Марина Беркович Уроки человечности

Марина Беркович
Марина Беркович
Уроки человечности
 
г. Мариуполь, 2010

Если Мір станет чуточку
добрее, я буду счастлива
М. Беркович
 


Урок 1 «Берегите, дети, природу»
Когда я была маленькая, мы жили в Средней Азии. Это южный край. Весна наступает раньше. У нас во дворе перед сараями был  лужок. Он рано покрывался густой зелёной травой, в которой вскоре появлялись жёлтые одуванчики и синие степные колокольчики. Я их называю степными, потому что они меньше садовых.  Представьте, дети, какая это красота: среди зелени желтеют и голубеют цветы. И над этим прекрасным лужком носятся стрекозы, бабочки и разноцветные мотыльки. Теперь не увидишь колокольчиков и мотыльков. Берегите, дети, природу.
Урок 2 «Друг детства»
Первым другом в моём детстве был баран Борька. Сначала это был маленький барашек. Он был очень кудрявый с длинной тонкорунной шерстью бежевого цвета. Я его очень любила. Утром уходила с ним в степь и там его пасла. Он щипал травку,  а  я наблюдала за всякими жучками, паучками,  муравьями. Борька свободно бегал за мной. Когда становилось жарко, мы возвращались домой. Дом наш был на краю совхоза. И Борьку привязывали  в тени к ближнему от дома дереву. Но как только я уходила, он безумолку бекал, звал меня.  Я даже в куклы играла рядом с ним. Тогда он спокойно лежал или жевал сено.
Но вот Борька подрос и стал ходить в стадо. Вечерами, когда возвращалось стадо овец, я выходила встречать своего весёлого друга, и он вырывался из стада и мчался  мне навстречу. Я обязательно угощала его или кукурузной лепёшкой, или кусочком тыквы, или сладкой сахарной свёклой. Но стоило мне заиграться и не встретить его, он уходил, куда хотел, и тогда я должна была его искать. Часто я его находила на задворках с группой ярочек.   
              Урок 3 «Думай, человек!»
Я очень люблю собирать грибы. В Донецкой области опята и вешанки мы собирали, обычно, в декабре – феврале, когда начинались туманы. Однажды мы приехали на свою любимую лесополосу и увидели, что камыши в соседней балке выжжены. Непривычно было смотреть.  Немного тревожно. Ведь в камышах зимуют наши земные братья. Мы не ошиблись. Пройдя шагов десять по полосе, мы наткнулись на спящего ежа, который лежал на стылой земле без всякого укрытия. Он даже не свернулся. Но было видно, что он живой. Чёрная кожица на его мордашке блестела. Он просто спал. Но когда мы его взяли, чтобы унести с дороги куда-нибудь в укрытие ( здесь его могли найти хищники) мы увидели, что  у него обгорел бок. Сразу стала ясна трагедия этого зверька. С осени он уснул в камышах и был разбужен пожаром.  Он сумел убежать от горящих камышей, но от жуткой боли лёг на стылую землю, чтобы унять боль. Ведь животным тоже больно, как и человеку. И от низкой температуры опять впал в спячку.
Мы отнесли его подальше от тропинки и в густых кустах, закутав в сухую травку, спрятали. Позже весной, когда мы ещё туда заехали, мы его уже не нашли. Верно, он проснулся и ушёл. Но  выжить ему будет теперь трудней, ведь бок остался без защитных иголок. Вот так. Человек должен думать прежде, чем что-то делать.
Урок 4 «Трудная жизнь»
Однажды мы ехали по просёлочной дороге. Вдруг из подсолнухов, которые росли слева, выскочил огромный заяц. За ним жалкий маленький облезлый лисёнок. Заяц помчался впереди машины, а лисёнок скрылся в лесополосе, которая была слева. Дедушка и говорит: «Смотри, бежит со скоростью 70 км». Мне стало жалко этого зайца и я попросила его сбавить скорость. Заяц благополучно ушёл и от лисы и от нас. Но, дети, какая трудная жизнь у животных.

Урок 5 «Дети на дороге»
А однажды нам по дороге встретилась куропатка, которая переводила через автостраду своих детишек, маленьких, но, видно, очень послушных малышей. Они шли один за одним не перегоняя и не отставая. Мама  подавала голосок, поторапливала детишек. А мы и другие машины терпеливо ждали, когда они перейдут.

Урок 6 «Природу обидели»
Можжевельник никогда не растёт поодиночке. Ему нужны друзья. Такие же можжевеловые кустики, как один похожий на другой. Эту весёлую компанию  мы всегда приветствовали, когда классом ходили в библиотеку имени Горького. А ходили мы каждую неделю. Однажды мы увидели выжженный клочок земли на том самом месте, где росли можжевеловые кустики. Горю нашему не было предела. До сих пор помню и не могу понять, кому надо было так обидеть природу.

Урок 7 «Как дедушка голубя спасал»
Однажды дедушка ехал на дачу. Дорога шла среди полей. Вдруг дедушка увидел, как ястреб гонится за голубем. Но голуби, ведь, плохие летуны. А ястреб  уже настигает голубя. Тогда дедушка останавливает машину и по полю бежит спасать голубя. А тот уже присел и готов был к неминучей смерти, но тут подоспел дед и ястреб вынужден был оставить свою охоту.
Урок 8 «Доброе время»
После войны я училась в сельской школе, которая была расположена на центральном отделении. Идти в школу можно было по двум дорогам: одна – ближняя –3,5км, а дальняя – 4км. Вот утром мы шли в школу  по ближней, а возвращались по дальней, потому что было уже жарко, а дальнюю дорогу обступали  камыши. На полпути дальней дороги стояло раскидистое дерево. Нас никто не торопил. Мы садились в тень и отдыхали. Вокруг высокой стеной стоят камыши, за которыми скрывается канал с чистой водой, но через камыши не пробраться. Мы это знаем и терпеливо переносим жажду. Фантазируем, что-то сочиняем, выдумываем, поём, смеёмся. Доброе было время. Никто никого не обижал.
                Урок 9 «Богомол»
Возвращались мы однажды из школы  ближней дорогой. С одной стороны те же камыши, а с другой поля. Неоглядные, без конца и края. На каком-то пригорке сели отдохнуть. И вдруг кто-то нашёл богомола. Я была городская девочка и до этого дня не видала это насекомое. Зелёненькое такое, со скрюченными ножками. Но как я его боялась! На меня почему-то наводило ужас  его название. Я тогда ничего не знала о религии. Но думалось: если эта букашка Богу молится, то, наверно, это надо делать и людям.   

Урок 10 «Русский язык»
В школе нас всегда ждали и не начинали урока пока мы не приходили. Всего-то со всех отделений набиралось человек 20. Звонок у нас был маленький, как кружечка, и стоял всегда на столе у учителя. По его разрешению мы звонили. И на перемене бегали к ручью с этим звоночком, пили из него.  Однажды привезли учебники. Их было мало. Всем давали по одной книге. Мне достался «Русский язык» и я была очень огорчена, что не Букварь. Учитель сказал, что «Русский язык» лучше. Это «лучше» я поняла значительно позже.
Урок 11 «Они тоже люди»
 
 Шёл последний год Великой Отечественной войны. Советская Армия громила бегущего врага. Мы, дети, большинство эвакуированных в Среднюю Азию пережили обстрелы, бомбёжки, воздушные тревоги и бомбоубежища, изучали географию городов  по победному шествию нашей армии. Об этих победах нам каждый день сообщал торжествующим голосом великий диктор войны Левитан по небольшим репродукторам, которые были во всех домах. Все жили одним духом победы. И дети войны были причастны к этому. Ненавидеть мы научились прежде, чем любить. Ненавидеть фашистов, захватчиков, врагов Родины. У нас в детском саду, конечно, проходили утренники, на которых мы с чувством читали стихи:
«Идут пехотинцы стремительным шагом по белым, пушистым снегам.
В сердцах никогда не угаснет отвага и ненависть к злобным врагам.
Враги отступают, пылают пожары в зажженных врагом деревнях.
И жаждая местью, удар за ударом наносим врагу мы в боях.
Мы немцам отплатим за все преступленья,
И Родины нашей сыны
Отважно и смело идут в наступленье
За счастье родимой страны».
И вдруг в один из дней во дворе садика появились пленные немцы. Они должны были чистить Дархан-арык, который протекал  в конце дворика. (Арык – это небольшая канава или,  можно сказать, речка. Большому арыку даже давали имя). Мы, дети, восприняли это так,  что и нам представилась возможность повоевать и рассчитаться с врагом. И только мы взялись за камни, как рядом оказалась воспитательница и сказала нам: «Нельзя, дети. Они тоже люди и им будет больно».
Так нам был преподан первый урок человечности.
 Урок 12 «Мальвы»
Когда мне было шесть лет, меня отправили в санаторий, который был расположен в Чимгане. Это горы. Везли нас туда на стареньком автобусе. С одной стороны нависали горы, а с другой была пропасть. Я очень боялась. Особенно, когда смотрела вперёд, мне казалось, что дорога очень узкая и автобус не пройдёт. Но, когда подъезжали, автобус прекрасно проходил. Так я первый раз на практике познакомилась с перспективой.
В санатории меня окружали незнакомые люди. Мне было грустно, я скучала по маме. Мне было одиноко даже тогда, когда я была среди детей. Я была застенчивая и не умела дружить. Часто я уходила от своего павильона и площадки на взгорье, где была трава и небольшими группками росла мальва. Она была горная, низкорослая с не очень крупными и одинаковыми белыми или скорее жёлто-зелёными цветами. Но! Как я их любила. Я здоровалась с ними, играла с ними, рассказывала им о луне, о звёздах, о куклах, словом, обо всём, чтобы я могла рассказать своим сверстникам. Они смотрели на меня приветливыми мордашками, улыбались мне и во всём меня поддерживали. Мне было с ними тепло. Мне казалось,  что они разговаривают со мной, любят меня. Наигравшись, умиротворённая я уходила, попрощавшись до завтра.

Урок 13 «Джульбарс»
 В тот же период, когда у меня был друг баран Борька, появился в моей жизни Джульбарс.  Я не знала его маленьким. Он пришёл откуда-то из узбекских кишлаков, верно в поисках лучшей доли. Это была кавказская овчарка с серой или седой  шерстю, как у волка, если бы не чёрные полосы, как у тигра, густо разводами покрывающие его серость. Очень красиво была расписана его морда, особенно глаза, обведённые этими полосами. Крупный, сильный, он сам решил, что надо меня охранять по ночам.
Надо сказать, что спала я на недостроенной совершенно открытой веранде, даже без крыши. Только вертикальные балки, пол и перила. Двери не было. Дом стоял на отшибе. Ограды не было. Мама и отчим запирались в доме. В стороне находился сарай, в котором ночевали корова, Борька, поросёнок и куры. Дальше шёл огород вместе с бахчой, на которой по утрам находили красиво выеденные шакалами дыни.
Прямо перед домом рос табак, был заброшенный колодец, дальше шла просёлочная дорога в соседние кишлаки. Как я могла там одна-одинёшенька ночевать я и сейчас понять не могу.
Но! Сколько я помню, перед входом на веранду  прямо на земле па ночам  всегда  лежал Джульбарс. Иногда он меня будил, если появлялась чужая скотинка и ела,  свезённый во двор урожай.
Конечно, я очень к нему привязалась. Кормили его очень хорошо, а ласку он получал от меня. Это был мой второй друг, память о котором я несу через всю свою жизнь. В трудные минуты жизни я с теплотой думаю о своих друзьях животных. Теперь о них помню только я. Может быть я смогла эту любовь к ним передать вам, дети, и тогда память о них продлится.
Урок 14 «Вода камень точит»
14 Когда мне было шесть лет, мы жили в Ташкенте. Там на улице Пушкинской был наш дом. Недалеко  от дома старинный продуктовый магазин, но т.к. была война, он был пустой. Там можно было купить только хлеб и сладкую газированную водичку. Это называлось с сиропом. Бабушка часто водила меня туда и угощала кусочком хлеба с этой газированной водичкой. А я любовалась магазином: высокий, светлый, с колоннами и лепными украшениями. На полочках стояли фарфоровые великоватые купидончики, блестящие вазы. И теперь я уже не помню, что там ещё меня так пленило.
Шли годы. Почти через 30 лет я привела в этот магазин свою дочку. Ей тоже было шесть лет. Магазин был по-прежнему великолепен. Только полки ломились от конфет и прочей снеди. Я ей показала магазин и рассказала о нём, а потом подвела к тому же прилавку, где я пила сладкую газированную водичку, и из того же конусообразного сосуда купила ей сока. Вдруг дочка увидела в мраморной плите  под сосудом дырочку. Она опустила туда пальчик,  и он полностью поместился. Мы вместе от души удивлялись, как это за 30 лет капли выдолбили мраморную плиту. И сочинили такие слова: «Капля камень долбит не силой, а частым паденьем. Так человек становится учёным не силой, а частым ученьем».
Урок 15 «Не губи!»
 Когда мне было 7 лет, меня, городскую девочку, увезли жить в район, далеко от железной дороги за реку Зеравшан. Там было село, куда в войну переселили из Крыма татар. Отчим был агрономом, управляющим совхоза. Я пользовалась полной свободой: уходила далеко от дома, ловила змей, бесстрашно ездила на конях и даже без седла, не умея плавать, плавала, пока не научилась, словом, можно только позавидовать. Но при этом никто не занимался моим образованием. И вот однажды весной, когда цвели сады, я принесла маме огромный букет цветов. В полной уверенности, что я сделала хорошее дело. К моему удивлению мама ахнула: «Дочка, сколько же ты  фруктов погубила»! Я была изумлена: «Каких фруктов»?И тогда мама рассказала, что из  каждого цветочка должен был вырасти плод.
Урок 16 «Грачик»
  Все мы знаем, как трудно птицам зимой, и перелётным, и зимующим. Но как-то так повелось, знаем и относимся к этому спокойно. Не думаем, где ночует птица в стужу, что ест  особенно в непогоду. Разве иногда покормим и успокоимся. А сколько у птиц врагов. Ведь не зря они такие недоверчивые. И хотя трудно им, а как украшают нашу жизнь песней. И воле к жизни у них надо поучиться.
Как-то под вечер глянула я в окно. Сумерки. Люблю наблюдать за сгущением темноты. И вдруг вижу на ветвях дерева одинокую птицу. С тревогой подумала: почему она одна? Утром глянула – птицы нет. Ну, думаю, и хорошо, что улетела. Но в три часа дня в окно увидела, как по стволу наклонно растущего дерева лезет грач, да не как птица, а как кошка, коготками цепляется и поднимается по пологому дереву. Спешит, быстро так взбирается и правым крылом, как рукой, себе помогает. А по дорожке клюёт почки абрикосовые. Видно, совсем голодная птица.
Тут и предстала передо мной вся картина её горя и одиночества. И так мне стало жалко  птицу. Она один на один со своей бедой. Поняла я, что не может она взлететь, поэтому и выбрала наклонное дерево. И, действительно, с  него   она перебралась по общим веточкам на прямостоящее высокое дерево. И села на самых высоких веточках ночевать. Умница, подумала я, какую задачу решила ради своего спасения. Это было в начале марта и в три часа дня было ещё светло, но тревога за ночлег заставила отказаться от поисков пищи голодную, больную птицу. Всю ночь я мысленно была с ней на её холодной тонкой веточке, прислушивалась к ветру и молила Бога помочь птичке. В эту ночь было -4 градуса.
Чуть забрезжил рассвет, я стала вглядываться. И заметила, что птица перебралась на более крепкую ветку рядом стоящей шелковицы и устроилась в развилке двух довольно крепких веток. Опять я подумала: вот умница. Минут через десять я заметила, что птица зашевелилась и прошлась по ветке. Левое крыло явно больное, немного приспущено. Опять птичка уныло затихла. Она чувствовала боль. Вокруг неё запрыгали воробьи, над деревом пронеслось несколько грачей. Совсем рассвело, и я понесла ей кусочки белого хлеба. Недалеко, на соседнем дереве я заметила ещё одного одиноко сидящего грача. Наверно, это была пара больной птицы. Я притоптала снег под деревом и,  позвав её Граченька, Граченька, рассыпала хлебушек.  Не успела я дойти до дома, мой грачик был уже на земле и жадно, торопливо клевал. Я к соседке: « Танечка, помоги поймать грачика». Она, сердобольная, всё поняла. И когда мы вернулись за дом, где я оставила грачика, там уже было несколько грачей. Таня определила больную птицу и побежала за ней.  Птица, хотя и больная, бегала резво, волоча крыло. Над нами с криком носились грачи. Минут сорок мы бегали за ней. Устали и мы и птица. Наконец Тане удалось накрыть её лёгким гобеленовым ковриком, который мы захватили с собой. Птица спокойно далась в руки, Таня несла её в коврике, только головка была наружи. А я всё просила Таню не поскользнуться.
Дома мы обнаружили, что плечико крыла с двух сторон прокушено, видно, кошкой, и под крылом на тельце ранка. Всё уже загноилось и припухло. Мы промыли перекисью водорода и смазали зелёнкой. Граченька вела себя очень разумно. Какая умная птица, с радостью думала я.
Жила она у меня в большой коробке с отверстиями для ручек, Каждый день на несколько часов мы выпускали её полетать по комнате. Как-то легко она поняла, что стекло – преграда, и не билась. Кормили мы её и зерном, и кашами, и хлебом, и орехами. Всё пробовали давать. Водичка у неё была всегда свежая. В дальнейшем мы приспособились лечить её мёртвой водой. Это электрическая вода, приготовленная специальным приборчиком. Она хорошо заживляет гнойные раны. И, действительно, ранки скоро зажили, и Граченька легко летала по комнате.
Через недельку, в солнечный день вынесли её на полянку, где кормились грачи и выпустили. Она отлетела от нас и побежала, по дороге встряхивая помятыми крылышками. Видно было, что птица здорова и радовалась свободе, солнцу, друзьям.  Чувство радости охватило и нас.
На днях я сидела на скамеечке возле дома и увидела грача. Я позвала: Граченька, Граченька! Птица стала перелетать с дерева на дерево. Всё ближе ко мне. Я вынесла белого хлебушка и покрошила в стороне. Я отошла, а грачик подлетел и стал клевать. Тут появилась ещё одна птица. Хочется думать, что моя Граченька нашла свою стаю и свою пару. Теперь среди грачей у меня есть друг. Я буду желать ему доброго пути, уютного гнёздышка, разумных деток. Теперь всегда я буду жить с мыслью: «Боже, храни моего грачика»!
Урок 17 «Западно-Сибирская равнина»
Когда я училась в школе, на физической карте сразу за Уральскими горами простиралась Западно-Сибирская низменность. Шли годы. И вот теперь мы читаем на картах Западно-Сибирская равнина. Почему? – задалась я вопросом. И вот однажды мне в руки попал журнал «Студенческий меридиан», примерно за 1982 год. И я прочитала очень интересную статью. Хочу её пересказать вам, дети. Оказывается, были времена, когда на месте Западно-Сибирской низменности было море. Да, море. С запада берегом были Уральские горы, с юго-востока Алтайские хребты – это были берега. А с севера воду держала гряда льда. Но потепление всё-таки происходит. На севере растаяла ледяная гряда. Не сразу, конечно, не за век. Больше понадобилось времени. Вода тоже ушла не сразу. Долго оставались там болота.
На юге в Казахстане вместо Алтайской гряды, остались старые невысокие холмы с Тургайским ущельем, из которого тоже вытекала вода и текла на юг река Урал. Она была полноводная. Даже по преданию Чапаев  – герой гражданской войны –в ней утонул. Эта река питала Каспийско- Аральский бассейн и Прикаспийская низменность тоже была морем. Нет теперь реки Урал, Прикаспийская  низменность стала сушей, сначала разделился Каспий и Арал, а потом и высохло или почти высохло Аральское море.
Я до1980 года жила в Средней Азии, в Ташкенте.  Часто ездила из Ташкента в Москву и проезжала по мосту через Урал. Да, мост большой, длинный, мощный и сейчас есть, а речку даже речушкой не назовёшь – канава. А Аральское море раньше плескалось у железнодорожного полотна. И мы успевали за 10-15минут стоянки поезда в нём искупаться. И пока Западно-Сибирская низменность была болотистая, она как-то давала воду реке и морю в моём детстве.
В этой статье сказано, что за последние 50 лет Западно-Сибирская равнина поднялась на 50 метров. Очевидно, поднялась потому, что не стало толщи воды, которая раньше давила на землю.
Нет, или почти нет, на севере вечной мерзлоты. А там, где текла река Урал, Кулундинские степи, удушливые суховеи носят песок и приносят засуху даже к нам в Приазовские степи. Поэтому восток Украины засушлив.
Наша планета теряет пресную воду. Летом мы с дедушкой поехали к прошлогоднему ставку, а его нет. Он высох. А в прошлом году по воде чиркали крылом деревенские ласточки. 
Растите быстрей и подумайте, что делать.

               


РОСИНКА И ЛУЧИК
                Сказочка
–  Утро, здравствуй! Зорька алая, доброе утро! – так приветствовала рассвет маленькая росинка.
Совсем недавно она была белым туманом и той влагой, которой полна была ночь. Её кружил ночной ветерок, зефир, и она танцевала под  музыку кузнечиков и цикад.

Но вот посветлело небо, умчался вдаль зефир, смолкла чудесная музыка. И росинка сама не заметила, как оказалась на лепестке пунцовой дикой  гвоздики. Такая счастливая, ясная, она вдруг почувствовала, что к ней прикоснулся маленький жёлтый лучик. Она улыбнулась ему и засияла всеми цветами радуги.


Передо мной глаза зверей. Добрые и злые. Доверчивые и потерявшие веру в человека. У шакала глаза с хитринкой, в глазах львицы спокойствие. У кабана маленькие беспокойные глазки. А у мартышек внимательный взгляд, быстро смекает. Проявляет интерес к подаркам, но не к человеку. Совы спят с открытыми глазами. Днём они безмолствуют, ничего не видят. Гордый, свободолюбивый орёл свыкся с человеком. Всегда задумываюсь у клетки: какая тяжёлая судьба животных.



- Как ты думаешь, спасётся енотик?
- Думаю, спасётся: раз его фотографируют, сидящие в лодке люди. Они и спасут.

Эссе

Говорят, есть живая и неживая природа. А мне кажется, что всё живое: и  камни, и Земля. Только вот котёнок  вырастает за месяц-два, человек через год уже ходит, а через три- говорит.
А камни растут долго. Им нужно сотни тысяч лет. Лежат там себе в Земле и потихоньку растут. Никто им не мешает.
Да только вот беда. Уральские горы старые. Вершины дождём размыло, ветром выветрило и обнажились камни- драгоценные и полудрагоценные.
 Об этом очень красиво написал   Павел Петрович Бажов в «Сказах» . Не в сказках, а в  «Сказах» – рассказах бывалых людей.
«Бывалых»– значит поживших, много повидавших, мудрых.
И человеку надо так жить, чтобы к старости про него могли сказать «бывалый». А для этого надо с детства и всю жизнь собирать знания. И не забывать делать выводы. Добрые и полезные.

Сказка-несказка
Маленькая птичка прилетела к пруду напиться.
Вдруг из воды выглянул кто-то.
–Ты кто? – спросила птичка
– Я -головастик. Видишь, у меня большая голова и маленький хвостик. Я здесь живу и люблю плавать  на мелководье. Там тёплая водица, а на дне жёлтый песочек.  Я люблю мутить воду хвостиком. Так я играю.  А ты что любишь?
– Я- птичка и люблю летать в поднебесье.
И они подружились.
Через несколько дней птичка снова прилетела к пруду  и позвала головастика. Но в воде никого не было.
А на большом листе кувшинки  сидел маленький лягушонок и громко смеялся:
– Ква –хе-хе!   Ква-хе-хе!
Я уже не головастик, а лягушонок.


Сказка
Сочинил Данилка 4года  г. Петрозаводск

В лесу было большое дерево. А в нём огромное дупло. В дупле жили муравьи. Хорошо жили.
 Однажды в это дупло залетела сова. Одних муравьёв она съела, других выгнала. И стала жить в этом дупле.
Вдруг она слышит стучит что-то. Она выглянула из дупла, посмотрела направо и налево. Спряталась. Опять что-то стучит. Снова выглянула. И опять посмотрела направо и налево. Ничего не увидела и спряталась.
А стучало её родное сердце и говорило  ей: «Ты зачем обидела муравьёв»?!
Сова была злая, а сердце её было доброе.



                Сказка – несказка
В жизни Миши случилось чудо!
Он был обычный мальчик. Мог бездумно сломать ветку, замучить в руках ящерицу, помять траву. Он никогда не задумывался о своих проделках.
Однажды он залез в клумбу и хотел сорвать цветок. Ему пришлось низко наклониться, и вдруг он услышал слабенький голосок: «Пощади!»
 О! Чудо! Он явно услышал нежный голос цветка. И он пощадил, не сорвал цветочек.
        В начале лета в деревне он внимательно прислушивался к растениям. Но они молчали. И вот однажды яблоневая ветка низко наклонилась над ним или он случайно наклонился над этой веточкой с белыми душистыми цветами и Миша услышал  весёлые голоса пчёлок и цветов. Как им было весело!
О своём открытии Миша рассказал бабушке.    Она дала ему книгу  Владимира Солоухина о растениях. Там рассказывалось об опытах, которые ставили на растениях. Миша узнал, что растения умеют любить доброго хозяина, который их поливает,  моет и разговаривает приветливо с ними и растения боятся обидчиков.  Тех , кто хотя бы раз их обидел.
После всего того, что он узнал о растениях, он твёрдо знает: растению надо показать своё доброе лицо, обязательно улыбнуться, сказать доброе слово.
Теперь Мишу не узнать. Он защищает каждую веточку, листик, зря не ходит по траве, а если случится, просит прощение у травушки.
И главное: он ко всему прислушивается и присматривается.
               
                Путешествие капельки

         Капелька вылетела из кипящего чайника и легким паром поднялась кверху и выпорхнула в форточку. Тут ее подхватил прохладный ветерок и закружил вместе с влажными туманными капельками в вихре танца. Утренний ветерок зефир опустил ее и подружек на травинки и цветы. Капелька из пара и тумана превратилась в красивую росинку.
                Взошло солнышко. Один его лучик попал как стрела в росинку и она засияла всеми цветами радуги. Стала опять легкая и воздушная и полетела за лучиком. Она поднималась все выше и выше. Но лучик спрятался за облачком, а капелька залетела в облачко, где она встретила своих подружек, и забыла о лучике.
Облачко было небольшое и легкое. Им управлял ветерок. Облачко плыло по небу над полями, лугами, лесами, реками и оврагами. Капельке очень нравилась земля. Ей хотелось вернуться на землю, но облачко несло капельку к тучке. Из тучки капельки пролились дождинками. Но наша капелька была маленькая и легкая, и ей не хватило сил покинуть тучку.
        Тучка принесла капельку на вершину горы. Стало очень холодно, и капелька превратилась в красивую снежинку. Тут тучка и высыпала ее и подружек на скалистый утес. На нем было трудно задержаться, и все снежинки понеслись вниз по склону.
        Наша капелька стала легкой и по корешкам травинок попала под землю. Теперь она опять была водичкой. Песочек помог ей подняться вверх на поверхность земли. Это из земли бил маленький ключик ,родничок. И капелька зажурчала веселым ручейком. По дороге они встретили новые ручейки и понеслись среди хвойных , а потом и лиственных лесов бурным потоком вниз к подножию горы.
         Когда она доплыла с подружками до равнины ,течение замедлилось, и, оглядевшись, капелька поняла , что ее несет большая полноводная река. Она проплывала мимо селений. Из речки брали воду люди для себя , растений и животных. Речка была добрая , веселая и спокойная. Берега ее были мелкие и отлогие. И луговые травы по берегам заглядывали в речку и пили ее водичку.
А капелька каталась на спинках у рыбок и радовалась жизни. Так речка донесла ее до моря, и она почувствовала,  что вода стала соленая и в ней легко было плавать. Волны докатили нашу капельку до океана.
      Тут и нашел ее лучик. Он своей горячей стрелой разогрел ее, она опять стала легкой и воздушной и поднялись маленьким облачком в поднебесье.
И все повторилось почти также. Однажды она опять попадет к тебе в чайник.


 
В книге пропущены иллюстрации. Желающим могу выслать диск с полной версией книги. Мой адрес: Украина, 87548, г. Мариуполь Донецкой обл., ул. Зелинского, д.27, кв.43. E-mail: berkm@mail.ru