Особая миссия

Галина Айзенштадт
   Из цикла "Библейский сезам"

  Судя по тем сведениям, которые дошли до наших времен, жрецы в древнем обществе играли не только важную, но чаще всего - определяющую роль. Их боялись даже фараоны, и неудивительно, что Моисей, вывевший евреев из Египта, воспользовался именно таким опытом.
  Да, сам он был вождем, своего рода царем над вышедшими, и ему подчинялись все, в том числе и Аарон, которого он назначил главным коэном (жрецом). Но поскольку оба были братьями и происходили из колена Левия (Леви), то по сути Моисей был и  "главнейшим коэном", тем более, что именно он, с "подачи" Бога, устанавливал и разъяснял народу основные заповеди и законы будущей религии. Можно сказать, что "государство" и религия были неотделимы.
  Так продолжалось до оседания на земле Ханаанской. Все колена, за исключением Божьего, то есть, Левия, получили наделы. Левитов  должен был кормить народ, давая десятину от своего дохода. Может быть, на первых порах это правило соблюдалось, но потом, судя по библейским сюжетам, сошло на нет. Левиты скитались в поисках работы и часто голодали.
  Здесь надо добавить, что большинство левитов были "обыкновенными смертными" и не относились к роду коэнов. Коэнами считались и считаются лишь потомки Аарона. Левиты же были у них в подчиненном положении, прислуживая им во время службы в скинии ( не отсюда ли появилась и пословица "Бог неровно делит"? Узкому кругу левитов дана была огромная власть, остальным - никакой и полное бесправие).
  Но и коэнам пришлось явно не сладко в период разъединенности израильских колен. Влиять на народ так, как влияли они во время сорокалетних скитаний, они уже не могли в силу сложившихся условий жизни. К тому же, израильтяне быстро и, вероятно, с большим облегчением, вновь обратились к привычным  языческим богам, более близким им и понятным.
  И только во времена царя Единого царства Давида коэны вновь призываются на служение, и им вновь вручена верховная власть. Но исключительно в пределах, выражаясь по-современному, своих полномочий. Царь Давид, видимо, и помыслить не мог о том, чтобы с кем-то разделять свою власть. Он лично определил функции потомков Аарона, которые должны были вести службы у Ковчега Завета, а также других членов колена Левия - певцов, привратников, заведующих различными службами.
  Потомки сыновей Моисея  Гирсона и Елиезера тоже получили назначения. Шевуил из рода Гирсона стал главным смотрителем за сокровищницами.
  Щелумиф, потомок Елиезера (пятое поколение), и его братья, смотрели за всеми сокровищницами ПОСВЯЩЕННЫХ вещей, которые посвятил Давид и главы семейств, и тысяченачальники, стоначальники и предводители войска.
  Эти вещи, завоеванные и добытые во время войн, определялись на поддержание дома Господня. Там были и вещи, пожертвованные пророком Самуила, Саулом, военачальником Авениром и другими важными персонами.
  Кроме того, еще один потомок Елиезера ( у Елиезера, в отличие от Гирсона, было много сыновей; у Гирсона - всего  один), Ханания с сыновьями, были "определены  на внешнее служение у Израильтян, писцами и судьями".
  Соломон, построив Храм, соблюдал все правила служения коэнов и левитов, установленные его отцом Давидом. Их старались придерживаться  и в последующее время, пока существовали оба Храма.
  По сути, священнослужители в ту пору не играли столь доминирующей роли, как во времена Моисея, а зависели от царя и его воли. Он как бы решительно указал им на их место, отделив религию от государства. Влезать в государственные дела и навязывать свою волю царю они не имели не то что права,- не смели.
  Может быть, именно в этой "исторической обиде" кроется противодействие многих раввинов идее сионизма, с которой выступил Теодор Герцль. После гибели Иудейского царства, разрушения второго Храма и появления института раввинов священнослужители стали вновь играть особую роль в жизни еврейского народа.  Раввины , то есть духовные учителя и просветители, уже необязательно должны были принадлежать к роду коэнов ( хотя к потомкам Аарона и поныне весьма трепетное отношение). Зачем им государство, которое вновь вернет их в подчиненное положение ( страхи их не оправдались, в Израиле они живут, как хотят и считают нужным)?
  Герцль, воспитанный на немецкой культуре, и далекий от реалий еврейской жизни, был изумлен тем, сто раввины, к которым он обратился с идеей воссоздания государства, не только не поддержали его, а стали его врагами.
  Да и высказался Герцль в своей книге "Еврейское государство"  о раввинах и религии весьма противоречиво. В одном месте:"В каждой группе должен непременно быть раввин... Пусть вера наших отцов опять соединит нас воедино..., ибо только благодаря ей мы знаем друг друга, несмотря на то, что давным давно уже безвозвратно переняли языки тех национальностей, у которых мы наши приют". В другом:"Религия, знай свое место".
  А, произнося в январе 1899 года тост в честь своего друга и соратника Нордау тост, повторил его слова о противниках сионистской идеи:"По известному изречению, с большим трудом пройдет в царство небесное, нежели верблюд в булавочное ушко (имелся в виду "злой миллионер", который не хотел давать деньги на осуществление замысла Герцля).
  В это царство не войдет и протестующий раввин, фигура, достойная  "величайшего удивления".
  По этим словам видно, что учение Христа было близко Герцлю, как и Нордау. Одно время Герцль даже носился с идеей перехода молодых евреев в христианство:это, на его взгляд, поможет избавиться от антисемитизма. "Мы, стойкие, образовали бы переходное поколение, оставаясь верными религии своих отцов. Молодых сыновей, однако, следует превратить в христиан, пока они еще не достигли возраста собственных решений, когда крещение выглядит как трусость или карьеризм".
  Из этой затеи, разумеется, ничего не вышло. Хотя бы потому, что в религиозной еврейской семье ни сын, ни дочь,  особенно в те времена, никогда  не пошли бы против традиций и воли родителей. Да и папа Римский, к которому за помощью обращался Герцль, сказал ему:"Вы не имеете ни возможности, ни права - сделать это".
  Как из сора нередко рождаются замечательные стихи ( по выражению Ахматовой), так и из такой вот "каши" в голове Гецля родилась вполне жизнестойкая идея воссоздания еврейского государства. А, главное, реализованная на практике.
  Такие вот бывают чудеса на свете...