Ч. 7 Судьба златоустовских немцев

Владимир Врубель
 Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2011/03/26/91

               
 За первые 100 лет своего существования на Златоустовской оружейной фабрике изготовили более 3 млн. экземпляров холодного оружия.


 Иногда оно свободно продавалось, но для определённой категории лиц. Например, в 1863 году в «Морском Сборнике» было напечатано объявление о том, что в «Главном Адмиралтействе продаются морским офицерам изготовленные  в Златоусте клинки из литой стали для офицерских сабель по 1 рублю 40 коп каждый».

Забавно, что при этом, там же, в Адмиралтействе, револьверы системы Кольта продавались по 30 рублей «всем, без исключения, желающим».

В 80-х годах XIX века германские власти вдруг вспомнили о златоустовских немцах и потребовали, чтобы молодые люди отбывали воинскую повинность в Германии.

Немецкая колония после этого разделилась на две части: большинство вернулось в Германию, а остальные приняли российское подданство и постепенно ассимилировались среди местного населения.

С началом первой мировой войны улицы бывшей немецкой слободы переименовали в Большую Славянскую и Малую Славянскую. Дома немцев постепенно обветшали и разрушились.

На их месте появились избы, сады и палисадники сменились огородами с картошкой. От немецкой колонии осталось только воспоминание. В советское время избавились и от него.

Всякое упоминание о немцах – основателях производства златоустовского оружия было запрещено. Поэтому, не отрицая и ни в коем случае не умаляя заслуг русских оружейников, захотелось напомнить и о тех, у кого они переняли секреты мастерства.

И последнее. В советское время, и позже, на заводе продолжали изготавливать холодное оружие.

Наряду со штатным, изготавливали наградное и сувенирное оружие. Заводские умельцы делали, и всяческие художественные поделки из стали с золотыми и серебряными насечками, например, на сюжеты сказок Бажова.

Дорогие подарочные охотничьи ножи, сабли, кортики изготавливались для подарков высшим военным и высшим чиновникам, а также, конечно, всяким большим и малым партийным деятелям.

Однажды в печати прочитал, что наградной флотский кортик преподнесли некой пышнотелой думской даме.

Наверно чем-то заслужила.


                Конец