А. В. Щукин. Прыжки с парашютом. 67г. 4

Галина Щукина
«Если бы Вы писали и о своих чувствах, было бы интересней».
               
Мне об этом не раз говорили, и я сформулировала ответ:

Мои письма не так интересны.
Я присутствую в Сашиных письмах,  в своих комментариях к ним,  в сегодняшней переписке на Прозе ру.
 
Джек Лондон - был любимым писателем Саши в то время, а Маяковский - любимый поэт, часто упоминал в разговоре Рахметова из романа Чернышевского "Что делать".
В школе знали наизусть "Песню о соколе" и "Песню о Буревестнике" Максима Горького.
Из Николая Островского: "Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается один раз и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы..."


1 - 19.04.67г.

…Завтра начнётся новый месяц. Последняя неделя пролетела очень быстро…
У нас уже почти нет снега и,  хотя утром -1-0°,  к вечеру до +5°. Тепло.      «Вылазим» из тёмных аудиторий на солнышко погреться. Ручейки. Снег грязный и хочется,  чтобы он скорее растаял. Совсем не идёт ему быть грязным.
Целыми днями второкурсники гоняют двигатели. Скоро в полки. Мы останемся одни,  и прибавится ещё одна должность – «дежурный по кухне». Ты опять молчишь,  а я не вижу в этом смысла.

Женьке, к которому могли бы поехать в «Сибирь», каждый день приходит не меньше 3-х писем! Не меньше…
А пишет ему одна девушка. Ну, я скажем не приветствую такой системы – может не привык,  а может просто не по мне. Баловство. Но самое интересное, что у неё есть что писать. Ну, во всяком случае,  для неё это не проблема… Интересно.
Может дело в Женьке?
Может быть. А когда нет писем по неделе или дольше, эта «мысля» становится навязчивой...
Сегодня уже воскресенье. Такого дурацкого воскресенья ещё не было и постараюсь, чтобы не было больше. Целый день «ничегонеделанья». Думали, что поедем играть в ручной мяч, но не позаботились заранее об увольнительных, полдня пробегали в поисках начальников. (…)
Прошло 3 часа. Можно целый день ничего не делать,  а потом – «ба-бах». Смотался в «самоволку» в город.
Отдал часы в ремонт (новые). Думал забрать, но мастерская была закрыта.
 Ужасное воскресенье. Сколько оно может тянуться. Через 30 минут проверка и отбой. Живу тем, что до отпуска 123 дня, 21 выходной и праздники. День ото дня его значимость (отпуска) растёт,  как на дрожжах.
Во! Такого ещё не было – погас свет, но мы люди военные – у нас есть керосиновые лампы…
118 дней и 20 выходных. Сегодня 6-е. Снега уже нет, а если и остался, то только кое-где в тени, куда не ступает нога курсанта.
С первого числа по городку генерал разрешил ходить без шинелей. «Лафа». Скоро перейдём на летнюю форму. Как быстро сошёл снег! А весна ощущается только тем, что тепло,  и иногда бывает солнце. (…)
Начинаются тренировки к параду. 15-го уже выход в город. (…)

Здравствуй. Сегодня 7 - е.
Сейчас практика – теормех. Меня уже не вызовут, только что отвечал: «Ускорение Кориолиса»…
Вчера нас переодели в новое х/б…
Сегодня 19-е. Ладно, пускай себе едет в Краснодар (письмо). Чего я таскаю его за собой. Многое уже устарело (слишком долго сочинял).
Ладно, живи себе.
                Саня.




1.04.67г.

…Ну и «кинуха» же  мне с тобой!
«От и до». Да разве тебе объяснишь, что к чему, почему. Ну, ладно, поговорим потом. Потому как ты совсем не слушаешься, стоит только мне уехать. Я ей одно пишу, а она мне (до чего дойти!), другое – наперекор. Ишь, смелая какая. Ну, ничего, я до тебя доберусь.
Кажется мне ставят два балла.
Сейчас семинар по истории КПСС, а я отказался сегодня отвечать.

И потом, у тебя, роднулька, совесть есть или нет? Нету у тебя её ни капельки и глаза у тебя серые!... Это я-то редко пишу?! Хоть и сплю по 8 (а не по 7 и даже не по 6) часов, а конверты уже кончаются,  и вряд ли их хватит до «стипухи». Но, меня и это не остановит - я тебе "треуголки" слать буду.
((Как с фронта; письмо сложенное в треугольник,без конверта). 
Законно?
Ладно, это всё пустяки. А вот об отпуске, это ты зря так.(…)

27.04.67г.

…Замучили подготовкой к параду, после занятий идём на плац и бряцаем там коваными сапожищами, а жара уже в порядке. Утром – подъём в 5.00 и вперёд в город на площадь, потом на занятия и так по кругу уж 2 недели.
Время на месте не стоит,  и у нас уже висит расписание экзаменов и до них осталось 2 месяца. (…)
Целых 4 месяца обещали 20 апреля отпустить меня в Краснодар на первенство ВВС СКВО по ручному мячу. А первенство не состоялось. Ну что тут будешь делать!
А я даже удержался,  что бы тебе не рассказать, 4 месяца молчал! И вот, на тебе! (…)
Вроде и писать-то больше нечего, а положил письмо в конверт, подумал: нет, Саня, шалишь, разве это всё? Это от того, что я, наверно, самый счастливый человек, потому что у меня есть ты. И с тобой я, наверно, могу всё. Вот ведь какие "дела-обстоятельства".
И я расшибусь в пыль, но училище закончу. Вот те крест (я ведь крещеный...). До выпуска осталось 3 года, а до отпуска 98 дней.
...А Комарова жаль. Глупо всё получилось. Впрочем, чаще всего так оно и бывает - глупо...

 ((24.04.67г. погиб космонавт Владимир Комаров, не раскрылся парашют при посадке.
Гагарин был его дублёром, он погиб через год 27.03. 68г.
 Генеральный конструктор С.П.Королёв умер раньше,  14.02.1966г.
Есть фотография, где Гагарин стоит с товарищами у модели советского шатла предшественника "Бурана"...(?)
Почему молчали о работе Королёва, даже после его смерти? Почему свернули работу?
Все вопросы от Александра Чукланова - а я хотела просто узнать подробности о гибели В.Комарова...).
 
                Саня.
Сбоку приписано: "Из краснодарцев я остался один – одного отчислили по здоровью, другого - по неуспеваемости".


25.05.67г.

…Ну, как там твоя «жизнь»? Ты ведь ничего не пишешь. Хорошо хоть не забываешь сообщать, что в «школе» ((институте)) у тебя всё нормально – «удивительно везёт».
Сегодня мне тоже удивительно повезло – сдал зачёт по «колебаниям» - «отл». Если бы везло почаще…
Завал с английским и теормехом. И довольно крупный, но думаю выкарабкаться. Об отличных оценках на экзаменах не думаю. Это ведь умным надо быть…
… А у меня есть Наташка (наверно) – племянница! А Витька с Элкой ((Копыловы - друзья по общежитию в Ленинграде) недавно прислали фотографии Эда ((сына). Хочешь посмотреть? Ему год!
Налили бассейн, но плавать не дают. Даже окунуться. Говорят: «Вот перережет генерал ленточку, – тогда и искупаетесь». А пока печёт солнце, и мы печёмся под этим самым солнцем, благоустраивая территорию!
А скоро приедут «кандеи». Уже натаскали кроватей, тумбочек.
 Скоро прыжки с парашютом!.. Может, через недельку. Интересно. (…)
                Саня.



30.05.67г.

…Сегодня 29 мая приехал первый «кандей» из военнослужащих. Сколько было радости! Мы его и качали, и каждый хочет протиснуться и пощупать его, первого, токо-что испечённого. Ещё бы,  ведь это означает, что совсем скоро экзамены и отпуск.
Теперь каждый день будут приезжать всё новые и новые. А скоро нам придётся перебраться или в спортзал, или в клуб, чтобы разместить всех « желающих в небо».
А потом и они начнут уступать свои места,  «несолоно хлебавши», другим, и так 2 месяца подряд. В конце концов,  и от них останется ровно столько, сколько осталось и нас. И будет первый курс. А мы уже второкурсники.
Весёлое настанет время. Разумеется,  ни о каких затратах на сигареты нам не придётся думать. Ведь стоит подойти курсанту к группе «кандеев»,  как к тебе тот час же протянутся 20 рук с пачками сигарет – выбирай на вкус.
Разумеется, выбираются самые лучшие, а осчастливленный «кандей» бежит за новой пачкой в буфет. Это, конечно, не единственное проявление уважения к небу и голубым погонам. Сумки, сетки, чемоданы так старательно упакованные мамами «сыну на дорогу» будут опустошаться в мгновение ока, - что ни говори, а дома кормят не так, как здесь… Ну, и так во всём. Ну, конечно, гитары, гитары и песни.
Ведь собираются со всех концов Союза – и каждый (почти) везёт какую-нибудь «свою» песню. Только успевай запоминать. Может быть,  приедет кто-нибудь из землячков. Если приезжают такие, то очень скоро они становятся самыми уважаемыми кандеями среди кандеев.
А то как же; ведь у него земляк – курсант. Нам тоже приятно встретить землячка,  поговорить о том, о сём – погода, жизнь какая и т.д….

А пока мы ходим строевым по плацу, в столовую и обратно, разводы на занятия и т.д., и попробуй допусти оплошность – будь уверен - тебя "начальник" не забудет и позаботится о том, чтобы у тебя нашлось время «потренироваться» одному на солнышке часа 2; или найдёт «самую лучшую швабру на курсе»…, не забыв напомнить, что одной из отличительных черт этой «особы» является её способность в течение нескольких часов (при старательном отношении к ней курсанта) вымыть, почти самой,  все полы на курсе…
А пока скорость убывания количества писем на курс прямо пропорциональна убыванию их объёма. Здесь видимо вступает в силу фактор времени. Усталость, занятость подруг. И теперь на меня уже смотрят с завистью (пришло наконец и моё время) два письма за две недели! – ведь этим не каждый может похвастать. Я,  конечно,  хожу с таким видом, что ничего в этом нет особенного, ведь ясно дело – пишут-то не кому-нибудь, а мне! Ал-дру Влад-чу Щукину.
Н-да (…)      ((далее - «сантименты», как говорил Саша)).
Саня.


31.05.67г.

…Ну как, переварила «письмище» Сейчас изобрету ещё. Хочешь?
Только что сдал 5 лабораторных по химии. Кинуха. Собралось человек 10 с классного отделения, ну и начали её ((преподавателя) осаждать. И так, и эдак – никак не хочет согласиться ставить зачёты без опроса. Пришлось отвечать ей по 2-ум работам, а в это время, прямо перед её носом ребятки выставляли себе оценки прямо на её глазах. А она так ничего и не поняла.
Правда, я её так заговорил, что она уже никуда и не смотрела,  окромя моей тетрадки, пытаясь разобраться в моих «иероглифах». Теперь 10 т груза «с головы долой».

 Химия завтра кончается и в диплом, вероятно, пойдёт 4 балла. Ну, это не страшно. Я ведь не думаю стать агрономом, (правда?)...

У нас была страшная жара. И вот дня три мёрзнем под проливным дождём с t 17°С. Но, когда нам сообщили, что наши х/б,  «окромя» прочих достоинств таят в себе ещё и водонепроницаемость,  мы поняли, что это просто неувязочка, выкрутили свои гимнастёрки и пошли за новой порцией дождя, который по инструкции не должен мочить наши бедные спины.
Сегодня уже человек 30 «кандеев» приехало. А завтра будет ещё больше.…
Саня.


2.06.67г.

…Холодина страшная на улице. Может,  поэтому мозговые центры обострились до крайности. Впрочем, вряд ли - зимой похолоднее было. Сам удивляюсь своей хитрости и авантюризму – вместе с письмом отослал Витькино фото, а ты их всё равно вышлешь назад, а значит я получу от тебя письмо,  а значит…
Только что сам догадался – как я тебя – раз, раз и «в дамках»…
А сейчас решали проблему, когда учиться? Так как и сейчас или нет, этак после – 30-ти. После 30-ти  лучше. До 30-ти лет что хочешь делай, хочешь в войну играй, хочешь влюбляйся, «чё» хочешь.
А то, скажем сейчас. Ну, что за жизнь?
Здоровенные парни сидят за тетрадками, ну, не солидно просто. (…)
Саня.



19.06.67г.

…Не знаю,  что делать со временем. Выкидывает свои штучки. Дни тянутся долго. Недели летят, а вперёд не движется (время). С ума соскочить нетрудно. Может, всё это выдумал Эйнштейн? Сколько я тебя не видел? Месяц? Два? А может год? Соскучился! Не то слово. Может,  другого не выдумали? Другое намного сильнее. А до отпуска 43 дня. Хоть сверху вниз, хоть снизу вверх,  хоть по диагонали столбиков цифр в моём календаре. (…)
Прыжки откладывают со дня на день (…).
Сдал зачёты по физике, химии, мат.анализу. Теперь на экзамены остаётся оптика и ядерная физика; ряды, диф.уравнения и поля. А химия закончилась полностью.
 Тебе перенесли отпуск? Вообще-то я зарекался говорить о твоём отпуске...
Галь, только ты пиши – ладно?..                Саня.

                22.06.67г

…Прыжки откладывают и откладывают. Не Армия,  а какой-то «ремснабсбыт». Думаю, что найдут место уже только после отпуска.
Иногда тайком удаётся поплавать в бассейне. Воду налили, но ещё не открыли. 
Вчера возгордился собой до невозможности: на перекладине сделал обороты назад, «солнце»  ((есть фото).
А сегодня уже большой спец: назад, вперёд, в форме и сапогах, как хочешь.
А когда-то, увидев человека, делающего «солнышко», готов был преклоняться ему,  как самому великому корифею. Предел моих мечтаний на перекладине. И вот, на тебе, пожалуйста.
Не знаю, как развязаться с английским. Не сдал ещё ни одной «тысячи» из 15 положенных…



30.06.67г.

…Ну вот, пока изобретал письма, ты уже сдала все экзамены. У-у … ты… человек! Рад страшно, будто сам сдал. А мне ещё пол-месяца учёбы и полмесяца экзаменов. Потом домой. И опять, ты рядом. Аж, голова кружится. А время будто остановилось. Дни летят – не заметить, а время стоит. Ну как тут не изругаться?
Как я соскучился… Совсем не верится, что всё это кончится. Всего лишь месяц.
А отпуск – глазом не моргнёшь,  и будь здоров – опять «рисуй плакаты»((В. Маяковский )(…)
Саню гонят в шею. А при моих запасах внеочередных нарядов это уже опасно. (…)
               
                Саня.               



9.07.67г.

…Ну вот, сегодня, наконец, нас сбросили с 800 м.
Эмоций почти никаких. «Окромя», пожалуй,  момента отделения, пока секунды 3 болтаешься сам собой и никто тебе не мешает. А потом, как будто в 1000-й раз уже делалось. Спуск не более 3-х минут, приятно, конечно, но главное тихо-тихо и чистый воздух.
Да, ещё прыгали в 5.00 утра…
Пока весь курс прыгнет по разу, надо подогнать тут некоторые науки, а потом ещё один прыжок и экзамены…
Сегодня нас закормили в столовой. Питали по «лётной» норме. До сих пор отхожу. Еле дышу. Не представляю, что со мной будет, когда так будет ежедневно, да ещё «реактивная надбавка». Совсем ожиреть можно.
Приехало несколько ребят, с которыми поступал в прошлом году. Приехали  поступать опять. Ну, ничего, у них в запасе ещё год, а у некоторых и два. Если очень захотят – поступят. С медициной у них лады. В прошлом году засыпались на экзаменах, некоторые на психотборе. Но в этом можно натренироваться. Даже очень просто.
У тебя сейчас,  наверно самое «кайфовое» время. Завидую. Если ничего не изменится, скоро и я отключусь от Армии на месяц (вернее дней на 25).
Галь, ты смотрела «Спартак»?
Только что в третий раз смотрел. Но не до конца. Сегодня...
 Ужасный конец.
Вот не думал,  что фильм может так действовать на меня.
 ((С К. Дугласом, в главной роли)).
                Саня.



18.07.67г.

…Надо мал-малость «перекурить». Послезавтра экзамен - мат.анализ. Глаза уже ничего не видят. А почерк – сама, наверно, заметила – стал микроскопическим. Ох, уж эти мне шпаргалки!
Прям не представляю,  что ты сейчас можешь спокойно ничего не делать.
Мы сейчас, как в колесе – с 20-го, каждые 2 дня, – экзамен… Сегодня сбросили нас по второму разу с парашютом. (…)
А я чуть совсем не лишился отпуска. Попал в экспериментальную группу. Летали на тренажёре, ничего не изучая по спец. предметам и самолётовождению. Один "умник" занялся проблемой наилучшего варианта первоначального обучения пилотирования.
((Зная Сашу, пишет с едва скрываемым удовольствием.
Недавно прочитала в сборнике воспоминаний выпускников и ветеранов училища, 1990г. "Качинцы - лидеры методики лётного обучения", генерал-лейтенант авиации В.И.Новиков, начальник училища в 1961 - 1968г.г.). 
 Вот и взяли нас 12 человек.  6-ро летали, ориентируясь визуально,  а я и ещё 5-ро с закрытыми шторками – по приборам, ((на тренажере).
Но закончили программу быстро, до экзаменов. И теперь август – мой. Летали на ЯК-18. Хорошая машина. Но уже не подходит к современным скоростям, да и винтовой он. Но зато пилотаж отличный. Фигуры можно выделывать «от» и «до».
Осталось 13 дней до отпуска. Это – число, конечно, уже высчитано и в часах, и в секундах, и метрах селёдки, и в чём только хочешь, а выдумка курсанта на  сей  счёт неистощима. Уж поверь.
Хочешь узнать сладкое, отведай хины.
Отпуск уже стал чуть ли не целью жизни. (…)
Саня.


Отпуск.               
02. 08.67 - 01.09.67г.


Наверно, это было самое прекрасное время. Саша закончил I курс летного училища. Я могла бы им гордиться,  любоваться и восхищаться, (если бы у нас был, как сейчас говорят, другой формат отношений). Выглядел он в то время великолепно.
 Продемонстрировал мне все достижения в упражнениях на перекладине (на пляже реки Старая Кубань) и на «вертушке» в местном  Парке культуры и отдыха (в бывшей станице Пашковской).
По выходным плавали на лодке (есть фото), купались, загорали, гуляли, а в будние дни я ходила на работу, так как свой отпуск уже отгуляла в июне (это было естественно и обычно; и его планы на совместный отпуск ни на чем не были основаны). В кино могли ходить, правда, часто, так как моя учеба в вечернем институте еще не началась.