Избранные рецензии

Александр Хлупин
От автора.

      Я начал писать рецензии, обзоры и аналитические статьи давно. Многие из них, были опубликованы на страницах различных музыкальных журналов, в интернет-форумах, в разделах отзывов Интернет-магазинов (в том числе, на Ozon.ru) и на различных тематических сайтах.
       Я отнюдь не претендую на звание критика. Мне больше по душе понятие «обозреватель». Критик – профессия неблагодарная, находящаяся под давлением коньюктуры, политкорректности и прочих аспектов, которые зачастую мешают критику отображать истинную суть предмета своего анализа. Я не нахожусь ни под чьим давлением и пишу лишь о тех вещах, которые мне нравятся, мне близки или просто интересны.
      Более того, я уверен в том, что по-настоящему достойное произведение искусства, так или иначе, но само найдет путь к сердцу людей. Но почему бы не помочь ему на этом пути?
      В данной публикации, вы найдете более полусотни моих рецензий, написанных за последние пару лет. На мой взгляд, это наиболее яркие из всех, что я написал за это время. И это первая попытка их обобщения. Здесь о фильмах, о книгах и о музыке. Перед публикацией некоторые из рецензий подверглись незначительной авторской редакции.
      Не все рецензии имеют знак "плюс". Но по-другому ведь и быть не могло! Без "минуса" не достичь объективности и реалистичности.
      Рецензии выложены не в хронологическом, а в случайном порядке. И лишены разделения по своим предметам. Учитывая, что это не концептуальное произведение, а сборник, пусть он будет неожиданным, калейдоскопическим. Так веселее!


1. Рецензия на художественный фильм «Аватар».
 
«Да здравствует человеческое воображение!»

     Что бы не говорили про фильм "Аватар", как бы не старались охаять и обозвать "мультиком" - не верьте! Джеймс Кэмерон смог переплюнуть самого себя и снять фильм в десятки раз более сильный, чем его знаменитый "Титаник". Эта история куда более красивая, куда более сказочная и куда более человечная, несмотря на то, что проходит по разделу "фантастика".
      В "Аватаре" Кэмерону удалось создать фактически новый мир, со своими законами природы, религией и социумом. Этот мир прекрасен и удивителен в своем размахе и хрупкости. Этот мир куда совершеннее, чем наш. Все живые твари в нем живут, как единое целое. Они взаимодействуют и помогают друг другу. Главный герой в итоге проникся этим миром, познал в нем настоящую любовь и стал его частью.
      Красивая история. Как жаль, что наш мир ныне настолько стал циничен, что многие презрительно окрестили этот фильм "сказочкой", "мультиком" и т.д. А кто сказал, что сказки - это плохо?! К тому же, если сказки эти настолько красивые.

2. Рецензия на роман Виктора Пелевина – «T».

«Т-образная философия»

      Читал некоторые отзывы и изрядно посмеялся. Люди пишут - "бред", "что-то особенно бредовое" и все в таком духе.
      Знаете, меня забавляет слышать такое от якобы поклонников Пелевина. Можно подумать он когда-то писал что-то иное, кроме "осмысленного бреда"! Мы, кто давно читает его книги, именно за это его и любим! Другое дело, что предыдущая книга "5П", была бредом неинтересным, явно надуманным и вялым.
       Новый же роман реабилитирует автора! Он динамичен, наполнен погонями и перестрелками. Кстати, в нем вновь появляется Чапаев, правда под конец книги и совсем ненадолго. Я читал роман и поймал себя на мысли, что все-таки творческие идеи витают вокруг нас, в окружающем нас силовом информационном поле и нужно только уметь их уловить, а потом перенести на бумагу. Иначе как объяснить схожесть идей устройства мира, изложенную в этой книге Пелевиным и в книге Бернарда Вербера - "Тайна Богов"? Оба автора высказывают схожие идеи, но подход и сюжеты в их книгах совершенно разные. Всем, кто ДЕЙСТВИТЕЛЬНО любит прозу Пелевина, а не примазывается к сонму его почитателей, роман обязательно понравится.

3. Рецензия на альбом Noize MC – «Greatest Hits.Vol 1».

«Человек и микрофон»

       Я никогда не мог нормально слушать русский хип-хоп. И сейчас не могу. Наверно потому, что все наши артисты, работающие в этом жанре, считают своим долгом не рассказывать истории, не вскрывать проблемы или выдавливать слезу речитативной лирикой, а стараются показать свою крутизну. Почти все тексты российских рэпперов сводятся к одному - мы крутые, наши друганы крутые, мы поэты не ради славы, но несите свои бабки, а девчонки, срывайте юбчонки! А все остальные - отстой!
      Примерно так. И если раньше приятным исключением из этой свалки понтов была группа КАСТА, то теперь полку нормальных, идейных рэпперов прибыло. Иван Алексеев, отличный парень! У него что ни песня - то ураган иронии, современного юмора и качественного (для рэпа) слога. Слушать пластинку не только не скучно, но хочется послушать и снова повторить.
      Диск записывался целых 3 года. И ребята явно потрудились не зря. Причем это не просто хип-хоп и рэп в классическом понимании. Здесь много элементов и рока, а сам Noize MC почти во всех треках играет на электрогитаре. Отличный дебют! Так держать!

4. Рецензия на роман Айн Рэнд – «Источник».

«Источник разума».

       Одна моя знакомая на мой вопрос, почему она не читает книг, ответила: "Ха! У меня самой жизнь как книга! Зачем мне засорять мозг чужими бреднями". Если кто-то из вас, читающих мою рецензию, думает аналогичным образом, то эта книга не для вас. Если же вы любите читать, а еще что более важно в данном случае, любите читать умные книги, которые заставляют задуматься, анализировать, спорить самим с собой, то эта книга - то, что вы давно искали.
        В книге анализируются важнейшие вопросы нашего времени. Как добиться успеха - путем интриг, прогиба под общественные вкусы, навязанные не слишком умными и дальновидными писаками? Или же идя своим собственным путем, свято веря в личные идеалы и силы, но натыкаясь поминутно на общественное неприятие и гонения?
       Что есть любовь - ненависть через самопожертвование или же всепоглощающая страсть, не знающая ни границ, ни рангов, ни времени?
        Кроме того, в книге много внимания уделяется вопросам архитектуры и скульптуры, да и вообще творчеству, как таковому. Поэтому рекомендую эту книгу в первую очередь всем людям творческих профессий, к которой отношусь и я сам. А вообще эта книга будет интересна всем, кого волнует проблема самоидентификации личности.

5. Рецензия на альбом группы Muse – «HAARP».

«Белиссимо!»

        Эта группа во многом уникальна. Сочетая в своей музыке традиции классической музыки и рока, вкупе с прекрасными текстами, они добились впечатляющих результатов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что это фантастическое трио смогло с легкостью собрать стадион «Уэмбли» на два вечера подряд. По следам этих бесподобных шоу и выпущен данный релиз.
       Что касается DVD, то здесь все безупречно - съемка, монтаж. А главное - сам концерт. Эти трое молодых людей излучают такую энергию, такой безумный драйв, что иным корифеям нечего рядом делать! При этом налицо музыкальное образование, в первую очередь их лидера, который с легкостью и изяществом меняет гитару на рояль, играя безупречно на обоих инструментах и при этом, не забывая петь - страстно и самозабвенно.   
      Что до CD, то он повторяет материал с видео, только в усеченном варианте. Определенно, это один из лучших концертных релизов в истории музыки.

6. Рецензия на альбом группы Сплин – «Сигнал из космоса». 

«Сигнал из сердца»

       Я слушаю Сплин с 1995 года и должен вам сказать, что их новейший альбом произвел на меня такое же неизгладимое впечатление, как в то время их второй альбом "Коллекционер оружия". Альбом получился настолько цельным, несмотря на то, что в нем аж 18 песен! Эти песни цепляют. Абсолютное сочетание формы и содержания, что также случается не часто.
       Песни пронзительны. В них Саша Васильев затрагивает такие глобальные вопросы современности, как глобальное потепление и грядущий Новый Великий потоп, жизнь и смерть, возможность путешествия в космос, одиночество и разобщенность людей.
      Эти песни заставляют задуматься, что я думаю, не помешает нашим современникам, которые не особо утруждают себя глобальными вопросами, сосредоточившись на своих, сиюминутных. Определенно, это их лучший альбом со времен "25-го кадра".

7. Рецензия на музыкальный фильм группы Red Hot Chili Peppers – «Live At Slane Castle».

«С перцем по жизни!»

       Я за 20 лет своей личной меломании пересмотрел изрядное количество видео-концертов. И должен вам авторитетно заявить - это один из лучших! Я ни минуты не скучал, отсмотрел все с первой до последней песни! Снято все стильно, профессионально, со знанием дела.
       И что там говорить - Перцы - одна из лучших рок-групп в мире! Четыре человека держат в напряжении такое гигантское количество людей! Просто целое людское море! Мда, все-таки на Западе рок-музыка и впрямь часть единой культурной системы! Там это все воспринимается, чуть ли не на уровне религии. Люди там приходят на концерт чтобы праздновать, веселиться, петь, танцевать, одним словом - реагировать, жить! И при этом ни одного человека с бутылкой горячительного я не заметил. Ни одного грустного или скучающего лица я на видео также не увидел. А значит - для настоящего душевного праздника алкоголь вовсе не обязателен!

8. Рецензия на книгу «Квентин Тарантино. Интервью».

«Доказательство жизни»

       Я познакомился с творчеством Тарантино в 1996 году, посмотрев культовый к тому времени фильм "Криминальное чтиво". Фильм мне понравился сразу. С тех пор я с большим удовольствием смотрю все фильмы Квентина, а также близких ему по духу людей - Роберта Родригеса, Гая Ритчи.
      Что касается книги, то она, безусловно, хороша, потому как содержит эксклюзивные материалы, начиная с 1992 года, которые сейчас вряд ли где можно найти. Тарантино не только талантливый режиссер, но и превосходный рассказчик, и знаток кино. Он не был профессионалом, когда снял свой первый фильм "Бешеные псы". Но он им стал сразу после этого. И не только профессионалом, но гением и в определенном смысле спасителем жанра жесткого боевика.
       А уж что до превосходных философских диалогов и размышлений в его фильмах, то они просто неподражаемы. Тарантино можно либо любить, либо ненавидеть, но равнодушным он не оставляет никого, это уж точно, а ведь именно это качество и является определяющим для настоящего Мастера.

9. Рецензия на музыкальный фильм группы Sex Pistols – «Пусть всегда будет Англия!».

«Абсолютный драйв»

       Пистолеты - величайшая группа всех времен и народов. И с этим, спустя 30 лет после того, как они навсегда изменили музыку, глупо спорить. Можно много и долго морщить лоб и нос, говоря при этом о том, что панк-рок - это дурновкусие и профанация. Можно... Но зачем?! Панк-рок, флагманами которого в свое время выпало стать Пистолетам, живет и здравствует поныне. Количество групп, которые играли и играют, и будут его играть, не уменьшается.
      Почему, в чем загадка притягательности этого музыкального стиля? Думаю, что ответ на этот вопрос вы сможете найти, посмотрев эти два диска. На одном из них содержится запись реанимированных после 30-летнего перерыва Пистолетов в золотом составе. Их возвращение на сцену состоялось осенью 2007 года, когда они дали 5 аншлаговых концертов в родном Лондоне. Запись одного из них и находится на диске.
      Солидные уже мужчины фигачат свои легендарные песни так, как будто и не было всех эти лет! Джон Лайдон весь концерт общается с публикой, орет в микрофон, корчит рожи, то и дело обнажает свой пивной животик и хлопает себя по заднице. Панк-рок, как он есть! Энергетика в зале просто бешеная! Пистолеты ярко демонстрируют свое умение играть, образуя на сцене настоящую "стену звука". Так умеют немногие группы.
       Глядя на это шоу постаревших хулиганов, можно только предполагать, как же они должны были жарить 30 лет назад, если сейчас они ТАК это делают! Так что секрет их успеха очевиден. Это не только и не столько скандальная слава музыкальных отморозков, это все-таки их музыка, их подлинный драйв и их потрясающая сыгранность. Они - настоящее воплощение идеальной рок-группы - безумный драйв, сметающий все на своем пути, заводная музыка, яркий фронтмен.
       На втором диске вы найдете документальный фильм, в котором Пистолеты расскажут и покажут свои места боевой славы в Лондоне, а Джон Лайдон даже выступит в роли экскурсовода спецавтобуса по наиболее ярким лондонским достопримечательностям. Все это подано со свойственными Лайдону иронией и хулиганской интонацией. Весь этот фильм - живая история музыки. А эти люди - настоящие легенды.
       Можно по-разному относиться к панк-року, но факт есть факт - стиль этот живуч, энергичен, а Пистолеты были и остаются его флагманами. Живыми и здоровыми. И дай Бог им долгих лет! В 2008 году я был на их концерте в Москве. Это - незабываемо! Хочется надеяться, что лет через несколько, они еще раз захотят тряхнуть стариной и доедут с концертами и до нашей страны.

10. Рецензия на музыкальный фильм Петра Мамонова – «Земля-Воздух».

«Мамоновщина»
 
        Петр Николаевич Мамонов - ярчайшая личность. Сегодняшний зритель знает его больше как актера, бесподобно сыгравшего в фильмах своего друга Лунгина - "Остров" и "Царь". Но при этом, в первую очередь, Мамонов - это музыкант, поэт и исполнитель со своим, ни на кого не похожим стилем.
        Выпуск программы "Земля-воздух" с его участием, стал одним из лучших в этой серии. Мамонов - яркий, ироничный и мудрый. Он отвечает на вопросы так, как никто другой. Он спел не только ранние хиты, периода золотого состава «Звуков Му», типа "Серого голубя", но показал и совершенно новые образцы своего творчества. Мамонов - ярчайший шоумен. А его песни - бритва для нашей внешне сладкой действительности, внутри которой, под шоколадом и пудрой притаилась не вкусная начинка, а перец, соль и много-много... сами знаете чего.

11. Рецензия на книгу Дмитрия Глуховского – «Рассказы о Родине».

«Родина ждёт героев!!!»

       От новой книги Дмитрия, у меня осталось двоякое впечатление. С одной стороны - это, безусловно, шаг вперед в его личном творчестве. Что-то новое нам показал, это радует. Автор не стоит на месте, развивается. Молодец. С другой стороны после прочтения возник всего один вопрос - ну и что дальше?
       Если вдуматься, то книжка-то довольно безысходная по своей сути. Все истории - некоторые забавные ("Протез"), некоторые откровенно фантастичные ("From Hell"), некоторые жуткие ("Чё почём"), так и веют этой беспросветностью. При этом они написаны хорошо, повествование ровное, без скачков. Каждая из них отражает в той или иной степени нашу с вами действительность. А, учитывая, что мы живем в стране бесконечных парадоксов и уживающихся противоречий, даже фантастический взгляд на властьимущих и их деяния, не кажется таким уж нереальным. И от этого становится страшно.
      Я допускаю, что автор и стремился к такому результату, к именно такой реакции читателей. И если это так, то он добился его на все сто. Другое дело, что обязательно найдутся ортодоксы, которые начнут цепляться к словам и вырывать ситуации из общего контекста. Ну, а как иначе? Никто не любит правду. Никто не любит, когда его в эту правду тыкают носом.
      Не могу не процитировать: "Мазохистская природа русской женщины располагает ее говорить не о том, что у нее хорошо, а о том, что не складывается". Я бы применил это высказывание не только к женщинам, но и вообще ко всем русским людям. Все мы любим плакаться и ничего не делать, чтобы ситуацию изменить. Такое впечатление, что нам всем нравится ощущать себя несчастными и жизнь свою усложнять там, где это вовсе не требуется. А вот где бы и надо это сделать - мимо проходи.
      Сложно сказать, какая судьба ждет эту книгу и самого ее автора (дай Бог ему здоровья и творческих успехов!), но, мне кажется, хотя я и не пессимист... А лучше приведу еще одну цитату, как раз к месту: "Да так же и будем жить, как жили! Что изменилось-то?!".
      А посыл книги-то как раз к переменам. Переменам в сознании и самой жизни. Это сложно, но возможно. Главное - очень сильно захотеть!

12. Рецензия на альбом группы Пилот – «Содружество».

«Единство во всем и в каждом из нас»

     Я слушаю Пилот фактически с момента их основания. И должен вам сказать, что генезис развития у них более чем впечатляющий. Есть группы, которые 30 лет кряду фигачат одну и ту же песню, только в разных вариациях. И прекрасно себя при этом чувствуют. Другое дело - Пилот.
     Они начинали с акустики и заигрывания с гранжем, песен о наркоманах и девочках-снайперах. А пришли к монументальным произведениям, пытающимся дать ответы на глобальные вопросы Бытия.
     Лидер группы Илья, ранее всем известный под залихватской кличкой "Черт" и имеющий немецкую фамилию Кнабенгоф, незаметно вырос из хорошего рок-музыканта в подлинного духовного учителя. Как-то язык не поворачивается называть его теперь "Чертом". И знаете, эта роль ему весьма к лицу. Он прожил жизнь насыщенную, прошел через многое, многое переосмыслил и попробовал на собственном опыте. Плоды этой умственной и духовной деятельности мы можем в полной мере оценить в рамках дилогии, начатой в прошлом году альбомом "1+1=1" и продолженной данным диском.
     Если говорить о музыке, то Пилот отошел, по крайней мере, в рамках этих двух альбомов от привычной скрипично-гитарной лирики и вернулся к жесткому гитарному звучанию, соединенному с электроникой. Между песнями Илья читает стихи, которые больше напоминают притчи или философские мини-трактаты. А в качестве бонуса на диске вы найдете стихотворную пьесу, которую Илья написал по мотивам этого альбома.
     Ребята, думать - очень полезно! И пусть эта пластинка будет в этом благородном и просто необходимом деле вам добрым подспорьем!
13. Рецензия на музыкальный фильм Гарика Сукачева – «5:0 в мою пользу!».

«Гарик, по Полтиннику!»

       Юбилейный концерт Гарика Сукачева, состоявшийся в Москве, в ноябре 2009 года, в Олимпийском. Так случилось, что мне посчастливилось побывать тогда на нем. И вот теперь, год спустя, я приобрел его на новом виде носителя – blu-ray.
       Об издании - качественные картинка и звук. Все на уровне! А сам концерт - просто восхитительный. Больше 2х часов юбиляр, при участии группы Неприкасаемые, Сергея Галанина, АФ Скляра, Сергея Мазаева на саксе, Андрея Макаревича, Шнура, Жанны Агузаровой, Чайфа, Дмитрия Ревякина, а также симфонического оркестра и детского хора, исполнял свои лучшие песни разных лет.
       Так сложилось, что это уже второй концерт Гарика, сыгранный им в этом зале за последние 5 лет и выпущенный отдельным изданием. Но, если у вас в коллекции есть предыдущий релиз "Оборотень с гитарой", не сомневайтесь по поводу приобретения и этого. Трек-лист обоих концертов хоть и незначительно, но отличается. А что касается декора и состава участников, то различия существенные.
        Кроме того, много Гарика ведь не бывает! Он штучный, как и все гениальное в этом мире. Жаль, что он давно не радовал нас новыми песнями. Но и старые у него весьма хороши! А также фильм новый он недавно выпустил - "Дом Солнца". 15 лет назад он задумал этот проект и таки довел его до конца! Честь и хвала юбиляру, как человек целеустремленному и серьезному, а также артисту прекрасному.

14. Рецензия на альбом Джонни Кэша – «Ring Of Fire».

«Урок бардовского искусства»

       Джонни Кэш - легендарный музыкант, друг и коллега таких титанов, как Элвис Пресли и Джерри Ли Льюис. Его влияние на мировую музыку, трудно переоценить. Учитывая то количество его сборников и компиляций, которые выходили и продолжают выходить, это становится очевидным. Каверы его песен пели и поют многие выдающиеся музыканты. Его по праву называют королем кантри. Но он играл не только в этом стиле. И данный сборник тому подтверждение.
      Здесь есть и авторская песня, и джаз, и рок. В альбомах, записанных незадолго до смерти музыканта, он не гнушался и отличными каверами на песни таких выдающихся музыкантов, как Боно, Мартин Гор и Трент Резнор, которые на пластинке также представлены. Что еще добавить? Наверно только то, что творчество Кэша выгодно отличается от творчества его российских коллег-бардов (при всем к ним уважении) тем, что в нем, наличествует РИТМ, из-за которого песни не наводят на слушателя тоску и печаль, а им хочется подпевать, независимо от знания языка.

15. Рецензия на книгу Сальвадора Дали – «Дневник одного гения».

«Свобода, как она есть»

       Сальвадор Дали - знаменитый художник, писатель и большой оригинал в этой книжке повествует о наиболее важных событиях, мыслях и переживаниях в своей жизни на протяжении целого десятилетия.
      Текст снабжен большим количеством авторских иллюстраций. В каждом слове, каждой картинке видно, что это написал СВОБОДНЫЙ человек. Свободный настолько, насколько это вообще возможно в нашей жизни. Он свободен ото всего, что сковывает всех остальных, в том числе и подавляющее большинство его коллег по цеху - условности, сомнения, надуманная скромность, ложь и неуверенность в себе.
      Дали - гений, и он знает это и не считает зазорным об этом заявить. Он любит женщину и говорит об этом почти на каждой странице книги. Он верит в то, что делает, и также говорит об этом с упоением.
      Рекомендую эту книгу всем людям, которые, как и я, занимаются в жизни творчеством, не важно профессионально или для души, в качестве учебника о том, КАК нужно любить себя, своих близких и верить в свое призвание.

16. Рецензия на альбом группы The Clash – «The Singles».

«Выдающиеся»

      История мировой музыки знает немало примеров того, как некоторые музыканты и группы, существуя на протяжении продолжительного времени, записывая альбомы и давая концерты, пользуются уважением, определенной популярностью, но не любовью.
       Почему так происходит? Сложно сказать. Скорее всего, дело в том, что у каждого своя судьба, свое предназначение. Clash - это как раз тот самый случай. Группа, которая повлияла на последующие поколения музыкантов, не меньше, чем их современники и коллеги SEX PISTOLS. Но при этом последние - горячо любимы и сейчас, а первые так и числятся в уважаемых группах.
       Про таких говорят - выдающаяся группа, выдающиеся музыканты. Жаль! Ведь группа и правда замечательная. Они не заморачивались на одном панк-роке, хотя формально принадлежали к этому стилю. Данный сборник ярко это демонстрирует. Они не боялись эксперимента, а значит, были подлинными творцами, подлинными художниками. Их лидер, покойный Джо Страммер, удостоился чести быть отмеченными в кино. Ему в частности посвятил один из своих фильмов Джульен Темпл, известный своими картинами и о других легендарных музыкантах.

17. Рецензия на альбом группы Аквариум – «Лошадь белая».

«Матриархат в действии»

       Борис Борисович Гребенщиков давно прогнозировал наступление эпохи матриархата. И вот, наконец, его размышления на эту тему, неоднократно высказываемые им в интервью, нашли воплощение и в его творчестве. В альбоме как минимум три песни на эту тему - заглавная, "Девушка с веслом" и "Слово Паисия Пчельника".
       БГ, как человек мудрый всегда очень точно чувствует движение времени и грядущие перемены. Как бы мы, мужчины, не кичились своим положением, но женщины и вправду занимают все более лидирующие позиции в разных областях жизни. И, может то и неплохо, а даже хорошо! Не все же мужчинам слыть сильным полом! И так, 2000 лет рулили! Могут теперь и девчонки поцарствовать!
        Ну, а если серьезно, то, на мой взгляд, данный альбом аккумулирует в себе все те идеи, которые БГ и Ко так или иначе отразили в своих альбомах 1990-2006 годов. Здесь и жесткий рок, с социальным подтекстом - "Дуй", и песни в русской традиции - "Анютины глазки и божьи коровки", и русский реггей - "Аригато" и "Акуна Матата". В целом же получилась очень светлая, одухотворенная работа, не лишенная при этом иронии и скрытой мудрой улыбки Мастера. В общем - "И все - неизъяснимо!".

18. Рецензия на альбом проекта АФ Скляр – «Песни моряков».

«Скляр-многоборец»

       Чего-то такого я от Александра Феликсовича и ожидал. Учитывая обилие параллельных проектов и их разнообразие, было вполне ожидаемо, что рамки Ва-Банка станут ему тесны. Так и вышло.
        Группа Ва-Банкъ отправлена на заслуженный покой, а вместо него возник вот этот новый проект, названный без затей АФ Скляр.
        Альбом наполовину состоит из уже известных песен, которые исполнялись в рамках Ва-Банка, к примеру - "Революционеры на Кубе", "Шаман", но обработаны заново, с учетом так сказать современных реалий. Также есть песня "Предательство и контрабанда", вошедшая в предыдущий альбом Скляра "Город Х". Она тоже переработана, а в припевах можно расслышать хриплый бэк-вокал главного другана Скляра - Гарика Ивановича Сукачева.
        Все остальные песни - новые. И они насколько задиристые, настолько и личные. Переживания взрослого, состоявшегося человека о его месте в современном декоративном обществе, о любви и Вечности. Песни-крик, песни-хрип, песни-выворот наизнанку.
        Очень крепкий и убедительный альбом, записанный Скляром с новыми музыкантами, которые не подкачали и придали своеобразным песням Скляра тот необходимый бойцовый окрас, которого так не хватало со времен классических уже альбомов "Так надо!" и "Домой!". Скляру очень к лицу именно такой, бойцовый стиль.
        Венчает альбом великолепный иронический блюз "3.06", который является "спрятанным" треком-сюрпризом. Насколько мне известно, текст данной песни является авторским переводом песни Джонни Кэша.

19. Рецензия на фильм Роберта Родригеса – «Мачете».

«Героями не рождаются»

       Роберт Родригес уже много лет успешно снимает прямолинейные фильмы в духе героических боевиков 70-80-х годов прошлого века. На первый взгляд - сюжет так себе, герои картонные и подчас забавные до слез, кровища льется рекой, отрубленные головы летят во все стороны, а подишь ты - смотрится на одном дыхании!
       Почему так происходит? Ну, наверно потому, что мы истосковались по настоящему, зрелищному кино прошлого, когда не было компьютерной графики и каких-то особых спецэффектов, когда все понятно - вот хороший парень, которого кинули негодяи, вот он начинает им мстить.
        Дэнни Трехо подошел на эту роль, как нельзя лучше. Брутальный взрослый мужик, лишенный излишних сантиментов шагает по фильму, никого и ничего не боясь, и это завораживает. Он мочит плохих парней своим мачете, поднимает целую революцию против их продажной власти и сексуется с разными идейными красотками.
       Этот фильм наконец реабилитирует образ подлинного героя, настоящего мужика. А то нас в последние годы все пытались убедить, что настоящий герой нашего времени, настоящий образец мужчины - это гламурный, худосочный гладенький мальчик, с модненькой прической, часто в ободке и с подкрашенными губами.
       Нет, друзья мои! Подлинный герой и настоящий мужчина должен быть брутальным по определению, иметь как минимум несколько шрамов, быть смелым в драке и обходительным с дамами. Он должен четко представлять себе, где добро и где зло. И должен уметь в случае необходимости отстоять свои идеалы, в том числе и с помощью кулака. Как сказал кто-то из классиков - "добро должно быть с кулаками".

20. Рецензия на альбом проекта Глеб Самойлоff & The Matrixx – «Прекрасное жестоко».

«Все сначала» 

        После широко отмеченного ухода со сцены мегапопулярной АГАТЫ КРИСТИ, Глеб Самойлов не стал долго почивать на лаврах, а сразу выпустил альбом своего нового проекта, в котором принимает участие музыкант последнего состава АГАТЫ - Константин Бекрев, а также музыканты знаменитого НАИВа, который закрылся на год раньше АГАТЫ.
        Было ясно, что такие искушенные профессионалы не выдадут какой-нибудь проходной материал, а сделают нечто особенное. Так и получилось. Пластинка получилась разнообразной. Здесь есть место панку, лирике, техно-року, и даже альтернативному хип-хопу. Тексты в основном довольно мрачные, но надежда есть. А это главное.
        Собственно Глеб никогда и не писал откровенно веселых песен. Себя ведь не переделаешь. Да и не нужно это. Также диск включает несколько стихотворений, прочитанных автором. Это нововведение напомнило некоторые проекты ПИЛОТа, которые были одними из первых, кто стал включать декламацию в музыкальные альбомы.
        Во многих треках Глеб не стесняется в выражениях, высказываниях, а также метких наблюдениях о том, что происходит в нашей стране сейчас, что нечасто встретишь в рок-музыке последнего времени.
        Учитывая, что это дебютный альбом формально новой группы, справились музыканты на отлично. Надеемся, что продолжат они в том же духе. Ну, а лучшей песней альбома лично для меня стал трек "Ненормальный". Она мне близка. И спасибо Глебу за то, что он нашел правильные слова и, наконец, высказал то, что хотелось высказать мне, но не находилось нужных слов.

21. Рецензия на книгу Вячеслава Бутусова – «Виргостан».

«Вот что БРЭНД животворящий делает!»

        Ребята, писавшие столь лестные отзывы об этой книге, безусловно, лукавили. Никакой божественности в ней и близко нет. И если бы автором значился не Бутусов, никто из них читать бы ее не стал.
        Я уважаю Вячеслава Геннадьевича, как выдающегося музыканта (без всякого преувеличения) и талантливого автора песен с многолетним опытом, который с годами ему ничуть не изменяет. Но проза - это явно не его стезя, уж извините!
        О чем эта книга? Как правильно заметил один из рецензентов, ни одной цитаты из нее не выдернешь. А почему? Да потому, что цитировать и нечего. Эта проза подобна реке - бежит себе вдаль и хай с ней, пусть бежит! Смотреть на ее воды приятно, но ничто не оседает в памяти и ничто не екает в душе.
       Какие-то половинчатые герои, живущие в своем мирке, более всего напоминающем Зазеркалье Кэррола. Бутусов в этих произведениях вдоволь наигрался с новыми смыслами давно известных слов и вариантами их написания. Но это уже все было! А самое главное - непонятно зачем это все? Для сказки слишком заумно и гипертрофированно, для философского пасквиля - слишком инертно и чересчур иронично, для фантастического романа - нет динамики сюжета, беззубо и размазано. В общем - отличная книга для того, чтобы скоротать вечерок, не загружая мозг лишней информацией и не более того.
        А если кто-то хочет большего от любимого артиста - рекомендую послушать альбом Ю-Питера - "Богомол". Там больше пищи для ума и динамичности хоть отбавляй! А мелодии - ну, как всегда хороши!

22. Рецензия на альбом группы Zdob Si Zdub – «Белое вино/Красное вино».

«Бенефис Позитива»

         ЗДУБЫ долго готовились к выходу этого альбома. Если быть точным - все мы ждали его порядка 6 лет! И вот дождались! ЗДУБЫ играют весело и громко уже 15 лет. И данный альбом - своего рода бенефис.
         Здесь группа наглядно демонстрирует все то, чему научилась за эти годы, играя бессарабский рок-н-ролл и молдавский хард-кор. Все песни на альбоме записаны в разные годы, но звучат так, как будто записаны только вчера. Так или иначе, но все-таки треки 2010 года доминируют и это радует.
         Необходимо выделить социальный трек "Стоп, мафия!", записанный совместно с Сергеем Михалком, который открывает альбом и задает ему бодрый тон. Кроме своих, авторских песен, группа включила в альбом и ряд весьма удачных каверов. Особенно мне понравились - народная "На речке, на речке", "Пельменная" Анатолия Крупнова и "Моя цыганская" Владимира Высоцкого.
        А Роман Ягупов-то оказывается не только превосходный шоумен, но и выдающийся вокалист! В общем, диск - просто отличный, дарящий массу позитивных эмоций и являющийся эталоном того, как надо возвращаться на большую сцену после значительных перерывов - с ходу брать!

23. Рецензия на сборник группы Family.

«Была такая семья»

          Группу Family я открыл для себя опять же благодаря книге БГ - "Аэростат". Уже в который раз снимаю шляпу перед нашим гуру за просвещение и веру во все доброе и вечное!
          Данная замечательная, и, к сожалению, почти забытая ныне группа работала в уникальном стиле - сочетание драйвового блюза, рока, фолка, джаза и еще Бог знает чего! Все это великолепие приправлено местами забавным, но харизматичным и легко узнаваемым вокалом Роджера Чепмэна.
          Судя по фото из книги БГ, этот малый был ярким шоуменом. Команда просуществовала всего 7 лет и уже в 1973 году ушла со сцены, посчитав, что раз их музыка не очень нужна, то и нафиг надо! И этот факт вызывает крайнее удивление после прослушивания данного сборника.
         За время существования, они записали 6 потрясающих альбомов и пару концертников. Все эти записи, звучат весьма актуально и сейчас. Жаль, что зачастую изначально талантливые и яркие проекты, не выдерживают тяжести недопонимания общественности и не осознают до конца своей несомненной гениальности. А ведь мнение людское так переменчиво, так зыбко! И ориентироваться на него, как на главный двигатель своего развития - глупо и безнадежно.
          Самое главное - это вера в себя и свои силы, несмотря ни на что. Спасибо тем людям, благодаря которым мы можем сегодня знакомиться с музыкальными героями прошлого. Пусть и забытыми. От этого факта блеск их деяний ничуть не померк и не пропал в пустоте.

24. Рецензия на фильм «О чем говорят мужчины».

«Пусть говорят!»

         Я большой поклонник театра Квартет "И" и группы БИ-2. Я смотрел все спектакли и 2 предыдущих фильма театра и само собой слушал все альбомы Левы и Шуры. Поэтому, мне наверно и карты в руки!
          Фильм снят по мотивам спектакля "Разговоры мужчин среднего возраста о кино, женщинах и алюминиевых вилках". Главное преимущество кино перед театром состоит в том, что, в фильме, возможно, показать то, что в спектакле только обговаривается.
          Данный фильм тому яркий пример. В спектакле Леша, Камиль, Саша и Слава именно что говорят, говорят. А в фильме все их мысли, мечты и многие разговоры получают визуальное воплощение. И это здорово, конечно! Опять же, в данном спектакле участвуют только они четверо, а в фильме замечательно сыграли их друзья, известные актеры и актрисы.
          Фильм просто отличный! Полтора часа позитива. Большая часть диалогов и фраз из него уже разошлась на цитаты! И это не удивительно! Ведь это все о нас, о нашей с вами жизни! Давно в России не выходило столь ярких и самобытных комедий.
         Что касается музыки, то Лева и Шура записали не просто саундтрек, а полноценный новый альбом, некоторые композиции из которого вошли в фильм. Пластинка, равно как и фильм заслуживает самого пристального внимания. Она получилась более лирической, чем, к примеру, предыдущая "Лунапарк" и более личной. В общем-то, когда я только услышал об этом проекте и кто его делает, я сразу был уверен, что этот уникальный творческий альянс талантливого театра и одной из самых качественных групп в нашей музыке, закончится блестяще. Браво, ребята!

25. Рецензия на фильм «Загадочная история Бенджамина Баттона».

«Загадочная история любви» 

        Дэвид Финчер всегда снимал разные фильмы. Он автор "Семи" и "Бойцовского клуба". Он автор "Зодиака". Его новое творение - фильм грандиозный. Во всех смыслах.
       Фильм повествует о целой жизни человека, который волею судьбы родился стариком, и все его развитие шло наоборот. Поэтому фильм получился продолжительным по времени, но благодаря качественной работе оператора и режиссера, в фильме нет провалов или лишних моментов. А поэтому он смотрится на одном дыхании.
      Что стало лейтмотивом всей жизни Бенджамина Баттона, которого блестяще сыграл Бред Питт? Да, конечно, любовь! Что же еще?! И в этом плане ему повезло на все сто.
       Его отверг отец в младенчестве, посчитав, что он - чудовище. Но он попал к женщине, которая была столь добра, что вырастила его, выходила, и он вырос в красивого мужчину, который полюбил и пронес через всю жизнь любовь к девочке, а потом к женщине в исполнении Кейт Бланшетт. И эта любовь в итоге стала взаимной. И они пронесли ее до конца своей жизни, несмотря на сторонние увлечения и разочарования.
       Очень трогательная, глубокая история получилась у Финчера. И жаль, что "Оскар" за лучший фильм 2008 года ему так и не достался. Его отдали невразумительному, зато политкорректному "Миллионеру из трущоб", хотя по праву он должен был достаться именно "Баттону".

26. Рецензия на книгу Ильи Стогова «2010 A.D.».

«Как бороться с кризисом»

        Кризис бывает разный - экономический, политический, творческий. Лично мною весьма уважаемый Илья Стогов не писал романов 6 лет. Почему? На обложке, в своем авторском рефрене он отмечает, что его де тошнит от романов и все такое. Я убежден, что это лукавство. Просто у Ильи был творческий застой, вот и не писал. Со всеми авторами случается такое.
        И вот вышла новая книга. По своей форме весьма необычная. Истории из жизни самого автора чередуются в ней с новостями. Новости взяты из реальной жизни и адаптированы для книги. Хотя подобная форма изложения привычна для Стогова, как для профессионального журналиста. Он в большей степени всегда славился как публицист, чем как автор чисто художественной литературы. А также он непревзойденный мастер роад-романов.
       В этой книжке есть элементы всех его излюбленных литературных приемов. А главное - это язык изложения. Простой, но в то же время наполненный яркой образностью, иронией и какой-то грустью, зачастую скрытой за ернической ухмылкой. Думаю, что эта книжка - определенный переход к чему-то новому, а уж никак не халтура, как тут несправедливо охарактеризовал ее один из рецензентов.

27. Рецензия на фильм «Бойцовский клуб».

«Взрыв сознания»

        Когда я впервые увидел этот фильм, еще на кассете от "Лазер-Видео" 12 лет назад, он навсегда перевернул мою жизнь и смешал с говном наносные ценности в моей юной душе. Тогда я понял, что не все так идеально, и не надо тешить себя пустыми иллюзиями, а надо действовать, делать то, что считаешь действительно важным, потому что твоя жизнь ничего не стоит, и может кончиться в любой момент. А все остальное...
       "Твоя работа - это не ты сам, как и твой счет в банке! И твой бумажник! И твоя одежда! Мы лишь пляшущие кучки испражнений жизни!", "Послушайте, ублюдки, вы не идеальны, неповторимость снежинки - это не про вас! Вы - лишь кучка поющих и пляшущих отходов жизни!". Цитировать можно долго.
       С тех пор я прочитал многие книги Чака Паланика, по роману, которого поставлен этот фильм. И скажу вам вот что... Эта экранизация в исполнении режиссера Дэвида Финчера - одна из лучших экранизаций литературного произведения в истории кино. Это как раз тот редкий случай, когда фильм не кажется лишь убогой обрезанной копией романа.

28. Рецензия на книгу Виктора Пелевина – «Ананасная вода для прекрасной дамы».

«Ни войны, ни мира!»

         Пелевин в последние годы радует нас регулярными новыми книгами. Раз в год мы ждем его новых произведений. И он не обманывает ожиданий. Не могу сказать, что эти книги всегда удачны, а долгие их ожидания оправданы. Ну, да кто из нас идеален во всем и всегда? Правильно, никто.
         Новая книга Пелевина, несомненно, удачна. Виктор Олегович, кто бы, что про него не говорил - наиболее адекватный писатель новейшего времени, в котором мы все живем. В его, на первый взгляд бредовых и абсурдных произведениях, раскрывается суть нового времени и нового мира.
         Мира во многом искусственного, наполненного страхом и наносными истинами, которым грош цена! Мира, в котором нет места ни войне, ни миру в чистом виде. И подвигу нет места, и настоящим героям тоже.
         Семен Левитан и Савелий Скотенков - несомненные герои нового времени. Они вынуждены играть по чужим правилам и совершать подвиги, о которых никто никогда не узнает, во имя чьих-то частных корыстных интересов. Они пытаются вырваться из этого круга, но у них ничего не выходит, и выйти никогда не может. В мире, в котором всем правят технологии и системы контроля, ты не свободен изначально.
        Данная книга и ее сюжеты удивительным образом перекликается с легендарным произведением Чака Паланика - "Бойцовский клуб". Там тоже о том, насколько мы все несвободны, в насколько искусственном мире мы все живем, в котором ни тебе глобальной войны, ни глобальной депрессии. О том, что наша война - духовная. А наша депрессия - наша судьба.
        Пелевин успешно эксплуатирует им же созданный стиль - уникальный симбиоз фантастики, философского трактата и ироничной прозы. Новая книга раскрывает очередную грань его творчества. В первую очередь это касается произведения про созерцателя тени. На фоне всех других героев книги, Олег, кажется наиболее адекватным и мудрым. Он пытается постичь смысл Всего. И главное - смысл жизни человека, его место в мире. Открытие это нельзя сказать, что радует. Версия, изложенная в этом произведении Пелевиным, кажется вполне жизнеспособной и не лишенной рационального зерна.
       Что же касается названия данного сборника, то обмануть оно может только людей, не знакомых с творчеством Виктора Олеговича. Пелевин всегда любил давать названия своим книгам по принципу китайской шкатулки. Название одно, а открываешь, начинаешь читать - там совсем иное. Так уже было в случае с его сборниками "ДПП" и "5П". Так есть и на этот раз. Название книги в данном случае не отражает его сути и ни к чему не обязывает.

29. Рецензия на книгу Ильи Стогова – «Путеводитель по звездам».

«Звезды стали ближе»

         Илья Стогов - хороший писатель. Он умеет писать нескучно, о самых бы казалось нудных вещах. Вот и в этот раз ему удалось рассказать о космосе, звездах, созвездиях, галактиках и прочих жителях Вселенной занятно и со свойственной ему иронией.
         Книга содержит массу интересной справочной информации, фотографии, схемы, карты звездного неба и гравюры. Весьма полезная книга для всех тех, кто не глядит себе под ноги, а часто устремляет взгляд в небо. Здесь вы найдете ответы на следующие вопросы: в какое время года лучше всего наблюдать те или иные созвездия и небесные объекты, как зародилась Вселенная, в чем особенности того или иного космического объекта и как они влияют друг на друга. А также, возможно впервые в жизни вы узнаете, что все космические объекты находятся в состоянии беспрерывного движения в пространстве, вокруг других объектов и вокруг своей оси.
        Читаешь, и тихо обалдеваешь от количества приводимых лет и реалий космической жизни. И начинаешь понимать, что ты, в сущности - песчинка в огромном, прямо-таки безбрежном космосе! И вся твоя жизнь - лишь мгновение на фоне жизней звезд и галактик.
        Полезная книга для всех тех, кто страдает гигантоманией и манией величия. Ребята, расслабьтесь! Что вы и ваши деяния в сравнении с силой кометы или даже самого маленького метеорита!
        Да! Также книга будет полезна для всех любителей гороскопов. Правдолюбец Стогов откроет глаза на то, как они делаются на самом деле!

30. Рецензия на книгу Леонарда Коэна – «Избранные стихотворения».

«Принц меланхолии, как он есть»

        Леонард Коэн известен в России, прежде всего, как музыкант и певец. Популярным он стал у нас после того, как приобрел широкую известность культовый фильм Оливера Стоуна - "Прирожденные убийцы", снятый, между прочим, по сюжету Квентина Тарантино.
        Именно песни Коэна, придали этому жесткому боевику, не лишенному впрочем, философского наполнения, особый шарм.
        7 октября 2010 года, Коэн посетил с концертом Москву. Я там был и должен вам сказать, что при всем обилии у него действительно прекрасных песен, наша публика больше всего радовалась и подпевала, как раз песням из этого фильма. Впрочем, песни-то эти не менее прекрасные, чем все остальные в его репертуаре.
         Но начинал свою карьеру Леонард именно в качестве поэта. Было это уже давно, в конце 50х годов прошлого столетия. С тех пор он издал много чего - сборники стихов, два романа, целый ряд музыкальных альбомов.
        Я очень рад, и честно говоря, удивлен, что сборник его лучших стихов, причем в достойном переводе, издали и у нас. Мне кажется, что в настоящее время поэзия в России, по крайней мере, в печатном виде, не особо востребована, а точнее вообще не востребована. Классика, понятно, не в счет. И вдруг - книжка стихов Коэна!
       Потом я посмотрел, что за издательство решилось на такой рискованный шаг. Издательство находится в Томске. Видимо, в глубинке, подальше от столичного рынка, суеты и гламура, люди еще способны на такие шаги. Там люди еще не променяли чувство хорошего вкуса и культурологическое чутье на задачу ежесекундной легкой наживы. Это для столичных издательств литература - просто товар. И она должна соответствовать представлению этих издательств о товаре, она должна быть ширпотребом. Поэтому честь и хвала книгоиздателям из русской глубинки! Кстати, отзывы на обложке о книге написали АК Троицкий и Виктор Пелевин.
       Достойная и разнообразная поэзия выдающегося канадского артиста и писателя, не оставит равнодушным никого. Есть в ней такая светлая грусть и меланхолия, которая так близка русскому человеку

31. Рецензия на сборник фильмов Алексея Балабанова.

«К вопросу о брендах»

       В одном из своих интервью, Никита Михалков, на вопрос, почему он согласился сниматься у Балабанова в фильме "Жмурки", ответил, что Балабанов - это бренд. С этим сложно спорить. Но, как мы с вами знаем, бренд не всегда отражает что-то хорошее или по-настоящему ценное. Чаще всего - это раскрученная марка, качество которой весьма сомнительно. Но данная характеристика, безусловно, не может быть применена в данном случае.
       Не может, потому как творчество Алексея Балабанова, режиссера и сценариста, неоднозначно и разнообразно. Взять хотя бы данную коллекцию. Здесь вы найдете два уже классических боевика "Брат" и "Брат 2", благодаря которым Балабанова многие по праву начали именовать русским Тарантино. Изящную драматическую стилизацию под фильмы начала 20 века - "Про уродов и людей" и весьма спорный фильм "Война".
       Пожалуй, главное достоинство фильмов Балабанова - это то, что они всегда вызывают споры, причем ожесточенные. И их нельзя оценить однозначно. Так или иначе, лично для меня, фильмы, которые содержатся в этой коллекции - наиболее любимые в фильмографии режиссера. По крайней мере, опять же лично для меня, они куда интереснее с художественной, философской и эстетической точки зрения, чем скажем откровенная чернуха "Груза 200" или в общем неплохие, но лишенные всякой иронии "Жмурки". Но, ведь даже и Мастер не всегда безупречен.

32. Рецензия на альбом группировки Ленинград – «Аврора».

«Аврора дала залп!»

         Последний на сегодняшний день студийный альбом незабвенной группировки ЛЕНИНГРАД, которая недавно собралась после 2-х летнего перерыва и обещает сотрясти обе столицы концертной программой "Снова живы для наживы!".
          Что же касается этого альбома, то он является одним из лучших в их дискографии и вообще одним из лучших в российской музыке. Своего рода апофеоз. В нем ребята выложились как никогда и их стиль - сочетание ска, панка, блатняка, хип-хопа и рок-музыки здесь вылился в гармоничный блок сверхэнергичных песен о жизни.
        Сергей Шнуров, кто бы и что там себе не считал, является одним из лучших поэтов-песенников на сегодняшний день, со своим особым языком и образом мысли. А если учесть, что группу в основном любит интеллигенция, а отнюдь не маргинальная общественность, то все становится на свои места.
       "Шнур" в своем сценическом и поэтическом образе является воплощением того, к чему стремятся в душе многие "очкарики", но у них просто не хватает на это духу. Поэтому альбомы и концерты ЛЕНИНГРАДА - всегда являлись для них своеобразным островком свободы от комплексов и условностей.

33. Рецензия на альбом проекта АУ – «С особым цинизмом».

«Последний настоящий русский панк»

         Легенда российской музыки Андрей "Свин" Панов, лидер коллектива АВТОМАТИЧЕСКИЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛИ, известных так же, как Аркестр АУ и просто АУ, по праву может считаться первым и единственным настоящим русским панком.
        Он начал свою музыкальную, подрывающую моральные и социальные устои деятельность еще в 1979 году, в Питере. Он пел, как жил и жил, как пел. Нет, он не был революционером по своей природе. Он просто выплескивал из себя все то, что считал нужным, что наболело, что он считал неправильным. Он кривлялся и ерничал, он кричал и шептал. Он был прирожденным фронтменом.
        Он плевать хотел на популярность, давая редкие и часто подпольные концерты, а записи выпуская и того реже. Он спускал свою жизнь. Вместо этого он пил и пел, пел и пил. В 1998 году его не стало.
        Большая часть записей АУ увидела свет уже после смерти "Свина", по сути последнего настоящего русского панка, незаурядного поэта и шоумена, который, как и многие другие гении до него и после него, ушел из жизни уважаемым, но, в общем-то, не признанным. А жаль...
        Этот альбом - один из лучших у АУ. Здесь все четко записано и хорошо слышны тексты. Кроме таких хитов, как "Тошнит", "Соловей" и "Не зарекайся", есть также два отличных экспериментальных бонуса.

34. Рецензия на фильм «Полторы комнаты или сентиментальное путешествие на Родину».

«Грусть моя светла»

        На мой взгляд, это один из лучших российских фильмов последнего времени. В нем есть все - смех и слезы, любовь и расставание, прекрасная поэзия и музыка. Фильм основан на биографии Иосифа Бродского, великого поэта и писателя.
        Фантазия этого фильма состоит лишь в том, что на самом деле, Бродский, так никогда и не вернулся в родной Ленинград и нашел упокоение в США. А в фильме он все-таки совершает эту поездку, чтобы навеки остаться здесь, возле своих горячо любимых родителей, которых блестяще сыграли наши нестареющие ветераны Алиса Фрейндлих и Сергей Юрский.
        В ходе этой поездки, он вспоминает свою жизнь, начиная от самого детства до зрелости. Фильм красиво снят, в нем широко использована занятная мультипликация, что придает картине элемент гротеска и придает ее общему лирическому повествованию некоторую живость.
        Григорий Дитятковский, как мне кажется, блестяще вжился в противоречивый образ Бродского, по сути, довольно несчастного человека, который олицетворяет собой пример того, как творчество, становится одновременно благословением и трагедией всей жизни для творца.

35. Рецензия на альбом группы Depeche Mode – «Sounds of The Universe».

«Музыка вне времени»

        Депеши, следуя устоявшейся многолетней традиции, с чисто английской пунктуальностью, выдали новый альбом спустя 4 года после предыдущего.
        Я и не ожидал, что они запишут что-то проходное. Я думаю, что люди с таким стажем в музыке, не могут позволить себе выпустить какую-то чушь, как несправедливо окрестил альбом один из моих коллег-рецензентов.
        То, что делают Депеши, стиль, законодателями которого они были, с годами не только не стареет, но развивается. Сейчас появилось множество программ для компа, с помощью которых можно самому делать композиции аля-Депеши, но все равно такого качества, разумеется, не получится.
        Депеши - единственные в своем роде. У них давно сложилась волшебная формула, состоящая в первую очередь из дуэта композитора и поэта Мартина Гора и вокалиста Дэйва Гэена. Они настолько гармонично подошли друг к другу, что даже на первый взгляд не слишком удачные мелодии, вытягиваются за счет экспрессивного вокала Гэена, который все-таки является главной жемчужиной их песен. Сладкоголосый Гор прекрасно это понимает, поэтому и поет традиционно только одну песню на каждом альбоме.
        Новый альбом нисколько не разочаровал. А что до его оформления... Ну, так Депеши никогда особо и не отличались помпезностью оформления альбомов. Им это не нужно.

36. Рецензия на собрание сочинений Михаила Жванецкого в 5 томах.

«Калейдоскоп Жванецкого» 

         Михаил Михайлович Жванецкий, на мой взгляд, лучший писатель-сатирик России. Его тонкое чувство юмора, непревзойдённая наблюдательность, переплетённые с недюжинным интеллектом, рождают поистине злободневные зарисовки из самых разных областей нашей жизни. Ничто не укроется от взгляда и пера сатирика!
         Что касается самого издания, то оно вполне достойное. Твердая обложка, качественная бумага, много рисунков между текстами. В общем - читать не скучно и даже весьма занятно. Читая это собрание, вы поймете, насколько многогранен Жванецкий - от откровенно стебных монологов до монологов-трагедий. Но все равно, в каждом произведении сквозит его неповторимый дух, его язык и его немного грустная улыбка. И, конечно же, его неизменный потертый портфельчик.

37. Рецензия на фильм «Царь».

«Легко ли быть царем на Руси?»

         Я думаю, что всеми теми рецензентами, которые пытаются доказать, что царь Иоанн, получивший в веках прозвище "Грозный", заработал его незаслуженно, движет желание обелить жизнь и ее реалии лично для себя. На самом деле, уважаемые друзья, жизнь полна несправедливости и жестокости. И на Руси ее было всегда больше, чем где-либо. Так что пора уже сорвать ваши гламурные розовые очки и посмотреть жизни в глаза, как бы страшно это не было!
        Я не думаю, что Павел Лунгин задумывал свой фильм, как чисто исторический документ. Просто на примере образа Иоанна и особенностей его правления, он хотел показать к чему может привести тирания и деспотизм по отношению к своему народу. До чего может довести безумная жажда власти - фобии, страхи, безмерная жестокость и презрение к чужой жизни. Малейшее подозрение в свободомыслии приводит его виновника в казематы на долгие и страшные мучения, а затем к казни.
        Петр Мамонов, как никто достоверно создал образ Иоанна - бесноватого, противоречивого, жестокого, и в то же время такого страшно одинокого человека, который ночью молился Богу, а днем грешил, беспощадно изводя свой народ, считая себя при этом царем-праведником.
        Олег Янковский также хорошо создал образ митрополита Филиппа, противостояние Иоанна с которым и занимает большую часть пространства данного фильма. Хотя, как мне кажется, этот актер мог сыграть и лучше, но видимо сказалась болезнь.
        Я воспринимаю этот фильм, как предупреждение нынешним и последующим правителям Руси. Хватит уже мучить наш многострадальный народ! Во все века его гоняли, репрессировали, запугивали, задавливали. Дайте нам уже ЖИТЬ! Дайте уже вздохнуть полной грудью!
       Что же касается художественной ценности фильма, то он в этом плане, на мой взгляд, проигрывает "Острову", хоть снимался в Суздале и окрестностях. Хотя, опять же, не стоит забывать, что в предыдущем фильме режиссера, история была все же светлая, а здесь изображена одна из самых мрачных страниц в истории нашей страны.

38. Рецензия на книгу Боба Джека - «Por-no!».

«Будь моим тренажером!»

        Книга, в прошлом простого паренька Сергея, который силою обстоятельств, стал порно-магнатом Бобом Джеком. А знаете, благодаря чему в первую очередь он им стал? Благодаря своей жене Тане Тане, которую он благословил трахаться напропалую, а сам подсматривал за ней через прозрачную дверь в их квартире и с режиссерского кресла.
        Вуайеризм чистой воды! Жена его просто так не возбуждала, потребовалось вот все это. Если кого-то интересуют тонкости производственного процесса, как происходит отбор актеров и актрис, а также прочие "атмосферные" моменты, то здесь их почти нет.
        Красной нитью через всю книгу проходит рассказ о семейной жизни Боба и Тани. Ничего особо интересного в жизни семейных пар из мира порно, оказывается, и нет. Все та же рутина с разборками, как бы изменами и проч.
       Странным мне показался факт того, что Серега, обладатель нескольких порно-Оскаров, рассказывает о себе, как о чуть ли не праведнике от порно. Если принимать за чистую монету все, о чем он тут рассказал, то у Тани было 3000 мужчин за время жизни в порно, а у него от силы пять женщин. И при этом он несколько раз повторяет, что у него де большоооой!
       Как пацан закомплексованный, ей-богу! Неонозначная, нервная книженция. Америку никакую он тут не открыл. И даже после того, как дочитываешь книжку, ты ему не завидуешь, а становится жаль этого простого парня Серегу.
      А может, именно такого эффекта он и добивался? Многие мужчины с комплексом неполноценности, любят, когда их жалеют даже больше секса и прочих удовольствий.

39. Рецензия на фильм «Миллионер из трущоб».

«Сказка - ложь, да в ней намек»

       Дэнни Бойл - классный режиссер, снявший в свое время культовое альтернативное кино "На игле", выдал политкорректную жвачку про ужасы жизни в Индии, несчастную любовь и небывалую удачливость. За что и получил "Оскара".
      А как же! США у нас теперь стараются везде подчеркнуть, что надо поддерживать страны третьего мира, им надо помогать! В итоге этот, в общем, очень неприятный для просмотра фильм, обошел такой шедевр, как "Загадочная история Бенджамина Баттона" Дэвида Финчера, который по праву заслужил эту награду.
     И дело даже не в этом! Вообще мало понятна шумиха вокруг этого фильма. По большому счету - о чем он? И кому адресован? Такая жесткая сказка, со счастливым концом. Но после просмотра фильма возникает всего один вопрос - ну и что?

40. Рецензия на роман Дмитрия Глуховского – «Метро 2033».

«Снимая шляпу»

      Мне книга понравилась. Глуховский очень точно выбрал тему и не прогадал. Метро - такое знакомое каждому, кто живет в Москве или любом другом крупном городе место. Но что мы о нем знаем? На самом деле - почти ничего.
      Как устроены тоннели, какие потайные ходы и лазы в нем имеются, что происходит в многокилометровых подземных недрах, когда движение поездов замирает в ночные часы?
      Глуховский поселяет остатки выживших после атомной войны людей именно в метро. Они начинают извечную борьбу за выживание. Здесь появляются новые проповедники, новые нацисты, новые революционеры и язычники. Все они хотят власти и в то же время все борются за жизнь с чудовищами, порожденными радиацией и с самим метро, которое полно загадок и страшных тайн.
      Занятный сюжет, хороший слог, интересные философские размышления. Всем бы молодым авторам такой качественный и такой бьющий точно в цель дебют! Снимаю шляпу перед автором!

41. Рецензия на книгу Владимира Сорокина – «Трилогия».

«Ледяные сердца»

      Что и говорить, Трилогия меня потрясла. Весьма интересная теория образования Вселенной и места человека в ней. Все мы - лишь мясные машины, смысл жизни которых состоит в услаждении своего тела. Не могу не согласиться с таким, может на первый взгляд безрадостным взглядом на людей.
      Ребята, если среди вас есть чистоплюи и человеколюбы - не читайте книги Сорокина и эту особенно. Она вам не понравится. Сорокин пишет для людей думающих, для тех, у кого глаза не смотрят на мир сквозь розовые очки. А все остальные могут читать что попроще - Донцова и т.д.
       Каждый сам выбирает для себя - быть думающей мясной машиной, которая быть может до чего-то в итоге и докопается или же просто живущей и воспринимающей все как есть мясной машиной. Второе существование, конечно проще. Но зато насколько скучнее!

42. Рецензия на альбом группы ТАРАКАНЫ! – «Бой до дыр».

«И дольше века длится бой!»

         Что мне всегда симпатизировало в российских панк-группах, помимо драйвовой музыки и классных (хотя и не всегда) текстов, так это хорошая фантазия, и стремление каждый свой альбом превратить в шедевр дизайнерской мысли. Опять же - тексты у них почти всегда в буклете присутствуют. Не то что у многих других!
       ТАРАКАНЫ! в этом плане никогда не были исключением. И новый их альбом тому подтверждение. Оформление его заслуживает всяческих похвал! Много вспомогательной информации, фактурное фото самой группы, комиксы на тему песен альбома. А также, видимо исходя из названия альбома, он насквозь пронзен декоративным пулевым отверстием. В общем - не пластинка, а какая-то игрушка для взрослых!
      Что до музыкального содержания, то это классический панк-рок, местами с элементами ска-панка. Дима "Сид" Спирин и Ко хороши и убедительны как никогда. Местами они злобно критикуют, местами стебутся, местами позволяют себе пококетничать на тему своего возраста: "Мне - 33, тебе всего 16!". Можно подумать, что 33 - это такой уж великий возраст! К тому же, я сам, как человек уже перешагнувший 30-летний рубеж, могу сказать, что многие в 16, отдыхают в сравнении с моими сверстниками!
       Единственная претензия - к звуку альбома. Голос как-то прописан глухо. И музыка словно бы плоско записана. И это не смотря на то, что сведение пластинки производилось в Германии. Но, как бы то не было, это уже мелочи.

43. Рецензия на альбом проекта THEODOR BASTARD – «Суета».

«Суета побеждена!»

       Проект ФЕДОР СВОЛОЧЬ давно и прочно востребован в Европе. А в России выступает мало и то в небольших клубах. Нет пророка в своем отечестве, что уж тут поделать!
       Данный релиз является концертным сборником. В нем наглядно продемонстрирован потенциал группы и ее участников. Космическая музыка! Лично для меня прямая аналогия - творчество группы DEAD CAN DANCE. Музыка погружения, медитации, нирваны. Обволакивающий вокал Яны Вевы уводит за собой в межзвездные дали. Есть песни на русском, английском и арабском языках. Хотя для этих композиций слова не играют большой роли. Они их неотъемлемая часть и не акцентируют внимание на себе. 
      Кто-то называет это готикой, кто-то трансом. Я думаю, что стилевые ограничения тут неуместны. Они просто ничего не объясняют. Это музыка вне времени и пространства.

44. Рецензия на фильм «Просто хочешь ты знать».

«Совсем другое кино о Викторе Цое»

        Я много читал об этом фильме до его официального выхода. И ожидал, что он будет непохож на все то, что ранее выходило в кинематографе, посвященное Виктору Цою. Так и получилось.
        Олег Флянгольц (режиссер, клипмейкер) снял необычный фильм-фантазию по мотивам ранних песен Виктора. И меня лично это очень радует, поскольку, я, будучи поклонником группы КИНО со стажем, и начинавший с альбомов "Группа крови" и "Звезда по имени Солнце", а также песни "Хочу перемен", с годами больше полюбил романтический период его творчества.
        А в данном фильме как раз использованы лучшие образцы романтики Цоя - "Музыка волн", "Дождь для нас", "Генерал" и др. Здесь нет хроники и концертных нарезок. Весь фильм построен по принципу видеоклипа, состоящего из разрозненных, ярких, объединенных единой идеей кусочков.
       Песня "Весна" превращена в полноценный клип, в котором кроме оцифрованного Цоя, участвуют оцифрованные же коты, которые улыбаются и танцуют. Очень светлое кино! Какое-то теплое чувство остается внутри после его просмотра...
       Так получилось, что это был последний проект вдовы музыканта Марьяны Цой, посвященный ее любимому мужу. Вскоре после окончания работы над ним, она последовала за Виктором. А за ней вскоре ушел ее последний гражданский муж, музыкант и автор множества ремиксов на песни Цоя - Александр Аксенов, более известный, как Рикошет...
        Грустное кино... Но при этом очень доброе и если даже вы не большой поклонник песен Цоя, уверен, что он вам понравится. Это фильм не только о Цое. Он о Питере, об искусстве, о любви, о светлых сторонах жизни... Позитивное кино!
       И еще одно... Виктора нет с нами уже 20 лет... А как будто и не было этих лет! Его песни все также отражают суть этого мира.

45. Рецензия на фильм «Предел контроля».

«На любителя Джармуша»

       Самое странное и скучное кино от Джима Джармуша. Хотя он всегда славился своеобразием стиля и нестандартным подходом к съемке. Лично я очень люблю его фильмы - "Ночь на Земле", "Кофе и сигареты", "Сломанные цветы".
       Но данный фильм он какой-то... Не знаю... У меня создалось впечатление, что Джиму уже пора было выпускать новый фильм, а хороших идей не хватало. Поэтому он искусственно растягивал многие моменты, чтобы увеличить хронометраж. А может, денег не хватило на съемку каких-то занятных и оживляющих действо моментов.
       Главный герой вообще лишен каких-либо чувств. У него одно и то же выражение лица, когда он пьет свое неизменное кофе, когда занимается цигун и когда лежит рядом с абсолютно голой девушкой, роль которой в этой истории так и осталась непонятной. А главный герой так и остался невозмутим в отношении ее прелестей.
       Может, в этом и был смысл? Такой стойкий оловянный солдатик, борец со всемирным Злом, воплощением которого в этом фильме выступает герой Билла Мюррея. Или Джармуш просто хотел показать, что борьба с реальным Злом происходит без шума и пыли, в довольно скучной обстановке, когда некоторые люди играют в шпионов, передавая друг другу, читая и съедая записки? Сложно сказать.

46. Рецензия на альбом Майкла Джексона – «The Essential».

«Король умер. Да здравствует Король!»

       Майкл Джексон - фигура одиозная, неоднозначная и даже после его смерти страсти вокруг его имени не утихают. И жаль, что они имеют отношение преимущественно не к его творчеству, а к его личной жизни.
       Я уверен в том, что ни один человек в мире так и не познал его сущность до конца. Кем он был? О чем мечтал? К чему стремился? В последние годы жизни он все меньше пел и все больше мелькал в грязных светских хрониках, но вряд ли это было вызвано стремлением подогреть, таким образом, свою популярность. В конце концов, он же не Мэрелин Мэнсон, чтобы зарабатывать баллы на скандалах!
       Он пел хорошие песни. Они были разными в разные годы его деятельности. Они были качественными. Такой сценической пластикой, какая была у Джексона, не может похвастаться никто из певцов.
      Лучшие его песни представлены на этом сборнике. Одно можно сказать уверенно. Если Элвис Пресли - неоспоримый Король рок-н-ролла, то Майкл Джексон - Король поп-музыки. Он им был и им останется по праву, независимо от того, что там еще нароют в его грязном белье.

47. Рецензия на фильм «Гарри Поттер и Принц-полукровка».

«Как становятся параноиками» 

         К шестому фильму, Гарри Поттер все больше начинает напоминать параноика с манией преследования. "Воландеморт! Я тя не боюююююсь!" - кричит он на каждом углу. "Дай я тебя поймаю и отшлепаю, негодяй!". И крики его все истеричней.
         И немудрено! Столько лет, на протяжении пяти фильмов ему все твердят, что Темный лорд его найдет и поимеет. Тут от мании преследования свихнуться недолго! В новом фильме все следят за всеми, волшебства почти что нет вообще, зато много визгов, писков, страхов и интриг.
        И все это происходит почти в полной темноте. И качество издания тут не при чем. Оно как раз таки на высоте. Именно за него я накидываю пару баллов нулевому фильмецу. Просто фильм так снят. Я его и в кинотеатре смотрел, поэтому знаю, о чем говорю.
        Но качество издания не спасает сам фильм, в котором все высосано из пальца. С грустью вспоминаются первые три (на мой взгляд, лучшие) фильмы о приключениях Поттера и Ко. Там было много волшебства, много занятного. А в новом... Теперь я понимаю, почему Роулинг решила завершить эпопею о Поттере. Кризис на лицо.

48. Рецензия на альбом Дэвида Боуи – «A Reality Tour».

«Реальный Боуи» 

        Зарубежные музыкальные издания во многом предпочтительный, хотя бы из-за качества звука. Не знаю в чём тут дело, но импортные диски (и этот в частности), звучат лучше.
        Артиста Дэвида Боуи я знаю давно, но, как часто бывает, услышал значительно позже. И спасибо за это во многом хочу сказать БГ и его книге "Аэростат". Боуи - один из немногих артистов мирового уровня, который, несмотря на огромный опыт и внушительное наследие, не перестаёт удивлять.
        И сроду не скажешь, что этому человеку уже за 60! Данный концерт был записан в 2003 году, но выпущен в 2009. Думаю, такое решение было продиктовано тем, что скоро следует ожидать выпуска нового альбома Маэстро.
        В каком стиле работает Боуи? Сложно сказать... Да и какая разница? Песни хорошие. часто красивые, да и всё! Кстати, многие из вас знали, что песню "The Man Who Sold The World", которую в своё время исполнял Курт Кобейн, написал Боуи? Нет, не знали? А вы послушайте этот диск и услышите её и многие другие восхитительные песни в исполнении автора.

49. Рецензия на сборник мультфильмов Гарри Бардина.

«Авторская мультипликация»

      Посмотрев сборник мультфильмов знаменитого сценариста и режиссера Гарри Бардина, я к своему немалому удивлению, понял, что понятие «арт-хаус» может быть применимо не только к авторскому, некоммерческому кино, но и к мультипликации. И работы Гарри Бардина и его команды, тому яркий пример.
      Кроме известных всем мультфильмов «Летучий корабль» и «Дорожная сказка», Бардин создал такие произведения, как «Выкрутасы». Мульт о жизни человека, созданного из проволоки. И свой окружающий мир он создает, также пользуясь мотком той самой проволоки. Весьма оригинальная работа! Или мульт «Конфликт», главными героями в котором, выступают обычные спички, между которыми разыгрываются настоящие военные действия. Или «Адажио», в котором лично я усмотрел аллюзию на библейскую историю об Иисусе Христе. Или о любом другом человеке, который в силу своего дара или особенностей, выбивается из общей серой массы.
      В последние годы Бардин и созданная им студия занимаются производством кукольных фильмов и других, постановочных мультов, сознательно отказываясь от компьютерной анимации и делая все своими руками. Да, такой процесс производства занимает весьма продолжительное время, но зато каждый такой мульт – настоящая ручная работа и подлинное произведение искусства.
      Работы Бардина по праву отмечены призами на фестивалях анимационного кино в самых разных странах мира.

50. Рецензия на сборник мультфильмов Юрия Норштейна.

«Авторская мультипликация 2»

       Работы Юрия Норштейна, как и работы Гарри Бардина, являются подлинным арт-хаусом из мира мультипликации. Но если Бардин делал преимущественно мульты с некоторым социальным уклоном, то Норштейн был более склонен к философской, а зачастую откровенно сказочной тематике.
       Дебютировав в свое время с весьма серьезной работой «Сеча при Керженце», в которой впервые в истории мультипликации были задействованы лики православных икон, Норштейн пришел к экранизации сказок, таких как «Лиса и заяц» и «Цапля и журавль», а потом и филофских историй, со сказочным подтекстом – «Ежик в тумане» и «Сказка сказок». Последние две истории, рассказанные и показанные авторами неспешно, но чрезвычайно пронзительно, в разное время были признаны «Лучшими анимационными фильмами всех времен и народов» на различных международных фестивалях. 
       Так что нам, мои дорогие соотечественники, есть чем гордиться!

51. Рецензия на художественный сериал «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

«Сага о дедуктивном методе»

      Вы знаете, что такое идеальный художественный фильм? Из каких главных компонентов он складывается?
      Интересный сюжет, хорошая работа режиссера и оператора, ну и конечно хорошая игра актеров. Если все эти компоненты гармонично слились в произведении, то такой фильм можно смотреть бесконечно, и он тебе никогда не надоест. Мало того! При очередном просмотре, ты будешь находить какие-то новые нюансы, на которые ранее не обращал внимания.
      Все эти компоненты, несомненно, сложились при создании сериала Игоря Масленникова - «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Я смотрел этот фильм бессчетное количество раз, и буду смотреть всегда. При его создании было учтено все. Ничего лишнего. Каждый компонент, каждый образ точен и лишен какой-либо двусмысленности. А какие замечательные актеры в нем задействованы! Василий Ливанов, Виталий Соломин, Леонид Куравлев, Николай Караченцов, Рина Зеленая, Игорь Дмитриев, Борислав Брондуков, Олег Янковский, Никита Михалков и др. 
     Актеры настолько вжились в свои образы, что зачастую ловишь себя на мысли, что в жизни они наверняка занимаются тем же самым, чем и на экране. Ведь недаром Василий Ливанов в последствии получил специальную награду от королевы Англии за создание наиболее реалистичного образа Холмса.
     Нельзя не отметить прекрасную работу оператора Юрия Векслера, создавшего фирменный стиль данного фильма – картинка четкая, и как бы специально состаренная. Такое впечатление, как будто просматриваешь старинные фото. Но при этом все естественные цвета окружающей обстановки сохранены.
     Также нельзя не упомянуть гениальную музыку Владимира Дашкевича, ставшую визитной карточкой фильма.
      Так получилось, что Шерлок Холмс, наряду с такими литературными героями, как Конан-варвар и Остап Бендер, стал в итоге куда более известным и популярным, чем его автор. Часто слышишь высказывания того рода, что Холмс-то реально существовал, а вот существовал ли на самом деле Артур Конан Дойль – большой вопрос.  Вот так и рождаются исторические мистификации!
      Как бы то ни было, но истории о сыщике Холмсе и его дедуктивном методе, были и остаются лучшими детективами в мире. А фильм Масленникова, их лучшей экранизацией. 
 
      В качестве иллюстрации к данной публикации использован авторский фотоколлаж Александра Хлупина

Продолжение следует!