Ч. 4 Французы - помеха немецкому бизнесу

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2011/03/26/87

               
Контракт с условиями найма мастеров был утвержден Александром I в апреле 1812 года. Гартману предстояло ознакомить с ним мастеров. По мнению российского правительства, условия контракта исключали малейшие колебания оружейников:
иностранцев освобождали от рекрутской повинности и податей, дорога на территории России оплачивалась казной, жалованье начислялось с момента прибытия в Петербург.

Мастерам и их семьям предоставлялась бесплатная квартира, бесплатная земля для садов и земледелия, бесплатное сено, каждой семье дарили двух коров. Были продуманы вопросы религиозных обрядов, воспитания и обучения детей немецким традициям и порядкам.

В случае смерти мужа жене выплачивалась пенсия в размере половины жалования мужа. За каждого обученного русского работника мастеру выплачивалось 500 рублей ассигнациями.

По истечении пяти лет немцы могли вернуться на родину, либо продлить контракт, что приветствовалось правительством.

Однако произошло событие, которое едва не нарушило все планы. 12 июня 1812 года французские войска вторглись на территорию Российской империи, началась война.

 Тем не менее, миссия Гартмана считалась настолько важной, что даже после вступления французов в Москву, он получил указание приступить к ее исполнению.

 Всем российским посольствам в нейтральных странах выслали предписание оказывать ему всяческое содействие. Избежав множества опасностей, не раз рискуя жизнью, Гартман добрался до Золингена и встретился с оружейниками.

Но мастера не торопились принимать решение, слишком победные французские реляции приходили из России. Поездка капитана оказалась безрезультатной.

Тогда Эверсман сам предложил правительству свои услуги, уверенный, что сумеет уговорить немецких мастеров.

 После его доклада Комитет министров 13 мая 1813 года принял резолюцию: «Бывшему прусской службы берграту Эверсману для удобнейшего вывоза оружейных фабрикантов с мастерами и работниками, дозволить отправиться в Германию, выдав ему просимую сумму 700 рублей и 650 червонцев».

 7-го июля того же года ему вручили свидетельство на поездку в Германию и подробную инструкцию о порядке следования оружейников в Россию.

На этот раз российское правительство приглашало не только мастеров «белого» оружия, но и огнестрельного с фабрики в Эссене. Эверсман повторил опасный путь своего предшественника и благополучно прибыл в Золинген.

 Продолжение http://www.proza.ru/2011/03/26/90