Ч. 19 Корабельные судьбы

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2011/03/25/62               

Капитана «Cimbria» Эдмонда Баденгаузена русское правительство наградило орденом Святого Станислава 2-й степени. Старшего офицера лейтенанта Адольфа Мейера, вахтенного начальника лейтенанта Фрица Метценфина, старшего механика Франца Альпена – орденами святого Станислава 3-й степени. Немцы честно сделали своё дело и получили заслуженные награды.

В 1883 году лайнер «Cimbria» вновь заставил заговорить о себе все газеты мира. В морозную ночь с 6 на 7 января в густом тумане, когда «Cimbria» находился в нескольких часах хода от устья Эльбы, в него врезался английский пароход «Sultan». При ударе в корпусе «Cimbria» образовалась огромная пробоина, и пароход мгновенно заполнился водой. На его борту, кроме 120 человек команды, находилось 402 пассажира.

Капитан подавил панику и организовал спуск нескольких шлюпок, но спасти судно и людей ему не удалось. «Cimbria» затонул, не продержавшись и двадцати минут. На поверхности в ледяной воде остались только 64 человека, остальные ушли на дно вместе с пароходом.

 Капитан английского судна бросил этих людей на произвол судьбы и, не останавливаясь для оказания помощи, направился в Гамбург, по пути заделывая пробоину в носовой части. Его пароход до порта назначения дошёл. Так печально закончили свой путь немецкий лайнер и его экипаж, сдружившийся с русскими моряками. Поговаривали о мести англичан, но доказательств этого не было.

«Азия», «Африка» и «Европа» славы русскому флоту не принесли. Плавали они ещё долго (ну не топить же их! – пытались как-то использовать). Хотели «Азию» послать на Дальний Восток, но даже при небольшой встречной волне она, буквально, стояла на месте.

Послали туда «Европу». Она дошла, и некоторое время служила даже флагманским судном, поскольку имела много помещений для штабных офицеров. Но при первом удобном случае её попытались сбыть Обществу Добровольного флота, переименовав в «Ярославль».

Когда в обществе разобрались, что им подсунуло Морское министерство, то сразу же вернули судно обратно по балансовой стоимости.  Тогда Александр III  сделал широкий жест и подарил «Европу», ставшую «Ярославлем», черногорскому князю, для чего судно капитально отремонтировали.

Недолго плавала старушка под черногорским флагом. Только вздохнули, что распрощались, слава Богу, с «Европой», как вскоре черногорский князь слёзно попросил забрать подарок обратно, поскольку вся скромная черногорская казна тратилась на содержание никому не нужного парохода.

 Пришлось его забирать. Судно опять переименовали в «Европу» и назвали крейсером 2 ранга. Под этим пышным титулом его использовали в качестве учебного корабля. Судьба «Африки» была более счастливой.

 Она долго плавала в качестве крейсера 2 ранга, прошла капитальный ремонт, стала учебным судном. «Азию» сбыли в Русское спасательное акционерное общество.  Все три парохода, ставшие самыми дорогими и ненужными судами в русском флоте, пустили на слом, или, как говорят моряки, «на иголки», в двадцатых годах прошлого века.

 И только бумаги в архивах, да великокняжеский револьвер в музее напоминают об этой давней истории, гордиться которой не приходится.

                Конец