Законы жанра
Памяти Великого рассказчика Виталия Яковлевича Вульфа
Рассказчик - это 1. Тот, кто рассказывает. // Тот, кто умеет хорошо рассказывать.
2. Писатель, владеющий мастерством рассказа.
3. Артист, выступающий с устными рассказами.
Толковый словарь русского языка под редакцией Т.Ф. Ефремовой on-line
(Печатное издание: Новый толково-словообразовательный словарь русского языка под ред. Т. Ф. Ефремовой, 2000 год).
Рассказ - письменный или устный - это искусство. Искусство - давнее, весьма популярное, жанр, по-видимому, ставший родоначальным в литературе....
Можно сказать, что все иные литературные жанры выросли из евангельских рассказов, записанных безымянными авторами....
Рассказ был чрезвычайно популярен в XIX - XX веках.
Творчество, авторский замысел, естественно, уникален и неповторим. Но, тем не менее, жанр рассказа имеет присущие только ему особенности, отражающие сущность, душу, специфику этой малой формы литературного творчества. свои собственные законы и преследующие ему закономерности.
Знать специфику рассказа как особо жанра, полезно всем, кто интересуется литературой и имеет тягу к литературному самовыражению - благо, Интернет сегодня предоставляет для этого всем желающим широчайшие, невиданные ранее возможности....
А развитие технических средств связи в середине прошлого века породило новый жанр - устного рассказа. Где выступающий перед микрофоном его автор превращается одновременно и в рассказчика-исполнителя (в чем состоит отличие его как жанра от литературного чтения).
Наверное, на телевидении жанр телевизионного рассказа создал наш соотечественник, критик и литературовед Ираклий Луарсабович Андронникошвили (Андронников).
Снятые в студии, с монтажными вставками натурных съемок, его рассказы в середине 60-х годов собирали у черно-белых "ящиков" милионные аудитории.... И лишь потом они стали книгой "Ираклий Андронников рассказывает...".
Важнейшая особенность - радио- или телевизионного рассказа - это жизненность, основанная на реальных исторических фактах судеб незаурядных наших современников. Именно поэтому этот жанр быстро и нашел своих горячих приверженцев и почитателей....
В восприятии авторского видео- или радио рассказа важно все: тема, привлекающая внимание аудитории, сверх-задача (по К.С. Станиславскому), которую ставит перед собой автор-исполнитель и которое вдохновляет и увлекает его - хорошо, если это самоважная и самоценная задача-замысел имеет еще и общественную значимость (а иначе он вряд ли "получит слово у микрофона").
А еще, как правило, личность героев повествования, их характер, мысли, планы, свершения, поступки.
Иначе говоря - мгновения бытия, подчас расскрывающие его смыслы, альтернативы, пред- и назначение, последствия поступков, действий, слов, заблуждений и ошибок.
В этом, видимо, и заключается один из секретов привлекательности устного авторского рассказа для слушателей - его ненавязчивое превращение и в энциклопедию, и в уроки жизни.
Это - и примеры для подражания, и примеры мучительных ошибок, просчетов и горьких заблуждений и разочарований.
Они могут охватывать как всю биографию героя повествования, так и ее отдельные эпизоды, фрагменты, кульминационные моментов достижения, побед, либо поражений и падений -
В жизни всему уделяется место -
Рядом с Добром - уживается Зло!
Важная особенность устного радио или телевизионного рассказа это его жесткий формат, необходимость уложится в заданный лимит времени, будь то 10, 15, 30 минут или час....- это наиболее популярные временные форматы, которые диктуют соответсвующие условия для автора.
Особенность, о которой забывают слушатели, испытывающие подчас разочарование от вынужденного расставания с полюбившимся рассказчиком, забывая о том, что, помимо этого, еще и автор прозвучавшего произведения.
© Copyright:
Олег Хлобустов, 2011
Свидетельство о публикации №211032501806