Ч. 5 Лесовский действует

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2011/03/25/27

Лесовский с помощниками постарался облечь в реально выполнимые действия царскую затею и, поскольку время не терпело, приступил к реализации нового плана.
               
27 марта 1878 года из Гамбурга для перевозки норвежских эмигрантов в Америку вышел трансатлантический лайнер «Cimbria», принадлежавший немецкой пароходной компании «American-Hamburg Steam – packet Company».

Перед выходом на судно загрузили двухмесячный запас продовольствия, что неудивительно. Эмигрантов набивали в пароходы, как сельдей в бочку, а конкурирующие трансатлантические компании привлекали к себе клиентов любыми способами, в том числе питанием в плавании.

Словом, отправление «Cimbria» из гавани было настолько заурядным событием, что оно привлекло внимание лишь небольшой кучки зевак, слонявшихся на пристани. Среди них находился ничем не примечательный господин, который очень внимательно проследил за пароходом и, когда тот скрылся из вида, поспешил на телеграф.

Там, терпеливо отстояв небольшую очередь, отправил в Петербург телеграмму самого обычного содержания. Впрочем, по международной конвенции, заключённой в Вене 21 июля 1868 года, разрешалось отправлять по телеграфу зашифрованные сообщения.

Безобидный текст был шифровкой, адресованной адмиралу Лесовскому, управляющему Морским министерством. Господина, который её отправил, звали Николай Александрович Невахович.

Он имел звание капитана 2 ранга и с 1874 года руководил русской военно-морской разведкой в Германии. Невахович недавно вернулся в Германию после нескольких месяцев, проведённых в действующей армии на Дунае, где шли бои с турецкими войсками.

Если бы кто-нибудь продолжал наблюдать за “Cimbria” вне видимости с берегов, он бы несказанно удивился, увидев, что пароход резко изменил курс и направился вместо Норвегии в Россию. На этом странности не закончились. Послышались команды и группа матросов проворно заклеила специальной плотной бумагой название судна на бортах и на шлюпках, закреплённых на верхней палубе. Не удивился бы этому только Невахович.

За несколько дней до описываемых событий он получил из Петербурга указание зафрахтовать на несколько месяцев судно для перевозки в Америку 600 матросов и 60 офицеров. Сделать это надлежало не только быстро, но и скрытно. «Cimbria» давно был в поле зрения русского разведчика.

Он знал, что на этом пароходе доставляют в Турцию, с которой Россия вела войну, ружья и боеприпасы. Знал он и то, что команда “Cimbria” не раз выполняла особые задания правительства, а во время Франко-прусской войны лихо прорывала блокаду французских крейсеров.

Договориться о фрахте этого парохода было нелегко. Торг о стоимости фрахта оказался трудным. Капитан 2 ранга хорошо изучил конъюнктуру рынка  и вёл переговоры с большим искусством. В конце концов, сошлись на 5000 английских фунтов стерлингов в месяц. Петербург ответил согласием. Русская сторона взяла на себя оплату угля и половину лоцманских расходов. Тогда Невахович выторговал ещё 250 фунтов стерлингов.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/10/06/1269

На рисунке: пароход "Цимбрия"