О первой ответственности и первой ревности

Ольга Птитца
  Ответственность может быть и у ребёнка, которому нет трёх лет. Я помню, как маме пришлось оставить на меня брата, спящего в коляске и убежать по неотложным делам. Не было ни бабушек, ни дедушек, на которых можно было оставить малышей. И вот я "караулила"  спящего братика. И очень боялась, что он проснётся до прихода мамы, что не смогу его успокоить. Чувство ответственности так давило на меня, что лишний раз боялась вздохнуть по-громче, что уж говорить о том, чтоб тихонько поиграть в сторонке... Нет, я просто не двигаясь стояла рядом с огромной коляской, которая была выше меня и , встав на цыпочки, осторожно пыталась заглянуть внутрь, чтоб проверить -спит ли братик или уже открыл глаза.
  Конечно, зря я ждала, что для меня сразу появится товарищ для игр. Хотя с рождением брата один плюс был сразу очень очевидным -меня навсегда сняли с садика и я перестала болеть затяжными простудами. Играть с братом стало интересней позже, годика через полтора, а пока он скорее отнимал в младенчестве внимание мамы, и я с тоскливой ревностью ждала когда и меня возьмут на ручки, когда и со мной, дурачась будут играть. Особенно трудно мне было простить, когда братик, когда ему было месяцев десять,махнул игрушкой и этот пластмассовый оранжевый  самолёт пребольно ударил меня по голове. "А братик дерётся!" -воскликнула я сквозь слёзы. "Прости ему",-сказала мама. -"Он же маленький!" Возмущению моему не было предела -как это так -ведь драться нельзя! А маленьким, значит, можно?! Думаю, если бы мама пояснила, что маленькие дети ещё просто не знают, что могут сделать больно, если ударят, то меня бы не жгла так обида напополам с ревностью.
  Хотя надо отдать маме должное -она не выделяла брата в любимчики, любви и нежности и мне доставалось в полной мере. А для профилактики детской ревности игрушки нам покупались одинаковые, чтоб не казалось что "у братика лучше". Я многое подчерпнула из своих детских воспоминаний, и когда сынок мой  старший стал ревновать к младшей сестрёнке, я знала, как нейтрализовать его бурные чувства -просто лишний раз уделяла ему внимание и ласку.