Игорь Грабарь

Улексия Миссосупова
Игорь Эммануилович Грабарь (25 марта 1871 – 16 мая 1960).
Игорь Эммануилович Грабарь родился 13 марта 1871 года в Будапеште, в семье русского общественного деятеля Э. И. Грабаря. В 1876 г. его родители, бывшие в числе сторонников славянского освободительного движения, переезжают в Россию.
Детство Игоря было нелегким. Мальчик часто разлучался с родителями, оставаясь на попечении чужих людей. С детства он мечтал о живописи, старался быть ближе к художественным кругам, посещал все выставки, изучал коллекцию Третьяковской галереи.
С 1882 по 1989 год  Грабарь обучается  в московском лицее, а с  1889 по 1895 в Санкт-Петербуржском университете сразу на двух факультетах – юридическом и историко-филологическом. После окончания университета, он поступил в петербургскую Академию Художеств.1895 году он обучался в мастерской Ильи Репина, где в это же время учились Малявин, Сомов, Билибин.
Лето 1895 года во время каникул, Грабарь путешествует по Европе, посещает  Берлин, Париж, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь. Его настолько восхищают творения величайших художников эпохи Возрождения, что он решает путешествовать дальше и просвещать себя.
Вернувшись в 1901 году в Россию,  художник был вновь  потрясен красотой русской природы. Он заворожен красотой русской зимы, восхищен «грацией» и «магнетизмом» волшебного дерева березы.
Иней И. Грабаря
Улекса фон Лу
                "Торжественное затишье,
                Оправленное в резьбу,
                Похоже на четверостишье
                О мертвой царевне в гробу."
                Б. Пастернак."Иней"
Эмаль и глазурь? Филигранные краски,
и тонок кистей каждый штрих,
здесь в пуантилизме кристалльные маски
берез, елей - лес весь затих.

Вуалями инея - линии веток,
из белых кораллов узор,
зимой околдован и кружева сеткой
накрыт лес, и радует взор

Резьба, кружева и гармония красок -
и кобальт с лазурью, и синь,
Прелюдия Баха в кристаллах прекрасна,
оргАны - берез хрустали.

И сказка идет, тихо дышит, сияет
под инеем тонкой резьбы,
Березовый лес в голубом одеяньи -
в завьюженных окнах избы.

Возвышенна тишь, и мазки филигранны,
глубок светлым фоном объем,
березы звенят на морозе, и грани
кристаллов мы взорами пьем.
Его восхищение Россией после долгой разлуки выразилось в картинах: «Белая зима», «Февральская лазурь», «Мартовский снег» и многих других.
Мартовский снег Грабаря
Улекса фон Лу
Тень крадется. Дева по воду.
Коромысло. Блик колодезя.
Будет счастье, вёдро полное,
снег томится и неволится...

Дева птицею - утицею,
ее крылья - коромысловы,
золотистый с синим спицами
шали снега вяжет мысленно.

"Ой, тропа - дорожка средь снегов,
приведет судьба ли к милому?
Дева-утица в расцвет годков,
будешь ли в разлуке сильною?"

Золотится снег, и тается
без обиды ему в ясный день,
сердцу кается - летается
по-весеннему, крадется тень...

Картина - И.Грабарь. "Мартовский снег"
Полотно «Февральская лазурь» художник писал с особой любовью и вложил в него часть своей души. Несмотря на сильный мороз, художник писал картину в вырытой им траншеи из снега.  Ему удалось создать новый образ русской природы.
Грабарь. Февральская лазурь
Улекса фон Лу
Врастает небо в ветви, и берез
крылатость - как взлетающие птицы,
взмывающая роща птицей грез -
небесных глаз взмахнувшие ресницы.

Березовая рощица - глазурь,
есенинский сюжет, почти библейский,
в штрихах и точках ветви вверх ползут,
взлетая ангельски в лазурь бессмертий!
В 1909 – 1914 годах Грабарь предстает перед нами как архитектор. По его проекту был построен  санаторий «Захарьино», находящийся под Москвой, архитектурный облик которого отразил увлечение Грабаря русским классицизмом и архитектурой Возрождения в Италии.
Рябинка Грабаря
Улекса фон Лу
Осень в России.
Яркости нот хоровод
в хоре гармоний.

В куполе сини -
блеск отражения вод.
Желтый с лимонным -

золото кружев листвы
тонкой березы.
Алых рябинок купин
гвоздики гроздьев.

Тонкой фигуры абрис,
золото в алом,
искренность или карприз,
в ветре устала?

Танец рябины -
Яркий костер куража,
неопалимость

Поля купины.
Стрелы лучей "витража"
неотразимы...
В 1910-1923 годах он отошел от живописи и увлекся архитектурой, историей искусства, музейной деятельностью, охраной памятников. Он задумывает и осуществляет издание первой «Истории русского искусства» в шести томах, пишет для нее важнейшие разделы, публикует монографии о Валентине Серове и Исааке Левитане.
В период с 1913 по 1925 год художник  возглавляет Третьяковскую галерею. Здесь Грабарь произвел реэкспозицию, разместив и систематизировав все произведения искусства в исторической последовательности. В 1917 году он издал каталог галереи,  который имеет значительную научную ценность.
Игорь Эммануилович является одним из основателей музееведения, реставрационного дела и охраны памятников искусства и старины. В 1918 году художник создает Центральную реставрационную мастерскую.
В 1926—30 Грабарь был редактором отдела изобразительного искусства Большой Советской Энциклопедии.
С 1924-го и до конца 1940-х годов Грабарь вновь возвращается к живописи, особое внимание уделяет портрету, изображая своих близких, ученых и музыкантов.
Березовая аллея Грабаря
Улекса фон Лу
Березовая аллея, чуть не розовая,
Проталина. Воздух теплеет.
Гроздь света, угрозы морозов нет,
и в душах - простор просветленья.

И боль не страшит, и заброшенность,
вперед побежишь без сомнения!
Весной новою огорошенность,
от нового чувства смятение!

Берез феофаново-грековы
библейские лики, иконные,
простите за дикость согретости,
безумие от окрыленности!

И кажется, что к возрождению
идешь в синь под тонкими ветками,
а синие тени решение
прочертят в снегу - "ты из клетки -вон!"

Бегу! Март смеется, и каркают
вороны, за рамою спрятавшись...
Лечу, временами помятая,
от мартовских вЕтров заплакавши!
В советское время Грабарь увлекся творчеством Андрея Рублёва и И. Е. Репина. В 1937 году он создал двухтомную монографию «Репин». Эта работа принесла Грабарю  Сталинскую премию. С 1944 Грабарь является директором института истории искусств Академии наук СССР.
Груши на синей скатерти
Улекса фон Лу
"Груши на синей скатерти" -
Орнаментальность чудесная!
Руки старенькой матери.
сказочное, детское...
Синее, желтое, красное,
что-то Яблочно-Спасово.
Времени дольки-разности
завтрашнего-вчерашнего.
Башни купин над пашнею -
веток ручьи извилисты.
Дерева рукопашная -
грушевая раскидистость.
Листьев и веток кружево -
мама со мною кружится.
Платье синее с рюшками.
Память барьер разрушила.
Груши на синем орнаменте -
скатерть квадрат-горошная...
Груши - свечи вчерашнего.
Рамки фото из прошлого.
Грабарь пользовался неоднозначной репутацией среди коллег. Многие называли  художника «Угорь Обмануилович Гробарь». Именно Грабарь пошел против воли П. М. Третьякова, который завещал оставить в неприкосновенности собранную им галерею, устроив в Лондоне выставку русского искусства, которая должна была быть продемонстрировать Советскую Россию миру.
Умер Игорь Эммануилович 16 мая 1960 года в Москве.

Использованы материалы сайта - http://bibliotekar.ru/k96-Grabar_Igor/