Ключи превосходства

Евгений Габелев
«Мы обладаем лишь той властью, которую за ними признают»
Огюст Кератри

Герой на пьедестале. Пример достоинства или искушение властью? Лидерство многолико. Одни  уподобляют его чудовищу. Для других это вершина трудного пути. Награда за подвиг и риск. Крепки нити, связавшие ведущих с ведомыми. Для чего сплетают их души из века в век? Чем приходится платить за место на вершине, и всякому ли стоит стремиться его занять?

Рождение героя
«Чистая совесть, дерзающая утверждать себя, есть высшая власть»
Ромен Роллан

Приковать к себе взор - лишь вопрос решимости. Рождается она наличием цели и страстным желанием. Масштаб задач значения не имеет. Великое и малое часто требуют равных усилий. Можно стремиться изменить мир. Или просто достичь благосостояния. Открыть путь в далекие страны, или совершить отмщение врагам. Руки примут любые планы, и не их вина если цель выбрана опрометчиво.

Намерение способно запустить процесс. Чтоб право вести за собой признали многие, придется постараться. Терпение, воля и труд, соединившись в едином порыве, способны в равной мере рождать гениев и чудовищ. При этом результат никогда не известен заранее. Загадка власти породила немало теорий. Попытки найти порядок в многообразии отношений героев и поклонников редко дают результат.

Древние полагали, что всему причиной сила, содержащаяся в избранных небом. Источник ее в воле богов и праве рождения. Власть нисходила словно луч света, и освящалась обрядом. Тайное могущество пытались обрести с помощью формул и ритуалов. Искусство алхимии имело цель раскрыть секрет вечной жизни и абсолютной власти, что выражалось в символике золота и философского камня.

В век просвещения полагали корнем всего общественный договор. Добровольное согласие людей подчиняться мудрым и смелым. Отсюда произошла теория врожденных качеств. Однако ген власти до сих пор не обнаружен, как и предрасположенность к героизму от рождения. Сторонники идей генетического превосходства погубили многих, но ничего не доказали. Кроме необходимости быть осторожнее с философскими фантазиями.

Единственный вывод из исторических коллизий в том, что человек верящий в свою правоту может быть очень убедителен. Совершенно независимо от обоснованности позиции и здравого смысла. Так появилась теория иррационального лидерства. Согласно ей, власть обеспечивает не разум, а способность поступать ему вопреки. Отсюда деструктивное, а часто и самоубийственное поведение многих, достигших вершин.

Психоанализ нашел исток подчинения в детстве. Повзрослев, человек хочет вернуться в состояние опекаемого ребенка. Ради того наделяя других властью над собой. Ища в них замену родителей. Вознесенные на пьедестал полубоги становятся объектом фантазий. Но мечты тщетны, и остается полагаться на себя. Граница меж массой и героем проходит не в обществе, но в каждом из нас. Выделяют до двенадцати процессов, рождающих власть и превосходство.

Лики власти
«Искусство управления состоит в искусстве быть честным»
Томас Джефферсон

Власть силы. Власть вождя, могучего и грозного. Самая простая и первичная связь лидера и ведомого. Источник ее есть явное, либо предполагаемое превосходство в силе и готовность ее при необходимости применить. Сила подразумевает как возможность наказывать за неподчинение, так и защиту от внешних врагов. С этого начинается любое государство.

Власть мудрости. Превосходство силы заменяется торжеством ума. Это власть знания, или того, что за него выдается. Мудрый и обладающий опытом может указать решения проблем, поставить задачи, предупредить об ошибках и уберечь от бед. Это власть старейшин и жрецов. Часто она переносится с основателя на его учение и учеников.

Власть эксперта. Эксперт – носитель знания, умения или силы в конкретной области и контексте. Такова власть врача над больным и инженера над рабочим. Это власть мастера, специалиста и умельца. Действует лишь внутри границ компетенции своего носителя, разрушаясь при их пересечении. Поддерживается мастерством и репутацией.

Власть красоты. Следствие неудержимого стремления к счастью. Включает в себя страх утраты и стремление обладать объектом страсти. Властитель дум не обязательно красив, и чаще лишь отражает фантазии поклонников об идеальной личности. Эта власть возникает и проявляется спонтанно, и не поддается логическому контролю.

Власть желания. Возникает из потребности в том, чем владеет другой. У владельца появляется право предоставить желаемое, либо лишить его. Такова власть работодателя над сотрудником, доминирование в личных отношениях, и любой произвол обладателя отсутствующих в свободном доступе ресурсов над потребителем.

Власть привычки. Воспроизведение прошлых действий и чувств. Каждое новое повторение делает их власть все более сильной. Ситуация может измениться, но привычка подчиняться без всякого внешнего принуждения охраняет сама себя. Ситуация типична для неформального лидерства и длительных отношений.

Власть обычая. Закон это памятка для забывчивых. Скрытое напоминание об угрозе и обещание защиты. Опирается на пример старших и привычку к повиновению. Обычай часто воплощаются в фигуре своего толкователя. В разумном случае закон обладает независимой от своих отправителей сущностью и властью.

Власть группы. Опирается на социальные инстинкты. Потребность принадлежать, быть частью одного племени. Получать общение и защиту. Заботиться о других и гордиться их успехами. Это заставляет человека стремиться к членству в обществе и дорожить им. Отсюда власть группы над личностью, обычно присеваемая ее лидерами.

Власть доверия. Власть, исходящая от признанного обладателя статуса. Передается лицам, являющимися его представителями и помощниками. Власть такого рода не является собственным качеством ее носителя и не принадлежит ему, но осуществляется именем передавшей ее силы и отправляется в ее интересах.

Власть ситуации. Когда кто-то должен взять инициативу, власть приобретает тот, кто сделает это первым. Она проистекает из решимости принять на себя ответственность. Возникновение ее характерно для критических ситуаций, при потере обычного руководства, или в неорганизованных группах. Это власть самых смелых.

Власть подобия. Власть, рождаемая иллюзией сходства. Носитель ее производит впечатление имеющего власть. Он говорит, двигается, приказывает как имеющий все основания к тому. И этого часто оказывается вполне достаточно. Самоуверенность очаровывает и заставляет подчиняться многих. Даже при наличии сомнений.

Власть убеждения. Люди встречаются и договариваются о нормах и правилах игры. Они сами становятся источником власти над собой и своим будущим. В отличие от власти обычая, привычки и группы, договор сам создает новую традицию и общность. Это власть коллективного разума. Хотя он не всегда оказывается лучшим выразителем мудрости.

Рецепты лидеров
«Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства»
Василий Ключевский

Чем больше ключей власти собрано воедино, тем она сильней. Абсолютная власть требует всех сразу. Древние тираны мечтали править думами, вызывать любовь и наводить страх. Считаться учителями мудрости и вести свой род от богов. Вершить подвиги и диктовать законы. Господство их было непререкаемым. Но смертный не обладает всеведением божества. Ноша высшего существа не по плечу никому.

Разумный лидер знает, где остановиться. И не спешит гневить богов. Но не страдает и робостью, осознавая масштаб собственной личности. Принимая с тем ответственность за влияние на судьбы других. А иногда и на весь ход истории. Он понимает, что будет судим за все. Каждое слово и жест, слабость и увлечение, подвергнутся публичному анализу. И мало что удастся скрыть от глаз будущих исследователей.

При этом единодушия потомков не добиться. Найдутся и поклонники злодеев, и обличители героев. Ни в одной культуре не бывает общей для всех оценки исторических фигур. Суждение всегда субъективно. И часто больше говорит о личности судящего, чем об оцениваемом. Потому лидер должен уметь дистанцироваться от эмоций. Отринуть желание нравиться всем и мечту оставить после себя добрую память.

Верность себе и своей цели, единственный путь сохранить право вести за собой. А грядущие поколения все равно будут судить нас по своим, а не по нашим законам. Ни один провидец не предскажет тренды следующего века. Куда важней позаботиться о современниках. А потерять их уважение легко. Заставить уважать себя можно последовательностью и честностью. В том числе умением признавать ошибки.

Быть человеком есть лучшее из лидерских качеств. Остальные могут проявляться в разной мере в самых причудливых сочетаниях. На лидера играет эффект ореола, свойство видеть в обладателе важных для нас достоинств все прочие совершенства. Красивых часто считают более умными, а умных добрыми и волевыми. Это похоже на влюбленность, когда объект страсти наделяется всеми мыслимыми преимуществами.

Власть подобна ауре, окутывающей обладателя сияющим коконом. Веками она была подателем благ, источником знаний, защитником и хранителем традиций. Сегодня ее роль становится более практичной. Зрелый разум все реже ищет заступников и вождей. Современный человек не слишком нуждается в героях. Но подлинное величие и реальный подвиг остаются навсегда. И достойным в любые времена найдется место в сердцах и на пьедесталах.