Дерево рода. 4. Данюшка

Вера Нлс
ДАНЮШКА. Рассказы о роде.
                «Гррр!» - рыкнула молотила. «Гррр!» - ещё  раз. Лука  покачал  головой. Он  стоял  на  лестнице  и  бросал развязанные пшеничне снопы в барабан. Это была ответственная работа – бросать нужно было не как  попало, а равномерно раструсив, чтобы  стебли ложились  на барабан и не  толстым слоем и не тонким. Всё в одну сторону , а не  горстью или комком.  Вот сейчас, наверне, бросил слишком много и машина рикнула не справляясь. Молотила у Гумы паровая молотилка. Своей машины Гума не имел, одалживал у Бирёзив. Все хуторские одалживали – не цепами же млотить и не подёнщиков же нанимать. Плата умереннная – зерном, и за день всё успевалось . На току было много людей. Сегодня соседи помогали Луке, а завтра  он им.
                Две  женщины были возле Луки. Одна развязывала снопы и передавала другой, а вторая уже передавала Луке, стоя ниже него на лестнице. Два мужика подносили снопы  женщинам.  Ещё один  собирал солому, выброшенную  машиной и подносил ее на ровную площадку, где стоял и сам котел – паровик, и был еще один человек, который топил этой  соломой котел и следил за давленим пара. Две  женщины отгребали полову, отвевающуюся  с другой стороны машины. Две женщины  ссыпали обмолоченное зерно в мешки, а два  мужика уносили его в овин. Это была тяжелая, быстрая и пыльна  работа. Пыль поднималась до неба. Хорошо, что набегающий поривами ветерок давал  возможность  хоть продохнуть.
             Марта, в саду, на летней печурке, стряпала в огромных чугунках обед  работникам, а странная Марья управлялась со скотиной.Дети  - Данька и Ванька играли в тени, на телеге, чтобы не путались у взрослых под  ногами – не мешали. Постелила Марта им  домотканное одеяло, поставила корзинку с зерном – пускай пересыпают, играются. У Марты  и Луки Гумы так и не родились свои дети. За сына они  растили подкидыша Ивана. Для  того, чтобы было кому передать хозяйство, чтобы  было кому на старости досмотреть.Меньше чем через год , после того как подкинули Ивана, у дальних родственников Луки, в селе Остапье, остался сиротой мальчик, еще меньше Ивана – Данила. Вот и взяли они себе  за ребенка  ещё и Данилу. Было Ванюшке чуть больше трёх лет, а Данюшке и того меньше. Вот и разрывалась Марта , присматривая за детьми, за печкой, за Марьей и за молотьбой. Бегала в лЕдник, носила людям холодного хлебного кваса.
              Через некотрое время Ванюшка несмело подошел к Марте и что-то сказал. Марта, разгоряченная работой, не поняла его слов и крикнула  что бы шел играть.  Ванюшка постоял-постоял, да и  пошел к Луке. Лука следил за работой машины и занят был ещё больше Марты.Он не обратил  внимания  на мальчонку и ничего не ответил. Ванюшка ходил от одного к другому, дёргая за одежду и  что-то  пытался сказать, пока на него  обратили внимание. Плохо выговаривая слова ребенок указывал на телегу. « Данюшка висит! Данюшка висит!» - повторял мальчик. Все бросились к телеге, но было уже поздно. Данюшка зацепился платком, которым  был подвязан, накрест спереди, а  сзади затянутый узлом, за перекладину на телеге, и повис. Чем сильне дергался мальчик, то тем туже затягивался узел и ребенок задохнулся. Ванюшка был немного постарше и как-т о слез с телеги, Данюшка не смог.
                Ванюшка снова остался у Гумы один. Лука и Марта хорошо с ним обращ ались, но  характер  у Ивана оказался  тяжелым. Он был слишком вспыльчив, сердит и упрям, да и к работе равнодушен.При малейшей оказии хватал удочку и убегал на рибалку к речке  Хорол– хоть по ту сторонцу горы – до Трубаев, хоть по другую – до Фёдоровки. Его Лука и  уговаривал , и поучал, и ругал, и палкой угощал – всё напрасно.  В  1923 году исполнилось Ивану 16 лет и надумал Лука женить его. Ведь всем известно, что женатый человек становится рассудительнее, степеннее, спокойнее. Да вот беда – никто не хотел за Ивана замуж.
                Был он немного выше среднего роста, худой, хиловат. На  удлиненном  лице выделялся  тонкий  хищный нос, имел  большие близько и глубоко посаженненные светлогоглубые  немного выпученные глаза.  В минуты  гнева глаза белели, а зрачки становились совсем маленькие.Волосы были русые,  не густые.Когда пробились усы, то стал носить их всю жизнь, аж до самой смерти.Хуторские  девчата считали его очень не красивым.

Продолжение следует.

На украинском языке рассказ помещен на сайте Стихи ру.
http://www.stihi.ru/2011/03/27/2399


фото с итернета.