Отец Даниил

Лев Фадеев
Любой  здравомыслящий  человек  когда-нибудь, но задает  себе  вопрос,  каково его назначение?
И ищет свое место в этом мире.
А сам мир настолько привлекателен и  прекрасен,  что никому  его покидать не хочется.
Мир « привлекателен и прекрасен»,  здесь я имею в виду его идеальное  назначение. Ведь только неразумность  делает его таким, каким мы  его  знаем. Уставая от  проблем,  неудач  или собственных глупостей, человек  ищет «точку опоры», от  которой он бы  смог оттолкнуться  решая проблему  или исправляя свои  ошибки .  Не имея  таких возможностей,  человек может впасть в уныние или  начинает  обвинять  мир в  его  несовершенстве.
Все мы сошли с одной платформы. С платформы, называемой СССР.
Где все  было «понятно» и ничего  не  понятно.
Новый  виток (перестройка) в нашей    стране  сначала  сладко вскружил голову,  но все,  что  быстро  пьянит  имеет другой  результат – тяжелое  похмелье.
Когда-то  порогом  счастья  считались  джинсы  Levis .
Ну  что, оделись  в джинсы, а счастливыми  не  стали.  Может  своя  машина- это  счастье. Сидим  в пробках в  своих  машинах, а его  нет.  Собственные  дома? Но и там  за высокими  заборами  счастьем  не  пахнет. Потому-то  и заборы  такие  высокие, чтобы  другие , несчастливые, туда  не  заглядывали.
Нет,  и  не будет  конца  этой гонке  за счастьем, если мы не начнем  с главного,  с того, от чего так давно отказались, с того, кого продали, от кого  отвернулись…
Вот в таком, противоречивом  состоянии, меня и свела  судьба  с Даниилом Сысоевым.
Пройдя  больше  половины  своей  жизни в советской  стране, и вкусив испытания и медными  трубами, звучание которых  было, правда,  не долгим,  я стал  задумываться, размышлять,- почему  мы так быстро  отказались  от того, что создавало  и сплачивало  наш  народ - от Веры .
Открытие  началось с Крутицкого  подворья.  Это оазис  еще  из  той Москвы.  Не знаю,  как  у других, но  я почувствовал себя здесь частичкой той  России, от которой так  давно  отказались, где  все  сделаное  человеком, имело  большое  воздействие  на человека.
И это воздействие  возвышало, а не угнетало величием  или помпезностью. Вот  здесь-то  и произошла  моя  первая  встреча с  о. Даниилом Сысоевым.
Наш  друг семьи, учительница  математики, предложила  нам  (мне и супруге) поехать в паломническую  экскурсию в Дивеево с необыкновенным батюшкой.
Сразу скажу, человек я  крещенный, но  от церкви был далек, хотя и   глубоко сочувствующий церкви. И  не видел  другого выхода для России  без  Веры.
То, что  началось после развала Советского Союза и компартии,  не  стало началом возвышения. Свободу- это  величайшее достижение, это что было мечтой  многие, многие  годы, перепутали  с вольницей.
Наркотики, распущенность, пресыщение властью, кровь и насилие, все это знакомо. На этом построены  все  передачи  «глупого»  телевидения. 
Обещаю дальше к этому нудному разговору не возвращаться.
И приступаю к главной цели  своего  рассказа.
Отец Даниил предстал предо мной в образе молодого человека, одетым в подряснике, под которым  были  джинсы.  Даже борода, которую он носил, еще не набрала  свою полную силу. Ну, что мне может рассказать о Вере этот, на студента похожий,  молодой  человек?.
К автобусу стали подтягиваться другие участники экскурсии. Подходили к о.Даниилу, склоняли головы, прося  благословения. Все это  молодой  батюшка  принимал, как должное  и  вел  себя  очень  естественно.
Сели в автобус, поехали.  Отец Даниил поздравил  нас  с поездкой, мне показалось, что он  даже  немного  заикается. Скорость  его  речи сначала меня  насторожила.
Из  своего  жизненного опыта я  знал,  как   сложно  с  торопыгами.
Как  быстро  устаешь  от суетливости  и как  трудно  вставить  свое  слово  в поток  их  слов.
Но  здесь была, быстрота, а суеты  я  не  обнаружил. Здесь  все  было  по-другому.  Признаюсь,  я  просто  заслушался.  Все  дефекты  стали  приятным  шармом.  Казалось, что  он говорит  без  пауз, но  это  только  казалось. А паузы  были  интересными. Он  в  них  улыбался. 
Говорит, говорит  и  улыбка.
Потом я понял, почему  он  так  быстро  говорил.
Информации,  которой  он владел,  было  столько!!   А  времени  так  мало.
Был  месяц  май,  весна была ранняя  и засушливая. И как бывает в таких случаях,  народ  развлекался тем,  что  поджигал  траву.  Где-то  в Калужской  области  мы  попали  в плотные   облака дыма.  Куда  ехать, не  видно, чем  дышать?  Казалось  бы -  паника,  или  на худой  случай, растерянность,  а нам хоть бы  ХНЫ!  Едем с «разинутыми ртами».  А о.Даниил все открывал и  открывал нам  страницы  своей неисчерпаемой  кладовой.
Я  сидел, просто  буквально  пораженный. Для  меня он  казался  не  меньше  профессора,  а я студент первого  курса  с невыученным уроком.  Мысли,  что  мы  можем  в этом  дыму  съехать  в кювет   или с кем-нибудь  столкнуться,  даже  не приходили  в  голову.
Проезжали  несколько  раз  нужные  повороты.
Не задавая  о.Даниилу  никаких  вопросов, я тем не менее получал  ответы  на все, что меня  интересовало. Его  речь  строилась только  на информации и  на  доказательствах  этой  информации. Не было ни назидания, ни укоров  или  агрессий  против  думающих  иначе.
Проезжали  мимо  разлившихся  морями  рек. Приехали к какому-то мосту, который  был  залит и  поехали  в  обход  все  через  те же  дымы.  Как  все  это интересно  и удивительно. Каким  же скучным , по сравнению с этим, является наш телевизор.
В Дивеево  приехали  уже  поздно  ночью, поселили нас  в женском монастыре.  Пара  слов  о гостинице: кругом  ни  одного  дерева, а  майских  жуков- море.
Все  стены  здания   в жуках, под ногами- жуки,  в воздухе- жуки. 
Летят-гудят,  ползут-хрустят.
Несмотря  на поздний  час, пошли на святой источник Казанской Божьей Матери. 
Паломники – это вам не светские люди с «охами и ахами», и мне приходилось держать марку.
Поразил  один родитель. В воду, на которую  мне  и смотреть-то  было холодно,  он вошел, держа  маленького сына  на  руках.   Стоит  по  пояс в - Б-р-р -   воде  и  спокойно разговаривает, читает  молитву,  и тихо  так,  спокойно  три  раза  с сыном  макнулся.  После  такого, отступать стыдно
Не знаю, сохранил  я на лице что-либо похожее на спокойствие, окунаясь  в  источник. Голову  заломило, дыхание перехватило. Все  силы  организма противились трехкратному  нырянию,  но больно уж  веским  был   пример. Зато после! Эта победа  над  своей  слабостью.  Сладко кружило  голову,  стало  легко, как будто сбросил с себя  всю  тяжесть  и  недуги.
Рано утром, а спали мы, наверное, часа три, вся наша компания  во главе с о.Даниилом пошли в храм, где находились мощи Святого Серафима Саровского.
Удивительно было не только  слушать о.Даниила, но и смотреть, как он ходит. Он  никогда  не  смотрел  себе  под  ноги, казалось, что  он смотрит  в небо. Спину держал прямо.  Борода вздернута.
Прошли по знаменитой канавке. Для меня все это было впервые и крайне  необычно. Запомнилось, что после того, как я приложился к мощам Серафима  Саровского, местная монахиня выбрала меня  из толпы, поручив  послушание, а когда я его выполнил, подвела без очереди к мощам  Серафима  Саровского. Получилось, что  я  к мощам  приложился дважды.
После  Дивеево  наша  экскурсия  направилась  в обратный  путь, но через Болдино. Отец Даниил, казалось знал всех  настоятелей  местных  храмов,  он  везде  чувствовал  себя  спокойно  и  уверенно.
 В свое  время, мне  по моим  служебным надобностям, приходилось часто  ездить  в  командировки  и всегда  в разные  места.  А разные места- это обязательные  контакты с чужими незнакомыми  людьми.  Не  ошибусь, если скажу,  что  это всех всегда  напрягает и держит  в какой-то  готовности  к чему-то  непредсказуемому.   Так вот, отец  Даниил  везде  ходил, как  в собственном доме, а ведь  он  в своей  одежде  священника - выделялся, как никто  другой.
Его чувство  комфорта  передавалось, это я ощутил  на  себе. 
Помню такую картину, когда остановились перекусить,  идет  о.Даниил  с  бутылкой  пива  в  руке, вот это думаю,  по-нашему, вот это- демократия.
Не помню, в какой  храм он нас привез, но история, которую  он рассказал, память держит.
Как  настоятель  храма   в  лихие  годы октябрьского переворота  был заколот штыками  и распят на воротах  храма. Нам принесли  ларец  с  перстом  отважного  настоятеля, который  пытался  защитить храм  от  осквернения  и  ограбления.
Слова Ларисы  полностью  оправдались- батюшка  оказался  необыкновенным!
Если  говорить о Вере,  то в этом плане  моя  супруга  на порядок одухотвореннее  меня: что  для нее - истина, для  меня- вопрос, она меня и называет  Фомой неверующим.
А  тут  мы  узнаем, что о.Даниил  строит  храм  и является  настоятелем  храма апостола  Фомы.
Конечно,  мы  поехали посмотреть, что же это за  храм  такой?   Храм  оказался  маленьким, деревянным   домиком.  Такие  домики  при советской власти разрешалось  строить на 6 сотках.
У нас  был такой.  Как мы были счастливы  своей  земле  и тому  домику.
Маленький  храм  менялся  на  моих  глазах. Ничего не  трогалось  без согласования с о.Даниилом, казалось, что  он  все  время  там.  И после  службы  люди  не  спешили  уходить, ставили  скамейки, и о.Даниил  вел Библейские беседы..  Он  говорил и тут же объяснял  смысл Священного Писания.  Рассказывая  о  страданиях   Господа Иисуса Христа,  по щекам о.Даниила  текли слезы.
Из  его  наставлений помним:  человек  не может  не  придти  в храм по трем причинам:
если у него температура 40 градусов, если  нет  храма   и,   если  он  умер.  И мы  помним  о.Даниила  со  сломанной  ногой  в гипсе,   ведущего  службу.
Казалось, он  старался  вместить в  голову  слушающих , как можно  больше, все  тот же  темп, даже прессинг.
Говорит, говорит -  улыбнется. Мол, как – поняли?
Подруга  и одноклассница  моей  дочери, Лиза, наполовину  татарка и некрещеная.  Как-то  она  обратилась к моей  жене  с вопросом  о религии  и  проявила  большой  интерес  к  ответу.  Мы  предложили ей  сходить  с нами  на  службу  к о. Даниилу, Лиза проявила  не только интерес, она  решила  стать православной  и креститься.   Мы  сказали  об  этом о .Даниилу.
О.Даниил  очень  благосклонно  принял  это  решение, сказал, что Лиза  должна  готовиться  к  крещению  и ходить на библейские  беседы.  Отец Даниил  всегда  приветливо  встречал  и спрашивал  с нее.  В пятницу  Лиза  должна  была  прослушать  последнюю,  пятую  беседу, после которой о.Даниил хотел  ее окрестить.  Но  случился  тот страшный  четверг.
Помню, ранним утром  мы  с супругой должны ехать перерегистрировать  фирму, дотянули  до  последнего дня, что называется. Я пошел  прогревать  машину, включил  зажигание, было 7 часов, включил приемник.  И первые  слова  из  него -  Вчера в  своем храме был убит…
И мои губы  проговорили, - Даниил  Сысоев…
-Священник  Даниил Сысоев – мы, наверное,  с диктором  проговорили это одновременно.
Он  всегда  переводил  угрозы  в свой  адрес  в шутливый  тон.  Он  не склонил  своей  головы,  он  положил  ее на  Алтарь
С каким  светлым  лицом  жена  всегда  приходила  из  храма, с каким восторгом  она  рассказывала  о  батюшке. Язык  не поворачивался  рассказать ей о страшной новости, как будто  дали  по голове  свинцовым  мешком,  как будто  мир  взяли  и  в  один  миг  сделали  скучным, пустым,  бесцветным
Уже  в налоговой  инспекции,  на другом  конце Москвы, на телефон  прислали SMS,- Скорбим  вместе  с вами.   Я  пытался  спрятать  телефон  незаметно, но  жена  заметила  и с  тревогой  стала  спрашивать,- что  случилось? И  сама  ответила,- что-нибудь  с о.Даниилом?-
И тогда  я  сказал, - да,  с о. Даниилом.
Кругом люди. Суетятся, пишут, сдают  бумажки в окно,  а  мы стоим и  плачем...

Господи  упокой душу убиенного раба твоего, нашего О.  Даниила