Письмо девятое. Надо ли писать письма в прошлое?..

Геннадий Никишин
.....Письма-размышления... О чём они? Прежде всего о Добре, ведь жизнь на нашей планете Земля зарождалась именно с этой целью - творить и преумножать Добро! Оно вокруг нас: в лесном или луговом цветке, в кусте черёмухи под окном или на берегу реки, освистанном пернатыми. В глазах бездомной собаки и в красоте русской природы.

 А для верующего человека Добро - это Любовь к ближнему, чувство Милосердия  и Сострадания, чем всегда отличалась Россия. Как часто всего этого мы не замечаем в суете повседневной жизни, нарушаем равновесие между Человеком и живой природой.

Добро - это наша Духовность, к которой мы возвращаемся через дясителетия....


....Сегодня я весь день пытался занять себя другими мыслями. А память возвращала на старый след, который в моей жизни оставила она...

Ты, конечно, догадалась о ком моя речь. О Наташе...   Что мне известно о ней на сегодня? Приехала в посёлок, где мы с ней заканчивали среднюю школу. В дом родителей, в котором теперь живёт младшая сестра.

Говорят, что со здоровьем у неё совсем плохо, нуждается в посторонней помощи. Которую всегда умела оказывать другим. Одна... Совершенно одна... С мужем, за которого выходила не по любви, связей не поддерживает. Сын ушёл из жизни полгода назад Он тоже мало радовал её, но это был её сын, рождённый в муках и страданиях, а потому её материнское сердце не могло не откликнуться на эту потерю. Новой болью...   

Говорят, счастливые дети радуют мать, а дети, у которых судьба надломилась, огорчают, но такие дети ещё дороже. Слепая любовь? Такие рассуждения сплошь и рядом, но всех причин не знает никто...Ни мать, ни те, которые могут только рассуждать...   

Муж воспользовался моментом, и когда она надолго вынуждена была лечь на лечение в специальную больницу, перевёл квартиру на себя. Так женщина оказалась в общежитии, в небольшой комнатке. А общежитие, как известно, далеко не то место, где можно отдохнуть, обрести покой. 

Вот и всё, что я знаю о ней. Мне хочется услышать подробности, но не от посторонних, которые многого не смогут понять. Встретиться с самой Наташей? Во мне будто вели диалог два человека. Один за встречу, другой против...И меня наполняли сомнения. Что может дать нам обоим возврат в наше прошлое? Как-то услышал такие суждения: «Если хочешь доставить себе боль, не прибегая к помощи врачей, оглянись в своё прошлое!» С этим можно согласиться, но лишь отчасти...А если в этом прошлом много светлых страниц!!!

Наташа казалась мне той, с кем я проведу остаток своей жизни...   Помнится, как мы дорожили каждым моментом, каждым мигом, чтобы видеть друг друга. На школьных переменах, у листка школьной стенгазеты, где мы сотрудничали. Наташа рисовала, я писал стихи и короткие рассказы. В деревенском клубе, на берегу реки или большого пруда.

Я хорошо плавал и мечтал поступать в мореходное училище. А Наташа сидела на берегу, обхватив колени, и наблюдала за моими мощными гребками. Проходя мимо её дома, я бросал короткие взгляды в его сторону, который смотрел яркими глазами окон на лучи восходящего или уходящего на покой дневного светила. И мне было приятно даже от этого...А потом пошли встречи, ожидания, прогулки...Перед нами лежала жизнь. Большая, светлая, с планами и задумками. Мы много читали и были романтиками... Она, эта жизнь, только начиналась. Мы знали, что впереди нас ждёт много хорошего. Мы были наполнены юной молодостью, когда ещё не думаешь о трудностях...   

К нам пришла первая любовь... Что такое любовь? Когда лишь тело коснулось тела, это нельзя назвать любовью. Этих двух привлекла к себе физиология, и он и она быстро становятся чужими. Когда чувства наполняет душа, любовь живёт всегда, даже если он и она в силу каких-то обстоятельств теряют друг друга. Любовь – не только улыбки, но и испытание на выдержку. 

... Мне нравилось надолго уходить в лес и бродить по нашим певучим простором. Лес был для нас с ней нашим вторым домом. Сразу за сельской околицей начинались большие и узкие тропинки, которые выводили на лесные полянки, по которым мы часто отправлялись в наши с ней путешествия. Взявшись за руки и чувствуя тепло наших ладоней. У неё были сильные руки, красивая грудь, стройные ноги. Немного полновата при её росте, но эта полнота её не портила, а со временем это придаст ей ещё большую красоту. 

 У неё была большая семья, и потому всем приходилось много работать. Тогда деревенский труд был в почёте, к которому приучались с малых лет. Он сдружал, воспитывал, делал человека самостоятельным.

И действительно, к своим 15-17 годам – а многие мои друзья уходили в большую жизнь сразу после 8 классов – мы уже многое умели. Легко вживались в новые места и обстановку, привыкали к городским условиям и быстро протекающем времени здесь.   

Мне кажется, что я даже помню, о чём мы говорили на этих прогулках. Какие цветы попадались на нашем пути, под какими деревьями останавливались, привлечённые чем-то интересным.

Мы были рождены для такой свободы. Медленно бредём, смотрим во все глаза, как яснеет, шагает нам навстречу огромный, распахнутый мир. Переговариваемся в полголоса, а красота вокруг такая, что душу ломит. Какая-то редкая, первозданная вокруг красота.

Сколько не подбирай слов для её описания, их всё равно будет недостаточно. Этой красотой и надышаться-то было нельзя: всё мало, всё смотрел бы и дышал бы этими просторами, лесными уголками в ярком убранстве...А может, эта красота была особенной и запомнилась потому, что рядом была она?   Мы с Наташей могли уходить надолго и далеко. Нас не пугали расстояния. Конечно, с тех пор многое изменилось в нашей жизни, перемены коснулись нашей деревни и тех мест, которые часто возвращают меня в моё далёкое и в тоже время близкое прошлое.

Закрою глаза и вижу....Вот тот деревянный мост через речушку, на котором мы любили сидеть. Тишина, слышно как перешёптываются звёзды над головой. Я обнимаю её, мы чувствуем нашу близость, тепло наших тел, надёжность рук, желание губ слиться в длительном поцелуе. Моя рука лежит на её плече, и сквозь тонкую материю блузки я чувствую лямки лифчика, который поддерживает уже сложившуюся, как у молодой женщины, её грудь. От этой ночной тишины, летнего тепла и нашей близости я чувствовал внизу живота сладостную истому, твёрдость проступала сквозь брюки, она замечала и тоже чувствовала, что с нами происходит...

Но в деревне тех лет честь девушки была чем-то святым, её берегли, мы тоже уважали эти традиции и знали, что наш долгожданный час настанет, и тогда мы будем особенно счастливыми.   Я на эти летние дни старался уединиться, побыть в полном одиночестве, и прошлое начинало проступать так зримо и сильно, что появись Наташа сейчас на моём пороге, я бы, пожалуй, и не поверил, что столько лет осталось у нас позади. Эти лесные тропинки, уводящие и зовущие куда-то, ягодные полянки с ярко-красными пятнами земляники среди зелёной травы, солнце над головой дробится на сотни, тысячи маленьких зеркалец и золотыми монетками осыпается нам под ноги. Речушка в несколько шагов шириной...Чистый, светлый ручеёк – каждую песчинку на дне видно, каждый камушек...Куст черёмухи склонился и засмотрелся в воду. Нам так нравилось смотреть на это деревце в пору его цветения, будто девушка в свадебной фате засмотрелась в зеркало, с молодостью своей прощается.   

Стоит только раз-другой посидеть на берегу такой лесной речушки в утренние или вечерние часы...И потом уже будешь вспоминать эти встречи, тянуться к их повторению.

Через мост к границам соседнего района уходит дорога. Речушка и дорога – как две неразлучные сестрицы, свидетельницы наших счастливых лет. Две сестрицы, силой злого чародея превращённые в реку и дорогу, обречённые навечно быть рядом, радоваться счастью других, Не испытав счастья собственного... 

Воздух пахнет разогретой живицей, свежим и прошлогодним истлевшим листом, гниющими пнями....И она на фоне белоствольных берёз...Полная фигура, крупные, сильные руки, улыбка на губах, прямые волосы, цвета созревающей ржи...   

У меня от неё ничего не осталось. Ни писем, ни фотографий. Мы мало писали друг другу, в этом не было необходимости, так как мы почти всегда были вместе. Даже когда после школы разъехались по городам мы больше узнавали друг о друге по радиограммам, телефонным звонкам и снова при любом удобном моменте спешили быть вместе...   Самая последняя фотография затерялась в редакции газеты, в которой я одно время работал. Так читатели в одном из номеров узнали нашу историю. Здесь стояли наши с Наташей фотографии, два стихотворения и основной рассказ...Написан он был не с целью популярности, а для того, чтобы подумать самому и пригласить к разговору других.   

Став инвалидом после травмы, я часто обращаю внимание, как близкие нам люди стараются создать для нас своего рода тепличные условия...Заводить друзей-знакомства нельзя, любить тоже, и тогда такая опека становится для многих клеткой...Нечто подобное произошло и у нас. Великое чувство самосохранения. Оно свойственно каждому из нас, а в женщине-матери оно развито особенно остро...Вот и в наших встречах увидели... опасность для Наташи... 

Встречи... у нас было много встреч...Когда они срывались, я тревожился: «Что случилось? Почему не приехала? Что помешало?» А потом эти тревожные дни и бессонные ночи у моей кровати, когда со мной случилась беда. Я ни разу не видел в её глазах слёз, только резче очертились губы, стало серьёзным лицо и частые тёмные круги под глазами. Всё это говорило о том, как она уставала. Самые трудные и критические дни...Мы их провели вместе...Мы стали ещё ближе...Наши встречи ещё дороже и теплее.

Тогда у нас ещё не было предчувствия тревоги, что придёт день, и мы навсегда потеряем друг друга. Если Наташа задерживалась, то обязательно звонила, сказав два слова: «Жди письма!» Так в мой дом стали приходить её письма. Она любила длинные письма, по которым я узнавал её настроение, жизнь. Широкий, размашистый подчерк, куда-то спешила. Обычный, неторопливый, значит, никто не мешает, грустит, ждёт новой встречи. А потом письма стали меняться, приходить всё реже, встречи срываться всё чаще. Она не рассказывала, а я понимал, что-то случилось...Много позже узнал, близкие предприняли всё, чтобы наши встречи больше не продолжались. Стремление сделать лучше, уберечь нас от чего-то, что может причинить боль, обернулось бумерангом...Бедой и болезнью для самой Наташи...   

Так что же принесёт нам встреча с Наташей, если она станет возможной? Радость, разочарование? Новую боль? И нам станет ещё труднее? А может, оставить в памяти всё так, как было тогда, когда она вошла в мою жизнь!!! Так стоит или нет возвращаться в наше прошлое?   

Вечереет... Чуть слышно лопочут листвой ракиты под окном. И моя комната наполняется  живым теплом. А деревья то замолкают – тихо, то вдруг снова подхватываются  и зашумят. Неразборчиво и торопливо. И снова в памяти те ночи – далёкие и широкие, как море. Знакомо всё и близко, и продолжает волновать. Ночь сменяет большой светлый день...

Так нужны нам или нет письма в прошлое?