11. Загадки Сфинкса. Часть II

Федор Кузьминский
Часть II.  ФИНАЛ



*

Настоящее всегда чревато будущим. Готфрид Лейбниц

*

Две недели проходят относительно спокойно. Я углублен в изучение творчества Ильи Репина, а Капитон, в те дни, когда находится дома, открывает окна, рискуя меня простудить. Дело не в потоке свежего весеннего воздуха.  Это позволяет напарнику насладиться исполнением под аккомпанемент баяна песни «Nothing Else Matters» группой подвыпивших тинэйджеров, именующих себя «Metallica Light» и регулярно дающих живые концерты на детской площадке нашего двора.

Я уже думал, что эпоха караоке отрезала людям пальцы. Гитары и фортепиано давно не звучат. А тут, на тебе – баян…!

Тоше нравится. Хорошо поют… громко…

Баянные эскапады прерывает телефонный звонок.

Капитон берет трубку, некоторое время молчит, после чего произносит:

- Сейчас буду…, - и исчезает, не говоря мне ни слова.

Стараясь особо не переживать, иду изучать портрет Мусоргского.

Что поделаешь, жизнь среди людей неизбежно учит одиночеству…

… и учит не только людей…


*

TV. ПРОГРАММА КРИМИНАЛЬНЫХ НОВОСТЕЙ «ЭТО НАША С ТОБОЮ ПОЛИЦИЯ!»
- Здравствуйте, уважаемые телезрители! С вами Галактион Гладкий и программа «Это наша с тобою полиция!» Самые свежие и интересные сводки с обновленных фронтов борьбы с преступностью!
В соответствии с требованием министра внутренних дел, в рядах российской полиции остаются лучшие из лучших. Многие подразделения сами начали чистку рядов, не дожидаясь предстоящей аттестации. Двое сотрудников патрульно-постовой службы ОВД по району Сукино-Собакино по окончании рабочей смены применили физическую силу в отношении своего сослуживца - сержанта Хитрована, нанеся ему неоднократное оскорбление действием в лицевую область головы.
На месте происшествия находится наш корреспондент – Глафира Гофрэ. Глафира…?
- Да, Галактион! Рядом со мной, как раз, находится коллега Аполлинария Хитрована, прапорщик Обнесенный. Господин прапорщик, в чем причины такого обращения с напарником?
- Тамбовский волк ему напарник! Какого хрена он говорит, что 100 долларов в конце смены на троих не делятся…?!
- А-а-а… спасибо, Глафира! Спасибо, господин полицейский! Уважаемые телезрители, мы будем информировать вас о состоянии здоровья Аполлинария Хитрована, который, видимо, уже не пройдет предстоящую аттестацию…

*


- Гоген получил послание Сфинкса, Самсоныч.

На столе перед Тошей DVD-диск и три деревянных кубика с буквами.

- Вот только одна неувязочка, - продолжает он, вставляя диск в компьютер, - фамилия художника состоит из пяти букв. Совершенствует Сфинкс свои загадки.

На экране человек в камуфляже и маске с прорезями для глаз вещает, что Гогену скоро наступит хана.

- У него за спиной опять «Эдип и Сфинкс», только на этот раз кисти Франсуа-Ксавье Фабре. Это мне Дима-Дипломат сообщил. Опять придется с кубиками мудрить…

Эх, Тоша, Тоша…. Когда-нибудь ты разобьешь мое стариковское сердце…!

Иду к стеллажу и снова достаю альбом французской живописи.

- Иди сюда! – зову его.

Капитон нехотя поднимается, продолжая смотреть на экран.

- Давай быстрее, негодник!

- Чего ты расшумелся?

- Да будет вам известно, товарищ капитан, французская фамилия Fabre произносится как Фабр. Не читается последняя «е» по-французски!

- В рот мне компот! – восклицает Тоша, рассматривая надпись под репродукцией.

- Вот-вот…

Он берет кубики и идет на кухню. Через несколько минут создает дымовую завесу. Видимо, в целях маскировки.

- Самсоныч, буквы «Ф», «А», «Б» и «Р» только на одном кубике!

- Смелее, сыщик!

Капитон собирает на одной стороне кубика ФАБР и он распадается в его руках на две части. Внутри опять свернутый в трубочку листок.

Тоша читает вслух:

- 1. Кинотеатр расположен в первом доме.

Силы небесные!

Опять…?

Я этого не вынесу!

Капитон продолжает:

- 2. Завод расположен в красном доме.
3. Коричневый дом находится слева от белого, рядом с ним.
4. Институтом руководит украинец.
5. Помещение, где есть бюст Лобачевского, расположено рядом с помещением, в подвале которого магазин.
6. В желтом доме есть бюст Эйзенштейна.
7. В музее есть бюст Аполлона.
8. Предприятием, расположенном в центре, руководит белорус.
9. В доме, расположенном рядом с тем, где бюст Лобачевского, руководит еврейка.
10. В подвале дома, где есть бюст Ленина, расположен склад.
11. В подвале ресторана есть бассейн.
12. Кинотеатр расположен рядом с серым домом.
13. Лаборатория находится в подвале серого дома.
14. Там, где бюст Конфуция, руководитель – китаец.
15. В коричневом доме руководитель – русский.
Вопрос: В ПОДВАЛЕ КАКОГО ДОМА БОМБА?

- Ну, что, Самсоныч, порассуждаем? – говорит Тоша и берется за бумагу и ручку.

Он опять чертит таблицы, бормоча себе под нос и делая дымовую завесу еще гуще.

Спустя какое-то время Капитон победно произносит:

- Первый дом желтый, в нем расположен кинотеатр, где директором еврейка, имеется бюст Эйзенштейна и в подвале магазин. Второй дом серый, там институт, где руководитель украинец, есть бюст Лобачевского и в подвале лаборатория. Третий дом красный, это завод, где директор белорус, стоит бюст Ленина и в подвале склад. Пятый дом белый, в нем ресторан, в котором руководитель китаец, есть бюст Конфуция и в подвале бассейн. А четвертый дом - музей коричневого цвета, в котором русский руководитель и бюст Аполлона, судя по всему, заминирован. Бомба в подвале музея, Самсоныч! Вопрос – какого и как это все относится к Гогену?

Капитон только сейчас поворачивает ко мне голову и замечает, что я уже давно принес из прихожей невесть откуда там взявшийся рекламный проспект галереи «Аполло», расположенной не так далеко от нашего дома.

Тоша берет у меня проспект и произносит:

- Ты хочешь сказать, что музей – это художественная галерея у нас на Нижнем проезде, 8?

- Как ты говоришь – совершенно в дырочку…!

- Постой, постой…. Тогда дом 2 – это кинотеатр «Кунштюк», бывший «Фокус», там директриса – Софья Соломоновна…. Дом 4 – НИИ прикладной математики, дом 6… он точно красного кирпича… это хлебозавод. Потом идет галерея, а потом китайский ресторан, …морепродукты там вкусные… и действительно есть бюстик Конфуция. В рот мне компот! Самсоныч, ты – гений!

- Согласен, но свежий «Miller» в холодильнике не наблюдается…

- Только один нюанс. Почему Сфинкс называет галерею музеем?

- Ты рекламный проспект-то открой, напарник…!

Тоша листает брошюру.

- Дни музея «Прадо» в Москве?

- Да, Тоша, музей, в коллекции которого наиболее полные собрания Босха, Веласкеса, Гойи и Эль Греко, будет экспонировать часть своих шедевров именно в галерее «Аполло».

Тоша задумчиво смотрит в окно, потом опять в брошюру.

- Открытие экспозиции завтра…. Но как это связано с Гогеном? Он там будет что ли…?

Капитон нажимает кнопку громкой связи на телефоне и набирает номер.

- Алло!

- Горыныч, это я – Самсонов.

- Привет, отпускник! Устал отдыхать что ли?

- Отдыхать – не работать, ты же знаешь. Слушай, вопрос имею.

- Задавай.

- Тебе Гордей Геннадьевич Фелонов известен?

- А кому же он неизвестен…?

- А ты не в курсе, какое он имеет отношение к художественной галерее «Аполло», что на нашей земле?

- Братец мой дорогой, такие вещи знать надо. Гоген ее хозяин.

- О-па…!

- Вот именно! А тебе, Компот, в отпуске заняться нечем? На рыбалку съезди. В музей тебя с Самсонычем все равно не пустят. Фейс-контроль не пройдете! Ха-ха…!

- Горыныч, завтра открытие экспозиции музея «Прадо». У меня информация, что галерея заминирована. Надо бы проверить.

- Ты пьяный, что ли?

- Сухой, как лист. Горыныч, дело серьезное. Хрен с ним, с Гогеном! Там ведь толпа народа будет. Я тебе потом подробности расскажу, а сейчас надо бы саперов вызвать.

- Открытие в котором часу?

- В рекламном буклете написано – 12-00.

- Ладно, на утро собачку закажу и саперов вызову. Сегодня, один хрен, никто не приедет.

- Договорились. А я завтра к тебе подскочу и поделюсь информацией.

- А почему не сейчас?

- Самсоныч истерику устраивает. Орет: распишу в лоскуты, на ливер пущу, сука ментовская, если сейчас же не пойдем на прогулку!
 
- Компот, ты все-таки пьяный…

- Ни боже мой…!

- Тоша! - встреваю я без зазрения совести, - моему возмущению нет предела! Придется вычеркнуть тебя из своего завещания…!

Негодник прощается с шефом и произносит в никуда:

- А я бы сегодня галерейку проверил…

Переводит взгляд на меня и произносит с легкой улыбкой:

- Будешь рваться вместе со мной, закрою насильно в комнате!

- Фи, Капитон, это моветон…!

Тоша меняет интонацию и говорит абсолютно серьезно:

- Самсон Самсоныч, это может быть опасно…

- Что такое опасность для старика, в жизни которого основным грехом было любопытство? Не вздумай идти туда один, напарник!


*

Если ты оказался в темноте и видишь хотя бы слабый луч света, ты должен идти к нему, вместо того, чтобы рассуждать, имеет смысл это делать или нет. Виктор Пелевин

*


Капитон паркует наш старенький Volkswagen неподалеку от входа в галерею «Аполло».

Пятнадцать минут уходит на то, чтобы объяснить быкообразному вахтеру с лицом истинного ценителя искусства цель нашего визита. В результате побеждает закон в лице Капитона с финальной фразой: «Сейчас Диме-Дипломату позвоню и он тебе голову в задницу засунет!»

Вахтер показывает, как спуститься в подвал, включает там свет, но с нами идти отказывается, мотивируя это невозможностью оставить вверенный ему пост.

Подвал здания достаточно велик и заполнен различного рода коммуникациями и трубопроводами. Мне затруднительно передвигаться в этих дебрях и я отстаю от напарника.

Капитон уже добрался до довольно просторного помещения, в углу которого что-то сложено и накрыто брезентом.

Неужели сбываются наши самые худшие опасения?!

Я не успеваю дойти до Капитона. Какая-то непреодолимая сила поднимает меня в воздух, а справа от себя я слышу короткий металлический щелчок.

Через доли секунды понимаю, что это выстрел пистолета с глушителем и вижу, как Тоша падает, хватаясь за правое плечо.

- Нехорошо приходить в гости без приглашения, - слышу я мужской голос без какого-либо акцента.

Лицо его я разглядеть не могу, поскольку он держит меня левой рукой за загривок где-то на уровне своего пояса. Сильный мужчина, во мне-то поди килограмм десять…. И знает, паразит, как держать мопсов. Мне не больно, но я, фактически, обездвижен.

- Не думай, что я промахнулся. Я попал, куда метил, - сообщает Сфинкс.

Это, несомненно, он…

- Пса отпусти! – произносит Тоша, морщась от боли.

- Сначала несколько вопросов. Первый – ты кто?

- Капитан Самсонов. Уголовный розыск. Отпусти пса и положи оружие. Ты арестован!

- Смешно. Вопрос второй – что ты здесь делаешь?

- Ищу бомбу.

- Значит ты разгадал загадку? Молодец! Не знал, что у Гогена такие способные менты на окладе. Вопрос третий – почему ты один?

- Я не один. Я с напарником…

- А ты действительно юморист, да еще скорый на руку. Я детонаторы-то только принес, вставить не успел. Без них все это, - он кивает головой в сторону брезента, - просто куча пластилина.

- Что там? – спрашивает Тоша.

- С-4 [1]. Знаком?

- Так тут на половину квартала хватит…

- Вот и хорошо. Гоген гарантированно не ускользнет.

- Тогда встречный вопрос – на кого ты работаешь?

Сфинкс задумывается на секунду, потом произносит:

- Почему бы тебе и не узнать? Из этого подвала ты все равно не выйдешь…

- Чей у тебя заказ?! – не унимается Капитон, продолжая морщиться от боли.

- Ты будешь смеяться, капитан. Я работаю на государство.

- На какое?

- На наше, Самсонов, на наше…

- Из числа радеющих за интересы многострадальной Родины? Я не устаю поражаться, сколько же беспредела можно натворить, прикрываясь интересами государственной безопасности! Я, кажется, понял – ты из бывших…

- Будем считать, что я в резерве. Но это не имеет никакого значения. Интересы государства мне по барабану! Никогда не задавался вопросом, чем не угодили взорванные мною бандюги властьимущим. Сколько недодали в обмен на относительно спокойную жизнь…. Скинулись ли на очередные нацпроекты или нет…. А может, захотели сами пойти во власть…. Мне не интересны причины. А вот способ исполнения и все, что его сопровождает – это мой фирменный почерк…! Сфинкс известен своими загадками далеко за пределами страны…!

- Ты псих, душегуб и позер!

- Возможно…

Краем глаза я вижу две гранаты в специальных кармашках комуфляжа. На войну собрался что ли, урод, в рот тебе компот?!

Колечко одной из них обращено ко мне. Пожалуй, я смогу до него дотянуться. Когти у меня еще крепкие.

Что ж, как один из вариантов…

- Заметь, Самсонов, - произносит Сфинкс после паузы, - я всегда давал возможность приговоренным избежать наказания. Ставить меня в один ряд с банальными убийцами ошибочно. Загадки разгадать можно, иначе, как бы ты здесь оказался?

- Не лень каждый раз кубики выпиливать?

- Я не всегда использовал кубики. Это отличительная черта последних акций.

- Отпусти пса, подонок! Клянусь, я найду тебя быстро, а убивать буду медленно!

- Красивая фраза для романов или кино. В жизни все значительно проще…

Не изменяя позы, Сфинкс стреляет…

Три выстрела…

Стрелок он отменный…, к сожалению…

Я тянусь к гранате…

«Усики» поджал, чтоб полегче было, профессионал хренов?!

Кольцо падает на бетонный пол с легким позвякиванием.

- Ах ты – сука…! – произносит Сфинкс и выпускает меня.

Ну, во-первых, я не сука, а кобель! А во-вторых, мне некогда с тобой разговаривать…

Мне надо успеть к напарнику…

Мне надо выяснить, что с Тошей…

Совершенно не вовремя звучит за моей спиной этот мерзкий хлопок…


*

Оказывается, осколки – это очень больно…!

Но мне необходимо доползти до напарника. Мне необходимо увидеть, что с ним…

Я знаю, что финал близок, поэтому мне необходимо быть рядом, как это было на протяжении десяти лет нашей жизни. С моей точки зрения достаточно, с человеческой – безумно мало…

Не знаю, выполнил ли я свою миссию на этой земле. Истину дано знать только избранным. Но я всегда был рядом и не стоит менять установленный порядок в последние минуты.

Старик Пифагор, вернувшись на родину из Египта, рекомендовал держать собаку у рта умирающего, поскольку именно это животное достойно получить отлетающую человеческую душу и сохранить ее навсегда.

Я доползу Тоша, я доползу…

Силы небесные, как же больно…!

Я доползу и лизну тебя в нос, негодник…

Я буду рядом, пока не перестанет биться мое стариковское сердце…


*

TV. ПРОГРАММА КРИМИНАЛЬНЫХ НОВОСТЕЙ «ЭТО НАША С ТОБОЮ ПОЛИЦИЯ!»
- Здравствуйте, уважаемые телезрители! С вами Галактион Гладкий. Сегодня в Москве был предотвращен очередной террористический акт. Террорист, уничтоженный в ходе спецоперации, заминировал известную художественную галерею «Аполло» и готовился взорвать ее в момент открытия экспозиции мадридского музея «Прадо». Однако, умелые действия полиции, совместно с оперативными подразделениями ФСБ, позволили мирным гражданам спать спокойно. Глафира Гофрэ с места происшествия…
- Да, Галактион! Я нахожусь у входа в спасенную галерею «Аполло» и беру интервью у начальника уголовного розыска территориального отдела внутренних дел майора Рыныча. Григорий Остапович, примите наши соболезнования. Нам стало известно, что в ходе операции погиб ваш сотрудник…
- Двое…
- Что, простите…?
- Двое моих сотрудников…
- Но нам известно только о гибели капитана Самсонова.
- Извините, девушка, вам не понять…
- Глафира, верните, пожалуйста, майора Рыныча в кадр. Зрителей интересуют подробности.
- Галактион, я не могу…! Он… он плачет…

*




      
ЭПИЛОГ



*

В Рай принимают не по заслугам, а по протекции, иначе вы остались бы за порогом, а впустили бы Вашу собаку. Марк Твен

*



Дверь открывает миловидная женщина в очках.

- Ирина Александровна? – спрашиваю я.

- А вы, видимо, Самсон?

- Да, это я вам звонил.

- Здравствуйте!

- Здравствуйте!

- Проходите, пожалуйста…

В прихожей сопением и хрюканьем меня встречают два очаровательных мопса.

- Знакомьтесь, - говорит Ирина Александровна, - это наши мама и папа. Клеопатра и Пифагор.

- Интересные имена, - замечаю я.

- У вас тоже имя необычное.

- Это семейная традиция. Всех мужчин в нашем роду принято называть Самсонами. Так что я – Самсон Самсоныч.

- Замечательно! – улыбается она и обращается к собакам, - Пиф, Клёпа, знакомьте гостя со своим потомством!

Мы проходим в комнату, где в детском манеже барахтаются шестеро щенков.

- Вы говорили, что хотели бы кобелечка. Здесь у нас все поровну – три мальчика и три девочки. Выбирайте!

Увидев меня, девочки становятся еще активнее и визгливее.

Рассматривая троих пацанов, обращаю внимание на самого головастого и самого, на первый взгляд, задумчивого.

- Можно вот этого посмотреть поближе?

- Конечно, - отвечает хозяйка, достает щенка из манежа и передает мне теплый комочек песочного цвета с черной грустной мордочкой.

- Знаете, - продолжает она, - имена всего помета должны начинаться на букву «К». Вы держите Капитона.

Я не могу скрыть своего удивления. Ирина Александровна понимает это по-своему:

- Вы можете придумать собственное имя. Мы его так назвали, потому что «Капитон» по латыни – «Головастый»

Я спешу ее успокоить:

- Нет, нет, я ничего не имею против. Просто, я несколько ошарашен. Дело в том, что моя фамилия – Капитонов.

- Мне даже сказать нечего, - снова улыбается она, - видимо, это судьба…

В этот момент Капитон дотягивается языком до моего носа. Мы смотрим в глаза друг другу. Его взгляд не по-щенячьи сосредоточен и проницателен. У меня создается впечатление, что мы давно вместе, что многое у нас уже позади и столько же неведомого в будущем.  Я очарован вековой мудростью его глаз и с уст моих срывается:

- Ну, здравствуй, Компот…!





ПРИМЕЧАНИЕ:
[1] - C-4 (Composition C-4) — разновидность пластичных взрывчатых веществ военного назначения.