Гл. 10. Семейный альбом

Либрианец
 Экскурсионная группа поднялась на палубу выше, Маг спешил поведать гостям что-то интересное. Он почти бегом подошёл к каюте в центре палубы, и только тогда стало ясно, что он хотел показать. На мемориальной доске возле двери значилось: «Роббер Тьерри первый капитан корабля». Дверь открылась и команда «Джека» вошла и огляделась.
- Потрясающе! – воскликнул Эл, – Здесь всё сохранено так, как было при нём?
- Да. После Роббера никто не занимал эту каюту, – ответил Маг.
- Это потрясающе! Я уже говорил? – продолжал восторгаться Эл.
- «Гробница Тутанхамона», да? Кажется, я понял, что ты имел виду, – сказал Док, озираясь по сторонам.
- Это не совсем то, что я хотел вам показать. – сказал Маг.
- Что же тогда? – спросил Йен.
- Моего первого капитана. Он многому меня научил. Эта запись D91/25. Запись последнего дня с ним. Если вам интересно …
- Конечно, интересно! –  нетерпеливо откликнулся Мак-Кинли.
Маг посмотрел на пустой капитанский рабочий стол и слегка прищурился. За столом возник человек в старой форме, он возник также как и экипаж в коридорах корабля, так как будто он здесь был и раньше, просто его не заметили.
Униформа того же дизайна, что и в исторических фильмах, точного в плоть до деталей, но она была действительно старой, такой будто её носили не один десяток лет, конечно заботились, чистили, но время и опыт владельца оставили на ней какой-то невидимый след, который ощущаешь только интуицией. Её владелец – капитан Роббер Тьерри просматривал фотографии на экране плексигласового монитора.
- О, смотри-ка это наш экипаж перед первым вылетом! Даже не верится, что когда-то мы были таким молодыми. Ты видишь, Маг? – спросил капитан в воздух, перелистнул страницу и засмеялся, – Томми! Это ж надо, в свое время он был таким подтянутым, прямо атлет.
- Главный техник Фланаган и, правда, первые полтора года держал себя в форме, – раздался сверху электронный голос корабля, – но патом перестал ходить в спортзал, не смотря на рекомендации врачей.
- Да уж, сколько он нервов попортил главврачу со своим повышенным холестерином… Ты в курсе, что мы  вместе уходим в отставку?
- Да.
- Думаю, придётся мне еженедельно вытаскивать его на рыбалку или просто на прогулку в парк, а то ведь совсем может разжиреть, – хохотнул капитан. – Ты как думаешь?
- С комплекцией мистера Фланагана прогулки пешком на свежем воздухе могут быть полезнее бега в спортзале.
- Точно подмечено.
Капитан снова перелистнул страницу.
- Первый Новый год, – ухмыльнулся капитан, – посмотри-ка!
Капитан перелистывал виртуальные страницы с изображениями людей в парадной форме и смешных блестящих остроконечных колпаках.
- Ты помнишь это? Наш первый год. Думали, будем отмечать в торжественной обстановке, все нацепили форму, протокол обязывал отмечать значимые праздники именно так. Кажется, это был Максим – навигатор. «К чёрту протокол! Это праздник или где?» – так он сказал. Так небрежно извращать английский мог только этот русский с идеальным знанием языка.
Капитан остановился на одном фото.
- Это не он, случайно, с кремовым тортом на лице и на плечах, а руку засунул в форму, как Наполеон?
- Нет, это картограф Вильгельм Густав. Максим Андреев на следующей странице, – пояснил Маг.
- Ого! – капитан расхохотался. А немного погодя, успокоившись, выдохнул и продолжил листать фотографии.
Фото с мест экспедиций перемежались с фото праздников и будней. Члены команды по отдельности и вместе за работой и отдыхом – всё это навивало на старого капитана воспоминания. Он делился впечатлениями с Магом, а тот охотно отвечал, но не потому, что программа обязывала, казалось Магу тоже приятно погрузиться в ностальгию.
     Йен и его команда безмолвно наблюдали за ними, ловили каждое слово, ведь никто не знал историю этого корабля, настоящую историю первопроходцев открывших дальние закоулки космоса и ставших героями на все времена. А им (отнюдь не учёным, всего лишь бродягам-золотоискателям) представился шанс услышать легенду из первых уст, узреть воочию и они не смели громко вздохнуть лишний раз, чтобы не пропустить что-нибудь.
Капитан наткнулся на свою старую фотографию, сделанную в день, когда он принял командование кораблём.
- Неужели это я? – капитан засмеялся, – Посмотри-ка, старина! Неужели я был таким молодым, таким подтянутым и … хм… худым?
- О чём вы, сэр? – осведомился электронный голос.
- На этом снимке я принимаю командование, – пояснил тот, – Тридцать шесть лет! Самый молодой капитан в истории межзвёздных перелётов.
- Вам есть чем гордиться, сэр, – услужливо ответил электронный голос.
- Это была для меня честь – вступить на борт в качестве твоего капитана, Маг.
- Честью было для меня служить с вами, сэр, – отозвался голос.
- Ты знаешь, я боялся, несколько первых недель.
- Чего боялись, сэр?
- Тебя, – засмеялся капитан, – Ты знаешь, вся эта ответственность: наша миссия, наши исследования, экипаж… столько людей,… я не управлял раньше таким большим количеством и не нёс ответственности за столько жизней.
- А почему вы боялись меня, сэр?
- Почему? Хм-м… – капитан задумался, – Ты в курсе, что ты был последним в своём поколении, последнее слово техники. Твой электронный мозг, твоя искусственная личность были совершенными. Я восхищался теми, кто тебя создал. Казалось, ты знал всё. И я спрашивал себя: «Что я тут делаю? Зачем этой огромной чертовски умной махине капитан, когда она сама всё знает лучше меня?».
- Мне жаль, что я смущал вас своими способностями, сэр.
- Не глупи, – отмахнулся капитан, – это я невежда. Ты знаешь, я, первое время, идя с мостика в каюту, не мог сразу её найти, путал оружейный и технический отсеки. Как вспомню, смеюсь до слёз, каким же я был не опытным.
- Никто не совершенен изначально, но у всех есть возможность достичь идеала, сэр, и вы  использовали свой шанс по максимуму.
- Как глубоко сказано, Маг, просто поразительно! Спасибо!
- Не за что, сэр, это просто моё мнение.
- Вот это и поразительно. Столько лет спустя ты не перестаёшь меня удивлять. Я беседую с тобой, слушаю тебя, и у меня ни на секунду не возникает чувство, что общаюсь с машиной. Пусть слышу только голос и он электронный, но я чувствую в нём жизнь, живой разум, душу если уж на, то пошло…
- Я польщён, но, капитан…
- Ни каких «но». Когда я говорю с тобой, о чём бы то ни было, я чувствую тепло живого человека, близкого человека: соратника, друга, брата. Я давно хотел сказать тебе это, но всё не решался. Вот остались считанные часы до того как сдам пост №1, до того как «сойду на берег», до того как мы расстанемся. Знаешь, иногда у людей бывает такая вредная привычка откладывать какие-то дела, даже важные, напоследок, а потом спохватываться в последний момент. Поэтому я хочу, что бы ты знал об этом… Об этом… Ты всегда для меня был и останешься лучшим другом. И знаешь ещё что? Я, да и вся команда, считаем тебя настоящим человеком. Да, да, ты не ослышался и я в своём уме, как нестранно в мои-то годы. Маг, мой старый добрый друг, ты человек в лучшем понимании этого слова, даже лучше чем мы. В тебе нет тех качеств, которые мы в себе так не любим: те, что составляют тёмную сторону наших личностей, те, с которыми мы боремся всю свою жизнь.
  Капитан замолчал. Прошло пять минут, прошло десять, но в каюте всё ещё царила тишина, капитан прислушивался, но Маг не произнес, ни звука.
 И «зрители» тоже затаили дыхание.
- Пожалуйста,… пожалуйста, скажи что-нибудь, – наконец нарушил молчание капитан.
- Я не знаю, – не решительно сказал Маг,  – я не знаю что сказать, – в голосе чувствовалась оторопь. Это был голос молодого человека, парня чуть за двадцать, немножко не уверенного в себе, смущённого, растерянного и удивлённого.
Капитан беззвучно засмеялся, на глаза навернулись слёзы, он их быстро вытер, ведь негоже ему так размякать.