Наследство

Инесса Завялова
 1
 Все было странно. Очень странно. Когда свекор Тани решил уехать в Израиль, он пришел к ним, к детям, так и сказал:
-На днях уезжаю. Марина меня там ждет.
Это  была уже неизвестно какая по счету жена свекра, свою первую жену, свекровь Тани Ирину Павловну, он бросил давно. Его сыну было лет четырнадцать, когда он нашел молодую девушку. Жениться на ней не женился, а семью свою уничтожил.
-Тань, ты бы мне немного денег не могла дать, на билет не хватает. А... Максиму ни-ни, ни словечка, ладно,- мужчина лет пятидесяти, всегда бравурный, веселый был сейчас маленький и растерянный.
-Ну, и пьеса у вас жизни, ну... и сценарий,-буркнула Таня.
Она поплелась в комнату, достала со шкатулочки деньги.
- Вот, все чем могу. Так, когда уезжаете?-спросила она безразлично.
- Через недельку. Добро все вам оставлю: квартиру, причал, лодку, гараж, машину, все - все,-отрывисто произнес Евгений Степанович. Он явно нервничал. Бывший начальник огромного завода выглядел нелепо и непонятно. Он вырос в очень хорошей интеллигентной семье. Мама главный бухгалтер завода,отец директор. Баловень судьбы. Все доставалось легко и просто.
-Ну, ну, как же нынешняя ваша, которая уже в Израиле. Ведь у нее двое: дочь, сын старший, вы ведь ему добро свое обещали. Нам с Максимом без разницы, делайте как хотите,- с насмешкой сказала Таня.
- Да, нет, все вам, вам,- свекор хлебал громко суп, из красивых тарелок.
Столовая большая, скатерть, сервированный стол. Свекор сидел,как-то скукожено, казалось его рост явно уменьшился и вес тоже,теперь он казался маленьким и никчемным.
  Сынишке Тани и Максима два месяца, первенец. Дед внуком интересовался, поскольку постольку.
На следующий день, Евгений Степанович снова заявился, Таня удивилась.
-С чего бы это, вы опять пришли, ведь уже попрощались вчера?-она явно не понимала свекра. У Тани был уникальный, хороший, добрый отец. Максим работал на фирме у ее отца. Максим и Андрей Иванович были друзьями. Часто проводили вместе выходные.Любили играть в бильярд,нарды.
-Так вот, принес кое - что. Это библия, старая, отцовская, так сказать -  наследство.
- Подарок, конечно, необычный. У нас, правда, своя есть. Ваша, так держите при себе,-ответила  Таня растерянно.
-Не, сыну хочу подарить. Память о дедушке, Бердянске, бабушке, доме моем родительском, -свекор нервничал.
-Максим будет только недели через три, вы же знаете,-ответила молодая женщина.
- Ну, ладно, не сердись, Тань, пойду,- свекор положил в прихожей  старую, в хорошем переплете библию, она была с засаленными, пожелтевшими страницами. Ушел быстро как-то, нелепо и глупо,торопясь,хотя торопиться ему в тот день некуда было.
  Тане вся ситуация не нравилась. Казалась непонятной. Вроде отец Максима мужик неплохой.Когда поженились, холодильник притащил в подарок.В гости к нему ходили.В квартире у него чисто,уютно.Марина, женщина с которой он жил, спокойная,доброжелательная.Евгений Степанович консервацию делает закачаешься, лучше любой женщины,кушать любит готовить-это у него хобби такое. Хозяйновитый. На причале у него идеальный порядок.А вот с женщинами у него карусель.Голос свекра всегда гучный,скрипучий.Одевался опрятно, но просто.У него всегда водились деньги, он никогда не бедствовал.Правда, выпивал, порой крепко.Но,что происходило с ним сейчас, Тане было не понятно,да и вникать в дела и жизнь свекра, невестка не имела никакого желания.

   Евгений Степанович, и в самом деле, уехал к своей новой жене в Израиль. Все свое имущество отдал детям Марины. Развелся с ней лет через пять. Путешествовал по женщинам  в Хайфе. Иногда, поначалу, звонил на дни рождения сына, внука. Потом пропал  лет на десять.
 Теперь лежит в онкологической клинике, брошенный всеми. Дал о себе знать.
-Живет со старичками соседями, снимает комнату,дома своего не имеет. -Так о нем рассказал старый еврей, приезжавший к детям, в Киев,в гости.
Максим отца искал по своим связям раньше,когда отец звонить перестал, лет пять назад, найти не мог.Вот еврейская диаспора нашла.
А теперь сыну Евгения Степановича не то, что бы все равно, своих дел полно, и жизнь в Украине сложная.
Свекор Тани, звонит внуку, которому теперь уже двадцать, и несет всякую чушь о жизни.
-Жив я еще пока, жив, внучонок, - говорит парню,который его никогда не видел.
-Мам,а чего он мне звонит,в гости никогда не звал и не зовет,не писал писем,не интересовался нами,он мне чужой.А он со мной говорит так, как будто всю жизнь крутым дедом моим был,-спрашивал сын Таню,-я ведь не   ребенок уже давно.И потом украинец в Израиле,как-то нелепо,дед ведь не еврей.
-Не знаю,сынок,судьбы у людей разные и люди тоже сам знаешь, не маленький,-ответила симпатичная,голубоглазая женщина.
-Да, ладно, мама, судьбу человек сам строит.Представляешь, он бабушке тоже звонит,о любви старой щебечет,она ему все простила,он ее с восьмым марта поздравлял,я забыл тебе сказать,все, мам, пока, побегу, я в институт,-крикнул сын,торопясь,кладя в сумку планшет.
-Да,вот,жизнь,прямо кино...Пока,сынок,позвонишь,-женщина крутила в голове прошлое.Чужая жизнь,жизнь свекра, казалась ей неправильной.
-Теперь и Ирину Павловну вспомнил,вот гад... 

  2

  Таня читает старую библию часто. Листает желтые страницы, рассматривает внимательно пометки отца Евгения Степановича.Пометки разные: карандашом,ручкой, жирными полосами на полях записи. Дед Степан был человек верующий, хороший семьянин, с женой прожил пятьдесят лет.Хотя, странно... директор завода и старовер.На пенсии не бездельничал, большой парник построил.Помидоры выращивал сам. Огромные, красные, сочные.Прожил жизнь долгую, праведную. Муж Тани Максим весь в деда.
Таню часто посещает мысль отнести библию прадеда Степана в церковь. Но не знает, верно ли это,раз у Евгения Степановича судьба такая непутевая. И часто думает, зачем он библию ей вообще принес. Может, так хотел дух прадеда ее сына? Библия появилась в доме, когда сынишке было два месяца.
-Да ерунда все это,грех решил свой перед сыном хоть так замолить,бросил ведь,свекровь мою с ребенком.А я тоже хороша,может выгнать его надо было,а то спекулируют святынями-библия на память…-Таня вспомнила слова свекра.
-Да, царство ему небесное, вот  жизнь,вот люди… И правильно, что Максим его никогда не вспоминает.Никогда о нем не говорит ни плохо, ни хорошо. Знать бы все мотивации людей, может страшно жить было бы,а может наоборот - весело? Господи, храни нас от такой судьбы…
Таня перекрестилась и положила библию на полочку.Таня не любила чужие иконы,библии,она считала,что предметы содержат жизнь и энергию владельца,она не понимала людей,которые гонялись за старыми иконами и разными другими православными ценностями.Она считала, что ценности,предметы религиозного, христианского культа должны принадлежать либо музеям, либо храмам.

-Мало ли о чем люди молились возле иконы, просили,может греховное, что-то шептали не угодное богу,а потом берешь этот якобы святой предмет,а он содержит чужое.И святости в нем нет, хотя и лик святой изображен и святое писание вроде.И судьбу еще родственника тяжелую притянешь или мысли его злые. Наверное, надо, чтобы батюшка обряд какой сделал,освятил,-размышляла вслух Татьяна.
-Слава Богу, прадед был честен и трудолюбив. Отцу Макса эта библия явно не помогала.Да и нам как-то тоже.У нас своя есть и иконки свои, свадебные,венчальные,-подумала Татьяна поглядывая на библию.
-Пропал свекр в Хайфе,царство ему небесное,не приведи Боже никому так,-Таня шептала молитву.
 Татьяна не любила чужое,чужих вещей,чужие квартиры,она не любила даже отдыхать,где было много народу.Она не любила спать на чужих кроватях, не пользовалась чужим постельным.На отдых всегда везли свое одноразовое постельное, потом его выбрасывали,чтобы не притащить чего лишнего в дом.Она терпела только очень комфортные пансионаты и курорты, где было немноголюдно и спокойно.
Она не была брезглива,она боялась жить чужой жизнью,она хотела всегда быть собой,иметь свои желания и размышления.Быстрее Татьяна была излишне осторожна и набожна.И, возможно, было еще что-то…

 У мужа Тани был приятель, они виделись с Максимом крайне редко,в основном по работе.Приятель этот был гулящий, не то слово, холостяк, правда. Так вот, у него над огромной кроватью висела старинная икона.В ближнем углу,довольно низко глядел образок Христа на все греховное, что творилось на этом огромном полигоне любви. Женщин у этого развратника-холостяка было не сосчитать,порно смотрелось смачно и часто.Православного образа жизни явно не было,а быстрее наоборот.

 У Татьяны в голове не укладывалось как можно сочетать разврат с верой и молитвой, потому как тут же, друг искренне и набожно крестился и обращался к Богу за советом, поглядывая смиренно на иконку, поглаживал очередную снятую второпях бабу.

-Да,что люди творят со своими жизнями и со всеми вокруг?-подумала Таня,в ее голове снова мелькнуло прошлое,-да все безразличны друг к другу,свекрови тоже наплевать на бывшего непутевого мужа,зачем я думаю обо всем этом?Помянуть что ли бедолагу?Странно все как-то,странно...