Картинки из Детства 62-70

Аликеева Лилия
Раннее детство

Я родилась в махонькой деревне в Башкирии, Шаранбаш-Князево - что означает:
слово шар означает болото, болотистое место или название рыбы, сазан - шаран; баш - исток; верховье речки Шаран

Моя мама вышла замуж за солдата срочной службы и он привез ее из Перми в Башкирию. Оказаться в таких условиях городской девчонке было не просто - дом, хозяйство, корова, куры, гуси, огород, свекровь, сестра мужа, ... Работать пришлось дояркой, вставать в 5 утра и бежать на утренний удой, носить тяжелые ведра с молоком, будучи беременной... Через год после свадьбы родилась я. Еще через 2 года мама уехала из деревни к своей сестре, оставив меня на время у папы на попечении бабушки. Мама рассказывала потом, что она не смогла ужиться со свекровью... И даже любовь не помогла... Она рассталась с моим папой. Она уехала оставив  и меня ... так случилось... она не могла забрать меня сразу с собой. Ей нужно было устроить как-то свою жизнь, а потом она меня заберёт... обязательно заберет - плакала она... Я этого не помню, но так было.

Мои самые ранние воспоминания начинаются когда мне исполнилось 3,5 года, я даже сейчас помню это... Закрываю глаза и вижу: Я помню папа нарядил меня в какое-то цветастое платьице и сказал, что мы поедем забирать маленькую сестричку. Он посадил меня в большой грузовик и мы приехали в больницу. Там всё-всё было белого цвета... Всё это уложилось в моей памяти. Уложилось, аотому что это были самые необычные события в жизни маленькое девочки... В больнице мы пришли в комнату где стояли маленькие железные кроватки и в них лежали завернутые младенцы, одна из лялек была моя сестричка (по папе).
Оказывается как только мама уехала моего отца тут же женили на другой женщине, которая была старше его на 10 лет, так решают судьбы в глубинках. Женили, как мальчишку у которого не было права выбора...

А еще я позже узнала, что младший сын в семье обязан жить в доме своих родителей и ухаживать за своими родителями до скончания родительского века. Но мой папа не был младшим, просто его младший брат был более непокорный, он просто уехал из дома и будь что будет, ... а пострадала моя мамочка, ведь если бы не эти дикие законы, мои родители тоже могли вместе уехать из деревни в город и строить свою жизнь в городе вместе... Но все случается по причине... теперь то я это понимаю... Ох, как я теперь это понимаю...

Чуть позже я помню как я сидела на коленках своей бабушки (папиной мамы), она меня очень любила (я чувствую что любила)... мы сидели с ней возле окна захваченного красивым рисунком изморози...
Вероятно была зима. Бабушка сказала мне:
- Скоро ты уедешь далеко-далеко от меня, не забывай меня...
Удивительно, что она говорила по-башкирски, а я как сейчас помню что она говорила и даже голос отчасти помню... Она была очень доброй бабушкой, и я не понимаю почему они с мамой не могли ужиться вместе...

Вероятно скоро должен быть новый год... мне было 4 года... было холодно... папа был огорчен... я помню, что по его щекам текли слёзы, и он был пьян.... это мое последнее воспоминание об отце, вероятно он выпил, потому что приехала моя мама забирать меня в город... Она не пришла к ним домой, а была у кого-то в чужом доме, потому что я помню как папа одел на меня шубку, шапочку вязаную, варечки, валенки-самокатки и мы пошли куда-то... я не помню встречу с мамой, как это произошло, ведь я не видела ее 2 года, и конечно я забыла ее, ... какая это была трагедия для ребенка - расставаться с родным отцом, я уже не помню... Мой дядя (муж маминой сестры) рассказывал мне о моем отце - что он был очень хорошим и добрым человеком. Мне не дано было это знать... я была слишком маленьким человечком, чтобы что-то решать... Но я очень любила своего отца, и его потеря повлияла на мою жизнь очень необычным образом.

... следущее мое воспоминание было когда мы летели в самолете с мамой, помню она мне дала мой первый в жизни пряник, ничего более вкусного я до этого не пробывала. Еще мама привезла мне звездочку - верхушку на елку, она сказала, что мы поставим елку и эта звездочка будет ее украшать...
вероятно так и было... я сейчас уже не помню... но звездочка все еще перед моими глазами...

Почему я запомнила все эти моменты, вероятно потому что это были кульминационые моменты, дни когда моя жизнь радикально менялась...
Мне всегда было так жалко, что у меня не было рядом моего РОДНОГО и ЕДИНСТВЕННОГО отца, жалела, что мои родители разошлись, это было так сильно, что я решила, что у моих собственных детей рядом будет только их РОДНОЙ отец, чтобы не случилось. Но как я уже сказала, что у всего есть причина, что если бы этого не случилось, если бы мама не уехала, может жить мне всю жизнь в этой деревеньке, вышла бы замуж за соседского мальчишка, который был младшим сыном (как я потом уже узнала - да, действительно был такой соседский мальчишка, и все с самого моего рождения пророчили его в мои женихи, даже фотография есть), и доила бы я коров всю свою жизнь и поднимала на ноги 3-5 детишек...

Мне было 18 лет и тетя (папина сестра) написала маме письмо, она попросила, чтобы я приехала в гости к бабушке, ей уже исполнилось 84 года и она очень хотела увидеть свою первую и любимую внучку, которую не видела так долго. Отца я уже не застала, он умер давно трагически... он с другими мужиками решили почистить колодец на их улице и отец спустился в колодец, через несколько минут его подняли ... без признаков жизни. Он задохнулся от облака сероводорода собравшегося в грязном колодце. После него осталось еще четверо детей от второго брака...

С бабушкой я не могла даже разговаривать, мы только улыбались друг другу, хотя я её немного понимала, но не могла ей ответить. Мои знания башкирского языка выветрились без практики. Но тогда я узнала про того соседского парнишку, с интересным именем Фаяз, которого пророчили мне в женихи в далеком детстве, он был в армии в Чехословакии. Когда я уже вышла замуж и мы с мужем уехали в свадебное путешествие в Краснодарский край, Фаяз заезжал в гости к моей маме... но об этом я узнала намного позже, как будто это имело какое-то значение, зачем было скрывать?

Дальше идет калейдоскоп разных воспоминаний, поворачиваешь трубку с цветными стёклышками, а перед глазами встают всё новые и новые узоры моей невероятной жизни... Представляете, какое-то время я и мама жили в садике, да в обычном детском саду. Мама отдала меня в круглосуточный садик, а сама мама работала на заводе...

Ой, здесь мне следует остановиться и добавить, мне же было 4 года когда я попала в новый для меня мир, да, девочка с большими карими глазами, смотрела на картинки большого города и ничего не понимала, то есть абсолютно.... все люди говорила на каком-то непонятном мне языке... ведь я в деревне говорила только по-башкирски... это было так ужасно, дети скачут, веселятся, что-то говорят, а я не понимаю... я даже не могла сказать что я хочу - ведь никто не понимал меня. Когда мама впервый раз привела меня в садик, я села на стульчик, и не сдвинулась с него до самого вечера, сидела и потихоньку плакала... так было ... 2 недели, мама приводила меня в садик, уходила работать, а я весь день сидела на стульчике, мне прямо туда приносили кушать, за руку водили в туалет, а потом я опять садилась на стульчик и сидела... мама говорила, вот такая я была настырная, кремень...

Однажды воспитателям это так надоело, и они нашли женщину, которая говорила на башкирском языке, она работала на кухне. Она пришла ко мне и увела на кухню, там она налила мне большой стакан компота и всё разговаривала и разговаривала со мной, потом возвращала в группу, она приходила и укладывала меня спать во время тихого часа, так я стала привыкать к новому окружению, потом эта женщина помогла моей маме устроиться в садик ночной няней, и мама стала работать днем на заводе, а вечером приходила в садик и работала ночной няней, мыла лестницы, а ночью спала в нашей группе (даже иногда со мной) или в соседней группе, временами когда дети плохо спали, не спала и мама, а утром опять на завод...Так было до 6 лет...

Я не знаю как мамочка выдержала жить в таком режиме, но она была очень упрямой
Когда мне надо было пойти в первый класс мама устроилась секретарем-машинисткой работать в школе рабочей молодежи ШРМ, вечерами она мыла классы, а ночами была сторожем в школе. Школа была старая, двухэтажная...

Картинка в моем каледоскопе круто поменялась, у нас с мамочкой появилась собственная маленькая квартира ...в этой школе, да, в школе одно подсобное помещение освободили и сделали маленькую квартиру, ...было удобно в моем детстком понимании, там было две двери, одна - выход в школьный двор, а вторая в классную комнату, и можно было сразу попасть в школу, не обходя по улице. Помню я иногда подслушивала возле двери, которая вела в класс, что там такое рассказывает учитель? Мама всегда шикала на меня, чтобы я во время уроков не шумела и не скреблась под дверью, а мне наоборот было интересно слышать хихикания когда студенты слышали чудачества 6-летнего ребёнка за дверью...

В нашей квартирке была маленькая спальня и комната-кухня где стояла настоящая русская печь, и можно было не волноваться, что если холодно в здании школы, мы всегда могли затопить печку и у нас было даже уютно... Был умывальник, но не помню чтобы был туалет , и конечно мы ходили в баню по выходным...

...школа была для взрослых, люди приходили в школу после работы, чтобы закончить среднее образование и получить аттестат, а днем в этом здании была художественная школа, о, это наложило глубокий отпечаток в моем видении жизни, я любила бродить по школе, когда никого не было, особенно в выходные, а мама собирала мне все брошенные рисунки с антическими греческими богами и богинями, узоры на вазах, сами вазы, рисунки архитектурных колоннах, а еще рисунки с кораблями, каравеллами, я могла часами сидеть и разглядывать эту красоту, как же мне хотелось научиться так рисовать... Я долго хранила эти рисунки...

Калейдоскоп опять перевернулся и моя жизнь опять поменялась, по русски я уже неплохо говорила, много ли надо маленькому ребенку, его мозг работает как магнитофон, записывает и запоминает ... легко и просто...

Я пошла в первый класс, школа была недалеко от моего "дома" (школы), я помню мне даже одноклассники завидовали, ой, как интересно - ты живёшь в школе, и куча детворы из моего класса после школы прибегала на наш заброшенный школьный двор и мы бегали, играли, прятались среди зарослей кустов шиповника, или скакали по гаражам... У маму не было времени со мной заниматься... но я все же помню как я сидела у нее в кабинете, она стучала на печатной машинке, а я выводила каракули чернильной ручкой и по тетрадной страничке расползались страшные закорючки... ну никак мне не давалось чистописание...

А дальше помню одно очень яркое событие, к нам в гости приехала тетя (мамина сестра). Оказывается у меня - очень большая родня по маминой линии, а я и не знала в то время... Приехала тетя с моим двоюродным братиком Димкой и еще одного ребенка тетя Маруся как раз ожидала. Приехал и дядя Боря, тетин муж, я не знаю как мы разместились, но какое-то время они жили у нас ... в школе. Оказалось что они приехали из Ташкента, где они прожили несколько лет, но им там было слишком жарко и они решили вернуться в Свердловск, где они жили до отъезда в Ташкент. В Свердловск они купили дом, вернее первый этаж в двухэтажном доме в центре города, там был небольшой приусадебный участок, туда они и переехали когда получили контейнер с мебелью и вещами....

И опять моя жизнь переменилась, потому что тетя Маруся буквально сразу же увидела, что на их улице продается маленький домик с приусадебным участком в 4 сотки, тетя Маруся и дядя Боря помогли маме купить этот дом, вероятно все время моя мамочка работала как рабыня Изаура, круглыми сутками и смогла осилить такую покупку, может тетя помогла, теперь я уже не узнаю этого... Мы переехали в в центр города, прощай старая школа, одноклассники-первоклашки, прощай школа в которой мы жили...