История в русском языке. xviii. чернь и нива

Ним Кров
 Чернь и нива

Основным источником пищи пастухов «ЧЕРОВ» были продукты животного происхождения: мясо, жир, молоко. Однако в процессе эволюции человек развивался, как всеядный биологический вид. Кроме мяса, в его меню должна присутствовать и другая пища. Возникла необходимость время от времени пополнять свой рацион белками, жирами, углеводами, а также витаминами и микроэлементами, растительного происхождения.

 В тропиках не было проблем с разнообразием питания. Фрукты, сладкий тростник, съедобные корешки  конкурировали с рыбой и мясом. В сухих и суровых степях Северной Евразии такого изобилия не найти. Недостаток растительной пищи «ЧЕРЫ» пополняли на тех же лугах, где паслись их овцы. Пастбища назывались «ВЕ-СИ» («овцы двигаются», « дороги овец»).

 В летнее время из всего многообразия трав жители лугов собирали наиболее вкусные и питательные. Зимой возможностей добывать другую пищу, кроме мяса, не было. Жизнь в степи заставила приспосабливаться. Дольше  других припасов сохранялись семена однолетних злаковых растений. Они же были одними из самых доступных и обладали необходимым количеством питательных углеводов и клетчатки.
 
  Люди собирали и хранили семена злаков. Готовили вкусную пищу из них. Находили места их произрастания. «ЧЕРЫ» заметили, что на лугах, вытоптанных стадами овец, на следующий год особенно обильно разрастались однолетние злаковые растения. Эти растения пастухи так и называли «ПО-ВЕ-С» («ОВЁС») – «поверх овечьих дорог». Заметив вышеназванную закономерность, они специально вытаптывали стадами овец участки степи, надеясь получить на следующий год богатый урожай злаков.

 Исходя из этого, можно предположить, что первым агротехническим мероприятием  земледельца северной Евразии было «вытаптывание», которое они называли «ГОРЬ», то есть участок луга делали похожим на «ГОРУ», в противоположность зелёному «ПОЛЮ». Первой агрокультурой был «ОВЁС». Здесь следует оговориться, что, несмотря на то, что заросли овса или овсюга часто появлялись на местах прошлогодних пастбищ, слово «ОВЁС» имело более широкий смысл. Им обозначали любые злаки, выросшие на овечьих тропах.

 Постепенно «ЧЕРЫ» совершенствовали способы «ГОРИТЬ» землю. Чтобы уничтожить остатки прошлогодней травы, её выжигали или уничтожали механическим способом. Для этого использовали бороны, которые называли «ГОРАЛО» («ОРАЛО»). Было замечено, что рассыпанные по земле семена растений способствуют увеличению урожая. На открытые, освобождённые от травы участки, люди начали разбрасывать «СЕМЕ-НА».

 По мнению «ЧЕРОВ», зёрнышко, брошенное в землю, способно создать новую «СЕМЬЮ». Именно в это время слово «СЕ-МЯ» получило современное значение.  В языках древних охотников и пастухов «СЕ-МЯ» («пришли со мной») было синонимом слова «спутник» (К космосу отношения не имеет!). У пастухов оно соответствовало современным словам «семья» или «дети». У земледельцев к старым значениям прибавилось новое. «СЕМЯ» - «дитё растения». Появилось новое слово «ЗЕМЛЯ» («СЕМ-ЛЯ») - засеянная равнина. Слово «СЕМЬ» начали употреблять в значении «много» (столько, сколько семян).

 Обработанные и засеянные злаками участки «ЧЕРЫ» называли «НИ-ВА» (не ВЕСЬ, не пастбище). Людей, занимавшихся выращиванием злаков, называли «ЧЕР-НЫ» (НЕ ЧЕРЫ, НЕ пастухи, другие ЧЕРЫ, другие люди). Вместе со сменой образа жизни изменились многие привычные и знакомые слова. Чтобы отличить земледельца от пастуха или охотника, соответствующие слова «ЧЕРОВЕЧЕ» и «ЧЕЛОВЕК» преобразовалось в «ЧЕРОВЕНЫ» («ЧЕРВЕНЬ»).

Изменения в языке происходили медленно и не из одного центра. В разных «РОДАХ», в одно и то же время, использовались разные слова. Их значения не всегда совпадали. Они могли обозначать профессию, образ жизни, географические особенности местности, пол человека. В итоге, у большинства «РОДОВ» за словом «ЧЕРН» закрепилось название профессии, и оно стало синонимом слова «земледелец». Появились новые слова и выражения. «ЧЁРНАЯ ЗЕМЛЯ» - участок, предназначенный для выращивания сельскохозяйственных культур. «ЧЁРНЫЙ» цвет - цвет вспаханной земли. Возникло понятие «ЧЕРНЬ» (сословие земледельцев).

 Появились географические названия «ЧЁРНЫЕ ЗЕМЛИ» («ЧЕРНОЗЕМЬЕ»), «ЧЕРВОНЫЕ ЗЕМЛИ» («ЧЕРВОНА РУСЬ»). Словосочетание «БЕЛАЯ РУСЬ» («БЕЛАРУСЬ») хоть и получило распространение значительно позже, но своим происхождением в какой-то мере обязано вышеназванным словам. Так стали называть в «Великом Княжестве Литовском» северные русские земли в противовес южной «ЧЕРНОЙ (ЧЕРВОНОЙ) РУСИ».
 
Не объединённая в единое государство, страна «ЧЕРНОВ» не имела общее название. В каждой местности народ по-своему называл свою землю. Часть «ЧЕРНОВ» по традиции называла свою страну «ВСЕЛЕННАЯ» («ВЕСИ-ЛЕ-НА-Я» - мои равнинные пастбища). Другие называли её «ЧЁРНОЕ ПОЛЕ» (степь земледельцев). Памятниками древнему названию страны могут служить многочисленные топонимы (Чернобыль, Тернополь и др.), как-то созвучные этому выражению.

 В наследство от «ЧЕРНОВ» нам осталось «Чёрное море». «ЧЕРНЫ» любой крупный водоём, в том числе и море, называли «ДОН» (водоём глубокий). Приезжие путешественники по имени народа, обитавшего на его берегах, называли его «ЧЁРНЫЙ ДОН». Со временем «ЧЁРНЫЙ ДОН» превратился в Чёрное море. От легендарных «ЧЕРНОВ» получило своё название и  государство «Черногория».

 Во все времена земледельцы становились удобной целью для банд различных завоевателей и разбойников. Разбогатевшие грабители не всегда благосклонно относились к источнику своего процветания. Слово «ЧЕРНЬ» получило негативный оттенок. В русском языке оно было заменено на более благозвучное, на тот период, слово «крестьянин» (христианин). На бывших землях «Господина Великого Новгорода» понятие «черносошные крестьяне» сохранялось до конца 19 века.