Человек, личность, духовная сила

Владимир Кожухов
В философии понятие  человек всегда остается загадкой не в качестве организма или социального существа, а именно как личность.
Личность – это важнейшая категория нашего мировоззрения.
Если индивид - категория натуралистическая, - это часть рода человеческого, общества, космоса, т. е. он связан с материальным миром.
Личность означает независимость от природы и общества, которые дают лишь материю, как подпитывающую среду для активной формы
жизнедеятельности личности. Личность нельзя отождествлять с душой.
Это не биологическая и не психологическая категория, а этическая и духовная. Личность не есть часть общества, напротив , общество есть часть личности, ее социальная сторона , качество, равно как и космос является частью личности, ее космическая сторона. Этим можно объяснить, что в каждой личности есть нечто общее, принадлежащее человеческому роду, тому или иному профессиональному типу людей.
Иными словами, личность несет в себе индивидуально неповторимые
формы, а также соединение индивидуальных  и  универсальных свойств человека.



Индивидуальность – это не повторение, а самобытный способ
существования конкретной личности, единство уникальных, индивидуальных и универсальных свойств человека.

Личность не есть некое застывшее понятие, готовая данность.
Личность формируется в непрерывной борьбе за свое выживание,
в борьбе со злом как внутри себя, так и вовне, почему она есть  самосозидание. Она призвана вести борьбу с рабством, за свое освобождение.
Благодаря философской мысли нашего времени, мы приходим к собственному мнению понимания причин, почему они называют свои взгляды персонализмом.
Есть два пути преодоления  своей замкнутости и субьективизма.
Первый – это раствориться в мире социальной обыденщины,
приспособиться к нему, что  приведет, в конечном счете ,
 к конформизму, отчуждению и эгоцентризму.
Второй путь – это выход из субьективности через трансцензирование,
что означает переход жизни к свободе, освобождение человека от плена  самого себя,  т.е. экзистенциальную встречу  с Богом.
В аспекте персоналистической проблематики очень важно выяснить
понимание христианской религии, взаимоотношение человека с Богом.
Отношение христианства к человеку всегда было двойственным:
с одной стороны, оно как бы унижает  человека, считая его существом греховным и падшим, призванным к смирению души.
С другой стороны, оно  как бы возвышает его, представляет
как образ и подобие божие, признавая в нем духовную свободу,
независимо  от царства кесаря.

Думается , что только эта сторона христианства может служить основой
для переоценки  ценностей, построения нового экзистенциально –
персоналистического понятия о личности и Боге.
Личность не есть простое средство божественной силы, она самоценна.
Бог желал бы видеть не такого человека, который прославлял бы Его , а такую личность, которая отвечала бы на его призыв и могла бы общаться с ним.
Раскрывая экзистенциальную диалектику божественного и человеческого, следует вывод, что история развития быстро движется к концу, который будет означать победу экзистенциального времени над историей развития.




Это следует понимать не как смерть , а как переход человечества к новому состоянию  существования, новой эпохе духа, где
доминирующее господство займет преображенческая и творческая сила любви в результате активной   деятельности человека.
Свобода духа, как внутреннего, сокровенного,  составляет энергия,
которая посылается человеку из космического пространства.
Эту энергию человек черпает из тайны глубин космического пространства. Тайная бездна лежит глубже нашего сознания и
Бытия. Она всегда жаждет чем-то стать, она не тьма, не свет, не добро , не зло, но есть всегда и  возгорается, как огонь во тьме, стремится
к свету и теплу, напоминая дух человека. Свобода духа – это величайшая ценность человека. Это нелегкое бремя, так как принятие любого  решения  связано с большим риском и огромной личной ответственностью.
Быть свободным гораздо труднее, чем быть рабом, приспособленцем,
конформистом, равнодушным, поэтому не все хотят быть  поистине свободными,
а только казаться ими, предпочитая имитацию свободы, чтобы раствориться в массе и личное бремя ответственности переложить на других. Такие индивиды никогда не обретут личной свободы -  высшего духовного наслаждения. Такого мировоззрения придерживается великий апостол, русский философ  Н.А.Бердяев.

1996 г.