ткани), так что мой пупсик был самый обшитый, самый счастливый ребенок в моем мире, я сшила ему уютную кровать, постельное, много всякой всячины, на все случаи жизни. Да, это была не Барби, но для меня моя пупса была красавица. Иногда вместе со мной на этой поляне творили и мои подружки, шили своим куколкам. И я дарила им кусочки красивой ткани.

Когда я была в пятом классе я увидела как вяжет бабушка моей подружки, мне очень захотелось научиться вязать. Я просила и просила маму купить мне спицы, моток зеленой пряжи подарила мне та бабуля, но как научиться вязать, если нет спиц...? А очень хочется... Я взяла 2 цыганские иглы, и училась, кололась, но не переставала, и у меня начало что-то получаться и побежала порадовать маму... Наверно ей было стыдно, она тут же купила мне набор из 5-ти спиц.

Тут для меня открылся просто мир для творчества. Потом у меня появился крючок и желание научиться вязать крючком, а однажды в пионерском лагере я научилась плести макроме. Когда мне исполнилось 12 лет тетя Маруся подарила мне мешочек с бисером, она хранила его с детства, а так как у нее не было дочки, она решила порадовать меня. А мамочка тоже раздобрилась и отдала мне все ее богатства - толстую косу с нитками мулине, я начала вышивать гладью. Всё... мне было не до учёбы, я всё хотела творить... Сидела и корпела над новыми проектами... а в школе были одни тройки, только пару пятерок - по трудам и физкультуре.

Еще я увлеклась перепиской, мы с подружкой ездили во дворец пионеров и занимались в клубе дружбы, я переписывалась с детьми из стран соц. лагеря.

Я немного подросла и мама стала брать меня на вечернюю работу. я помогала ей прибирать офисы... Когда мне было почти 12 лет ... у меня появилась маленькая сестренка... когда я уже стала взрослой я узнала, что у мамы никак не получалось забеременеть, а отчим так хотел собственного ребенка... сына...
А тут родилась дочь... и как оказалось слабенькая, у нее были проблемы со здоровьем... я не буду писать детали, но отчима как подменили, он стал пить... скандалить... начались бесконечные скандальные будни... каждый день из-за дня в день одно и тоже, разбитая посуда, крики, скандалы... давай отдадим ее в детдом... мы еще сможет родить другого ребёнка - сына... здорового ребёнка...

...однажды он собрал вещи сестренки в коляску и куда-то повёз... было лето... мама не сразу обнаружила... боже, бедная моя мамочка, за что ей столько?... когда я узнала, она уже вернулась с сестренкой домой... оказывается отчим решил, если мама не хочет отдать малышку в детдом, то он отвезёт её к своей матери в деревню (я уже и не помню где жила его мать, где-то под Ижевском)

Дальше еще хуже...

Как-то ночью я услышала мамин крик, она громко причитая и прижимая к себе грудного ребенка прибежала ко мне, вытащила меня из постели, схватила меня и прижала к своей груди... а за ней несся пьяный отчим с ... ножом в руках... я не помню испугалась ли я, как это было? наверно у меня были какие-то глаза... глаза ребенка полные ненависти...  отчим отбросил нож и убежал... я помню эту ночь, я запомнила её на всю жизнь... это было зимой, сестре было наверно месяцев 8...

... Как страшно жить - подумала я тогда...
Тогда я не знала за что, почему мы проходим столько всего... а знаю ли теперь?