Не упусти красоту

Карл Шифнер 3
Разные охотники встречались мне: и любители побродить с ружьём ради отдыха, и жадные к добыче. Но я расскажу об одном.
Однажды он взял меня с собою в лес. За весь день мы случайно убили одну куропатку. Возвращались уже при луне. Я так устал, что едва плёлся, а он по-прежнему шагал упругой, бодрой походкой. Зато удовольствие я получил величайшее и сам не мог понять - почему. А он, глядя на меня, довольно похохатывал и все спрашивал: "Ну, как, правда, здорово?". Я подумал: "Откуда у человека такая страсть бродить по лесу?". А ходить ему приходится, дай бог всякому, работа такая - лесничий. Недавно я позвонил ему. Не успел поздороваться, как он заговорил об охоте.
- Я сделаю мотосани, и мы с тобой объездим всю Колыму, - похвастался он.
- Из чего?
- Из мотоцикла! - кричит.
- Хорошо, - говорю, - но завтра-то на охоту пойдём?
- Давай. Только не проспи.
И вот мы в лесу. Кругом - белым-бело. Над небольшим костром висит котелок с горячей кашей. Он кормит меня настоящей солдатской кашей. И походный чай не сравнить с домашним. Сидим на бревне, которое он приволок из леса. Я так устал, что нахожусь на полном его обслуживании. Он делает всё: пробивает в снегу дорогу, выслушивает глухарей, помогает мне то и дело целиться в куропатку, готовит ужин. Моментами я дивлюсь: зачем ему такой напарник - обуза? Но он ни разу не дал мне почувствовать, что тяготится нашим союзом. В этом смысле он бескорыстный друг. Возможно, мы ладим потому, что я тоже не жаден до добычи. И мне тоже важнее тяжелого ягдташа общение с лесом, с таким знатоком природы, как мой друг. Важнее посидеть вот так рядышком у живого огня, поговорить о жизни.
- Моисеич, - спрашиваю его, - почему ты связал свою жизнь с лесом?
- Я не открою Америки, если скажу, что природа - это музыка и поэзия, - начал он. - Однажды в Белоруссии еще мальцом я услышал песню жаворонка. Он заливался так, что я готов был слушать его бесконечно. Я переменил место, гляжу - он опять висит надо мной и поёт. Для меня, значит, старается...
Рассказчик прервался, чтобы налить себе кружку чаю.
- Как вдруг, откуда ни возьмись ястреб, - продолжал он. - Подкрался, сложил крылья и комом на певца. Компот да не тот. По скорости полёта жаворонок уступает ястребу, но зато какая у него маневренность. Ястреб так и долетел камнем чуть не до земли. Ищи теперь добычу. Нашел. И уже в открытую пустился за крошкой. Я переживаю, бегаю за ними, но они так увлеклись, что не замечают меня. Жаворонок нырь - ястреб мимо! Жаворонок в сторону - ястреб мимо! Певец заметно ослаб. Что делать? Тогда он повёл врага над самой землёй. Потом рванулся ввысь и снова спикировал. Коснувшись травы, сделал наиловчайшим образом мертвую петлю и под самым брюхом ястреба просвистел вверх. Ястреб на большой скорости ткнулся головой в землю. Пока оправился от удара, жаворонка и след простыл, как в воду канул.
Мой рассказчик выплеснул из кружки осадок от заварки и снова наполнил её горячим чаем.
Тут послышался за моей спиной сильный хлопающий шум, и я испуганно вскочил на ноги и с опаской оглянулся в сторону леса. Он весело рассмеялся:
- Не бойся. Медведь, прежде чем схватить за воротник, поздоровается. Добавить тебе ещё чайку? Лей - не жалей! Если надо будет, мы еще заварим.
Неожиданно выскочил огромный заяц-беляк и пропахал мягкий снег почти рядом с нашим костром. Я снова привстал, схватившись за ружьё, но опоздал - заяц уже скрылся в лесу. И Моисеич снова весело рассмеялся, утешил меня:
- Не переживай. Такого шустрого зайца и я бы не остановил. Вообще-то, мы не всегда правы, когда думаем, что заяц обязательно трусливый...
Моисеич рассказал, как он однажды наблюдал за необычным зайцем, который храбро вступил в борьбу с ястребом. Заяц мирно лакомился осиновой корой, когда разбойник выследил его. Пришлось косому оставить лесок и пуститься вприпрыжку к развалинам. Но ястреб, видно, уже не впервые вёл разведку: обогнал хитреца и уже поджидал его на останках дома. Заяц назад - не вышло. Тогда он заверещал, лёг на спину и в тот самый момент, когда ястреб кинулся на него, с невероятной силой и резкостью деранул задними лапами - все внутренности птицы вывалились наружу.
- Всякий зверь по-своему хитер, у каждого есть свой незаменимый козырь, которым он спасается в трудную минуту...
Моисеич встал, огляделся. Красота вокруг была сказочная. В этот момент я завидовал Моисеичу, умеющему ничего не упустить в окружающей нас красоте.