Писатель. Время. Мы

Сибирячка Татьяна Муратова
Нашу встречу с ребятами десятого класса из гимназии № 5 библиотекарь гимназии В.С. Мансуронова наметила ещё в феврале, после того, как она перевезла всю мою литературу, собранную за десять лет исследований, из дворца культуры «Железнодорожник», где была выставка, в библиотеку гимназии на постоянное место обитания.  Дата заседания литературного клуба гимназии совпала с датой проведения круглого стола на тему «Традиционная культура и духовность коренных и местных сообществ как действенное средство патриотического воспитания и межнационального согласия», поэтому руководство гимназии решило включить заседание клуба в рамки проведения круглого стола.
В. С. Мансуронова  совместно с преподавателем 10 класса гимназии Е.Г. Шумской  и ребятами 10 «а» класса составили сценарий проведения заседания литературного клуба:
Сценарий  очередного заседания клуба «Писатель. Время. Мы»
в рамках акции - проекта «Товарищ, верь!», посвященной памяти декабристов   
 для учащихся 10-х классов
24 марта 2011 года                читальный зал

Оформление: Книжно - иллюстративная  выставка «Пушкин. Декабристы. Сибирь» по  материалам, переданным в дар школьной библиотеке  членом литературного объединения «Контакт», поэтом - исследователем  Муратовой Т.А. На заднике названия разделов творчества

Цитата:  «Возродим места, где жили декабристы.
                Установим вехи по местам святым» Т.Муратова

Приглашены гости:  Григорьева Ольга Ефимовна -  учитель  Верхне-Заимской СОШ, Кокорин Виктор Анатольевич - директор МОУ «СОШ № 1», Кошелева Нина Ивановна - учитель истории МОУ «СОШ № 11»

Цель: Привлечение внимания учащихся к книгам и чтению по  указанной теме как важным факторам сохранения и развития отечественной истории и культуры, укрепления связи поколений через  творчество  поэта-исследователя Татьяны Муратовой.

Задачи:  1.Воспитание уважения к книге и включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей учащихся.               
2.Создание модели  образовательного пространства, обеспечивающего совместную деятельность подростков – старшеклассников города на основе общего интереса к теме «По следам эпохи декабристов»
Библиотекарь:  Доброе утро, дорогие мои читатели! Здравствуйте, уважаемые гости!
Сегодня у нас очередное заседание клуба «Писатель. Время. Мы». Наша встреча посвящена теме  «По следам эпохи декабристов».
Не так давно  мы на  заседании нашего клуба знакомились с творчеством Тамары Крюковой,  говорили о книгах «Костя+ Ника», «Гордячка»,  «Хрустальный ключ» и т.д., но в отличие от сегодняшнего заседания, мы не имели возможности услышать речь самой писательницы. А сегодня у нас  в гостях член литературного объединения «Контакт», поэт - исследователь, пушкиновед Татьяна Антоновна Муратова.
  Немного о литературном объединении «Контакт»: Создан  в январе  2004 года на базе библиотеки Дворца культуры «Железнодорожник». Мне приятно сознавать, что  это случилось благодаря моей коллеге  - большому другу гимназистов,  директору библиотеки Литвиной Раисы Константиновны. И с самых первых дней мы поддерживаем тесную связь с талантливыми, успешными, жизнеутверждающими поэтами  нашего города. Перед вами только некоторые книги членов этого объединения. Они живут с нами рядом, мы их знаем, читаем стихи и по мере возможности посещаем  авторские вечера. Это люди с богатым жизненным опытом, многие из них  - ветераны БАМа, когда-то юными приехавшие на строительство  железной дороги. Здесь они создали семьи, родили детей, а теперь воспитывают своих внуков  (познакомить с представленными книгами, их авторами, т.д.)
 А вот книги нашей гостьи - Татьяны Муратовой (представить)
В присутствии самого поэта, такой яркой личности в нашем городе рассказывать о творческом пути автора было бы немного неправильно. Я лучше предоставлю слово Татьяне Антоновне:  «О себе, о «Своей колее».
        ( выступает Муратова Т.А.)
Библиотекарь: Татьяна Антоновна выпустила много книг.  Героико-патриотическая тема является одной из основных тем  в творчестве поэта.
 «…Просыпайся, Россия, просыпайся!
Шли мы в бой за тебя, дорогую,
Защищать мать-Отчизну родную.
И не любим мы землю другую,
Любим Родину нашу святую….
 А вот как Татьяна Антоновна напутствует молодым:
  «…  Выполняя Отчизны наказ  (речь идет о строительстве БАМа)
        Шли мы к цели  с упорством без лени
        И мечтали только о вас -
          Новом будущем поколении.
    Сберегите и вы в сердцах,
    Что дороже всех благ  на  свете,
    Сохраните в улыбках, глазах,
    Сберегите в себе человека».
Теперь я предоставлю слово тем, кому адресованы эти строки, нашему молодому поколению. Ребята 10 «а» класса   через год соберутся в путь-дорогу, но каждый из них знает, что родительский дом всегда ждет их. И каждый должен сказать: «Я открываю мир»
       1.Даниил Косарев «В пути»
Тут же поэт предупреждает молодых, что не всегда путь-дорога полна ярких красок. Пусть «Ветер странствии» для вас будет теплым и попутным:
     2.Александр Ласкин «Живи и помни»
Следующий раздел творчества  нашей гостьи «Любимых повторяя имена»
 «..Покуда жив,
Любовь найдешь ты снова…
 3.Елена Кучинская « Слова, как угли, летят в меня…»
 4. Виталий Мамаев  «Когда-нибудь, когда-нибудь….»
Татьяна Антоновна – человек,  увлеченный Байкалом и влюбленный в Байкал. Она не только пишет влюбленные строки о Байкале, но и выступает в его защиту, как эколог по собственной инициативе, как сама пишет о себе. Как строитель БАМа, как инженер - строитель по специальности, как инженер-экономист по призванию она на себе испытала все трудности  строителя магистрали. И об этом ее стихи. Но особое пристрастие питает Татьяна Антоновна к теме декабристского движения.  Также особую любовь питает к  пророку своего  Отечества А.С.Пушкину.  Проехав по Пушкинским местам, она начала свою исследовательскую работу, которая длилась годами  и нашла свое отражение в книге, где в обращении к читателю автор пишет «Для меня Россия - это пушкинская Россия. Я не буду ничего никому доказывать, просто попрошу прочитать эту книгу»  (показать).
 И вот такой богатый материал, собранный и приобретенный  в разных городах, газетно- журнальные статьи, буклеты и многое другое подарила нам Татьяна Антоновна. Часть книг вы можете увидеть на выставке (показать), а остальные нашли свое место на стеллажах и ждут своего читателя.
Итак, нам передано: книг, внесенных в инвентарь - 52, авторских книг - 8, брошюр - 13, альбомов, буклетов - 30, папка газетно-журнальных статей - 1, папка печатных изданий -  1  (зачитать  с  листа).  Ну, а теперь,  хотелось бы провести церемонию передачи (Автор поставит подпись)
 Ребята подготовили стихи о декабристах из книги «Честью гордые…»
5. Иван Раитин «Александр Одоевский»
6.Яна Анохина «Николай Бестужев»
Библиотекарь: Спасибо, ребята. Теперь у меня вопрос к Татьяне Антоновне: Как получилось, что строитель по специальности, экономист по призванию, поэт по Божъему дару, т.е. человек не совсем близкий к теме декабристского движения мог так серьезно увлечь себя и пойти, даже проехать, по следам эпохи декабристов? Тема нашей встречи так и обозначена. Или Вы принимали участие в  Международной акции - проекте «Товарищ, верь!» и прониклись темой декабризма?  Я знаю, что вы восхищаетесь  мужеством «добровольных изгнанниц», жен  декабристов.  Можно  ли их назвать   патриотами Родины? Пожалуйста, расскажите нам  обо всем этом и еще о многом другом. Тем более, что цитата сегодняшнего дня  принадлежит Вам:  «Возродим места, где жили декабристы. Установим вехи по местам святым» Т.Муратова
 ( далее Т.Муратова рассказывает о декабризме)
Библиотекарь: Вот и познакомились мы с творчеством одного из ярких, талантливых членов литературного объединения «Контакт» Татьяной Антоновной Муратовой. Она как никто другой соответствует названию нашего клуба «Писатель. Время. Мы». Татьяна Антоновна, как ПИСАТЕЛЬ, (она не только поэт, у нее много и прозы, издана повесть «У Вас есть заварка?») ведет активную жизнь, ей уютно в это  ВРЕМЯ жить и творить,  с Интернетом на ты, публикуется на литературных сайтах, самостоятельно изучила английский язык, занимается международным туризмом и, конечно же, пишет стихи. Она не только для себя живет, но и принимает  активное участие в патриотическом воспитании молодого поколения, часто бывает на уроках, мероприятиях. В последнее время  сотрудничает с нами в вопросах  изучения и возрождения традиций и культуры народов Забайкалья, особенно  работа эта активизировалась в год великой дружбы - в год 350-летия добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства. И МЫ благодарны Татьяне Антоновне, надеюсь, что  не одно поколение моих читателей будет читать ваши произведения и расти на Ваших  творениях. Итак, тема нашей встречи была  «По следам эпохи декабристов», если у вас появились вопросы, то задайте их Татьяне Антоновне.
Но прежде хочу озвучить еще раз предложения Татьяны Антоновны, и мы поддерживаем их: 
1. Создание модели образовательного пространства для совместной деятельности старшеклассников города на основе общего интереса к теме «По следам эпохи декабристов».
       2.Включиться в акцию «Товарищ, верь!» и провести в 2012 году городскую научно- практическую конференцию к завершению данной акции ( 2004-2012). Если еще будут предложения, мы с удовольствием их обсудим.
Итак, ваши вопросы: (ребята задают вопросы)
Спасибо за вопросы и ответы. А сейчас хочется предоставить слово  нашим гостям, Может у вас есть дополнения по  нашей теме, как вы отнеслись к предложению Т.А. по созданию центра «Пушкин. Декабристы. Сибирь» для старшеклассников нашего города?
Спасибо гостям за участие в заседании нашего клуба. Слово предоставляется классному руководителю, учителю литературы и русского языка 10 а класса  Шумской Е.Г. (благодарит, вручает памятный сувенир)
Библиотекарь:  Сегодня мы хотели привлечь ваше внимание, дорогие десятиклассники, к гражданскому мужеству декабристов - людей, в основном представителей дворянства, политической и экономической элиты того времени (а это 186 лет назад), поставивших своей задачей воплощение высшего гуманистического идеала - социальной справедливости: ликвидацию крепостничества, установление такого государственного устройства, в котором навсегда будет уничтожено право одних людей обладать другими,  все чиновники будут избираться  народом, а обществом будет править закон, все граждане будут равны перед ним и им будут гарантированы свобода слова, печати, вероисповедания. Кто они и почему они думали больше о других, чем  о себе? Надо ли воспитывать стремление к героизму на примерах декабристов?  В этом мы попытались разобраться на заседании нашего клуба «Писатель. Время. Мы». Надеюсь, что хоть немного затронула вас эта тема, и мы будем рады, если вы продолжите её изучение, а на будущий год выступите на городских конференциях. А для этого, читайте, изучайте и прислушайтесь  к словам русского драматурга Княжнина: «Читается трояким образом. Первое - читать и не понимать; Второе - читать и понимать; Третье - читать и понимать даже то, что не написано». Надеюсь, последнее для вас. Всем спасибо за участие. До следующих встреч!
Валентина Содномовна Мансуронова
Библиотекарь гимназии №5

Вопросы, прозвучавшие на встрече:
Вопрос1:  Как Вы думаете, смогли бы повторить подвиг жен декабристов нынешние девушки?
Ответ:
- Когда Коммунистическая партия и правительство СССР планировали строить БАМ, они решили, что работать здесь будут только мужчины. Но вслед за мужчинами на БАМ приехали тысячи молоденьких девчонок. Они жили и работали в тяжелейших условиях, и ещё детей рожали. А вы сегодня, внуки бамовских ветеранов, принимаете эстафету жизни не в Москве и не в Санкт-Петербурге, других больших городах, откуда приехали девчонки вслед за парнями, а здесь, в Северобайкальске, которого до БАМа не было.
Меня поддержала Н.И. Кошелева:
- Ребята, вы такие молодцы, неужели за вами не поедут ваши девчонки, если вы решитесь открывать свою целину и строить свой БАМ?
На что вся молодёжь дружно ответила:
- Поедут, конечно!
Вопрос 2: Ваша тема «Музей и современность». Как Вы думаете, что может сделать  музей, кроме  экскурсии и бесед, чтобы стать действительным  центром  патриотического воспитания?
Ответ:
-  На ваш вопрос есть мой ответ в исследовательской работе «По следам эпохи декабристов». Книжка остаётся в вашей библиотеке, вы можете изучить опыт Читинского музея и других музеев декабристов. Там обо всём подробно рассказано:  о проведении встреч, театральных спектаклей, научных конференций и т.д.

Вопрос 3: Татьяна Антоновна, Вы родились в Читинской области, знаменитой тюрьмой и рудниками, где отбывали каторгу декабристы. Как сейчас выглядит Ваша малая Родина, много ли сделано для  поддержки и развития декабристского движения?
Ответ:
- Что касается моих впечатлений о моей малой родине на современном этапе, можно узнать из моей публикации «Путевые заметки». Впечатлений от поездки по местам ссылки декабристов много. Они разные. От развалившегося железобетонного хозяйства колхозов, сохранившегося деревенского быта до маленькой «Москвы» в Агинском национальном округе – вотчине Иосифа Кобзона – в Читинской области. Музеи Забайкалья активно занимаются патриотическим воспитанием молодёжи и с 2006 года задействованы в программе «Товарищ, верь!».
Вопрос 4.: Мы много говорим о героизме декабристов, а в чем отличие понятий герой и героизм? Можно ли жить без героизма? А вообще, какой он, современный герой нашего времени?
Ответ:
Вопрос ваш философский. Главный вопрос, быть или не быть человечеству, изложен Шекспиром. Чтобы попытаться понять, что такое героизм, надо окунуться в мифологию, историю народов мира. Вспомнить подвиги Геракла, Ясона и его золотое руно и т.д. Так как  человечество выбирает «быть!», то на каждом этапе жизни находятся для этого герои, чтобы утвердить это: быть! В Великую Отечественную войну это были Герои Советского Союза, в мирное время – Герои Социалистического Труда, сейчас – Герои России. Из ваших сверстников я считаю героями братьев Вадима и Эдуарда Сергиенко. Вадим, тогда ещё студент МГИМО,  был одним из организаторов митинга в Москве около офиса «Транснефти» против строительства нефтепровода по нашему берегу. Группу митингующих  арестовали, сутки держали в милиции, потом судили. Они всё выдержали, отстояли свою правоту в суде. Эдуард организовал митинг против строительства нефтепровода в Томске, будучи студентом пятого курса университета. Его вызывали в ФСБ, грозили исключить из университета, в ФСБ вызывали для бесед мать братьев. Ситуация была критическая. В Томск приезжал Путин, нельзя было разрушать благостную картинку всеобщего поклонения Президенту России. Эдуард не сломался, митинг провёл, правда, перенесённый на 29 апреля, и уже в поддержку Путина, который на встрече в Томске карандашом на карте отвёл трассу от Байкала. Сегодня Байкал не подвергается угрозе залива нефтью.
Меня снова поддержала Нина Ивановна:
- Вадим и Эдуард – мои ученики. Я ездила с Вадимом на конкурс «Умники и умницы» в Москву. Однажды ребята собрались гулять по Москве вечером, но я не отпустила Вадима, потому что несла за него ответственность. Ребята собрались в нашей комнате, пили чай, смеялись, шутили. Назавтра предстоял конкурс. Так получилось, что у одного из мальчиков оторвалась подошва на ботинке. Купить было невозможно, было поздно. Утром рано на съёмку. Мы попытались найти клей, чтобы подошву приклеить, но не нашли. Тогда отыскали где-то проволоку, привязали подошву, как могли, к ботинку. Утром мальчик вышел на дорожку отвечать. Мало того, что он блестяще ответил на все вопросы, он вышел в финал соревнований! Это ли не героизм? А в обычной жизни эти ребята и на дискотеки ходят, с девчонками дружат, спортом занимаются. Мы постоянно с ними общаемся, они закончили МГИМО, сейчас строят свою карьеру. А у вас всё впереди, дерзайте! Что касается передачи поколений: вот она, на ваших глазах. Ваш классный руководитель, подготовивший эту встречу – моя ученица.  А теперь она учитель и передаёт вам свои знания, в том числе организуя подобные встречи.
Гости литературного клуба – представители городских школ, поддержали предложения В.С. Мансуроновой о создании общегородского центра «Пушкин. Декабристы. Сибирь». В.А. Кокорин посоветовал мне поискать библиографа, чтобы читателям впоследствии было легче изучать моё творчество. О.Е. Григорьва пригласила меня в гости к своим детям в село Верхняя Заимка.
24.03.2011

Фотографии:
http://www.chitalnya.ru/blog/5109/