В сердце моем печальном
Тяжесть и беспокойство,
Но никому на свете
Это не интересно…
Если молчать все время –
Никто о тебе не узнает,
Если кричать – то будут
Делать вид, что не слышат.
Все время я беспокоюсь,
Тревожусь я непрерывно,
Душа у меня в смятенье –
И я ей помочь не в силах.
Цюй Юань.
Как ни странно, а в стихах китайского поэта есть много созвучного
нашему времени. Звучат мотивы разочарования, раздвоения личности
и душевного разлада, торжества зла и насилия.
Да, невежество - тяжкая болезнь и чаще всего заканчивается смертельным исходом для окружающих.
Меня всегда поражает не безграничная способность человека к познанию
окружающей среды, а та реальная убийственность темноты, подавляющее большинство которой не желает видеть, слушать, знать того, что угрожает жизни.
Это есть страшное безумство, от которого страдают сами люди и загоняют себя в тупиковую позицию.
Весь наш трагизм, пожалуй, в том, что из изобилия наших мыслей мы выбираем некий примитив и предпочитаем его всему остальному. Сейчас мы следуем этому же , забывая , что все уже сказано не вчера, и не сегодня , а века и века тому назад. Допустим, что мы вкладываем в понятие жестокости?.. И, размышляя, мы доходим до истины, что любая жестокость не бывет правильной, ярость не бывает справедливой, насилие не может быть добрым и
порождает адекватную реакцию.
Землетрясения губительны. Экологические системы хрупки.
Ядерная энергия всегда опасна. Но нет ничего страшнее человека,
который, кажется, делает все, чтобы утвердить на планете лучшую жизнь, и использует для этих целей разнообразные формы насилия.
Происходящая в обществе экзистенциальная революция – это
духовное возрождение, вечное напоминание совести о необходимости что-то делать, осознавая то , что за нас никто ничего делать не будет,
даже сам Бог. Мы его орудие. Без нас он всего святой дух.
Кризис современной эпохи - это безликая власть, с непосредственной утратой человеческих истин, морального авторитета, трансцендентных переживаний. Главное человеческое измерение - это личность.
Высшая ответственность человека – это ответственность за что-то большее, чем он сам. Обобществление в обществе - это есть одна из форм расчеловечивания личности. Тотально национализированное и централизованное, унифицированное государство катастрофически разрушает не только свое хозяйство, экономику,
но и самого человека, его экзистенцию, его идеи, интерес к труду, а это,
в конечном счете, непоправимо. Философия личности неотрывна
от личностной свободы и независимости, так как последнее исходит
от идеи приватизма. Многие считают, что сознание определяет бытие, следовательно, без здорового сознания, без следования хорошему человеческому понятию ничего путного и толкового построить нельзя.
В таком случае наступает коллапс, а из него выскочить невозможно…
На самом деле получается , что мы все векторы в ничто!
Изначальное все, в конечном счете, движется в небытие.
Вот почему философия жизни сама по себе самодостаточно.
В России на протяжении веков существовало и существует зло и насилие, и не от того ли мы говорим сейчас об искореженной и разрушенной природе духа?..
Чтобы восстановить здоровье человека, надо установить диагноз и назначить правильное лечение. Во все времена, даже в первобытной культуре, дух был и оставался главным первоисточником здоровья человека. В здоровом теле - здоровый дух.
Любая мудрость начинается с азов человеческой жизни и мысли, истоков интуиции, с осознания человеческого существования. Сегодня, когда философия ощутила свое бессилие перед страшной реальностью бытия, и люди, несмотря ни на что, продолжают изучать и осмысливать окружающий мир.
Рай или ад ? Никто не знает, что ожидает человека после смерти…
Философия жизни не трагична , а амбивалентна. Христианство в своем представлении, если хотите, не религия, а поэтический символ человеческих страданий и человеческой судьбы.
Как в естествознании, всякое познание законов жизни возможно через измерение и счет времени, так и в науке существует направленность,
что любое абстрактно положение должно получить оправдание через связь духовной жизни, как она дана человеку в своих переживаниях и понимании, потому что духовная сила и воля человека - это живая кровь нашей истории, а история – это динамика нашей жизни.
Я за философию, которая ведет к восходящим знаниям и обладает огромным духовным содержанием. Любая духовность ценна духовностью, а не какими-то субьективными доказательствами.
Духовность сама по себе не доказуема. В ней привлекательны не аргументы и факты, а духовная мощь. Жизнь духа превосходит
жизнь мозга.
Это таинственная сила , витающая над сознанием и внезапно влияющая на силу и мощь энергии. Не потому ли все гениальные люди
обладают удивительной интуитивностью. Сам по себе рассудок
Не достигает глубины природных явлений и космических законов, а лишь делает попытки их понять и разгадать. Жизнь в своей форме индивидуальная и многогранна.
Каждый человек ее выбирает сам: и цель и способ существования.
Главную роль играет в повседневной жизни человека не столько ум, сколько инстинкт и интуиция. Ум не столько адекватен интуиции, сколько инстинкт. Интуиция выше формы инстинкта, а поэтому она больше совпадает с интересами жизни человека. Только через интуицию
мы достигаем нравственной свободы. Существует еще вера и убеждение. Есть категория людей , не верящих ни во что . Эти люди имею свою веру и свои убеждения, которое на каком-то промежутке времени их спасает. Для человека , обладающего высшей формой сознательного существа, способ существования состоит в постоянном изменении : меняясь, он созревает, а созревая, он неограниченно творит себя. Время - это неотъемлемый компонент сознательного существа – его
психической жизни. Оно преломляется в сознании и связано с прогрессом прошлого, который питает его и растет по мере продвижения вперед. Такой процесс необратим, каждый шаг в продвижении дает
что-то новое, нечто непредвиденное, каждый момент является в жизни
творчеством и созиданием. В этом нет сомнений, что жизнь есть эволюция. Этот порыв - сущность причины изменения движущей силы жизни и адекватен равнодействующей стремлений.
Существует два вида познания: первый - внешний и относительный, второй – внутренний и абсолютный. Рассудочность и интуитивность. Есть геометрия жизни, связанная с непосредственным переживанием и творческой активностью человека. Высшая философия есть прорыв духа сквозь символы и схемы застывших понятий в живую действительность. Постичь самого себя и природу духа, длительность времени и внутреннюю интуицию мы можем только в том случае, если отдадимся отрешенности, освободившись от оков интеллектуального герметизма, отдавшись неудержимому жизненному порыву.
Достаточно того, что если природа - откровение божественной мудрости,
то всякое постижение намеков природы и осознание ее таинственных сил – это и есть мудрость, идущая из космических глубин.
Любое знание начинается с познания вещей, интуиции, затем переходом к понятиям и завершается всплеском идей. Фихте говорил об интуиции:
« В ней источник жизни, а без нее смерть». Гениальность - это светлое око мира.
Ну, а если человек не видит, не слышит, не знает, не чует?..
Такой человек превращается в послушное орудие других.
Он бессилен, беспомощен ,и поэтому не приходится говорить
о животворящей силе духа и свободы личности.
20 -31 августа 1998 г.