Обкатка имени

Галина Айзенштадт
   Из цикла "Библейский сезам"

  В еврейской традиции имена , если не все, то в подавляющем большинстве, имеют не только одно, видимое значение, но и несут в себе важное послание. Так имя "Иисус", привычное для нас в русском языке, на иврите звучит как "Йегошуа" , что означает - Господь спасет (поможет).
  Слово "Йегошуа" состоит из двух частей - Йего (Иегова- одно из имен еврейского Бога ) и "Гошуа" - спасение. Соединенные воедино, они и дают - или приведенный выше вариант значения имени, или в несколько иной, следует признать, в не очень уклюжей  форме - Господь есть помощь, спасение. Первый все-таки предпочтительнее, тем более, что носителем имени является человек. В нем как бы подчеркивается соединение Бога и человека, их нераздельная связь, а также таится надежда, что Бог в беде не оставит.
  Нельзя не заметить, что в библейских сюжетах это имя не произносится всуе, и не дано обыкновенному смертному, а тому, на кого Бог возлагал особые надежды, и чья миссия была  определена Им самим.  Идет как бы "обкатка" имени, примерка к персонажу:достоин ли он его? Идет по нарастающей, став в конечном итоге нераздельным от того, кто известен миру как Иисус Христос.
  "И назвал Моше Гошеа, сына Нуна, Йегошуа...". То есть, назвал Моисей Осию, сына Навина, Иисусом. И случилось это далеко не сразу. Сначала Осия по приказу Моисея идет сражаться  с Амаликитянами (Амалик был внуком Исава), когда израильтяне по выходе из Египта расположились станом в Рефидиме, и те на них напали.
  Осия - Иисус сражение выигрывает. Он становится незаменимым помощником во всех делах Моисея. Настолько, что тот берет его с собой на гору Божию, чтобы получить от Бога скрижали.
  Когда Моисей ставит вне стана скинию, куда приходил Бог для беседы с ним, "служитель его Иисус, сын Навин, юноша, не отлучался от скинии".
  Но "официально" Моисей переименовал Осию в Иисуса лишь перед посылкой двенадцати соглядатаев - "высмотреть землю Ханаан". Когда тот уже был хорошо проверен. Но, конечно, еще и потому, что дорожил им, и знал, что и Бог верит в него.
  В будущем именно Навину - по указанию Бога - Моисей передаст свои полномочия, на которого было возложено бремя завоевания земли Ханаанской.
  Навин был из колена Ефрема (Эфраима), а в книге  Ездры мы встречаем уже левита по имени Иисус, который вместе с Зоровавелем пришел в Иерусалим с многочисленной родней (сыновьями и братьями) из вавилонского плена, и под их руководством было заложено основание нового Храма.
  Они же наблюдали за качеством работ на строительстве Храма, а один из сыновей Иисуса, Иозавад, был среди тех, кто принимал на хранение привезенное из Вавилона серебро и золото для отделки Храма.
  Иисус "играл первую скрипку" среди тех левитов, которые поясняли народу закон Моисея. Об этом мы узнаем уже из книги Неемии.
  Из вавилонского плена возвратились и пророки Аггей (Хаггай) и Захарий (Захарьягу). Их книги - о том же периоде постройки второго Храма. И Иисус у Аггея назван уже  великим иереем!
  А Захарий рассказывает, что Господь показал ему великого иерея Иисуса, который стоял перед Ангелом Господним ( а заодно и сатану, который пытался противодействовать Иисусу). Одет был Иисус в запятнанные одежды, но Ангел снял их и одел Иисуса в "одежды торжественные".
  И Иисусу было сказано, что если тот будет ходить по путям Господним, то  будет наблюдать за дворами Господними и судить его "Дом", и  если будет на страже Господа, то получит право "ходить между сими стоящими здесь". "Выслушай же, Иисус, иерей великий, ты и собратия твои, сидящие пред тобою, мужи знаменательные:вот, Я привожу раба Моего, ОТРАСЛЬ".
  Миссия великого иерея Иисуса должна была быть такой:"Он создаст  храм Господень и примет славу, и воссядет и будет владычествовать на престоле Своем; будет и священником на престоле Своем, и совет мира будет между тем и другим".
  Так постепенно рождался образ и "уточнялась", и расширялась миссия Того, кто станет в итоге Иисусом Христом.