Там, где начинается Россия. Цугольский дацан

Виктор Балдоржиев
Сколько миллионов людей было убито на земле из-за религиозной нетерпимости и сколько убьют еще! Иногда мне кажется, что Забайкалье единственное место на земном шаре, где религии дружат и мирно сосуществуют. Об этом, когда повсюду следуют одна за другой религиозные столкновения,  следовало бы знать сегодняшним правителям России и Сибири.
До революции в Чите были церкви, синагога, мечеть, буддийский дацан. С девяностых годов прошлого столетия я встречаю на улицах Читы американца, поэта Майкла Шипли, он – приверженец бахаи, есть в городе и кришнаиты, и пятидесятники, и баптисты, и шаманисты… Сколько религий и направлений даже трудно сказать. Вероятно, веротерпимость изначально у нас проповедовал буддизм.
Расскажем о Цугольском дацане, приход которого, в основном, составляют верующие буряты, проживающие вне автономий, а также люди разных национальностей близлежащих сел.
На эту тему писали разные авторы. Здесь публикуются сведения, собранные ими в разные годы.

В 1801 году на этом месте поставили юрту-дуган. Мы не знаем имени ламы поставившего дацан. Конечно, он слышал о предсказании и верил, что в этом месте построят дацан. Строительство же дацана началось в 1831 году… Сразу же за Оловяннинским мостом засверкают его золоченые крыши и ганжиры,  и покажется вам излука Онона таинственной и притягательной.
Так оно, конечно, и есть. Ведь Цугол стоит в распадке, который выбирали по всем канонам застройки ученые ламы. Потом он стал перекрестком караванных путей, паломников и кочевников. Он притягивал от берегов Ингоды и Онона, Шилки и Аргуни, Борзи, Газимура, Могойтуя, Аги, Ульдурги, Нерчи, Урулюнгуя. Со всех четырех сторон света! Будет связь с Гималаями, берегами Невы, Сены и Темзы…
Наверное, собрались однажды родовитые буряты во главе с Тугулдуром Тобоевым, который станет позже тайшой всех Агинских бурят, посовещались и, решив строить дацан, составили прошение официальным властям Сибири, которое и было удовлетворено. Свое благоволение на строительство Цугольского дацана Иркутский губернатор подписал 15 мая 1831 года. А в декабре 1832 году появилось предписание Иркутского губернского правления «Об ограничении влияния ламаистского духовенства», где черным по белому было написано: «объявить всем инородческим ведомствам, родовичи коих следуют буддийскому закону и где устроены дацаны, чтобы отныне и впредь до разрешения высшего начальства не осмеливались строить ни больших, ни малых дацанов и не входили бы с представлениями о исходатайствовании им дозволения на сие…»
Можно подумать, что Тугулдур Тобоев и его сподвижники были ясновидцами: будто знали о предстоящем предписании и заблаговременно добились официального разрешения на строительство, в 1931 году на Цугол потянулись мастеровые со всей Аги и Бурятии. Многие из них поднаторели в искусстве возведения дацанов в других местах. Например, Галсан-Доржо Жанаев, которого называли лама-строитель.
Прихожане активно жертвовали деньги, скот, продукты. Приезжали кочевники Ортуя, Кукулби, Могойтуя, Аги, Нерчи, Боржигантая, Бырки, с берегов Онона, Аргуни, Урулюнгуя. Как писал поэт о русских мастеровых, так и тут «ремешками схватив волоса, государевы зодчие фартуки наспех надели, на широких плечах кирпичи понесли на леса…»
И вот в 1834 году ламы, чиновники и простой народ: «Устраивали молебствие свыше двухсот лам и собралось и молилось около 3000 человек. Происходило в течение многих суток радостное торжество».  Так отметил это событие Тугулдур Тобоев в летописи хоринских бурят. Дацан назвали Даши Чойпэллинг.
А что же было с предписанием 1832 года «Об ограничении влияния ламаистского духовенства»? На самом дело вышло вот что: начальство поручило барону Шиллингу фон Конштату собрать сведения о бурят-монгольском духовенстве, дацанах и «…составить на устройство сей части правила». Шиллинг не только выполнил поручения, но и глубоко, искренне, признал буддизм и подружился с ламами. Оказал дацанам огромную пользу.
Вот как это было. Павел Львович Шиллинг был прибалтийским немцем, востоковедом, дипломатом, а также электротехником. Примечательно, что он дружил с Александром Сергеевичем Пушкиным. Соединенные в нем чудесным образом качества он отдал на служение людям: создал первую в России гражданскую литографию, разработал способ воспроизведения текстов на старо-монгольском, китайском и тибетском языках. Он свободно владел некоторыми восточными языками. Дело дошло даже того, что ламы Цугольского дацана, выслушав барона, подарили ему единственный экземпляр «Ганджура», который имел в дацане, оставив себе только комментарии – «Данджур». Шиллинг же решил про себя доложить в столице, что «Ганджур», конечно, дорого стоит, но во имя науки и дальнейшего распространения учения Учителя можно за ценой не постоять.
В свою очередь, Павел Львович возвратился на берега Невы и отпечатал в своей литографии красным цветом мантры для большого молитвенного барабана Цугольского дацана. Красный цвет увеличивает силу заклинаний. Долг и честь для Павла Львовича были превыше всего. Это он заложил основы дружбы между Цугольским дацанам со многими учеными мирового сообщества.
Говорят, что первый дацан был из плетеного тальника. Так ли это? Вот документ, выписка из «Записок забайкальского миссионера» А. Малкова, написанных в 1865 году: «Дугун, молитвенный дом, - здание в длину сажень 13, в ширину до 17, искусно сплетенное из прутьев тальника, оштукатуренное и потому на вид кажущееся  совершенно каменным. Тут служил ширетуй с немногими из лам и хувараками, которых было не менее 100 человек». Значит, это было здание длиной в 22 и шириной в 28 метров, которое казалось совершенно каменным. Мне довелось видеть такие японские строения на Сахалине. Будто сделанные мастерами из искусного камня. Это были дома офицерского состава японской армии. Однажды, угол одного из дома задел на скорости мощный бульдозер. Тут и обнаружилось, что они сплетены из прутьев бамбука.
Казна Цугольского дацана умножалась с каждым годом. Настала пора строить настоящий каменный дацан. Началась переписка с губернским начальством, которая длилась долгих семь лет, после чего и был построен каменный дацан, который стоит до сего дня…
Образование в буддизме всегда стояла на первом месте, все остальное потом. Именно в Цугольском дацане, в 1845 году, первым из всех дацанов открыли школу философии – цанит. Через два года – книгоиздательское дело. Вот, где, вероятно, пригодились и знания, и опыт Павла Львовича Шиллинга.
«Увеличение благосостояния бурят не мало должно содействовать распространению между ними просвещения, к которому они имеют охоту и способности. Буряты должны быть не пасынками, а полнокровными детьми России. Бурятам нужно несколько десятков лиц, получивших среднее или даже высшее образование, а гораздо больше число оных. Необходимо также, чтобы хувараки, обучающиеся при дацанах, непременно обучались бы русскому языку…», - писал Приамурский генерал-губернатор, посетив дацаны. Генерал-губернатор того времени все равно что сегодня представитель президента. Но кто из них посетил дацаны вообще, а Цугольский в частности?
В 1869 году в дацане начали изучать индо-тибетскую медицину.
Отрадно, что многие царские чиновники, проводившие инспекцию в Забайкалье, были верными патриотами Отчизны, стремящимися как можно больше узнать о народах, проживающих в пределах государства, оказать им содействие, чтобы они стали полнокровными гражданами России. Благолепие дацанов, философия и веротерпимость, познания лам и само учение Будды привлекало не только российских востоковедов. Ступени Цугольского дацана помнят людей с мировыми именами, миссионеров, писателей, художников из разных стран – Франции, Англии, Германии. Они оставили бесценные свидетельства – записи о дацане, рисунки, которые пригодятся много позже. Но это будет уже другая, более печальная история, чем строительство и расцвет дацана… Если же в строительстве и развитии дацанов царская помогала, пусть и незначительно, то советская власть только уничтожила их. Об этом стоит помнить всегда. Лицемерные партийно-советские руководители, писавшие о религиозном опиуме, разрушавшие дацаны, запрещавшие обряды и обычаи, как правило, в преклонных годах коленопреклоненно стояли в дацанах и шептали молитвы. Об этом тоже стоит помнить. На будущее…
Конечно, царская власть мало заботилось о всеобщей грамотности. Кстати, может быть, потому в то время человек был силен в борьбе с трудностями и стихией, а в степи было много людей, могущих пасти скот? Насильное всеобщее среднее образование лишило степь чабанов и скота, но страна от этого не стала богаче… В царское время заботу о грамотности брали на себя дацаны. Выживали сильнейшие, учились в столицах талантливейшие. Равенства между людьми никогда не было и, в обозримом будущем, не предвидится.
Нам известно, что в начале прошлого века в Цугольском дацане было около тысячи послушников и небольшое количество учителей-лам. Сам дацан представлял собой комплекс, состоящий из главного храма, 10 дуганов и нескольких хозяйственных построек. Дацан стал не только религиозным, но и культурным, общественным буддийским центром для бурятских племен, проживающих по реке Онон. Сам поселок Цугол до революции состоял только из священнослужителей и работников дацана. О высоком статусе дацана и авторитете его духовенства говорит факт появления в нем первого на территории Забайкалья Ганжарвын гэгэна, который являлся воплощением одного из верховных монгольских лам.
В 1916 году в Цугольскогом дацане числилось 1200, в 1925 –  900, в 1932 –  189 лам. В 1920-ых годах большая часть лам дацана эмигрировала в местность Шэнэхэн (вблизи Хайлара). В 1927 году там был открыт Шэнэхэнский сумэ ставший затем дацаном, культурным и религиозным центром эмигрировавших бурят.
В 1918 году вышел антирелигиозный закон, отделивший церковь от государства. В Забайкалье действие антирелигиозного закона началось с 1925 года. Этот закон принёс народам нового Советского государства разрушение их духовной культуры, бурятам – буддийской культуры. Веками созданные и накопленные ценности были разрушены и уничтожены за короткий период. Из сорока семи действующих в Забайкалье дацанов и дуганов в начале  XX века практически ничего не сохранилось. 1864 высокообразованных учёных лам были отправлены в тюрьмы, ссылки, на каторжные работы, сотни расстреляны. Великолепный Цугольский дацан был закрыт. По некоторым данным в одном из распадков недалеко от дацана большевиками было расстреляно 300 лам. Многие ламы были репрессированы, часть из них растворилась в народе, в основном, уйдя за Онон, а некоторые за рубеж. Так бывший лама Цугольской дацана Даба-Самбу Цыренов, пройдя Монголию, Китай, Тибет, Непал, Бутан, Сикким и Индию обосновался в Соединенных Штатах Америки, где вместе со своим товарищем, калмыцким ламой Вангьялом, создал первый за океаном буддийский учебный центр – Шедруб Линг. (13 июня 2008 года Правительство Калмыкии воздвигло на родине ламы Вангьяла субурган. 2 ноября 2008 года такой же субурган, посвященный лхарамбо-ламе Даба-Самбу был открыт в Могойтуе его родственниками)...
На многие годы здания монастыря превратились в помещения, далекие от религиозных служб. Вот  свидетельства Павла Щербины очевидца, посетившего дацан в те годы: «Я ходил за ламой по пятам, с блокнотом и ручкой, и выуживал самые фантастические сведения. Я поднимался на третий этаж главного храма, куда не каждому есть доступ, и фотографировал надписи на стенах, которые оставили советские солдаты, еще в те времена, когда дацан был закрыт, и передан военному гарнизону. Одна из надписей гласила: «Здесь стоял, и громко плакал, от того, что мало ел, и много какал. Эпов Вадим. Амурская область, город Зея, 1941 г.» До 1988 года все стены дацана были испещрены богохульными надписями, в которых упражняются хамы в местах своих испражнений до сего дня.
В 1945 году вышло Постановление Совнаркома БМАССР от 2 мая 1945 г. за № 186-ж об открытии буддийского храма «Хамбинское Сумэ» в улусе Средняя Иволга. С 1946 заново открыты и действуют 2 дацана — Иволгинский в Бурятии и Агинский в Агинском Бурятском национальном округе Читинской области.
Возрождение же Цугольского дацана началось только в конце 1980-ых годов прошлого столетия. Это был трудный процесс. Но прапамять сердца – явление естественное, а потому вечное и великое условие закона самосохранения каждого вида бесконечно разнообразной биосферы Земли. Хотя правители и политики легко и часто проводят искусственные административно-территориальные деления, на которых также легко взрастают новые кланы, расслоения общества, выражения местничества, а люди, опять же легко, привыкают к ним, прапамять сердца - историческое чутье никогда не позволит исказить мировоззрение и суть народной души.
Была создана инициативная группа. Собрались почтенные старики из всех сел Могойтуйского района. Потянулись в дацан и мастера-самородки. Прибыли и русские люди. Из Читы – группа Дмитрия Хохлова, Владивостока – группа Андрея Савченко. И началась не только реставрация, но – большое строительство, которое идет до сего дня. Храм был возвращен верующим в 1988 году. Возобновились хуралы дацана, с приходом учи­телей из Шэнэхэнского дацана, Лодой ламы, Арлаа ламы, Гэлэг Нима ламы, Нимбу ламы, которые сохранили древние традиции Цугольского дацана. С этого времени начинается реставрация дацана, философского факультета, заново восстановлено Майдари-сумэ, в котором размещается вновь обретенная  восьмиметровая статуя Будды Майдари.
Знаменитый Жимба-Жамсо лама достиг преклонных лет, когда началось восстановление Цугольского дацана. Но именно его выбрали исполняющим обязанности настоятеля. В ограде разоренного дацана ему поставили войлочную юрту. Один год жил в ней, пока не построили дом. Всеми силами старался Жибма-лама ускорить реставрацию главного здания, многократно встречался с народными депутатами, прося помощи, обращался к начальникам. А когда можно было объявить первые службы-хуралы, то строго следил, чтобы отправлялись обряды по всем канонам. В девяносто лет получил он документ о назначении его настоятелем-ширетуем Цугольского дацана, заверенную высшим руководством буддистов и скрепленную печатью правительства страны.
Его земной путь закончился 16 июня 1995 года. Уставшая плоть великого ламы была кремирована, по-бурятски – расплавлена в огне, 22 июня 1995 года на горе вблизи величественного Цугольского дацана, а душа вознеслась к небесам, откуда он всегда будет смотреть на этот суетливый мир и желать всем Мудрости и Сострадания, ибо сам был таким и всегда практиковал и проповедовал эти великие качества и основы учения Будды.
С этого времени уже следует новая история жемчужины Забайкалья – Цугольского дацана. Пусть эту историю продолжат наши потомки.

На снимке: Цугольский дацан.




_________________________________________